Никто не спорит с тем, что в случае с Романом Каримовым нельзя списывать со счетов ранний профессиональный опыт, в том числе – полученный за время нахождения в Лондоне. Да и на съёмках короткометражных фильмов он, безусловно, приобрёл массу полезных навыков. И всё-таки едва ли не каждый начинающий режиссёр втайне мечтает о том, чтобы его первая большая постановка, осуществлённая на крайне ограниченные финансовые ресурсы (а как же иначе?), снискала такой же тёплый приём. Дело не только в том, что «Неадекватные люди» /2010/ удостоились наград на достаточно престижном кинофестивале «Окно в Европу» и удачно прошли в кинопрокате, принеся сумму хотя и далеко не рекордную, зато – превзошедшую производственный бюджет более чем в шесть раз. Внешне бесхитростная, не лишённая технических шероховатостей (1), но снятая с душой, по-настоящему изящная и трогательная романтическая комедия быстро обрела верных поклонников – говоря по-модному, получила статус «культовой». Каримов, кстати, оправдал возложенные на него надежды, вскоре добившись отклика у более широкой аудитории (в первую очередь – лентами «Всё и сразу» /2014/, «Гуляй, Вася!» /2017/, в меньшей степени «Днюха!» /2018/), и тем не менее… И тем не менее потребность вернуться к полюбившимся героям – к людям, чья лёгкая неадекватность вызвала невыразимую симпатию, определённо не покидала Романа.
На излёте напряжённого «ковидного» сезона – в преддверии Нового года – российские кинематографисты вообще изрядно порадовали публику. «Неадекватные люди 2» послужили ничуть не меньшим подарком отечественным зрителям, чем «Серебряные коньки» /2020/ или «Обратная связь» /2020/, пусть по кассовым сборам (порядка 16 миллионов рублей) сиквел существенно уступил упомянутым работам Михаила Локшина и Алексея Нужного – и даже чуть-чуть недотянул до показателей оригинала. Вероятно, кого-то разочаровала заметно «посерьёзневшая» интонация продолжения, начавшего походить скорее на драму, чем на юмористическое кинопроизведение. Однако метаморфозы такого рода претерпели сами действующие лица, а авторы (на сей раз режиссёр написал сценарий совместно с Яной Лебедевой) лишь честно постарались проанализировать проблемы, с которыми те неизбежно столкнулись впоследствии. В этом, к слову, нет ничего экстраординарного. Допустим, Клод Лелуш, оставивший в финале «Мужчины и женщины» /1966/ надежду на безоблачное будущее Жана-Луи Дюрока и Анн Готье, затем дважды (во второй и третьей частях, увидевших свет соответственно в 1986-м и совсем недавно, в 2019-м) развеивал красивые иллюзии. Вот и в случае с Виталием и Кристиной не отпускало тревожное подспудное ощущение, что любовная лодка разобьётся о быт, традиционно таящий массу подводных течений и рифов. Слишком уж отличаются их представления о жизни, причём ощутимая разница в возрасте – далеко не главное препятствие.
Прежде всего остального хотелось бы отметить отличное драматургическое решение. Интересных сюжетных поворотов вкупе с остроумными диалогами хватало и в первых «Неадекватных людях», но на сей раз Каримов и Лебедева отважились на почти тарантиновскую манипуляцию с экранным пространством-временем. Последовательное (линейное) развитие событий незаметно обогащается прихотливым вплетением флешбэков, благодаря чему удалось не просто добиться нарастания драматизма, но и создать держащую в напряжении интригу. Терпение Кристины, долгое время довольствовавшейся статусом домохозяйки, лопнуло на удивление быстро – и совет психолога Павла Козлова, лучшего друга Мухаметзянова, пришёлся как нельзя кстати. Дражайшая половина не проявила энтузиазма в ответ на прозрачный намёк мужа о том, что пора бы завести ребёнка, вознамерившись для начала попробовать силы в учёбе и карьере. Кто ж знал, что судьба-индейка сведёт девушку с нагловатым Артёмом, и такая рассудительная натура не устоит под напором обаяния мажора, принципиально нацеленного на прожигание жизни, благо что папенькино состояние позволяет существовать безбедно? Мы поначалу убеждены в том, что и супруг дал слабину, поскольку последовал провокационному совету приятеля нанять помощницу – молодую и красивую Соню… Однако всё несколько хитрее.
