Едва-едва отгремели подвиги «Мстителей», пафосная эпоха которых якобы подошла – в полном соответствии с подзаголовком картины Энтони и Джо Руссо – к финалу. А между тем время не остановить – и рынок требует, говоря словами контрабандиста Лёлика, «ковать железо, не отходя от кассы». Но одно дело почтенный, пусть и сохранивший в себе толику подростковой безалаберности и разгильдяйства, Тони Старк, удостоившийся торжественных проводов в последний путь, и совсем другое – Питер Паркер. Этому юнцу по-прежнему приходится решать привычные школьные проблемы – и совсем не хочется взваливать на плечи груз ответственности за всё человечество… Собственно, Джон Уоттс ещё в своей предыдущей (увидевшей свет двумя годами ранее) постановке привнёс в трактовку славного образа Человека-паука новые элементы, отказавшись от мрачности и романтического окраса в пользу иронии. Идея себя оправдала, заставив режиссёра пойти ещё дальше. Теперь вместо классического детища Джона Хьюза «Феррис Бьюллер берёт выходной» /1986/ в качестве условного ориентира можно назвать другую комедию про тинэйджеров и для них же – «Евротур» /2004/ Джеффа Шеффера. Не так существенно, что Питер с одноклассниками отправляются на каникулы под надзором взрослых. Драматургическая схема использована отчасти похожая: неоперившиеся заокеанские туристы знакомятся с достопримечательностями Старого Света.
Всё описанное выше, не стану скрывать, смешно само по себе. Паркер, вынашивающий хитроумный план признаться в любви (в идеале – в Париже, прямо на Эйфелевой башне) Мишель Джонс, или просто ЭмДжей, вскоре понимает, что замыслу осуществиться не суждено. Его лучший друг (нелепый на вид и явно невыдающегося ума), разговорившись в полёте на авиалайнере с соседкой, быстро отказывается от затеи совершить холостяцкую поездку в расчёте на интерес европеек к американцам – и с головой окунается в сантименты. Неожиданно возникает соперник, только и ждущий момента, когда Питер оступится. Наставники по наивности полагают, что неожиданная смена маршрута произошла по вине туристической компании… И так далее, и тому подобное. Но на самом-то деле с исчезновением Железного человека угрозы не иссякли. Только избавились от одной напасти, как в двери постучалась новая беда – Элементалы, свободно путешествующие в параллельных Вселенных и несущие хаос, смерть, разрушения. И ещё неизвестно, хватит ли сил у Квентина Бека (1), не сумевшего защитить собственную Землю, спасти от опасности нашу планету. А значит, Человеку-пауку волей-неволей придётся помогать в благородном начинании – только в другом костюме, заслужив обидное прозвище Ночная мартышка.
В том и заключается любопытная особенность новой картины Уоттса, что знаменитый на весь мир супергерой попадает впросак, ведёт себя не умнее старшеклассника-неудачника (притом что учится, надо полагать, на «отлично»). Ему бы со своими (типичными для пубертатного периода) проблемами справиться, а не сражаться с исполинскими монстрами. Но что поделаешь, если мистер Старк остановил выбор именно на Паркере… Мотив типичен для кинокомиксов – с умом и по совести распорядиться колоссальными возможностями (в данном случае потенциалом всезнающей системы Э.Д.И.Т., говорящей в российской прокатной версии мгновенно узнаваемым голосом Ингеборги Дапкунайте). Возможностями, которые всегда найдётся желающий освоить и присвоить! Распространённое у американцев выражение «легче, чем отнять конфетку у младенца» приобретает поистине новый смысл в тот момент, когда Питер попадает в нехитрую ловушку, став жертвой не такой уж изощрённой манипуляции – по доброй воле отказавшись от щедрого подарка Железного человека.
