Деревенский парень Алеша идет добровольцем на Первую мировую войну. В бою он сразу же теряет зрение, но остается на фронте. Так герой становится «слухачом», который «выслушивает» вражеские самолеты.
1916 год, Первая мировая война. Алеша – простой парень, совсем зеленый, смешной, нескладный. Он решает покинуть родную деревню и отправиться на фронт. В первом сражении с Алешей случается несчастье: начинается газовая атака, в результате которой он теряет зрение. Кажется, все потеряно, и можно возвращаться домой, но нет. Парень присоединяется к зенитной батарее и становится «слухачом». Теперь он сидит в шлеме над железной трубой, направленной в небо, и пытается услышать, приближаются ли вражеские аэропланы. Работа ответственная: недостаточно внимательно будешь слушать – и товарищи погибнут.
Параллельная сюжетная линия фильма – современные кадры с репетиции оркестра «Таврический» в Санкт-Петербурге. Под руководством дирижера Михаила Голикова музыканты готовятся сыграть Третий концерт для фортепиано и «Симфонические танцы» Рахманинова. Музыка великого композитора сопровождает всю картину.
«Мальчик русский» – дебютная лента Александра Золотухина, ученика мастерской Александра Сокурова. Посмотрите этот фильм в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Драмы, Военные, Русские |
Премьера в мире | 10 февраля 2019 |
Время | 1 ч. 12 мин. |
Первая мировая война. 1916 год. Солдаты русской армии везут на фронт боеприпасы.
Наше время. В Санкт-Петербурге симфонический оркестр репетирует фортепианный концерт Сергея Рахманинова.
Старослужащие солдаты спрашивают новобранца Алешу: зачем ты на фронт поторопился? Немцев хочу пострелять. А сколько надо пострелять немцев, чтобы такие получить? Алеша показывает на висящие на груди солдата медали. Мы не на базаре, чего ты вдруг торговаться решил? В небо взлетает ракета, Алексей падает на землю. Чего разлегся? Догоняй.
Разговоры солдат перемежаются указанием дирижера оркестрантам.
Солдаты прибывают на передовую. Им приказывают оставить подводы с лошадьми и отнести боеприпасы в окопы на руках: лошадки пригибаться не умеют, а тут постоянно обстрелы. Алексей берет два ящика с боеприпасами и по земле тащит их к траншеям.
Алексей ходит по окопам, он ступает по доскам, которые уложены в жидкую грязь. Солдаты видят у него гармошку. Сыграй! Да я не умею, мне недавно подарили. Играй! Алексей неумело растягивает мехи гармошки. Начинается артиллерийский обстрел. Солдаты падают на дно траншеи. Алексей падает на гармошку, она ломается. После обстрела выясняется, что убиты два пулеметчика. Их тела выносят из траншеи.
Звучит команда: тревога, газы! Внизу не сидеть, надеть маски! Солдаты надевают марлевые маски, защитные очки. За происходящим наблюдают в бинокль из своих окопов немцы. Под звуки непрекращающегося кашля русских солдат начинается перестрелка. Алексей пытается протереть свои защитные очки: ничего не вижу!
Алексей приходит в себя в лазарете. На его глазах повязка, он падает с койки, ползает, натыкается на других солдат. Приходит санитар. Алексей говорит, что ему нужно по нужде. Санитар выводит его на улицу. Алексей требует, чтобы с него сняли повязку: я сам дойду. Санитар помогает Алексею справить нужду на кладбище в соседнем лесочке. Завтра тебя домой отправят. Я не хочу домой, мне нельзя в деревню возвращаться, я там обузой стану.
Санитар приводит Алексея к доктору, тот промывает ему глаза. Все, завтра тебя отправят домой. Алексей снова говорит о том, что хочет остаться на фронте. Санитар подходит к офицеру и говорит, что ослепший от воздействия газов, в остальном абсолютно здоровый, хочет остаться на фронте.
Алексея зачисляют в зенитную часть. Его из лазарета приводит туда унтер-офицер Макар Петрович. Он поручает рядовому Назарке опекать новичка. Алексей становится слухачом. Он должен при помощи акустической установки (рупор, шланги, наушники) обнаруживать вражеские аэропланы, которые делают налеты на близлежащий город. В случае появления немецкой авиации Алексей должен подать сигнал тревоги, ударяя билом по металлическому рельсу.
Алексей приходит на обед. Кашевар дает ему тарелку каши. Один из солдат показывает Алексею направление к столу, где он может пообедать. Это стол для офицеров. Алексей садится за этот стол, начинает есть кашу. Один из офицеров требует, чтобы солдат ушел. Алексей поднимается со своего места и опрокидывает свою кашу на мундир офицера. Тот приказывает Алексею вытянуть руки и бьет по ним стеком. Алексей молча выносит экзекуцию.
Алексей дежурит. Он слышит звуки моторов, подает сигнал тревоги. К нему подходит Макар Петрович: что попусту людей всполошил! Унтер-офицер сам садится за установку и убеждается в том, что Алексей прав. В город сообщают о предстоящем налете, зенитные орудия открывают огонь по аэропланам врага.
Назарку и Алексея отправляют в город, куда они прибывают в кузове попутного грузовика. В штабе им объявляют благодарность за выполнение боевой задачи. На обратном пути Назарка отвлекается, пытаясь познакомиться с двумя молодыми торговками. Алексей идет по улице, подходит к католическому храму. Служка его дразнит, священник приглашает слепого солдата остаться при костеле: я тебя научу играть на органе. Появляется Назарка и уводит Алексея. Они возвращаются в расположение своей части.
Алексей на дежурстве. Он слышит звуки двигателей, начинается налет авиации, повсюду рвутся бомбы, Алексей падает на землю. После бомбежки подразделение, в котором служит Алесей, снимается с позиций, погружает раненых на подводы и отправляется в город. В городе русские попадают в засаду, начинается перестрелка, русские пытаются отступить. Назарка прячет Алексея в разрушенной церкви: подожди, я за тобой вернусь. Немцы берут в плен и разоружают русских солдат. Алексей пытается укрыться в церкви, но его там находит немецкий солдат и тоже берет в плен. Алексей снова со своими. Он упрекает Назарку: почему ты за мной не вернулся? Назарка молча заключает Алексея в объятия.
Под бравурные звуки симфонического оркестра пленные русские под конвоем немецких солдат тянут в гору тяжелую пушку.
Отзывы