Появление комедийной драмы "Неадекватные люди 2" режиссера и сценариста Романа Каримова ("Днюха!", "Гуляй, Вася!"), обозначенной как долгожданный сиквел его успешного дебюта, оказывается своеобразной автобиографической попыткой разобраться в вопросах бытия, продемонстрировать желание работать с новыми трендами в кино и фрагментарно воспроизвести реальность, в которой начинают запутываться даже уверенные в себе люди. Уровень постановщика вырос настолько, что не отказывает себе в удовольствии излагать историю с акцентом на нелинейность и уверенно управляться с более чем двухчасовым хронометражом. Лента Каримова не кричит о современности, она в ней существует и очень хорошо чувствует благодаря прекрасно прописанным диалогам и реверсивному нарративу. При этом парадоксально, что главная героиня (Ингрид Олеринская, сериал "Рикошет", "Отрыв") оказывается воплощением режиссерского alter ego и собирает на себя все основные сюжетные коллизии. Экранная история, которую Каримов написал вместе со сценаристом Яной Лебедевой, ранее работавшей с ним над созданием "Гуляй, Вася!", оказывается своеобразным популярным экскурсом в трансформацию семейных отношений и их очень умело спровоцированный извне разрыв. Режиссерская манера съемки смешивает личное и сериальное, рискует на каждом шагу спотыкнуться и скатиться к банальностям, но представляет проект, от которого трудно оторваться при просмотре. Безусловно, Каримов в этом проекте продолжает находиться в поисках нового киноязыка, все его многочисленные прыжки по временной шкале сюжета, клиповые и идеально смонтированные по сути сцены, демонстрации разных ракурсов со стороны характеров на одну и ту же ситуацию показывают движение по части формы. Поскольку лента во многом напоминает занятную головоломку, то за таким хитроумным построением постановщик намеренно старается скрыть весьма банальное содержание на уровне популярных пособий по психологии и отношениям в браке, признавая, что одной из главных причин расставаний становятся различные уровни социальной и личной успешности мужа или жены и неспособность их принятия. Картина Каримова интересна в первую очередь тем, как героиня Олеринской, отправленная в одиссею из личных фрустраций и карьерных забегов, оказывается в положении пирровой победы, вызывая двойственные зрительские эмоции. Поэтому "Неадекватные люди 2" разрушают стереотип о том, как продолжение, отсроченное даже на десять лет, может оказаться хуже оригинала и показывают прогрессирующий уровень постановщика, иронично обыгрывающего рефлексию и напрямую говорящего о том, что настоящее счастье можно приготовить только по собственным рецептам.
Нет ничего удивительного в том, что у Каримова в "Неадекватные люди 2" бывшая старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская) спустя десятилетие стала образцовой домохозяйкой и умеет не только вкусный ужин для любимого мужа Виталия (Илья Любимов, сериалы "Динозавр" и "По ту сторону смерти"), но и довести порядок в доме до перфекционистского уровня, шкафчик там собрать из Икеи и не забыть записать самые сокровенные мысли в дневник с названием "Утренние страницы". Казалось бы, скука темной тучей уже должна была бы зависнуть над такой семьей, где нет детей в качестве семейной скрепы, но карьерный путь героя Любимова оказался полон настоящих сюрпризов. Из успешного переводчика с английского он превратился при помощи постановщика в строительного подрядчика, который борется за тендеры и совсем не готов давать откаты. Возрастной Виталий, по сюжету ленты которому уже за сорок, оказывается у Каримова носителем обычных патриархальных идей про "пельмени" и "котлеты по-киевски". Поэтому, когда в первом эпизоде фильма он приглашает влиятельного чиновника Дениса (Алексей Гоман) вместе с женой Полиной (Полина Левашкевич) на ужин к себе домой, то он хочет не просто договориться за столом о долгожданном субподряде, а показать ту особую атмосферу, которая позволяет почувствовать уют и