Не стану утверждать, будто очень хорошо разбираюсь в печатной продукции издательства DC Comics, но в доступных источниках не удалось обнаружить, чем же таким важным для Дианы Принс был ознаменован 1984-й год. Уж скорее, вехой в биографии вымышленной супергероини стал год 1985-й, когда на прилавки специализированных книжных магазинов начали поступать выпуски из цикла «Кризис на бесконечных Землях». Не исключено, что для фанатов комиксов выбранное время действия и несёт какой-то глубокий смысл, но ведь постановка Пэтти Дженкинс рассчитана на гораздо более широкую (в идеале – «универсальную», то есть не ограниченную ни возрастом, ни культурной принадлежностью) аудиторию. Резонно предположить, что авторы намекали на знаменитую антиутопию Джорджа Оруэлла – и некоторые, хотя и не очевидные, ассоциации с её не столько сюжетом, сколько посылом действительно напрашиваются по мере развития экранных событий. Вместе с тем волей-неволей возникает и ещё одна параллель, которая вряд ли порадует руководство Warner Bros. Дело в том, что именно тогда состоялась премьера «Супердевушки» /1984/ Жанно Шварца, посвящённой прибытию на Землю Кары Зор-Эль – двоюродной сестры Супермена. Картина с треском «провалилась» в кинопрокате, из-за чего продюсеры Илья и Александр Залкинды сочли дальнейшую разработку медиафраншизы малоперспективной – и убогая четвёртая часть кинохита Ричарда Доннера, получившая подзаголовок «В поисках мира», снималась под кураторством Менахема Голана и Йорама Глобуса. Забавно, но женщина-режиссёр не испугалась прямой отсылки и к этому бездарному сиквелу в постановке Сидни Дж. Фьюри, поместив на полу супермаркета, где Диана обезвреживает наглых грабителей, изображение Ядерного человека.
Всё это выглядит очень странно, поскольку обычно кинематографисты стараются из суеверных соображений максимально дистанцироваться от проектов, принёсших убытки и/или снискавших разгромные отзывы. Конечно, сравнительно слабые коммерческие показатели «Чудо-женщины 1984» на старте никак не связаны с «дурной наследственностью» замысла, даже если Дженкинс действительно ориентировалась (а она ориентировалась) на голливудские достижения периода рейганомики, когда кинокомиксов выходило крайне мало. Фильм ещё в начале 2020-го являлся чуть ли не самым ожидаемым кинопроизведением сезона – задолго до того, как эпидемия разыгралась в полную силу и были введены жёсткие карантинные меры. От топ-менеджмента кинокомпании, выделившего на производство гигантские средства ($200 млн.), потребовалось изрядное мужество, чтобы после нескольких переносов даты релиза принять решение о «гибридной» премьере: на стриминговой платформе HBO Max и лишь в тех странах, где сервис недоступен, – в кинотеатрах. Пока сложно судить, оправдает ли себя стратегия в финансовом отношении (1), но дальнейшие планы по созданию блокбастеров, включая новые картины о так называемой Расширенной вселенной DC, наверняка подвергнутся корректировке.
Впрочем, я приступал к просмотру с весьма скептическим настроем по иным причинам. «Чудо-женщина» /2017/, помнится, изрядно разочаровала – да и немногим более сильное впечатление произвёл опус «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» /2016/, где красавица Принс в исполнении Галь Гадот (между прочим, её гонорар вырос со скромных $300 тыс. за первую часть до $10 млн.!) появилась впервые. Были, что греха таить, опасения, что Пэтти довольствуется прежним уровнем. И продолжение, увы, не лишено ряда досадных изъянов. В частности, скучной и откровенно затянутой кажется завязка, напрочь лишённая приключений и напряжённого действия. И это – после динамичного (кстати, особенно поражающего на экране стереокинотеатра IMAX) пролога, повествующего об участии совсем юной Дианы в состязании амазонок на острове Темискира! Как будто нельзя было лаконично объяснить, какую угрозу несёт артефакт, присланный на экспертизу в Смитсоновский институт… Да и возвращение к жизни (в теле другого человека) капитана Стива Тревора, трагически погибшего, но не забытого той, кого успел полюбить всем сердцем, поначалу не столько заинтриговывает, сколько сбивает с толку. Однако по мере того, как намерения Максвелла Лорда проясняются, интерес к зрелищу возрастает – и возрастает достаточно быстро.
