«Учёности плоды» - художественный фильм о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, происходивших во время немецкой оккупации Пушкинских гор и села Михайловское. В 1944 году в оккупированном селе Михайловское действительно была немка Фрау Шиллер, профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она активно вмешивалась в работу музея, проводила экскурсии для немцев и для местных жителей, стараясь сделать все, чтобы сохранить наследие великого русского поэта. При том, что нацисты считали русских недочеловеками, у которых не может быть великих поэтов, тем более с африканскими корнями. Оккупированная Псковщина была партизанским краем. И после партизанских диверсий немцы в ответ брали заложников из числа жителей и казнили их. Так, как же бороться с врагом, понимая, что в итоге могут пострадать твои родственники, близкие, просто невинные люди – это одна из важных тем фильма.Один из персонажей «Учёности плоды» - Юпатов – это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда наши войска вернулись в Пушкиногорье. И его преступления кажутся еще ужаснее от того, что ты понимаешь: а ведь этот Юпатов рос рядом со своими жертвами, ходил вместе с ними в школу, сидел за одной партой... Но, были и те, кто вынужденно шел на сотрудничество с немцами, не имея никакой другой возможности сохранить себя, свою семью. И можно ли ставить на одну доску такого вот Юпатова и того же бывшего директора музея Антипова, прототипа которого, Кузьму Афанасьева, до сих пор не принято вспоминать в День памяти сотрудников Пушкинского заповедника. Ведь стремясь защитить от уничтожения пушкинское наследие, «своего Пушкина», любимые Михайловские рощи, он шел на любые соглашения с немцами. Впервые в отечественном и мировом кино на экране будут люди в форме ведомства Розенберга. Художник по костюмам Сергей Стручев и художник-постановщик Екатерина Кожевникова сделали все возможное, и даже невозможное. Мельчайшие детали костюмов, формы, интерьеров соответствуют времени оккупации. Для этого были подняты тысячи архивных фото, прочитаны десятки книг и статей.У фильма было несколько исторических консультантов. Основным была историк и филолог Дарья Тимошенко, автор несколько книг – сборников архивных материалов о пушкинских местах времен Великой Отечественной войны, посвященных неизвестным страницам освобождения Пушкинских Гор, истории Пушкинского заповедника «Михайловское» в период с 1934 по 1941 год, показанной через судьбы руководителей заповедника. Дарья предоставила в распоряжение съемочной группы большое количество ранее не публиковавшихся разнообразных документальных архивных материалов и фотографий, которые, в том числе, стали основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей.Съемки фильма проходили в музее-заповеднике, именно в тех самых пушкинских местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, где все напоминает о великом русском поэте, пропитано его поэзией и кажется, что и сам поэт был только, что где-то здесь, еще немного и мы сможем увидеть его самого, уловить звук его шагов. Снимали в тех самых местах, где Александр Сергеевич Пушкин создавал свои бессмертные произведения. Локации для съемок выбирали так, чтобы природа, река, все окружающее пространство было именно «пушкинским», напоминало о великом русском поэте. Съемки проходили в селе Михайловское, посёлке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, Святогорском монастыре, у могилы поэта. «Мы стараемся каждую картину снимать максимально достоверно. «Память земли» помогает актерам играть особенно проникновенно и правдиво, кажется, что именно они и есть участники тех событий. Так, фильм «Брестская крепость» снимался в Беларуси в самой Брестской крепости, фильм «Подольские курсанты» именно там, где удерживали свой рубеж курсанты Подольских училищ в октябре 1941 года. Не стал исключением и этот мой новый проект – фильм «Учёности плоды». Максимальная достоверность и эмоциональность – ключевые факторы, которые определяют наш подход к созданию картины» - Игорь УгольниковМузыка записана с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Сергея Скрипки. Композитор фильма – музыкант, композитор, заслуженный артист РФ Сергей Шустицкий. «Музыка очень важная составляющая эмоционального восприятия картины. Сергей проделал колоссальную работу, создав огромное, почти двухчасовое музыкальное произведение, практически оперу, лейтмотивом которого стала музыка Чайковского и Ницше» - Игорь Угольников. «Кино непростое. Это война с одной стороны. С другой стороны - это человеческие отношения, которые не зависят ни от каких обстоятельств. У нас герои это и наши, и немцы. И среди немцев были люди. И среди наших были подонки. И так было всегда. И так всегда и будет. Мир не чёрно-белый, поэтому хотелось передать то, что происходит у наших героев внутри. Не политические, военные, так сказать обстоятельства внешние, а то, чем они руководствуются в своих поступках, что подсказывает им сердце, их душа, а она есть у всех, даже у подонков» - Сергей Шустицкий.Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина. «Произведения Пушкина, его образ – это важнейшая часть нашей культуры. Очень важно, чтобы к Пушкину не относились, как к отстраненному классику старых времен. Я хотел показать, что для нас, для нашего народа Пушкин был и остается символом языка, культуры, причастности к своей стране. За Пушкина сражаются и погибают. В нем, в его стихах находят поддержку, опору, силы для творчества, жизнеутверждающую энергию русского духа» - Игорь Угольников. В картине Пушкин живет в трех ипостасях: незримый свидетель, наблюдающий за событиями в своем любимом месте, великий русский поэт, перед которым преклоняются даже враги и символ борьбы, символ того, что нельзя отнять у нашего народа. «Я думаю, что, посмотрев наш фильм, многие люди - не только русские - захотят почитать Пушкина: а что же в нем такого удивительного, что заставляет русских гордиться своим гением?» - Игорь Угольников.