Если обратиться к истории так называемых jukebox musicals (1) – мюзиклов, составленных не из оригинальных (специально сочинённых композитором и автором либретто) песен, а из готовых хитов, обнаружится занятная закономерность. Кинематографисты практиковали такой подход давно (среди первых опытов упоминают «Янки Дудл Денди» /1942/ и «Встреть меня в Сент-Луисе» /1944/), чутко реагируя на меняющиеся запросы зрителей, массово увлекавшихся, скажем, рок-н-роллом или ритм-энд-блюзом. Со сценическими же представлениями всё обстояло не так гладко: соответствующая традиция уходит корнями максимум в середину 1970-х, причём интерес как творцов, так и публики нарастал сравнительно неспешно (достиг пика лишь на заре XXI века). Знаменательно, что творчество группы ABBA уже тогда было помещено на один уровень с наследием The Beatles и Элвиса Пресли; в данном случае несущественно, что «АББАкадабра» /1983/ предназначалась, скорее, для юной части аудитории (в отличие от ревю «Битломания» /1977/ и «Элвиса» /1977/). И популярность шведского квартета по-прежнему, несмотря ни на что, остаётся поразительно высокой.
Поначалу идея выпустить продолжение картины Филлиды Ллойд, основанной на лондонской постановке (премьера состоялась в апреле 1999-го на Вест-Энде, в театре «Принц Эдуард»), настраивала, не скрою, не скептический лад. Запас немеркнущих шлягеров Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона не бесконечен – и избежать повторного использования уже прозвучавших композиций (Waterloo, I Have A Dream, Super Trouper и т.д.) действительно не получилось. Мало того, настораживает отсутствие Мерил Стрип – и даже закрадывается подозрение, что выдающаяся (с блеском справляющаяся абсолютно с любой ролью!) актриса, принципиально отказывавшаяся сниматься в сиквелах на протяжении долгой карьеры, не пожелала делать исключение и на сей раз. Впрочем, её чудесное появление под занавес в обличии Донны, словно спустившейся с небес на бренную землю, чтобы благословить дочку, рассеивает опасения. Ол Паркер если и уступил предшественнице, то, право, несильно. Особо отметим вклад Ричарда Кёртиса (между прочим, жаль, что не занял режиссёрское кресло), чьё уникальное умение выстраивать остроумные, сложные, будто следующие прихотям изменчивой планиды сюжеты, безусловно, чувствуется. Вместо мощной «рок-волны» (как в России перевели название его комедии о пиратской радиостанции, вещающей из открытого моря) нас – вслед за персонажами – словно подхватывает прибой зажигательных мелодий диско.
Такого рода метафоры возникают в уме неспроста. Мелькнувший на приглашении на торжественное повторное открытие гостиницы, которое собирается послать по почте Софи, адрес Epstein Martin служит, конечно же, намёком на упомянутых выше «битлов» (точнее, на их менеджера Брайана Эпстайна и продюсера Джорджа Генри Мартина). Это лишний раз доказывает, что противопоставление разных жанров и направлений в музыке надуманно, особенно когда речь идёт о произведениях, переживших своё время, неувядающих, находящих всё новых и новых поклонников. Вот и фабула строится на стремлении соединить, говоря высоким слогом, распавшуюся связь времён. Рассказ о девушке, «дочери троих отцов», столкнувшейся с теми же организационными трудностями, что когда-то стоически преодолела её мама, перемежается историей самой Донны (в исполнении Лили Джеймс, дальней родственницы Мерил), не подозревавшей, что обретёт счастье вдали от суеты цивилизации – на солнечном, живописном греческом острове. То есть вторая часть является формально и сиквелом, и приквелом оригинальной ленты – подобно тому, как «Крёстный отец 2» /1974/ повествовал о дальнейшем криминальном пути Майкла и вместе с тем знакомил с бурной молодостью его родителя Вито Корлеоне. Параллели в судьбах женщин возникают неожиданные, но куда как красноречивые.