Педро Паскаль говорил, что источниками вдохновения (чтобы не сказать «образцами для подражания») для роли ему послужили хэкменовский Лекс Лютор и одновременно – Гордон Гекко. Возможно, это и так – и аллюзия на образ циничного заправилы с Уолл-стрит, без устали сколачивающего капитал и поющего оды людской жадности, видится уместной. Уместной – с важной оговоркой: на фоне владельца Black Gold Cooperative и хваткий магнат, блестяще сыгранный Майклом Дугласом, представляется наивным ребёнком. Жажда денег, даже баснословных денег, – ничто в сравнении с сокровенной мечтой Максвелла. Астрономические доходы от нефти – ступенька на пути к истинному могуществу. Мнимый благодетель стремится овладеть возможностями джинна – и добровольно избирает судьбу инфернального «исполнителя желаний», почти как в одноимённом хорроре Роберта Кёртцмана. Он-то понимает, что всякому, кого удаётся заманить в расставленные сети, придётся так или иначе, с неотвратимостью расплачиваться, лишившись наиболее дорогого в жизни. Вот здесь и начинается подлинное веселье! Уже эпизоды в Египте, куда Чудо-женщина со Стивом спешно прибывают в надежде помешать Максвеллу, поставлены с размахом, захватывающе, красиво. Но главной целью злодея становится, естественно, Президент США, грезящий приблизительно о таком же военном превосходстве над противником по «холодной войне» (о размещении ракет с ядерными боеголовками вдоль всей границы Советского Союза), каким бредил Рональд Рейган. Результат предсказать нетрудно.
Конечно, авторы не могли не отдать дань не самой похвальной традиции кинокомиксов – откровенной мифологизации истории. Например, выясняется, что причиной исчезновения государства ацтеков стал пресловутый «Dreamstone». Вместе с тем придуманный кинематографистами конфликт позволяет не только насытить повествование трюками, погонями, перестрелками и рукопашными поединками, где Диане изрядно помогает лассо Истины. Ситуация с воцарившимся на улицах хаосом, едва не вылившимся в обмен атомными ударами, воспринимается ещё и развёрнутой метафорой. Получив доступ к средствам глобального оболванивания, которым бы позавидовал и оруэлловский Большой брат, Лорд ставит процесс на поток – и приобретает практически неограниченную власть. Кёртцман, помнится, выбрал рекламным слоганом известную с древности мудрость: «Будьте осторожны со своими желаниями». Пэтти Дженкинс развила мысль. Утверждение, справедливое и для каждого индивида в отдельности (назовём хотя бы Барбару Минерву, превращающуюся в свирепую Гепарду), при проецировании на массовое сознание – обнаруживает совершенно взрывоопасный потенциал. И ликвидировать негативные последствия не поможет даже Чудо-женщина – во всяком случае без внутренней готовности каждого, признав ошибку, отказаться от того, что загадал. Звучит, быть может, слегка наивно, но по существу – верно.
_______
1 – Отдельные «добрые» аналитики успели обнародовать прогнозы, что достичь точки безубыточности (отметки в $500 млн. кассовых сборов) вряд ли удастся, особенно в свете слабого старта в КНР, где зрители отдали предпочтение местному боевику «Спасение».
