"Вторжение" Фёдора Бондарчука ("Сталинград", "9 рота"), вышедшее на большие экраны в первый день нового 2020 года, учитывает многие недостатки "Притяжения" и предстает перед зрителями фильмом-катастрофой, где умело переплетаются государственная идеология, человеческие судьбы в момент, когда Земля в очередной раз оказывается на краю катастрофы, и мегаломанские нюансы прорастающего феминизма главной героини. Авторы экранной истории, которые работали и над первой частью, сценаристы Олег Маловичко ("Союз Спасения", "Лёд") и Андрей Золотарев ("Миллиард", "Как я стал русским") делают основную ставку на демонстрацию того, как сетевые технологии, Интернет и СМИ выходят из-под контроля и мощным маховиком начинают раскручивать сюжет, где далеко не последнее место занимает высказывание о роли фейковых новостей и их опасности для психики в жизни каждого современного человека. Новая лента Бондарчука уже не стремится оглянуться на Голливуд и в прокрустово ложе блокбастерных схем укладывает намного большие смыслы, чем это можно себе представить перед просмотром. Действительно, можно ли было ожидать от "Вторжения" по-постмодернистски переформатированного инопланетянина, который настраивает на минимальную степень доверия к представителю искусственному интеллекта, появившемуся из глубин космоса, и показывает, что и в гуманоидную оболочку можно заключить того, кто станет спасителем для целой цивилизации. Постановщику явно мало того, чтобы его характеры пережили очередное нашествие, для Бондарчука оказывается гораздо важнее показать, что далеко не всегда новейшее вооружение и технологии могут одержать победу над сверхъестественным, наоборот, перемены, происходящие в течение ограниченного времени в этой ленте, дают возможность поверить, что молодая девушка может остановить коллапс в московском мегаполисе. Научно-фантастического, sci-fi, в проекте не так много и это не всегда идет ему на пользу, ограниченность полетов мысли маскируется очень хорошими спецэффектами, дающими ленте необходимую составляющую развлекательности, напором на мелодраматизм экранных арок персонажей и той самой сентиментальностью, которая заставляет переживать за тех, кто стоит на крышах сталинских высоток в Москве, когда вот-вот сомкнутся два водяных слоя, с беспомощной земли и с протокольно-хищных атакующих небес. Поэтому "Вторжение" заслуживает внимания в первую очередь благодаря хорошо поставленному напряженному сюжету фильма, который не стесняется вложенных в него килотонн бюджета, а цивилизационные смыслы и сложные выборы ради гармонии и спасения мира составляют тот самый бэкграунд, который заставляет задуматься уже после окончания просмотра.
Большая часть экранных характеров "Вторжения", действие которого разворачивается в 2019 году, у Бондарчука автоматически перешла в новый проект из "Притяжения" и будет знакома зрителям сиквела, для всех остальных в начале картины приводится трехмерный визуальный ряд, иллюстрирующий события предыдущего проекта. В качестве экспозиции предлагается финская рыболовецкая шхуна, с которой скептически настроенные рыбаки наблюдают капсулы в море из верхних слоев атмосферы. За пару лет после событий "Притяжения" Юлия Лебедева (Ирина Старшенбаум, сериал "Учителя", "Лето") успела поступить в Московский университет вместе со своим товарищем из френд-зоны Гуглом (Евгений Михеев, "Сенсор", "Донбасс. Окраина"). За характером Старшенбаум, получившим ранее особые способности в обращении с водными объектами, ведется пристальное наблюдение со стороны спецслужб, вместе со своим отцом-генералом Валентином Лебедевым (Олег Меньшиков, "Гоголь. Страшная месть", "Легенда №17") девушка вынуждена практически постоянно выезжать в специальный закрытый институт Министерства обороны, где ее доставшиеся от инопланетян активности со всей тщательностью исследуют специальные ученые лбы. Юлю такое пристальное внимание и круглосуточная опека раздражают и доводят до бунта, катализатором этих событий становится ее старый друг Артем (Александр Петров, "Текст", "Герой"), который из чертановского гопника превратился в покореженного инсультом молодого человека, что-то среднее между политзаключенным и человеком, на которого распространяется программа по защите свидетелей. Далее в одном из московских баров героиня Старшенбаум пытается всплыть наверх из депрессии благодаря непрерывному поглощению алкоголя за стойкой, она хотя бы на вечер хочет забыться, но узнает в одном из посетителей Ивана (Юрий Борисов, "Аванпост", "Бык"), капитана из армейского центра, приставленного следить за ней генералом Лебедевым. В том же самом баре Юля встречает того самого пришельца Харитона (Риналь Мухаметов, "Битва", "Без меня"), по отношениям с которым она так ностальгирует, после стычки с инопланетянина с Иваном парочке удается бежать, а девушка узнает не самые радостные галактические новости. Около Земли находится огромный межпланетный корабль Ра, у которого есть своя нейросеть и способный принимать наиболее продуманные решения искусственный интеллект. Для похищения и последующего уничтожения Юлии у пришельцев есть не только машинный разум, но и способности производить массированную информационную атаку против землян, живущих в России, и создавать панические настроения среди жителей Москвы ради своей низменной цели.
