Известный эссеист и литературовед Александр Генис в своей книге «Уроки чтения. Камасутра книжника» высказал весьма любопытную мысль: «… XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев». Готова под этим подписаться, особенно после просмотра фильма Джулиан Фарино «Дитя во времени». Картина представляет собой экранизацию романа современного британского классика Иэна Макьюэна. У нас он был издан в серии «Интеллектуальный бестселлер». Это тонкая, умная, глубокая психологическая проза, которая, естественно, многое теряет при переносе в киноформат. Причем упрекать сценариста Стефена Бутчарда в неудачной адаптации даже как-то неловко. Разумеется, в полуторачасовой хронометраж невозможно вместить все сюжетные линии и многослойные смыслы литературного оригинала в полном объеме, чем-то приходится жертвовать. Это нормально. Но минус эпитет «интеллектуальный» в этом случае означает, что бестселлер тоже исчез. На выходе имеем самую обычную мелодраму, качественную, но одномерную. Для такой за основу можно было взять что-нибудь и попроще.
За Макьюэна вдвойне обидно, ведь сделана картина очень профессионально, в сдержанной европейской манере, чем выгодно отличается от голливудских аналогов. Главный герой фильма «Дитя во времени» – убитый горем отец, который потерял свою четырехлетнюю дочь. Сразу вспомнилась «Призрачная красота» (2016) с Уиллом Смитом. Но американцы подобные фильмы превращают в слезогонную киномикстуру, в этом они зачастую теряют чувство меры. То и дело звучат пафосные банальности, страдания приобретают слишком уж глянцевый, образцово-показательный вид. У британцев все гораздо аскетичней, без показухи, что трогает намного сильнее.
Актерские работы Бенедикта Камбербэтча и Стивена Кэмпбелла Мура в картине «Дитя во времени» великолепны. Один играет того самого безутешного отца, Стивена, а другой – его лучшего друга Чарльза, который внезапно повреждается рассудком. Оба артиста отработали на «отлично». Вот только зрителю мотивы поведения впадающего в детство персонажа Мура абсолютно непонятны. Не удалось авторам фильма сохранить логику этого почти сознательного бегства от реальности взрослого, состоявшегося в жизни человека. Чарльза нам не показывают в качестве успешного бизнесмена, многообещающего политика, здесь он практически сразу не совсем адекватен.
Келли Макдоналд и Саскии Ривз повезло и того меньше. Их героини – Джулия и Тельма – на развитие сюжета почти не влияют. Жаль. Особенно не хватает Тельмы. В книге это очень умная дама, физик-теоретик, между прочим, а не просто нянька своего свихнувшегося супруга. Из ее уст на страницах книги звучит презанятная лекция о нелинейности времени, которая помогает Стивену многое переосмыслить. Само название романа «Дитя во времени» предполагает игры с этой то ли физической, то ли философской категорией. Для фильма оно элементарно перестает работать. Кто это дитя? В каком оно времени? Нет ответов. Призрачный мальчик, который то и дело появляется в самых неожиданных местах, кажется инородным элементом в этой истории. Он будто заблудился и случайно попал в кадр. А главные герои (и зрители вместе с ними) потом маются, не могут сообразить, что к чему. Беседы Стивена и Чарльза о литературе в целом и о детской в частности тоже безжалостно удалены из сценария. А над каким важным проектом работает правительственная комиссия, заседания которой посещает Стивен? Что-то связанное с образованием, вроде бы. В книге этому уделено больше внимания, там все понятно. Если вы ее не читали, даже не пытайтесь вникать. Нужно смириться с тем, что вы смотрите мелодраму, тут не до политики.
Такое кино имеет право на существование. Оно за душу берет, заставляет сопереживать, а финал даже вселяет надежду: жизнь продолжается, несмотря ни на что. Наверно, несправедливо предъявлять к фильмам для массового зрителя те же самые требования, что и к не самым простым романам. Пусть вымирающий класс ценителей бумажной прозы предается своему любимому хобби – задумчиво страницы перелистывать. В конце концов, каждый получает удовольствие так, как считает нужным. Кому-то и верхом нравится ездить.