Как не оценить изящного сюжетного хода! То, что по привычке воспринималось очередной опасностью глобального, чуть ли не вселенского масштаба, на поверку обернулось локальной, сугубо земной (как сказал бы Фридрих Ницше, человеческой, слишком человеческой) трудностью. Вот и тайна загадочного, пылающего благородством Мистерио оказалась пресловутым секретом Полишинеля. Никаких тебе планов повернуть время вспять, устроить конец света, подчинить своей воле базовые законы космоса – всё ограничивается заурядным борением страстей: жаждой мщения и неукрощёнными амбициями. Внешние враги рода людского, конечно, не чета врагам внутренним, но, если последних не распознать, это тоже грозит серьёзными неприятностями. Смех смехом, а местные технологии достигли такого уровня, что вполне могут имитировать разрушительные феномены природного происхождения. На радость отдельным ушлым личностям, потешающимся над тем, что доверчивые обыватели, учёные и даже Ник Фьюри, отличающийся редкостной проницательностью, с готовностью поверили в антинаучный бред.
Словом, Джон Уоттс заслуживает искренних похвал за то, как изящно и органично скрестил зрелищность и высокий пафос с незатейливым юмором, вытекающим из нелепых ситуаций. Евротур удался на славу, не обойдясь, как водится, без разрушений исторических мест легендарных городов, в данном случае Венеции и Праги. Вместе с тем режиссёр и тандем сценаристов вызывают особое уважение тем, что сумели незаметно протащить вполне философский мотив. Мы вступили в век тотальных подделок и имитаций («фейков», как ныне принято говорить), и кто сказал, что пресловутые бодрийяровские симулякры ограничатся областью сугубо человеческой деятельности. То, что вроде как олицетворяет мощь естественных стихий, в действительности – выступает порождением злого гения представителя вида Homo sapiens, самонадеянно окрестившего себя венцом природы. Хочешь не хочешь Питеру Паркеру придётся взрослеть и со временем – занимать место своего умного учителя. Впрочем, финальные кадры традиционно подбрасывают персонажу (и зрителям) очередной неприятный сюрприз, оставив в предвкушении новых свершений. Супергерои обосновались на киноэкране надолго!
_______
1 – Джейк Джилленхол, выказывавший желание сменить Тоби Магуайра ещё в сиквеле суперхита Сэма Рэйми, не упустил второго шанса, уже будучи признанным артистом.
8
,5
2019, США, Фантастика
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Едва-едва отгремели подвиги «Мстителей», пафосная эпоха которых якобы подошла – в полном соответствии с подзаголовком картины Энтони и Джо Руссо – к финалу. А между тем время не остановить – и рынок требует, говоря словами контрабандиста Лёлика, «ковать железо, не отходя от кассы». Но одно дело почтенный, пусть и сохранивший в себе толику подростковой безалаберности и разгильдяйства, Тони Старк, удостоившийся торжественных проводов в последний путь, и совсем другое – Питер Паркер. Этому юнцу по-прежнему приходится решать привычные школьные проблемы – и совсем не хочется взваливать на плечи груз ответственности за всё человечество… Собственно, Джон Уоттс ещё в своей предыдущей (увидевшей свет двумя годами ранее) постановке привнёс в трактовку славного образа Человека-паука новые элементы, отказавшись от мрачности и романтического окраса в пользу иронии. Идея себя оправдала, заставив режиссёра пойти ещё дальше. Теперь вместо классического детища Джона Хьюза «Феррис Бьюллер берёт выходной» /1986/ в качестве условного ориентира можно назвать другую комедию про тинэйджеров и для них же – «Евротур» /2004/ Джеффа Шеффера. Не так существенно, что Питер с одноклассниками отправляются на каникулы под надзором взрослых. Драматургическая схема использована отчасти похожая: неоперившиеся заокеанские туристы знакомятся с достопримечательностями Старого Света. Всё описанное выше, не стану скрывать, смешно само по себе. Паркер, вынашивающий хитроумный план признаться в любви (в идеале – в Париже, прямо на Эйфелевой башне) Мишель Джонс, или просто ЭмДжей, вскоре понимает, что замыслу осуществиться не суждено. Его лучший друг (нелепый на вид и явно невыдающегося ума), разговорившись в полёте на авиалайнере с соседкой, быстро отказывается от затеи совершить