Примечательным парадоксом становится то, что "Вторжение" Бондарчука вполне оказывается в тренде двух других российских новогодних фильмов: "Союз Спасения" Кравчука и "Холоп" Шипенко с разной степенью остроты стремятся высказаться и о перевоспитании, и о революционных волнениях, и о создании фейковой реальности. Однако в новой работе постановщике нет ни ярко выраженных протагонистов, ни откровенных злодеев, намеренных поработить всех землян или хотя бы жителей отдельно взятой страны. Угроза из космоса словно чувствует гаджетную уязвимость жителей современной России и их практически тотальную Интернет-зависимость, но есть очевидная панацея от инопланетных дезинфрматоров в виде бумажных газет, канала "Россия", обычных разговоров между людьми без применения средств связи. Так, казалось бы у прочно заткнутого от всего остального мира испытаниями последнего месяца российского Интернета и его суверенности возникает угроза оттуда, откуда ее совсем не ждали. Героиня Ирины Старшенбаум становится формальным и пассивным центром тяжести ленты, оставляя мужским персонажам шансы на спасение мира, жертвенность, мелодраму и глубокие вздохи о том, что время и момент очень сильно меняют многих людей. Большую часть зрелищности Бондарчук приберегает для третьего акта экшна, показывая перед этим то, чем может по праву гордиться отечественный кинопром - достойные сцены погонь и нападений экзоскелета, в котором оказывается герой Петрова на вертолет и прочие средства передвижения. Лавина противоречивой информации, которая должна привести к столкновениям и выходу людей на улицу, очень хорошо проиллюстрирована при помощи характера Юрия Борисова, его Иван оказывается сначала посторонним и чужеродным для происходящего в экранной истории, он не занимает ничью сторону, однако когда столичный хаос достигает его семьи, то становится ясно, что никто не может спрятаться или отсидеться, когда все население оказывается вовлечено в устранение одной-единственной проблемы: понять, что происходит не только с самым городом, но и также с их ближайшими родственниками. Бондарчук мастерски показывает как всего нескольких выпусков телевизионных новостей оказывается достаточно, чтобы выдать для толпы Юлю, виновницу всех бед, обвиняемую чуть ли не терроризме, из-за которой жизнь в Москве пошла кувырком. Романтика отношений главных героев оказывается приглушенной непрерывной борьбой за выживание, это становится определенной проблемой для ленты, ориентированной на аудиторию 12+, где нет ни поцелуев крупным планом, ни атрибутов тинейджерской фантастики, для которой фантастический концепт ленты оказывается слишком плоским и раздутым за счет большинства актуальных для Фонда кино и Министерства культуры тем.
Примечательно, что прогресс "Вторжения" Бондарчука видимый невооруженным глазом все-таки концентрируется вокруг людей и предлагает множество сюрпризов, идеи проекта повзрослели вместе с его участниками за эти два года, постановщику свойственен здесь здоровый консерватизм в реализации планов. И эта лента - пример именно хорошо поставленной ансамблевой игры, где все герои на своих местах, имеют свои истории и не нуждаются в дополнительных флэшбэках для раскрытия характеров. Поскольку победа в информационной войне остается в ленте все-таки за инопланетным супермозгом, то (и это вполне очевидно) "Вторжение" начинает открыто играть военными мускулами при помощи неимоверно хорошо снятой военной техники в действии камерой Владислав Опельянца ("Селфи", "Заложники"), который не устраивает парада, а стремится показать те самые внештатные ситуации и их решение при помощи преимущественно воздушных и космических сил. Поэтому "Вторжение" стремится к фантастическому формированию альтернативной реальности, при этом выдавая на поверхность хорошо ощутимую мысль: а что произойдет, если условная вода начнет прибывать в какой-то сфере жизни, а само начавшееся затопление вдруг окажется глобальным? Каждый в этой ситуации сделает свой выбор и катастрофа станет и поводом для объединения перед внешней угрозой, и способом для проверки чувств, и возможностью принятия другой цивилизации, с которой скорее всего нет общего будущего, но даже если один биоробот превратится в человека, то может быть тогда и можно ответить себе на вопрос о том, что на самом деле является главным в человеческой жизни.