тепло. Выглядящий как мальчик на прослушивании характер Любимова прячет далеко свою иронию и начинает заинтересованно подыгрывать гостям, у которых социальные роли и договоренности уже давно проработаны и не вызывают никаких вопросов. Главная задача и основная работа Полины - любить своего мужа, быть все время в его тени, но при этом успевать развиваться в забавных для благоверного областях, например, уметь услаждать его слух пением. Уже позже выяснится, что визит, в результате которого неминуемо возник конфликт между Кристиной и Виталием, показывает абсолютно разные векторы дальнейших планов на жизнь супругов. Важную роль в дальнейшей динамике картины сыграет появление в кадре высоколобого психолога и специалиста по НЛП Петра (Евгений Цыганов, сериалы "Мертвые души" и "Нежность"), персонажа абсолютно мефистофелевского типа, циника и триггера, который предложит Виталию провести кастинг по приему на работу помощницы. Поскольку Каримов делает из героя Цыганова некого отстраненного и инфернального персонажа, проталкивающего незаметно для всех свои схемы и не столько мотивирующего своих клиентов, сколько играющего ими, то появление у рассерженного мужа, жаждущего тихой мести, обаятельной молодой ассистентки Сони (Мария Горячева) становится делом случая и времени.
Удивительным образом "Неадекватные люди 2" Романа Каримова становятся настоящей женской историей и рассказом о поисках собственного места внутри очень колючей современности, требующей эффективности, быстроты и укладывания в бюджеты, погружением и позиционированием главной героини внутрь мира, остающегося мизогинным по своей сути. Не случайно автор делает именно Кристину главным действующим лицом жестокого психологического эксперимента на тему того, как молодая женщина может стать успешной и пробежать огромными шагами тот путь, на преодоление которого у героя Любимова ушло намного больше времени. То, что Каримов превращает жизнь протагонистки, рано вышедшей замуж, в сказку странствий, измен и карьерных взлетов, очень легко связывается с позицией психолога-Цыганова, тонкого манипулятора, призванного создать у Кристины нужную мотивацию и выпустить из нее наружу, в окружающий мир, тот самый пар, который накопился в ней за годы брака. Очевидно, что ради любимого героиня Олеринской оказалась зависшей где-то на половине пути как с человеческой, так и с социальной точек зрения. Конечно же, верная и заботливая жена - это тоже важная и нужная во все времена профессия, но, по мысли постановщика, далеко не все женщины могут справляться с таким рутинным функционалом и просто обязаны искать себя в получении образования, разработке проектов и вообще в неустанном движении вверх. Путь к равенству между мужчиной и женщиной у Каримова становится настоящей серией коллизий для Кристины, режиссер придерживается выбранной мелодраматической линии и умело обходит сложные места падения в социальную драму или психологический триллер. Главная героиня непрерывно находится внутри собственных переживаний, экспириенса, и ее отношения с "золотым мальчиком" Артемом (Никита Санаев) становятся чем-то напоминающим способ еще раз погрузиться в беззаботную молодость, в неоконченное студенчество и закрыть для себя эту тему окончательно. Драматургически характер Санаева вполне "неадекватен", его бунт клокочущей пустоты внутри направлен в большей степени на прожигание жизни и коллекционирование подружек, однако для Каримова этот полезный персонаж важен, чтобы показать определенные границы дозволенного, которые переходить уже не рекомендуется. Термин "Бихевиоризм", который постановщик заботливо размещает на одной из лекций, которые слушает Кристина, впрочем, как и незашитая куртка Виталия, разбитая чашка, домашние тапки, которые то снимает, то надевает главная героиня, намекают, но не дают ответа на главный вопрос о том, почему люди, которые смотрели вместе в одну сторону десять лет оказались вынуждены идти по совершенно разным дорогам в дальнейшем.
