Тинейджерская мелодрама "Жизнь за год" режиссера из Восточной Европы Мити Окорна ("Планета синглов", "Письма к М."), пробующего силы уже в голливудском дебюте, принадлежит к числу тех проектов, где главной составляющей является предсказуемость сюжета. По-своему это не так плохо, когда речь идет о ленте, в которой молодая главная героиня (Кара Делевинь, сериал "Карнивал Роу", "Валериан и город тысячи планет") смертельно больна и пытается бодро держаться, когда понимает, что ее дни сочтены. Просмотр фильма Окорна в итоге ожидается в хорошо организованный психотерапевтический сеанс, где трагическая романтика экранной истории Уилла Мэтьюза (сериал "Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления") стремится к погружению зрителей в грусть и меланхолию, но никогда при этом не оставляет мысли о том, что все происходящее - не более чем постановка. Колоссальный успех комедийной "Планеты синглов" в польском прокате обратил внимание четы Джады Пинкетт и Уилла Смитов на того самого парня, который мог дать еще одну порцию свежей крови для Голливуда и привнести новый, еще более сентиментальный, настрой в ленту, способную в третьем акте стать настоящей слезомойкой. Продюсерская пара Смитов тут же пристроила собственное, не лишенное талантов чадо (Джейден Смит, "После нашей эры") на главную мужскую роль, и работа над проектом, собирающим в себя всевозможные модные штампы и клише, закипела несколько лет назад. В итоге работа Окорна в этом году не стала лидером тренда о драмах взросления, но и не затерялась среди недавних подобных фильмов, например, "Химические сердца" Ричарда Танна и "Молочные зубы" Шеннон Мерфи выглядят более уверенно, но не выходят на линию абсолютных шедевров года. Обилие лент с концептом, где любовь несчастна по определению и уже обречена в первом акте, в каком-то смысле фиксирует общую идею о том, что гораздо проще развивать эмоциональный интеллект и эмпатию глядя на чужие ошибки и чужое горе. Вне всяких сомнений, созданием проекта двигал холодный продюсерский расчет и желание поднять при помощи недорогого производства некоторое количество прибыли на волне успеха "До встречи с тобой" Теа Шэррок. Однако у работы Окорна есть один несомненный козырь - лента ставит под сомнение традиционные американские ценности, воспевает фриков и глумится над проблемой отцов и детей. Поэтому "Жизнь за год" очень похожа по своему содержанию и настроению на взрослеющего подростка, настроение ленты очень часто меняется в широкой амплитуде, а это приводит к перегруженности эмоциями и не дает заскучать зрителям.
Уже с первых кадров "Жизнь за год" Окорна намекает на причины конфликта, которые будут двигать ленту и давать ей ожидаемый драматический кислород. Ранним утром дисциплинированный и системный Дарин (Джейден Смит), темнокожий выпускник старшей школы из Питтсбурга, выходит на пробежку, которая больше всего похожа на еще один шаг к его американской мечте - поступлению в престижный Гарвард. С одной стороны, герой Смита - гордость школы, спортсмен и парень, который постоянно под давлением отца ставит для себя максимально высокие жизненные цели. С другой - Дарину нравится хип-хоп, он представляет себя рэпером, постоянно импровизирует с речитативами, но шоу-бизнес для него является куда более рискованным предприятием, чем, скажем, карьера юриста после окончания Гарварда. Строгий и непроницаемый Ксавьер (Кьюба Гудинг младший, "Болотная икра", "Жизнь короля"), отец Дарина, пожалуй, даже слишком одержим идеей плана, который он разработал для своего единственного сына. Очевидно, что сценарий Уилла Мэтьюза уже в первом акте закладывает мину замедленного действия и концентрирует внимание на том, что для характера Смита учеба в престижном Гарварде является скорее способом проявления уважения к настойчивости отца, который всего достиг в жизни своим трудом и вынырнул в средний класс с самого дна нищеты. Постановщик постоянно показывает как главный герой мечется между хорошим жизненным планом от Ксавьера и желанием самостоятельно решать что и как он будет делать дальше после окончания школы. От своих друзей Сэмми (ДжиТи Нил, "Спасатели Малибу", "Сьерра Берджесс — неудачница") и Киран (Стоуни Блайден, "Надежда умирает последней", "Чувак"), своим поведением напоминающим в кадре второй состав "Американского пирога", протагонист узнает, что в Питтсбурге будет выступать с бесплатным концертом одна из хип-хоп-звезд. Однако вечером из-за ажиотажа, возникшего на входе перед клубом, троица оказывается за пределами выступления и готова пойти на любые ухищрения лишь бы оказаться в толпе тех, кто будет внимать биту и текстам своего кумира. Яркая девушка Изабель (Кара Делевинь) с голубыми волосами обещает провести парней на шоу за определенную мзду, но после конфликта с охранником рэпера выясняется, что она - совсем не та, за кого себя выдавала еще несколько минут назад. Сердце персонажа Смита уже разбито, и он начинает поиски быстро исчезнувшей незнакомки в соцсетях, теряет всякую надежду и неожиданно встречает Изабель за прилавком в кафе, где продают мороженое и где музыкально подкованный персонал исполняет фирменные номера всякий раз, когда в копилке звенят очередные чаевые.