6
,9
2020, Россия, Фантастика
133 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
"Вторжение" Фёдора Бондарчука ("Сталинград", "9 рота"), вышедшее на большие экраны в первый день нового 2020 года, учитывает многие недостатки "Притяжения" и предстает перед зрителями фильмом-катастрофой, где умело переплетаются государственная идеология, человеческие судьбы в момент, когда Земля в очередной раз оказывается на краю катастрофы, и мегаломанские нюансы прорастающего феминизма главной героини. Авторы экранной истории, которые работали и над первой частью, сценаристы Олег Маловичко ("Союз Спасения", "Лёд") и Андрей Золотарев ("Миллиард", "Как я стал русским") делают основную ставку на демонстрацию того, как сетевые технологии, Интернет и СМИ выходят из-под контроля и мощным маховиком начинают раскручивать сюжет, где далеко не последнее место занимает высказывание о роли фейковых новостей и их опасности для психики в жизни каждого современного человека. Новая лента Бондарчука уже не стремится оглянуться на Голливуд и в прокрустово ложе блокбастерных схем укладывает намного большие смыслы, чем это можно себе представить перед просмотром. Действительно, можно ли было ожидать от "Вторжения" по-постмодернистски переформатированного инопланетянина, который настраивает на минимальную степень доверия к представителю искусственному интеллекта, появившемуся из глубин космоса, и показывает, что и в гуманоидную оболочку можно заключить того, кто станет спасителем для целой цивилизации. Постановщику явно мало того, чтобы его характеры пережили очередное нашествие, для Бондарчука оказывается гораздо важнее показать, что далеко не всегда новейшее вооружение и технологии могут одержать победу над сверхъестественным, наоборот, перемены, происходящие в течение ограниченного времени в этой ленте, дают возможность поверить, что молодая девушка может остановить коллапс в московском мегаполисе. Научно-фантастического, sci-fi, в проекте не так много и это не всегда идет ему на пользу, ограниченность полетов мысли маскируется очень хорошими спецэффектами, дающими ленте необходимую составляющую развлекательности, напором на мелодраматизм экранных арок персонажей и той самой сентиментальностью, которая заставляет переживать за тех, кто стоит на крышах сталинских высоток в Москве, когда вот-вот сомкнутся два водяных слоя, с беспомощной земли и с протокольно-хищных атакующих небес. Поэтому "Вторжение" заслуживает внимания в первую очередь благодаря хорошо поставленному напряженному сюжету фильма, который не стесняется вложенных в него килотонн бюджета, а цивилизационные смыслы и сложные выборы ради гармонии и спасения мира составляют тот самый бэкграунд, который заставляет задуматься уже после окончания просмотра. Большая часть экранных характеров "Вторжения", действие которого разворачивается в 2019 году, у Бондарчука автоматически перешла в новый проект из "Притяжения" и будет знакома зрителям сиквела, для всех остальных в начале картины приводится трехмерный визуальный ряд, иллюстрирующий события предыдущего проекта. В качестве экспозиции предлагается финская рыболовецкая шхуна, с которой скептически настроенные рыбаки наблюдают капсулы в море из верхних слоев атмосферы. За пару лет после событий "Притяжения" Юлия Лебедева (Ирина Старшенбаум, сериал "Учителя", "Лето") успела поступить в Московский университет вместе со своим товарищем из френд-зоны Гуглом (Евгений Михеев, "Сенсор", "Донбасс. Окраина"). За характером Старшенбаум, получившим ранее особые способности в обращении с водными объектами, ведется пристальное наблюдение со стороны спецслужб, вместе со своим отцом-генералом Валентином Лебедевым (Олег Меньшиков, "Гоголь. Страшная месть", "Легенда №17") девушка вынуждена практически постоянно выезжать в специальный закрытый институт Министерства обороны, где ее доставшиеся от инопланетян активности со всей тщательностью исследуют специальные ученые лбы. Юлю такое пристальное внимание и круглосуточная опека раздражают и доводят до бунта, катализатором этих событий становится ее старый друг Артем (Александр Петров, "Текст", "Герой"), который из чертановского гопника превратился в покореженного инсультом молодого человека, что-то среднее между политзаключенным и человеком, на которого распространяется программа по защите свидетелей. Далее в одном из московских баров героиня Старшенбаум пытается всплыть наверх из депрессии благодаря непрерывному поглощению алкоголя за стойкой, она хотя бы на вечер хочет забыться, но узнает в одном из посетителей Ивана (Юрий Борисов, "Аванпост", "Бык"), капитана из армейского центра, приставленного следить за ней генералом Лебедевым. В том же самом баре Юля встречает того самого пришельца Харитона (Риналь Мухаметов, "Битва", "Без меня"), по отношениям с которым она так ностальгирует, после стычки с инопланетянина с