6
,7
2017, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Известный эссеист и литературовед Александр Генис в своей книге «Уроки чтения. Камасутра книжника» высказал весьма любопытную мысль: «… XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев». Готова под этим подписаться, особенно после просмотра фильма Джулиан Фарино «Дитя во времени». Картина представляет собой экранизацию романа современного британского классика Иэна Макьюэна. У нас он был издан в серии «Интеллектуальный бестселлер». Это тонкая, умная, глубокая психологическая проза, которая, естественно, многое теряет при переносе в киноформат. Причем упрекать сценариста Стефена Бутчарда в неудачной адаптации даже как-то неловко. Разумеется, в полуторачасовой хронометраж невозможно вместить все сюжетные линии и многослойные смыслы литературного оригинала в полном объеме, чем-то приходится жертвовать. Это нормально. Но минус эпитет «интеллектуальный» в этом случае означает, что бестселлер тоже исчез. На выходе имеем самую обычную мелодраму, качественную, но одномерную. Для такой за основу можно было взять что-нибудь и попроще. За Макьюэна вдвойне обидно, ведь сделана картина очень профессионально, в сдержанной европейской манере, чем выгодно отличается от голливудских аналогов. Главный герой фильма «Дитя во времени» – убитый горем отец, который потерял свою четырехлетнюю дочь. Сразу вспомнилась «Призрачная красота» (2016) с Уиллом Смитом. Но американцы подобные фильмы превращают в слезогонную киномикстуру, в этом они зачастую теряют чувство меры. То и дело звучат пафосные банальности, страдания приобретают слишком уж глянцевый, образцово-показательный вид. У британцев все гораздо аскетичней, без показухи, что трогает намного сильнее. Актерские работы Бенедикта Камбербэтча и Стивена Кэмпбелла Мура в картине «Дитя во времени» великолепны. Один играет того самого безутешного отца, Стивена, а другой – его лучшего друга Чарльза, который внезапно повреждается рассудком. Оба артиста отработали на «отлично». Вот только зрителю мотивы поведения впадающего в детство персонажа Мура абсолютно непонятны. Не удалось авторам фильма сохранить логику этого почти сознательного бегства от реальности взрослого, состоявшегося в жизни человека. Чарльза нам не показывают в качестве успешного бизнесмена, многообещающего политика, здесь он практически сразу не совсем адекватен. Келли Макдоналд и Саскии Ривз повезло и того меньше. Их героини – Джулия и Тельма – на развитие сюжета почти не влияют. Жаль. Особенно не хватает Тельмы. В книге это очень умная дама, физик-теоретик, между прочим, а не просто нянька своего свихнувшегося супруга. Из ее уст на страницах книги звучит презанятная лекция о нелинейности времени, которая помогает Стивену многое переосмыслить. Само название романа «Дитя во времени» предполагает игры с этой то ли физической, то ли философской категорией. Для фильма оно элементарно перестает работать. Кто это дитя? В каком оно времени? Нет ответов. Призрачный мальчик, который то и дело появляется в самых неожиданных местах, кажется инородным элементом в этой истории. Он будто заблудился и случайно попал в кадр. А главные герои (и зрители вместе с ними) потом маются, не могут сообразить, что к чему. Беседы Стивена и Чарльза о литературе в целом и о детской в частности тоже безжалостно удалены из сценария. А над каким важным проектом работает правительственная комиссия, заседания которой посещает Стивен? Что-то связанное с образованием, вроде бы. В книге этому уделено больше внимания, там все понятно. Если вы ее не читали, даже не пытайтесь вникать. Нужно смириться с тем, что вы смотрите мелодраму, тут не до политики. Такое кино имеет право на существование. Оно за душу берет, заставляет сопереживать, а финал даже вселяет надежду: жизнь продолжается, несмотря ни на что. Наверно, несправедливо предъявлять к фильмам для массового зрителя те же самые требования, что и к не самым простым романам. Пусть вымирающий класс ценителей бумажной прозы предается своему любимому хобби – задумчиво страницы перелистывать. В конце концов, каждый получает удовольствие так, как считает нужным. Кому-то и верхом нравится ездить.