При более смелом редактировании и разработке экранных арок "Жизнь за год" Мити Окорна вполне могла стать одним из хитов инди-фестивалей типа "Сандэнса" или "На юг через юго-запад". Собрать в одной ленте темнокожую семью, в которой вырос герой Джейдена Смита, возрастного воспитателя-трансвестита Фила (Крис Д’Елия), девушку с неизлечимой онкологией и тайного хип-хоп продюсера Рона (RZA практически в роли самого себя) означало, что в ленте будут возможны сюжетные твисты, юмор ниже пояса и еще одна история о современных Ромео и Джульетте. Однако очень аккуратное продюсирование со стороны Уилла Смита и специалиста по романтическому жанра Марка Бьенстока ("Идеальное свидание") привело к тому, что лента, рассказывающая о том, как юноша всего за один год учится любить, идти ради любви на невероятные поступки и принимать то, что его девушка Изабель необратимо уйдет из жизни, превратится в эмоциональный маятник, манипулирующий чувствительностью смотрящих. Прозвище "Лопух", которое получает Дарин от героини Делевинь, как нельзя лучше отражает всю его ситуацию, когда нежданно нагрянувшая любовь сводит потенциального и по-своему скучного юного карьериста и облысевшую от химиотерапии красотку из трущоб. Для протагониста его отношения с Изабель становятся не столько выходом из зоны расчетливости и прагматичного комфорта, где согласно установкам отца нужно много работать, стать успешным бизнесменом и вообще продолжить дело семейного личностного роста, сколько предсказуемым освобождением на пути к самому себе. Безусловно, экранная химия между Делевинь и Смитом дает множество интересных сцен и эпизодов, однако апофеозом происходящего становится семейный обед в канун Рождества, знакомство с родителями Дарина, куда Изабель приходит со своим принаряженным в самое экстравагантное платье "папашей"-транвеститом. Последовавший за этим эмоциональный взрыв Ксавьера показывает лицемерие и эмоциональную глухоту тех, кто не может поверить в то, что его сын, его надежда и будущая гордость, связался с какой-то там девицей, брошенной сбежавшей матерью в юном возрасте. Роль Кэтрин (Ниа Лонг, "Банкир"), экранной матери главного героя, во многом скрепляет мир отношений, который, как кажется, летит под откос из-за сына, стоящего на своем и желающего найти свое призвание в качестве рэпера.
