Желание прикоснуться к великому иногда оборачивается небрежным похлопыванием классиков по плечу. Отсюда детские анекдоты про Пушкина с Лермонтовым, жалостные куплеты вагонных побирушек про то, как граф Толстой изнАсиловал их «почтенную маму» на сеновале, снова Пушкин, вбежавший в отечественную литературу «на тонких эротических ножках». Отсюда и вышедший на широкий экран первый фильм киносериала по мотивам ранних произведений Николая Васильевича Гоголя «Гоголь. Начало» от Егора Баранова.
Юный Гоголь (Александр Петров) приехал в туманный Санкт-Петербург с родной Полтавщины. Стараниями матери через посредство самого Фаддея Булгарина его устраивают на службу в III Отделение. Он выполняет обязанности писаря, дознаватели надиктовывают ему протоколы осмотра места происшествия. Молодой человек подвержен приступам, во время которых он теряет сознание, но именно в этот момент он проявляет себя как медиум. Благодаря сверхъестественным способностям Гоголь видит события преступления, его рука тут же исписывает лист бумаги странными словами и символами. Однажды свидетелем такого припадка становится Яков Петрович Гуро, знаменитый следователь-важняк (Олег Меньшиков). Благодаря откровениям Гоголя Гуро удается раскрыть по горячим следам убийство. Поэтому, отправляясь в командировку для расследования серии таинственных преступлений, он предлагает Гоголю отправиться с ним. Тот соглашается в том числе и потому, что убийства девушек были отмечены в его родной Полтавской губернии, в деревне Диканька.
Дальше нам рассказывают историю о том, как Шерлок Холмс начал расследование преступлений Джека Потрошителя, а потом понял, что имеет дело с Дракулой. Близ Диканьки орудует таинственный черный всадник, девицы исчезают пачками на протяжении десятилетий. Местный участковый Александр Христофорович Бинх (Евгений Стычкин), судя по прикиду фанат Павла I, не хочет выносить сор из избы и поначалу не горит желанием помогать «федералам». А вот черному всаднику оказывают активное содействие местные ведьмы. Рядом с малороссийским селом (суровые бревенчатые избы вместо крытых соломой беленых мазанок подтверждают, что фильм снимался в Псковской области) с какого-то перепуга обнаруживается добротный европейский замок, в котором обитает, как он сам себя именует, племянник «дяди самых честных правил» Алексей Данишевский с женой Лизой (Таисия Вилкова). Кузнецом на селе, как и полагается в Диканьке, трудится Вакула (Сергей Бадюк). Зато привычную мне с детства Солоху в исполнении Людмилы Хитяевой замещает свиноподобная Хавронья, посмертный грим которой срисован с ведьмы из диснеевской «Русалочки». К сожалению, у нас с авторами картины было разное детство. Фигуры расставлены, начинается партия.
Авторов проекта из команды Александра Цекало наверняка будут упрекать в чрезмерном эклектизме. Оснований для этого они дают массу. Начальный эпизод фильма вызывает невольные ассоциации с тем, что творится сегодня на востоке Украины, но впечатления от колоритной сцены мгновенно нивелируются появлением главного монстра. Этот антрацитово-спинорогий кавалерист авторы откровенно скопипастили с черных всадников из экранизаций Толкиена. И, конечно, неизбежны аллюзии на «Сонную лощину» Ирвинга/Бёртона. Следующий эпизод переносит нас в акунинский Петербург. Расследование убийства блестящим Олегом Меньшиковым, пардон, Эрастом Фандориным… Ах, да: Яковом Петровичем Гуро. Кстати, ближе к концу первой серии нам намекают, что Меньшиков в дальнейшем переквалифицируется не то в Воланда, не то в Мефистофеля. Затем мы переносимся в те самые гоголевские места – в Диканьку и близ ее.
Наверное, снимать российский фильм на Украине сегодня проблематично, но авторам «Гоголя. Начало» стоило бы приложить побольше усилий для создания адекватного местного колорита. Даже откровенно слабый «Вий» 2014 года в отдельных эпизодах смотрится весьма неплохо. Но карнавальная атмосфера гоголевских «страшилок» не дается авторам нынешней экранизации. Откровенно фарсовая свадьба Параськи и Грицко с кормлением поросенка за столом выглядит просто убого, свидание Хавроньи с Поповичем не идет ни в какое сравнение с тем, как показаны в классической экранизации похождения Солохи. Вместо того, чтобы поработать над воссозданием атмосферы гоголевских повестей, авторы стараются напугать зрителя по-настоящему. Но – не с такими дешевыми до пошлости спецэффектами, не с таким провальным гримом.