Делая огромный крюк от комедии о двух разновозрастных одиночествах, "Неадекватные люди 2" Каримова оказываются жестче, делают больше ошибок, но с трудом уходят от дихотомии обычной и, что там греха таить, чаще всего серой реальности. Постановщик по-прежнему склонен к максимализму, только на этот раз выводит его с иного ракурса, когда наблюдательно делит мир на сильных амбициозных одиночек, вынужденных осознавать свою обреченность подобно герою Цыганова, и сентиментальных слабаков, кто выбирает "гнездо" и домашний очаг, становясь от этого мягче, добрее и уязвимее. Каждый, и Кристина, и Виталий, предпочитает двигаться самостоятельно, уходя от диалогов и по-своему справляясь с ситуацией. Блестящая кульминация, которая подводит черту под всеми нелинейными шатаниями Каримова и его желанием представить ленту в виде мозаичных мини-сюжетов и метатекстов, выдвигает на первый план мысль о том, что успех в жизни всегда сопряжен с разнообразными жертвами, а желание характера Олеринской дотянуться до любимого сродни греческой апории об Ахиллесе и черепахе. Хорошо считываемый поклон постановщика в сторону "Айки" Сергея Дворцевого позволяет режиссеру ввести в нарратив Исхана (Роман Хан, сериалы "Нагиев на карантине" и "Полярный"), китайца-мигранта из Владивостока, и показать, что существует намного более приземленная и идеализируемая Каримовым действительность, где нет места абьюзу и ментальному террору, а человечность и взаимовыручка становятся повседневностью, в которой хочется остаться. Желание постановщика представить полностью перезагруженный проект в очередной раз сталкивает зрителей с кризисом ценностей сегодняшнего мира, где часто приходится выбирать между личным счастьем и профессиональным ростом, а необходимость успевать заставляет постоянно быть в режиме 24/7. Поэтому "Неадекватные люди 2", держась в стороне от компромиссов, продолжают показывать Каримова как режиссера искреннего и переосмысливающего свой очередной жизненный этап при помощи своих же персонажей. Хочется надеяться, что проект станет полноценной трилогией и через десять лет градус "неадекватности" режиссера не пойдет на понижение.
7
,8
2020, Россия, Мелодрамы
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Появление комедийной драмы "Неадекватные люди 2" режиссера и сценариста Романа Каримова ("Днюха!", "Гуляй, Вася!"), обозначенной как долгожданный сиквел его успешного дебюта, оказывается своеобразной автобиографической попыткой разобраться в вопросах бытия, продемонстрировать желание работать с новыми трендами в кино и фрагментарно воспроизвести реальность, в которой начинают запутываться даже уверенные в себе люди. Уровень постановщика вырос настолько, что не отказывает себе в удовольствии излагать историю с акцентом на нелинейность и уверенно управляться с более чем двухчасовым хронометражом. Лента Каримова не кричит о современности, она в ней существует и очень хорошо чувствует благодаря прекрасно прописанным диалогам и реверсивному нарративу. При этом парадоксально, что главная героиня (Ингрид Олеринская, сериал "Рикошет", "Отрыв") оказывается воплощением режиссерского alter ego и собирает на себя все основные сюжетные коллизии. Экранная история, которую Каримов написал вместе со сценаристом Яной Лебедевой, ранее работавшей с ним над созданием "Гуляй, Вася!", оказывается своеобразным популярным экскурсом в трансформацию семейных отношений и их очень умело спровоцированный извне разрыв. Режиссерская манера съемки смешивает личное и сериальное, рискует на каждом шагу спотыкнуться и скатиться к банальностям, но представляет проект, от которого трудно оторваться при просмотре. Безусловно, Каримов в этом проекте продолжает находиться в поисках нового киноязыка, все его многочисленные прыжки по временной шкале сюжета, клиповые и идеально смонтированные по сути сцены, демонстрации разных ракурсов со стороны характеров на одну и ту же ситуацию показывают движение по части формы. Поскольку лента во многом напоминает занятную головоломку, то за таким хитроумным построением постановщик намеренно старается скрыть весьма банальное