Раз уж разговор зашёл о незримых нитях, тянущихся, презрев километры и годы, от одной человеческой жизни к другой, нельзя отдельно не остановиться на личности Шер. Можно, конечно, посмеяться над тем, что легендарная певица (и далеко не только певица) всего на три года старше Стрип, причём в остросоциальной драме «Силквуд» /1983/ они, помнится, изображали лучших подруг и соседок по убогому жилищу, почти ровесниц. Да и Шерилин Саркисян Лапьер Боно Оллмэн мало похожа на бабушку… Однако для Паркер, по-видимому, было принципиально, чтобы душещипательный сингл Fernando, знакомящий с ещё одной романтической тайной семейства Шеридан, спела (спела в собственной, неповторимой манере, вовсе не пытаясь подражать вокалистке Анне-Фрид Лингстад) «звезда», сразившая меломанов – в тандеме с тогдашним супругом Сонни – задолго до рождения феномена ABBA. Встреча двух сердец, потерявших друг друга из виду на несколько десятилетий, не просто трогательна. Она ещё и символизирует примирение разных поколений, чему прежде неиссякаемый бунтарский запал шестидесятников явно мешал. Любопытно и то, что именно Шер настояла на приглашении в партнёры Энди Гарсиа, прекрасно освоившегося в амплуа «латинского любовника», стареющего, но неизменно доказывающего: есть ещё порох в пороховницах.
Завидный успех фильма, обошедшегося в производстве недёшево (бюджет составил $75 млн.), но быстро окупившего затраты, не вызывает удивления. Мы волей-неволей уподобляемся лирической героине песни Mamma Mia!, обескураженно констатирующей: «Опять за старое, // Как я могу тебе сопротивляться?» Естественно, Гарри Брайт и Билл Андерсон решительно забросили важные дела – и отправились к ненаглядной Софи. Вот и зрители в кинозале, кажется, готовы незамедлительно пуститься в пляс, присоединившись к толпам танцующих (на берегу и… прямо на палубе яхт, плывущих на празднество) под Dancing Queen. Пусть серьёзные проблемы (вроде глобального финансового кризиса, нанёсшего ощутимый удар и по Греции, вынудив местных рыбаков просиживать в таверне днями напролёт) останутся там, в неспокойном внешнем мире, – хотя бы на те без малого два часа, что длится сеанс.
__________
1 – Jukebox – это музыкальный автомат, позволяющий любому желающему, опустив монетку, выбрать шлягер по своему вкусу.
8
,3
2018, Мюзикл
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если обратиться к истории так называемых jukebox musicals (1) – мюзиклов, составленных не из оригинальных (специально сочинённых композитором и автором либретто) песен, а из готовых хитов, обнаружится занятная закономерность. Кинематографисты практиковали такой подход давно (среди первых опытов упоминают «Янки Дудл Денди» /1942/ и «Встреть меня в Сент-Луисе» /1944/), чутко реагируя на меняющиеся запросы зрителей, массово увлекавшихся, скажем, рок-н-роллом или ритм-энд-блюзом. Со сценическими же представлениями всё обстояло не так гладко: соответствующая традиция уходит корнями максимум в середину 1970-х, причём интерес как творцов, так и публики нарастал сравнительно неспешно (достиг пика лишь на заре XXI века). Знаменательно, что творчество группы ABBA уже тогда было помещено на один уровень с наследием The Beatles и Элвиса Пресли; в данном случае несущественно, что «АББАкадабра» /1983/ предназначалась, скорее, для юной части аудитории (в отличие от ревю «Битломания» /1977/ и «Элвиса» /1977/). И популярность шведского квартета по-прежнему, несмотря ни на что, остаётся поразительно высокой. Поначалу идея выпустить продолжение картины Филлиды Ллойд, основанной на лондонской постановке (премьера состоялась в апреле 1999-го на Вест-Энде, в театре «Принц Эдуард»), настраивала, не скрою, не скептический лад. Запас немеркнущих шлягеров Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона не бесконечен – и избежать повторного использования уже прозвучавших композиций (Waterloo, I Have A Dream, Super Trouper и т.