Для того, чтобы не утратить права говорить о хоть какой-то связи с Гоголем (пусть и по мотивам), создатели сериала периодически рассыпают пригоршни намеков, которые зритель должен найти забавными. Это и упоминание Яковом Петровичем вскользь фамилии Яичница (чтобы Гоголь как-нибудь на досуге «Женитьбу» написал), это и рассказ сыщика про чиновника, доведенного кражей шинели до людоедства (чтобы впоследствии было из какой повести выйти русской литературе). А потом вдруг появляется карикатурный Пушкин со свиным рылом (привет Абраму Терцу!). Натешившись гоголевскими «мотивами», авторы картины соскальзывают в привычную колею, основательно разбитую целыми поколениями создателей ужастиков. Стандарты такой псевдоготики заданы «Братьями Гримм» и «Ван Хельсингом». Так в кадре появляется замок Данишевских. На примере уже упомянутого «Вия» 2014 года можно было бы понять, что попытка сочетания этих гармонично смотрящихся на западном экране вампирских интонаций «а ля Дракула» с южнорусскими историями про ведьм и колдунов удачной быть не может. Снова на те же грабли наступаем. Получился такой плохо взболтанный гоголь-моголь. Все это от спешки. А классика требует к себе уважительного отношения. Это Набоков в своем блестящем эссе «Николай Гоголь» может позволить себе пренебрежительно относиться к раннему творчеству своего героя. Дескать, попса и лубок. Вот «Ревизор» и «Шинель» – другое дело.
В титрах фильма «Гоголь. Начало» я не увидела фамилии Набоков, значит можно ожидать, что сценаристы не только Гоголя попробуют почитать, но и заглянут в русские сказки Афанасьева. Неплохое дополнение к мультикам Диснея получится. Остается только надеяться, что никто из тех, кто приложил руку к созданию фильма «Гоголь. Начало», никогда и ни за что не будет пытаться экранизировать «Ревизора». Или «Шинель».
7
,4
2017, Россия, Приключения
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Желание прикоснуться к великому иногда оборачивается небрежным похлопыванием классиков по плечу. Отсюда детские анекдоты про Пушкина с Лермонтовым, жалостные куплеты вагонных побирушек про то, как граф Толстой изнАсиловал их «почтенную маму» на сеновале, снова Пушкин, вбежавший в отечественную литературу «на тонких эротических ножках». Отсюда и вышедший на широкий экран первый фильм киносериала по мотивам ранних произведений Николая Васильевича Гоголя «Гоголь. Начало» от Егора Баранова. Юный Гоголь (Александр Петров) приехал в туманный Санкт-Петербург с родной Полтавщины. Стараниями матери через посредство самого Фаддея Булгарина его устраивают на службу в III Отделение. Он выполняет обязанности писаря, дознаватели надиктовывают ему протоколы осмотра места происшествия. Молодой человек подвержен приступам, во время которых он теряет сознание, но именно в этот момент он проявляет себя как медиум. Благодаря сверхъестественным способностям Гоголь видит события преступления, его рука тут же исписывает лист бумаги странными словами и символами. Однажды свидетелем такого припадка становится Яков Петрович Гуро, знаменитый следователь-важняк (Олег Меньшиков). Благодаря откровениям Гоголя Гуро удается раскрыть по горячим следам убийство. Поэтому, отправляясь в командировку для расследования серии таинственных преступлений, он предлагает Гоголю отправиться с ним. Тот соглашается в том числе и потому, что убийства девушек были отмечены в его родной Полтавской губернии, в деревне Диканька. Дальше нам рассказывают историю о том, как Шерлок Холмс начал расследование преступлений Джека Потрошителя, а потом понял, что имеет дело с Дракулой. Близ Диканьки орудует таинственный черный всадник, девицы исчезают пачками на протяжении десятилетий. Местный участковый Александр Христофорович Бинх (Евгений Стычкин), судя по прикиду фанат Павла I, не хочет выносить сор из избы и поначалу не горит желанием помогать «федералам». А вот черному всаднику оказывают активное содействие местные ведьмы. Рядом с малороссийским селом (суровые бревенчатые избы вместо крытых соломой беленых мазанок подтверждают, что фильм снимался в Псковской