Пожалуй, самым ярким сюрпризом стали неприятности, скопом навалившиеся на главную героиню в тот момент, когда казалось, что всё идёт неплохо. Она явно не рассчитала свои силы, получив на новом месте должность руководителя проекта – куратора разработки Интернет-сайта знакомств с любопытным функционалом для пользователей. И одновременно – уязвлённое чувство собственного достоинства подвигло на совсем дерзкую выходку, приведшую к мгновенному разрыву отношений с Тёмой. Создатели фильма словно выводят действие на другой, более высокий (или, наоборот, низкий) уровень. Прежде Кристина и в страшном сне не могла представить, что придётся вплотную познакомиться с теми, о чьём существовании предпочитала не задумываться. Ну, какое ей было дело до интеллигентных алкоголиков, рыщущих по улицам и скверам в поисках мелочи, чтобы купить очередную бутылку спиртного? Да и несчастного Исхана, кассира небольшого продуктового магазина, девушка, что называется, в упор не замечала. Спонтанное знакомство обернулось воистину подарком небес, поскольку альтернативой приглашения в перенаселённую квартиру, арендуемую гастарбайтерами, являлась криминальная стезя, в лучшем случае – занятие проституцией. Любопытно, что Роман Каримов без лишней патетики живописует быт столичных гостей из отдалённых регионов, обретающихся (прямо по русской поговорке, не чуждой представителям разных национальностей: «китайцу из Владика», узбечке, киргизу, таджику) в тесноте, да не в обиде. Ничего общего с трагическим надрывом «Айки» /2018/ Сергея Дворцевого!
В том, что люди, вытесненные если и не на «дно» (как у Максима Горького), то точно – на обочину жизни, вынужденные ежедневно сводить концы с концами, на поверку раскрываются адекватными, мало того, хорошими и добрыми личностями, кроется очень важное авторское наблюдение. Вместе с тем Козлов, действительно будучи искушённым психологом (и, как водится, талантливым «кукловодом»), не лукавил, заявляя Кристине, что искренне беспокоился за счастье товарища, когда разыгрывал нехорошую комбинацию. Ей, собственно, не на что жаловаться и обижаться, так как пройденные испытания закалили характер – позволили блестяще раскрыться внутреннему потенциалу. Идею первой части можно было сформулировать примерно так: условно «неадекватные» (выделяющиеся на общем сером фоне теми или иными персональными качествами, манерой поведения, а в первую очередь ценностными установками) индивиды испытывают взаимное влечение – и вполне в состоянии обеспечить друг другу счастье. Как ни печально, в долгосрочной перспективе прекраснодушные надежды не оправдались. Реальность кусается, как подметило ещё Поколение X. Кесарю кесарево, а Божие Богу. Каждому – своё. Всяк сверчок знай… нет, это не надо. Ведь недаром же предки оставили такое количество мудрых изречений, предостерегая нас от тщетных попыток обмануть себя. Вот уж насколько Павел рискует показаться неприятным типом, но в определённой прозорливости психологу – не откажешь!
_______
1 – Я, в частности, невольно гадал на протяжении сеанса: такое количество кадров с расфокусированным изображением – это огрехи оператора-постановщика или необычный художественный приём?
7
,8
2020, Россия, Мелодрамы
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Никто не спорит с тем, что в случае с Романом Каримовым нельзя списывать со счетов ранний профессиональный опыт, в том числе – полученный за время нахождения в Лондоне. Да и на съёмках короткометражных фильмов он, безусловно, приобрёл массу полезных навыков. И всё-таки едва ли не каждый начинающий режиссёр втайне мечтает о том, чтобы его первая большая постановка, осуществлённая на крайне ограниченные финансовые ресурсы (а как же иначе?), снискала такой же тёплый приём. Дело не только в том, что «Неадекватные люди» /2010/ удостоились наград на достаточно престижном кинофестивале «Окно в Европу» и удачно прошли в кинопрокате, принеся сумму хотя и далеко не рекордную, зато – превзошедшую производственный бюджет более чем в шесть раз. Внешне бесхитростная, не лишённая технических шероховатостей (1), но снятая с душой, по-настоящему изящная и трогательная романтическая комедия быстро обрела верных поклонников – говоря по-модному, получила статус «культовой». Каримов, кстати, оправдал возложенные на него надежды, вскоре добившись отклика у более широкой аудитории (в первую очередь – лентами «Всё и сразу» /2014/, «Гуляй, Вася!» /2017/, в меньшей степени «Днюха!» /2018/), и тем не менее… И тем не менее потребность вернуться к полюбившимся героям – к людям, чья лёгкая неадекватность вызвала невыразимую симпатию, определённо не покидала Романа. На излёте напряжённого «ковидного» сезона – в преддверии Нового года – российские кинематографисты вообще изрядно порадовали публику. «Неадекватные люди 2» послужили ничуть не меньшим подарком отечественным зрителям, чем «Серебряные коньки» /2020/ или «Обратная связь» /2020/, пусть по кассовым сборам (порядка 16 миллионов рублей) сиквел существенно уступил упомянутым работам Михаила Локшина и Алексея Нужного – и даже чуть-чуть недотянул до показателей оригинала. Вероятно, кого-то разочаровала заметно «посерьёзневшая» интонация продолжения, начавшего походить скорее на драму, чем на юмористическое кинопроизведение. Однако метаморфозы такого рода претерпели