холостяцкую поездку в расчёте на интерес европеек к американцам – и с головой окунается в сантименты. Неожиданно возникает соперник, только и ждущий момента, когда Питер оступится. Наставники по наивности полагают, что неожиданная смена маршрута произошла по вине туристической компании… И так далее, и тому подобное. Но на самом-то деле с исчезновением Железного человека угрозы не иссякли. Только избавились от одной напасти, как в двери постучалась новая беда – Элементалы, свободно путешествующие в параллельных Вселенных и несущие хаос, смерть, разрушения. И ещё неизвестно, хватит ли сил у Квентина Бека (1), не сумевшего защитить собственную Землю, спасти от опасности нашу планету. А значит, Человеку-пауку волей-неволей придётся помогать в благородном начинании – только в другом костюме, заслужив обидное прозвище Ночная мартышка. В том и заключается любопытная особенность новой картины Уоттса, что знаменитый на весь мир супергерой попадает впросак, ведёт себя не умнее старшеклассника-неудачника (притом что учится, надо полагать, на «отлично»). Ему бы со своими (типичными для пубертатного периода) проблемами справиться, а не сражаться с исполинскими монстрами. Но что поделаешь, если мистер Старк остановил выбор именно на Паркере… Мотив типичен для кинокомиксов – с умом и по совести распорядиться колоссальными возможностями (в данном случае потенциалом всезнающей системы Э.Д.И.Т., говорящей в российской прокатной версии мгновенно узнаваемым голосом Ингеборги Дапкунайте). Возможностями, которые всегда найдётся желающий освоить и присвоить! Распространённое у американцев выражение «легче, чем отнять конфетку у младенца» приобретает поистине новый смысл в тот момент, когда Питер попадает в нехитрую ловушку, став жертвой не такой уж изощрённой манипуляции – по доброй воле отказавшись от щедрого подарка Железного человека. Как не оценить изящного сюжетного хода! То, что по привычке воспринималось очередной опасностью глобального, чуть ли не вселенского масштаба, на поверку обернулось локальной, сугубо земной (как сказал бы Фридрих Ницше, человеческой, слишком человеческой) трудностью. Вот и тайна загадочного, пылающего благородством Мистерио оказалась пресловутым секретом Полишинеля. Никаких тебе планов повернуть время вспять, устроить конец света, подчинить своей воле базовые законы космоса – всё ограничивается заурядным борением страстей: жаждой мщения и неукрощёнными амбициями. Внешние враги рода людского, конечно, не чета врагам внутренним, но, если последних не распознать, это тоже грозит серьёзными неприятностями. Смех смехом, а местные технологии достигли такого уровня, что вполне могут имитировать разрушительные феномены природного происхождения. На радость отдельным ушлым личностям, потешающимся над тем, что доверчивые обыватели, учёные и даже Ник Фьюри, отличающийся редкостной проницательностью, с готовностью поверили в антинаучный бред. Словом, Джон Уоттс заслуживает искренних похвал за то, как изящно и органично скрестил зрелищность и высокий пафос с незатейливым юмором, вытекающим из нелепых ситуаций. Евротур удался на славу, не обойдясь, как водится, без разрушений исторических мест легендарных городов, в данном случае Венеции и Праги. Вместе с тем режиссёр и тандем сценаристов вызывают особое уважение тем, что сумели незаметно протащить вполне философский мотив. Мы вступили в век тотальных подделок и имитаций («фейков», как ныне принято говорить), и кто сказал, что пресловутые бодрийяровские симулякры ограничатся областью сугубо человеческой деятельности. То, что вроде как олицетворяет мощь естественных стихий, в действительности – выступает порождением злого гения представителя вида Homo sapiens, самонадеянно окрестившего себя венцом природы. Хочешь не хочешь Питеру Паркеру придётся взрослеть и со временем – занимать место своего умного учителя. Впрочем, финальные кадры традиционно подбрасывают персонажу (и зрителям) очередной неприятный сюрприз, оставив в предвкушении новых свершений. Супергерои обосновались на киноэкране надолго! _______ 1 – Джейк Джилленхол, выказывавший желание сменить Тоби Магуайра ещё в сиквеле суперхита Сэма Рэйми, не упустил второго шанса, уже будучи признанным артистом.