содержание на уровне популярных пособий по психологии и отношениям в браке, признавая, что одной из главных причин расставаний становятся различные уровни социальной и личной успешности мужа или жены и неспособность их принятия. Картина Каримова интересна в первую очередь тем, как героиня Олеринской, отправленная в одиссею из личных фрустраций и карьерных забегов, оказывается в положении пирровой победы, вызывая двойственные зрительские эмоции. Поэтому "Неадекватные люди 2" разрушают стереотип о том, как продолжение, отсроченное даже на десять лет, может оказаться хуже оригинала и показывают прогрессирующий уровень постановщика, иронично обыгрывающего рефлексию и напрямую говорящего о том, что настоящее счастье можно приготовить только по собственным рецептам. Нет ничего удивительного в том, что у Каримова в "Неадекватные люди 2" бывшая старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская) спустя десятилетие стала образцовой домохозяйкой и умеет не только вкусный ужин для любимого мужа Виталия (Илья Любимов, сериалы "Динозавр" и "По ту сторону смерти"), но и довести порядок в доме до перфекционистского уровня, шкафчик там собрать из Икеи и не забыть записать самые сокровенные мысли в дневник с названием "Утренние страницы". Казалось бы, скука темной тучей уже должна была бы зависнуть над такой семьей, где нет детей в качестве семейной скрепы, но карьерный путь героя Любимова оказался полон настоящих сюрпризов. Из успешного переводчика с английского он превратился при помощи постановщика в строительного подрядчика, который борется за тендеры и совсем не готов давать откаты. Возрастной Виталий, по сюжету ленты которому уже за сорок, оказывается у Каримова носителем обычных патриархальных идей про "пельмени" и "котлеты по-киевски". Поэтому, когда в первом эпизоде фильма он приглашает влиятельного чиновника Дениса (Алексей Гоман) вместе с женой Полиной (Полина Левашкевич) на ужин к себе домой, то он хочет не просто договориться за столом о долгожданном субподряде, а показать ту особую атмосферу, которая позволяет почувствовать уют и тепло. Выглядящий как мальчик на прослушивании характер Любимова прячет далеко свою иронию и начинает заинтересованно подыгрывать гостям, у которых социальные роли и договоренности уже давно проработаны и не вызывают никаких вопросов. Главная задача и основная работа Полины - любить своего мужа, быть все время в его тени, но при этом успевать развиваться в забавных для благоверного областях, например, уметь услаждать его слух пением. Уже позже выяснится, что визит, в результате которого неминуемо возник конфликт между Кристиной и Виталием, показывает абсолютно разные векторы дальнейших планов на жизнь супругов. Важную роль в дальнейшей динамике картины сыграет появление в кадре высоколобого психолога и специалиста по НЛП Петра (Евгений Цыганов, сериалы "Мертвые души" и "Нежность"), персонажа абсолютно мефистофелевского типа, циника и триггера, который предложит Виталию провести кастинг по приему на работу помощницы. Поскольку Каримов делает из героя Цыганова некого отстраненного и инфернального персонажа, проталкивающего незаметно для всех свои схемы и не столько мотивирующего своих клиентов, сколько играющего ими, то появление у рассерженного мужа, жаждущего тихой мести, обаятельной молодой ассистентки Сони (Мария Горячева) становится делом случая и времени. Удивительным образом "Неадекватные люди 2" Романа Каримова становятся настоящей женской историей и рассказом о поисках собственного места внутри очень колючей современности, требующей эффективности, быстроты и укладывания в бюджеты, погружением и позиционированием главной героини внутрь мира, остающегося мизогинным по своей сути. Не случайно автор делает именно Кристину главным действующим лицом жестокого психологического эксперимента на тему того, как молодая женщина может стать успешной и пробежать огромными шагами тот путь, на преодоление которого у героя Любимова ушло намного больше времени. То, что Каримов превращает жизнь протагонистки, рано вышедшей замуж, в сказку странствий, измен и карьерных