области) с какого-то перепуга обнаруживается добротный европейский замок, в котором обитает, как он сам себя именует, племянник «дяди самых честных правил» Алексей Данишевский с женой Лизой (Таисия Вилкова). Кузнецом на селе, как и полагается в Диканьке, трудится Вакула (Сергей Бадюк). Зато привычную мне с детства Солоху в исполнении Людмилы Хитяевой замещает свиноподобная Хавронья, посмертный грим которой срисован с ведьмы из диснеевской «Русалочки». К сожалению, у нас с авторами картины было разное детство. Фигуры расставлены, начинается партия. Авторов проекта из команды Александра Цекало наверняка будут упрекать в чрезмерном эклектизме. Оснований для этого они дают массу. Начальный эпизод фильма вызывает невольные ассоциации с тем, что творится сегодня на востоке Украины, но впечатления от колоритной сцены мгновенно нивелируются появлением главного монстра. Этот антрацитово-спинорогий кавалерист авторы откровенно скопипастили с черных всадников из экранизаций Толкиена. И, конечно, неизбежны аллюзии на «Сонную лощину» Ирвинга/Бёртона. Следующий эпизод переносит нас в акунинский Петербург. Расследование убийства блестящим Олегом Меньшиковым, пардон, Эрастом Фандориным… Ах, да: Яковом Петровичем Гуро. Кстати, ближе к концу первой серии нам намекают, что Меньшиков в дальнейшем переквалифицируется не то в Воланда, не то в Мефистофеля. Затем мы переносимся в те самые гоголевские места – в Диканьку и близ ее. Наверное, снимать российский фильм на Украине сегодня проблематично, но авторам «Гоголя. Начало» стоило бы приложить побольше усилий для создания адекватного местного колорита. Даже откровенно слабый «Вий» 2014 года в отдельных эпизодах смотрится весьма неплохо. Но карнавальная атмосфера гоголевских «страшилок» не дается авторам нынешней экранизации. Откровенно фарсовая свадьба Параськи и Грицко с кормлением поросенка за столом выглядит просто убого, свидание Хавроньи с Поповичем не идет ни в какое сравнение с тем, как показаны в классической экранизации похождения Солохи. Вместо того, чтобы поработать над воссозданием атмосферы гоголевских повестей, авторы стараются напугать зрителя по-настоящему. Но – не с такими дешевыми до пошлости спецэффектами, не с таким провальным гримом. Для того, чтобы не утратить права говорить о хоть какой-то связи с Гоголем (пусть и по мотивам), создатели сериала периодически рассыпают пригоршни намеков, которые зритель должен найти забавными. Это и упоминание Яковом Петровичем вскользь фамилии Яичница (чтобы Гоголь как-нибудь на досуге «Женитьбу» написал), это и рассказ сыщика про чиновника, доведенного кражей шинели до людоедства (чтобы впоследствии было из какой повести выйти русской литературе). А потом вдруг появляется карикатурный Пушкин со свиным рылом (привет Абраму Терцу!). Натешившись гоголевскими «мотивами», авторы картины соскальзывают в привычную колею, основательно разбитую целыми поколениями создателей ужастиков. Стандарты такой псевдоготики заданы «Братьями Гримм» и «Ван Хельсингом». Так в кадре появляется замок Данишевских. На примере уже упомянутого «Вия» 2014 года можно было бы понять, что попытка сочетания этих гармонично смотрящихся на западном экране вампирских интонаций «а ля Дракула» с южнорусскими историями про ведьм и колдунов удачной быть не может. Снова на те же грабли наступаем. Получился такой плохо взболтанный гоголь-моголь. Все это от спешки. А классика требует к себе уважительного отношения. Это Набоков в своем блестящем эссе «Николай Гоголь» может позволить себе пренебрежительно относиться к раннему творчеству своего героя. Дескать, попса и лубок. Вот «Ревизор» и «Шинель» – другое дело. В титрах фильма «Гоголь. Начало» я не увидела фамилии Набоков, значит можно ожидать, что сценаристы не только Гоголя попробуют почитать, но и заглянут в русские сказки Афанасьева. Неплохое дополнение к мультикам Диснея получится. Остается только надеяться, что никто из тех, кто приложил руку к созданию фильма «Гоголь. Начало», никогда и ни за что не будет пытаться экранизировать «Ревизора». Или «Шинель».