д.) действительно не получилось. Мало того, настораживает отсутствие Мерил Стрип – и даже закрадывается подозрение, что выдающаяся (с блеском справляющаяся абсолютно с любой ролью!) актриса, принципиально отказывавшаяся сниматься в сиквелах на протяжении долгой карьеры, не пожелала делать исключение и на сей раз. Впрочем, её чудесное появление под занавес в обличии Донны, словно спустившейся с небес на бренную землю, чтобы благословить дочку, рассеивает опасения. Ол Паркер если и уступил предшественнице, то, право, несильно. Особо отметим вклад Ричарда Кёртиса (между прочим, жаль, что не занял режиссёрское кресло), чьё уникальное умение выстраивать остроумные, сложные, будто следующие прихотям изменчивой планиды сюжеты, безусловно, чувствуется. Вместо мощной «рок-волны» (как в России перевели название его комедии о пиратской радиостанции, вещающей из открытого моря) нас – вслед за персонажами – словно подхватывает прибой зажигательных мелодий диско. Такого рода метафоры возникают в уме неспроста. Мелькнувший на приглашении на торжественное повторное открытие гостиницы, которое собирается послать по почте Софи, адрес Epstein Martin служит, конечно же, намёком на упомянутых выше «битлов» (точнее, на их менеджера Брайана Эпстайна и продюсера Джорджа Генри Мартина). Это лишний раз доказывает, что противопоставление разных жанров и направлений в музыке надуманно, особенно когда речь идёт о произведениях, переживших своё время, неувядающих, находящих всё новых и новых поклонников. Вот и фабула строится на стремлении соединить, говоря высоким слогом, распавшуюся связь времён. Рассказ о девушке, «дочери троих отцов», столкнувшейся с теми же организационными трудностями, что когда-то стоически преодолела её мама, перемежается историей самой Донны (в исполнении Лили Джеймс, дальней родственницы Мерил), не подозревавшей, что обретёт счастье вдали от суеты цивилизации – на солнечном, живописном греческом острове. То есть вторая часть является формально и сиквелом, и приквелом оригинальной ленты – подобно тому, как «Крёстный отец 2» /1974/ повествовал о дальнейшем криминальном пути Майкла и вместе с тем знакомил с бурной молодостью его родителя Вито Корлеоне. Параллели в судьбах женщин возникают неожиданные, но куда как красноречивые. Раз уж разговор зашёл о незримых нитях, тянущихся, презрев километры и годы, от одной человеческой жизни к другой, нельзя отдельно не остановиться на личности Шер. Можно, конечно, посмеяться над тем, что легендарная певица (и далеко не только певица) всего на три года старше Стрип, причём в остросоциальной драме «Силквуд» /1983/ они, помнится, изображали лучших подруг и соседок по убогому жилищу, почти ровесниц. Да и Шерилин Саркисян Лапьер Боно Оллмэн мало похожа на бабушку… Однако для Паркер, по-видимому, было принципиально, чтобы душещипательный сингл Fernando, знакомящий с ещё одной романтической тайной семейства Шеридан, спела (спела в собственной, неповторимой манере, вовсе не пытаясь подражать вокалистке Анне-Фрид Лингстад) «звезда», сразившая меломанов – в тандеме с тогдашним супругом Сонни – задолго до рождения феномена ABBA. Встреча двух сердец, потерявших друг друга из виду на несколько десятилетий, не просто трогательна. Она ещё и символизирует примирение разных поколений, чему прежде неиссякаемый бунтарский запал шестидесятников явно мешал. Любопытно и то, что именно Шер настояла на приглашении в партнёры Энди Гарсиа, прекрасно освоившегося в амплуа «латинского любовника», стареющего, но неизменно доказывающего: есть ещё порох в пороховницах. Завидный успех фильма, обошедшегося в производстве недёшево (бюджет составил $75 млн.), но быстро окупившего затраты, не вызывает удивления. Мы волей-неволей уподобляемся лирической героине песни Mamma Mia!, обескураженно констатирующей: «Опять за старое, // Как я могу тебе сопротивляться?» Естественно, Гарри Брайт и Билл Андерсон решительно забросили важные дела – и отправились к ненаглядной Софи. Вот и зрители в кинозале, кажется, готовы незамедлительно пуститься в пляс, присоединившись к толпам танцующих (на берегу и… прямо на палубе яхт, плывущих на празднество) под Dancing Queen. Пусть серьёзные проблемы (вроде глобального финансового кризиса, нанёсшего ощутимый удар и по Греции, вынудив местных рыбаков просиживать в таверне днями напролёт) останутся там, в неспокойном внешнем мире, – хотя бы на те без малого два часа, что длится сеанс. __________ 1 – Jukebox – это музыкальный автомат, позволяющий любому желающему, опустив монетку, выбрать шлягер по своему вкусу.