сами действующие лица, а авторы (на сей раз режиссёр написал сценарий совместно с Яной Лебедевой) лишь честно постарались проанализировать проблемы, с которыми те неизбежно столкнулись впоследствии. В этом, к слову, нет ничего экстраординарного. Допустим, Клод Лелуш, оставивший в финале «Мужчины и женщины» /1966/ надежду на безоблачное будущее Жана-Луи Дюрока и Анн Готье, затем дважды (во второй и третьей частях, увидевших свет соответственно в 1986-м и совсем недавно, в 2019-м) развеивал красивые иллюзии. Вот и в случае с Виталием и Кристиной не отпускало тревожное подспудное ощущение, что любовная лодка разобьётся о быт, традиционно таящий массу подводных течений и рифов. Слишком уж отличаются их представления о жизни, причём ощутимая разница в возрасте – далеко не главное препятствие. Прежде всего остального хотелось бы отметить отличное драматургическое решение. Интересных сюжетных поворотов вкупе с остроумными диалогами хватало и в первых «Неадекватных людях», но на сей раз Каримов и Лебедева отважились на почти тарантиновскую манипуляцию с экранным пространством-временем. Последовательное (линейное) развитие событий незаметно обогащается прихотливым вплетением флешбэков, благодаря чему удалось не просто добиться нарастания драматизма, но и создать держащую в напряжении интригу. Терпение Кристины, долгое время довольствовавшейся статусом домохозяйки, лопнуло на удивление быстро – и совет психолога Павла Козлова, лучшего друга Мухаметзянова, пришёлся как нельзя кстати. Дражайшая половина не проявила энтузиазма в ответ на прозрачный намёк мужа о том, что пора бы завести ребёнка, вознамерившись для начала попробовать силы в учёбе и карьере. Кто ж знал, что судьба-индейка сведёт девушку с нагловатым Артёмом, и такая рассудительная натура не устоит под напором обаяния мажора, принципиально нацеленного на прожигание жизни, благо что папенькино состояние позволяет существовать безбедно? Мы поначалу убеждены в том, что и супруг дал слабину, поскольку последовал провокационному совету приятеля нанять помощницу – молодую и красивую Соню… Однако всё несколько хитрее. Пожалуй, самым ярким сюрпризом стали неприятности, скопом навалившиеся на главную героиню в тот момент, когда казалось, что всё идёт неплохо. Она явно не рассчитала свои силы, получив на новом месте должность руководителя проекта – куратора разработки Интернет-сайта знакомств с любопытным функционалом для пользователей. И одновременно – уязвлённое чувство собственного достоинства подвигло на совсем дерзкую выходку, приведшую к мгновенному разрыву отношений с Тёмой. Создатели фильма словно выводят действие на другой, более высокий (или, наоборот, низкий) уровень. Прежде Кристина и в страшном сне не могла представить, что придётся вплотную познакомиться с теми, о чьём существовании предпочитала не задумываться. Ну, какое ей было дело до интеллигентных алкоголиков, рыщущих по улицам и скверам в поисках мелочи, чтобы купить очередную бутылку спиртного? Да и несчастного Исхана, кассира небольшого продуктового магазина, девушка, что называется, в упор не замечала. Спонтанное знакомство обернулось воистину подарком небес, поскольку альтернативой приглашения в перенаселённую квартиру, арендуемую гастарбайтерами, являлась криминальная стезя, в лучшем случае – занятие проституцией. Любопытно, что Роман Каримов без лишней патетики живописует быт столичных гостей из отдалённых регионов, обретающихся (прямо по русской поговорке, не чуждой представителям разных национальностей: «китайцу из Владика», узбечке, киргизу, таджику) в тесноте, да не в обиде. Ничего общего с трагическим надрывом «Айки» /2018/ Сергея Дворцевого! В том, что люди, вытесненные если и не на «дно» (как у Максима Горького), то точно – на обочину жизни, вынужденные ежедневно сводить концы с концами, на поверку раскрываются адекватными, мало того, хорошими и добрыми личностями, кроется очень важное авторское наблюдение. Вместе с тем Козлов, действительно будучи искушённым психологом (и, как водится, талантливым «кукловодом»), не лукавил, заявляя Кристине, что искренне беспокоился за счастье товарища, когда разыгрывал нехорошую комбинацию. Ей, собственно, не на что жаловаться и обижаться, так как пройденные испытания закалили характер – позволили блестяще раскрыться внутреннему потенциалу. Идею первой части можно было сформулировать примерно так: условно «неадекватные» (выделяющиеся на общем сером фоне теми или иными персональными качествами, манерой поведения, а в первую очередь ценностными установками) индивиды испытывают взаимное влечение – и вполне в состоянии обеспечить друг другу счастье. Как ни печально, в долгосрочной перспективе прекраснодушные надежды не оправдались. Реальность кусается, как подметило ещё Поколение X. Кесарю кесарево, а Божие Богу. Каждому – своё. Всяк сверчок знай… нет, это не надо. Ведь недаром же предки оставили такое количество мудрых изречений, предостерегая нас от тщетных попыток обмануть себя. Вот уж насколько Павел рискует показаться неприятным типом, но в определённой прозорливости психологу – не откажешь! _______ 1 – Я, в частности, невольно гадал на протяжении сеанса: такое количество кадров с расфокусированным изображением – это огрехи оператора-постановщика или необычный художественный приём?