Пылающие отношения в "Жизни за год" Окорн показывает через несколько сюжетных узлов, которые последовательно развязываются на протяжении всего действия и окончательно расставляют акценты. Сценарий Мэтьюза максимально эксплуатирует концепт о юных возлюбленных и с тщательностью выпускника киношколы расставляет необходимые акценты, избегая социальных двусмысленностей и переводя все, там, где это позволяет содержание нарратива именно в комедийную плоскость. Ожидание слез от увиденного заставит себя ждать, но в третьем акте постановщик будет нажимать именно на те центры, которые неотвратимо вызовут потоки из глаз вне всякого желания. Немного нехарактерная для Америки красота Делевинь постоянно будет делать ее настоящей инопланетянкой, готовой вот-вот отправиться на небо со слишком скучной и погрязшей в профилактическом беге на месте планеты. Эволюцию отношений Окорн между Дарином и Изабель показывает в очень бодрой динамике, попутно растаптывая все плановые устремления героя Смита по развлечению своей подруги и делая их сознательно фальшивыми. Это приводит к одному из главных парадоксов ленты, стремящейся разорвать в истории множество шаблонов, но выводящей любовь между героями на какую-то новую, гипервысокую орбиту отношений. Хотя сами по себе установки режиссера превосходно работают на простом контрасте и показывают, что характера Смита знакомство с девушкой заставляет очень быстро повзрослеть и научиться принимать решения. Когда действующий по чужим книжным схемам Дарин старается заполнить жизнь Изабель важными на его взгляд, но совершенно ненужными для персонажа Делевинь событиями и воплотить за год шаги типа покупки дома или участия в дне рождения с обязательным задуванием свечей, его возлюбленная действует от противного и ведет юношу напрямую к его освобождению. Глубина послания фильма Окорна будет мотивировать тех, кто привык говорить не своими фразами, жить по чужим схемам и вообще старается всячески избегать столкновений с реальностью, в которой далеко не все так, как об этом пишут в школьных учебниках. Расставание с юностью становится для главного героя в первую очередь расставанием с собственными призраками и иллюзиями ценой физической утраты Изабель, так тоже можно работать в Голливуде и привносить флюиды восточноевропейской эмоциональности в мир, где все жестко стратифицировано и очень часто даже нет возможности для побега. Поэтому "Жизнь за год" по-подростковому импульсивно выступает против умеренности и голосует жизненные сюрпризы, благодаря которым оформляется опыт и адекватное собственное понимание реальности.
8
,8
2020, США, Мелодрамы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Тинейджерская мелодрама "Жизнь за год" режиссера из Восточной Европы Мити Окорна ("Планета синглов", "Письма к М."), пробующего силы уже в голливудском дебюте, принадлежит к числу тех проектов, где главной составляющей является предсказуемость сюжета. По-своему это не так плохо, когда речь идет о ленте, в которой молодая главная героиня (Кара Делевинь, сериал "Карнивал Роу", "Валериан и город тысячи планет") смертельно больна и пытается бодро держаться, когда понимает, что ее дни сочтены. Просмотр фильма Окорна в итоге ожидается в хорошо организованный психотерапевтический сеанс, где трагическая романтика экранной истории Уилла Мэтьюза (сериал "Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления") стремится к погружению зрителей в грусть и меланхолию, но никогда при этом не оставляет мысли о том, что все происходящее - не более чем постановка. Колоссальный успех комедийной "Планеты синглов" в польском прокате обратил внимание четы Джады Пинкетт и Уилла Смитов на того самого парня, который мог дать еще одну порцию свежей крови для Голливуда и привнести новый, еще более сентиментальный, настрой в ленту, способную в третьем акте стать настоящей слезомойкой. Продюсерская пара Смитов тут же пристроила собственное, не лишенное талантов чадо (Джейден Смит, "После нашей эры") на главную мужскую роль, и работа над проектом, собирающим в себя всевозможные модные штампы и клише, закипела несколько лет назад. В итоге работа Окорна в этом году не стала лидером тренда о драмах взросления, но и не затерялась среди недавних подобных фильмов, например, "Химические