В съемках принимали участие известные российские и немецкие актеры: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Микаэль Эпп и другие. «Команда, действительно, звездная. И каждый из звезд сыграл абсолютно новую несвойственную для себя роль. Могу сказать, что таких Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Анастасии Мельниковой, да и Игоря Угольникова вы еще не видели» - Игорь Угольников. Фильмов о Великой Отечественной войне снималось и снимается много, но есть те, которые не выходят из памяти и которые хочется смотреть ещё и ещё – это те ленты, в которых чувствуется отношение авторов, в которых актёры настолько проникновенны и правдивы, что кажется, что именно они и есть участники тех событий. Этим руководствовались создатели при работе над фильмом «Учёности плоды», идя вослед за такими фильмами, как «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Проверка на дорогах» Алексея Германа-старшего. «От наших актёров требовалась максимальная проникновенность, почти животная органика, которая позволит выстроить сюжетное развитие персонажа; от брезгливого высокомерия к истинному состраданию и страсти Героини - Фрау Шиллер, и от хамоватой простоты до высочайшего духовного и интеллектуального подъёма Героя - Сергея, которого сыграл замечательный Сергей Безруков. Роль писалась на него. Также, как пять лет назад я писал роль для Маши Ароновой – Марии Бочкарёвой в «Женском Батальоне» - Игорь Угольников.Сергей Безруков в фильме сыграл некое перерождение Пушкина. Его персонаж – Сергей Трофимов, человек уникальных способностей, местный умелец, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдёт от начала фильма до финала. Создатели картины долго искали актрису на роль Марии Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, искали актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. По мнению режиссера Игоря Угольникова такую актрису найти удалось – это Настасья Кербенген, австрийская баронесса с берлинским немецким и русской театральной школой. «Мое главное открытие на этой картине – исполнительница роли Фрау Шиллер – российская актриса австрийского происхождения Настасья Кербенген. Я понимаю, что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль. Я ощущаю нечто похожее, правда. Настасья, обладая удивительной харизмой, изящным немецким, и крепкой актёрской школой моего родного ГИТИСа, смогла создать сложнейший образ. Она так молчит в кадре, что мы можем прочитать её мысли. Я благодарю моего покойного друга – её мастера Валерия Беляковича - за то, что он выпестовал для нас такую актрису» - Игорь Угольников. Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина, воспетые им в его произведениях – герои страстные, непокорные, противоречивые, масштабные в своих поступках и терзаниях. «Необходимо создать условия, при которых зритель поверит во что угодно» - считает режиссер Игорь Угольников - «главное, в чём он должен быть уверен – это мотивация поступка персонажа в момент его наивысшего эмоционального проявления. Если Фрау Шиллер отдаётся чувству, подобно героине «Евгения Онегина», значит, мне надо привести её к этому, наполнив поэзией, величественной красотой этих мест. Она же за этим приехала. Она это и получила. В Россию надо приходить с жаждой любви, а не с пистолетом».Важная роль в фильме отводится и героям второго плана, среди которых несколько иностранных актеров. «Я уже работал с зарубежной (польской) съемочной группой на моём дебютном фильме «Казус Белли», но сейчас, на проекте «Учености» работа европейских немецких актеров вновь удивила меня. И не только точностью рисунка роли, но и глубиной подхода. Странно, но мне кажется, что слова «система Станиславского» для зарубежных актеров значит не менее, чем для отечественных. Откровением для меня стали питерские актёры Андрей Горбачёв, Андрей Некрасов. С первой большой ролью можно поздравить совсем ещё юную Настю Буткову» - Игорь УгольниковИгорь Угольников исполняет в фильме роль смотрителя - директора музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов) - писателя, мечтателя и очень-очень несчастного, загнанного в угол, человека. Он все время стоит перед выбором и понимает, что какое-бы он не принял решение, какую-бы сторону не выбрал в конфликте – все ведет к краху, к гибели. Одни понимают, что есть долг, другие – приходят к осознанию своей цели и только Антипов мечется в адском круговороте любви к Пушкину, к своей работе, к жене. Он борется за «своего Пушкина», за музей и за любимые пушкинские места, идет на любые соглашения с немцами, на предательство, стремясь защитить пушкинское наследие от уничтожения. Война сминает этого «маленького человека» и все же он успевает совершить свой личный подвиг. «Понимание своего долга, ответственность перед своей душой и честью, и в то же время ответственность перед близкими — эта тема очень важна для нас. Наши герои мучительно принимают решение – в этом и есть основа сюжета. Наше кино – не артхаус. Мне бы хотелось, чтобы фильм был интересен зрителю. Мы для зрителя и снимаем кино. Фильм сложный, многослойный и неоднозначный. Думаю, что этот фильм вызовет, скажем мягко, более противоречивые отзывы, чем «Брестская крепость» или «Подольские курсанты» - Игорь Угольников.
Отзывы