Иваном парочке удается бежать, а девушка узнает не самые радостные галактические новости. Около Земли находится огромный межпланетный корабль Ра, у которого есть своя нейросеть и способный принимать наиболее продуманные решения искусственный интеллект. Для похищения и последующего уничтожения Юлии у пришельцев есть не только машинный разум, но и способности производить массированную информационную атаку против землян, живущих в России, и создавать панические настроения среди жителей Москвы ради своей низменной цели. Примечательным парадоксом становится то, что "Вторжение" Бондарчука вполне оказывается в тренде двух других российских новогодних фильмов: "Союз Спасения" Кравчука и "Холоп" Шипенко с разной степенью остроты стремятся высказаться и о перевоспитании, и о революционных волнениях, и о создании фейковой реальности. Однако в новой работе постановщике нет ни ярко выраженных протагонистов, ни откровенных злодеев, намеренных поработить всех землян или хотя бы жителей отдельно взятой страны. Угроза из космоса словно чувствует гаджетную уязвимость жителей современной России и их практически тотальную Интернет-зависимость, но есть очевидная панацея от инопланетных дезинфрматоров в виде бумажных газет, канала "Россия", обычных разговоров между людьми без применения средств связи. Так, казалось бы у прочно заткнутого от всего остального мира испытаниями последнего месяца российского Интернета и его суверенности возникает угроза оттуда, откуда ее совсем не ждали. Героиня Ирины Старшенбаум становится формальным и пассивным центром тяжести ленты, оставляя мужским персонажам шансы на спасение мира, жертвенность, мелодраму и глубокие вздохи о том, что время и момент очень сильно меняют многих людей. Большую часть зрелищности Бондарчук приберегает для третьего акта экшна, показывая перед этим то, чем может по праву гордиться отечественный кинопром - достойные сцены погонь и нападений экзоскелета, в котором оказывается герой Петрова на вертолет и прочие средства передвижения. Лавина противоречивой информации, которая должна привести к столкновениям и выходу людей на улицу, очень хорошо проиллюстрирована при помощи характера Юрия Борисова, его Иван оказывается сначала посторонним и чужеродным для происходящего в экранной истории, он не занимает ничью сторону, однако когда столичный хаос достигает его семьи, то становится ясно, что никто не может спрятаться или отсидеться, когда все население оказывается вовлечено в устранение одной-единственной проблемы: понять, что происходит не только с самым городом, но и также с их ближайшими родственниками. Бондарчук мастерски показывает как всего нескольких выпусков телевизионных новостей оказывается достаточно, чтобы выдать для толпы Юлю, виновницу всех бед, обвиняемую чуть ли не терроризме, из-за которой жизнь в Москве пошла кувырком. Романтика отношений главных героев оказывается приглушенной непрерывной борьбой за выживание, это становится определенной проблемой для ленты, ориентированной на аудиторию 12+, где нет ни поцелуев крупным планом, ни атрибутов тинейджерской фантастики, для которой фантастический концепт ленты оказывается слишком плоским и раздутым за счет большинства актуальных для Фонда кино и Министерства культуры тем. Примечательно, что прогресс "Вторжения" Бондарчука видимый невооруженным глазом все-таки концентрируется вокруг людей и предлагает множество сюрпризов, идеи проекта повзрослели вместе с его участниками за эти два года, постановщику свойственен здесь здоровый консерватизм в реализации планов. И эта лента - пример именно хорошо поставленной ансамблевой игры, где все герои на своих местах, имеют свои истории и не нуждаются в дополнительных флэшбэках для раскрытия характеров. Поскольку победа в информационной войне остается в ленте все-таки за инопланетным супермозгом, то (и это вполне очевидно) "Вторжение" начинает открыто играть военными мускулами при помощи неимоверно хорошо снятой военной техники в действии камерой Владислав Опельянца ("Селфи", "Заложники"), который не устраивает парада, а стремится показать те самые внештатные ситуации и их решение при помощи преимущественно воздушных и космических сил. Поэтому "Вторжение" стремится к фантастическому формированию альтернативной реальности, при этом выдавая на поверхность хорошо ощутимую мысль: а что произойдет, если условная вода начнет прибывать в какой-то сфере жизни, а само начавшееся затопление вдруг окажется глобальным? Каждый в этой ситуации сделает свой выбор и катастрофа станет и поводом для объединения перед внешней угрозой, и способом для проверки чувств, и возможностью принятия другой цивилизации, с которой скорее всего нет общего будущего, но даже если один биоробот превратится в человека, то может быть тогда и можно ответить себе на вопрос о том, что на самом деле является главным в человеческой жизни.