сердца" Ричарда Танна и "Молочные зубы" Шеннон Мерфи выглядят более уверенно, но не выходят на линию абсолютных шедевров года. Обилие лент с концептом, где любовь несчастна по определению и уже обречена в первом акте, в каком-то смысле фиксирует общую идею о том, что гораздо проще развивать эмоциональный интеллект и эмпатию глядя на чужие ошибки и чужое горе. Вне всяких сомнений, созданием проекта двигал холодный продюсерский расчет и желание поднять при помощи недорогого производства некоторое количество прибыли на волне успеха "До встречи с тобой" Теа Шэррок. Однако у работы Окорна есть один несомненный козырь - лента ставит под сомнение традиционные американские ценности, воспевает фриков и глумится над проблемой отцов и детей. Поэтому "Жизнь за год" очень похожа по своему содержанию и настроению на взрослеющего подростка, настроение ленты очень часто меняется в широкой амплитуде, а это приводит к перегруженности эмоциями и не дает заскучать зрителям. Уже с первых кадров "Жизнь за год" Окорна намекает на причины конфликта, которые будут двигать ленту и давать ей ожидаемый драматический кислород. Ранним утром дисциплинированный и системный Дарин (Джейден Смит), темнокожий выпускник старшей школы из Питтсбурга, выходит на пробежку, которая больше всего похожа на еще один шаг к его американской мечте - поступлению в престижный Гарвард. С одной стороны, герой Смита - гордость школы, спортсмен и парень, который постоянно под давлением отца ставит для себя максимально высокие жизненные цели. С другой - Дарину нравится хип-хоп, он представляет себя рэпером, постоянно импровизирует с речитативами, но шоу-бизнес для него является куда более рискованным предприятием, чем, скажем, карьера юриста после окончания Гарварда. Строгий и непроницаемый Ксавьер (Кьюба Гудинг младший, "Болотная икра", "Жизнь короля"), отец Дарина, пожалуй, даже слишком одержим идеей плана, который он разработал для своего единственного сына. Очевидно, что сценарий Уилла Мэтьюза уже в первом акте закладывает мину замедленного действия и концентрирует внимание на том, что для характера Смита учеба в престижном Гарварде является скорее способом проявления уважения к настойчивости отца, который всего достиг в жизни своим трудом и вынырнул в средний класс с самого дна нищеты. Постановщик постоянно показывает как главный герой мечется между хорошим жизненным планом от Ксавьера и желанием самостоятельно решать что и как он будет делать дальше после окончания школы. От своих друзей Сэмми (ДжиТи Нил, "Спасатели Малибу", "Сьерра Берджесс — неудачница") и Киран (Стоуни Блайден, "Надежда умирает последней", "Чувак"), своим поведением напоминающим в кадре второй состав "Американского пирога", протагонист узнает, что в Питтсбурге будет выступать с бесплатным концертом одна из хип-хоп-звезд. Однако вечером из-за ажиотажа, возникшего на входе перед клубом, троица оказывается за пределами выступления и готова пойти на любые ухищрения лишь бы оказаться в толпе тех, кто будет внимать биту и текстам своего кумира. Яркая девушка Изабель (Кара Делевинь) с голубыми волосами обещает провести парней на шоу за определенную мзду, но после конфликта с охранником рэпера выясняется, что она - совсем не та, за кого себя выдавала еще несколько минут назад. Сердце персонажа Смита уже разбито, и он начинает поиски быстро исчезнувшей незнакомки в соцсетях, теряет всякую надежду и неожиданно встречает Изабель за прилавком в кафе, где продают мороженое и где музыкально подкованный персонал исполняет фирменные номера всякий раз, когда в копилке звенят очередные чаевые. При более смелом редактировании и разработке экранных арок "Жизнь за год" Мити Окорна вполне могла стать одним из хитов инди-фестивалей типа "Сандэнса" или "На юг через юго-запад". Собрать в одной ленте темнокожую семью, в которой вырос герой Джейдена Смита, возрастного воспитателя-трансвестита Фила (Крис Д’Елия), девушку с неизлечимой онкологией и тайного хип-хоп продюсера Рона (RZA практически в роли самого себя) означало, что в ленте будут возможны сюжетные твисты, юмор ниже пояса и еще одна история о современных Ромео и Джульетте. Однако очень аккуратное продюсирование со стороны Уилла Смита и специалиста по романтическому жанра