взлетов, очень легко связывается с позицией психолога-Цыганова, тонкого манипулятора, призванного создать у Кристины нужную мотивацию и выпустить из нее наружу, в окружающий мир, тот самый пар, который накопился в ней за годы брака. Очевидно, что ради любимого героиня Олеринской оказалась зависшей где-то на половине пути как с человеческой, так и с социальной точек зрения. Конечно же, верная и заботливая жена - это тоже важная и нужная во все времена профессия, но, по мысли постановщика, далеко не все женщины могут справляться с таким рутинным функционалом и просто обязаны искать себя в получении образования, разработке проектов и вообще в неустанном движении вверх. Путь к равенству между мужчиной и женщиной у Каримова становится настоящей серией коллизий для Кристины, режиссер придерживается выбранной мелодраматической линии и умело обходит сложные места падения в социальную драму или психологический триллер. Главная героиня непрерывно находится внутри собственных переживаний, экспириенса, и ее отношения с "золотым мальчиком" Артемом (Никита Санаев) становятся чем-то напоминающим способ еще раз погрузиться в беззаботную молодость, в неоконченное студенчество и закрыть для себя эту тему окончательно. Драматургически характер Санаева вполне "неадекватен", его бунт клокочущей пустоты внутри направлен в большей степени на прожигание жизни и коллекционирование подружек, однако для Каримова этот полезный персонаж важен, чтобы показать определенные границы дозволенного, которые переходить уже не рекомендуется. Термин "Бихевиоризм", который постановщик заботливо размещает на одной из лекций, которые слушает Кристина, впрочем, как и незашитая куртка Виталия, разбитая чашка, домашние тапки, которые то снимает, то надевает главная героиня, намекают, но не дают ответа на главный вопрос о том, почему люди, которые смотрели вместе в одну сторону десять лет оказались вынуждены идти по совершенно разным дорогам в дальнейшем. Делая огромный крюк от комедии о двух разновозрастных одиночествах, "Неадекватные люди 2" Каримова оказываются жестче, делают больше ошибок, но с трудом уходят от дихотомии обычной и, что там греха таить, чаще всего серой реальности. Постановщик по-прежнему склонен к максимализму, только на этот раз выводит его с иного ракурса, когда наблюдательно делит мир на сильных амбициозных одиночек, вынужденных осознавать свою обреченность подобно герою Цыганова, и сентиментальных слабаков, кто выбирает "гнездо" и домашний очаг, становясь от этого мягче, добрее и уязвимее. Каждый, и Кристина, и Виталий, предпочитает двигаться самостоятельно, уходя от диалогов и по-своему справляясь с ситуацией. Блестящая кульминация, которая подводит черту под всеми нелинейными шатаниями Каримова и его желанием представить ленту в виде мозаичных мини-сюжетов и метатекстов, выдвигает на первый план мысль о том, что успех в жизни всегда сопряжен с разнообразными жертвами, а желание характера Олеринской дотянуться до любимого сродни греческой апории об Ахиллесе и черепахе. Хорошо считываемый поклон постановщика в сторону "Айки" Сергея Дворцевого позволяет режиссеру ввести в нарратив Исхана (Роман Хан, сериалы "Нагиев на карантине" и "Полярный"), китайца-мигранта из Владивостока, и показать, что существует намного более приземленная и идеализируемая Каримовым действительность, где нет места абьюзу и ментальному террору, а человечность и взаимовыручка становятся повседневностью, в которой хочется остаться. Желание постановщика представить полностью перезагруженный проект в очередной раз сталкивает зрителей с кризисом ценностей сегодняшнего мира, где часто приходится выбирать между личным счастьем и профессиональным ростом, а необходимость успевать заставляет постоянно быть в режиме 24/7. Поэтому "Неадекватные люди 2", держась в стороне от компромиссов, продолжают показывать Каримова как режиссера искреннего и переосмысливающего свой очередной жизненный этап при помощи своих же персонажей. Хочется надеяться, что проект станет полноценной трилогией и через десять лет градус "неадекватности" режиссера не пойдет на понижение.