Марка Бьенстока ("Идеальное свидание") привело к тому, что лента, рассказывающая о том, как юноша всего за один год учится любить, идти ради любви на невероятные поступки и принимать то, что его девушка Изабель необратимо уйдет из жизни, превратится в эмоциональный маятник, манипулирующий чувствительностью смотрящих. Прозвище "Лопух", которое получает Дарин от героини Делевинь, как нельзя лучше отражает всю его ситуацию, когда нежданно нагрянувшая любовь сводит потенциального и по-своему скучного юного карьериста и облысевшую от химиотерапии красотку из трущоб. Для протагониста его отношения с Изабель становятся не столько выходом из зоны расчетливости и прагматичного комфорта, где согласно установкам отца нужно много работать, стать успешным бизнесменом и вообще продолжить дело семейного личностного роста, сколько предсказуемым освобождением на пути к самому себе. Безусловно, экранная химия между Делевинь и Смитом дает множество интересных сцен и эпизодов, однако апофеозом происходящего становится семейный обед в канун Рождества, знакомство с родителями Дарина, куда Изабель приходит со своим принаряженным в самое экстравагантное платье "папашей"-транвеститом. Последовавший за этим эмоциональный взрыв Ксавьера показывает лицемерие и эмоциональную глухоту тех, кто не может поверить в то, что его сын, его надежда и будущая гордость, связался с какой-то там девицей, брошенной сбежавшей матерью в юном возрасте. Роль Кэтрин (Ниа Лонг, "Банкир"), экранной матери главного героя, во многом скрепляет мир отношений, который, как кажется, летит под откос из-за сына, стоящего на своем и желающего найти свое призвание в качестве рэпера. Пылающие отношения в "Жизни за год" Окорн показывает через несколько сюжетных узлов, которые последовательно развязываются на протяжении всего действия и окончательно расставляют акценты. Сценарий Мэтьюза максимально эксплуатирует концепт о юных возлюбленных и с тщательностью выпускника киношколы расставляет необходимые акценты, избегая социальных двусмысленностей и переводя все, там, где это позволяет содержание нарратива именно в комедийную плоскость. Ожидание слез от увиденного заставит себя ждать, но в третьем акте постановщик будет нажимать именно на те центры, которые неотвратимо вызовут потоки из глаз вне всякого желания. Немного нехарактерная для Америки красота Делевинь постоянно будет делать ее настоящей инопланетянкой, готовой вот-вот отправиться на небо со слишком скучной и погрязшей в профилактическом беге на месте планеты. Эволюцию отношений Окорн между Дарином и Изабель показывает в очень бодрой динамике, попутно растаптывая все плановые устремления героя Смита по развлечению своей подруги и делая их сознательно фальшивыми. Это приводит к одному из главных парадоксов ленты, стремящейся разорвать в истории множество шаблонов, но выводящей любовь между героями на какую-то новую, гипервысокую орбиту отношений. Хотя сами по себе установки режиссера превосходно работают на простом контрасте и показывают, что характера Смита знакомство с девушкой заставляет очень быстро повзрослеть и научиться принимать решения. Когда действующий по чужим книжным схемам Дарин старается заполнить жизнь Изабель важными на его взгляд, но совершенно ненужными для персонажа Делевинь событиями и воплотить за год шаги типа покупки дома или участия в дне рождения с обязательным задуванием свечей, его возлюбленная действует от противного и ведет юношу напрямую к его освобождению. Глубина послания фильма Окорна будет мотивировать тех, кто привык говорить не своими фразами, жить по чужим схемам и вообще старается всячески избегать столкновений с реальностью, в которой далеко не все так, как об этом пишут в школьных учебниках. Расставание с юностью становится для главного героя в первую очередь расставанием с собственными призраками и иллюзиями ценой физической утраты Изабель, так тоже можно работать в Голливуде и привносить флюиды восточноевропейской эмоциональности в мир, где все жестко стратифицировано и очень часто даже нет возможности для побега. Поэтому "Жизнь за год" по-подростковому импульсивно выступает против умеренности и голосует жизненные сюрпризы, благодаря которым оформляется опыт и адекватное собственное понимание реальности.