7
,5
2020, США, Фантастика
144 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не стану утверждать, будто очень хорошо разбираюсь в печатной продукции издательства DC Comics, но в доступных источниках не удалось обнаружить, чем же таким важным для Дианы Принс был ознаменован 1984-й год. Уж скорее, вехой в биографии вымышленной супергероини стал год 1985-й, когда на прилавки специализированных книжных магазинов начали поступать выпуски из цикла «Кризис на бесконечных Землях». Не исключено, что для фанатов комиксов выбранное время действия и несёт какой-то глубокий смысл, но ведь постановка Пэтти Дженкинс рассчитана на гораздо более широкую (в идеале – «универсальную», то есть не ограниченную ни возрастом, ни культурной принадлежностью) аудиторию. Резонно предположить, что авторы намекали на знаменитую антиутопию Джорджа Оруэлла – и некоторые, хотя и не очевидные, ассоциации с её не столько сюжетом, сколько посылом действительно напрашиваются по мере развития экранных событий. Вместе с тем волей-неволей возникает и ещё одна параллель, которая вряд ли порадует руководство Warner Bros. Дело в том, что именно тогда состоялась премьера «Супердевушки» /1984/ Жанно Шварца, посвящённой прибытию на Землю Кары Зор-Эль – двоюродной сестры Супермена. Картина с треском «провалилась» в кинопрокате, из-за чего продюсеры Илья и Александр Залкинды сочли дальнейшую разработку медиафраншизы малоперспективной – и убогая четвёртая часть кинохита Ричарда Доннера, получившая подзаголовок «В поисках мира», снималась под кураторством Менахема Голана и Йорама Глобуса. Забавно, но женщина-режиссёр не испугалась прямой отсылки и к этому бездарному сиквелу в постановке Сидни Дж. Фьюри, поместив на полу супермаркета, где Диана обезвреживает наглых грабителей, изображение Ядерного человека. Всё это выглядит очень странно, поскольку обычно кинематографисты стараются из суеверных соображений максимально дистанцироваться от проектов, принёсших убытки и/или снискавших разгромные отзывы. Конечно, сравнительно слабые коммерческие показатели «Чудо-женщины 1984» на старте никак не связаны с «дурной наследственностью» замысла, даже если Дженкинс действительно ориентировалась (а она ориентировалась) на голливудские достижения периода рейганомики, когда кинокомиксов выходило крайне мало. Фильм ещё в начале 2020-го являлся чуть ли не самым ожидаемым кинопроизведением сезона – задолго до того, как эпидемия разыгралась в полную силу и были введены жёсткие карантинные меры. От топ-менеджмента кинокомпании, выделившего на производство гигантские средства ($200 млн.), потребовалось изрядное мужество, чтобы после нескольких переносов даты релиза принять решение о «гибридной» премьере: на стриминговой платформе HBO Max и лишь в тех странах, где сервис недоступен, – в кинотеатрах. Пока сложно судить, оправдает ли себя стратегия в финансовом отношении (1), но дальнейшие планы по созданию блокбастеров, включая новые картины о так называемой Расширенной вселенной DC, наверняка подвергнутся корректировке. Впрочем, я приступал к просмотру с весьма скептическим настроем по иным причинам. «Чудо-женщина» /2017/, помнится, изрядно разочаровала – да и немногим более сильное впечатление произвёл опус «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» /2016/, где красавица Принс в исполнении Галь Гадот (между прочим, её гонорар вырос со скромных $300 тыс. за первую часть до $10 млн.!) появилась впервые. Были, что греха таить, опасения, что Пэтти довольствуется прежним уровнем. И продолжение, увы, не лишено ряда досадных изъянов. В частности, скучной и откровенно затянутой кажется завязка, напрочь лишённая приключений и напряжённого действия. И это – после динамичного (кстати, особенно поражающего на экране стереокинотеатра IMAX) пролога, повествующего об участии совсем юной Дианы в состязании амазонок на острове Темискира! Как будто нельзя было лаконично объяснить, какую угрозу несёт артефакт, присланный на экспертизу в Смитсоновский институт… Да и возвращение к жизни (в теле другого человека) капитана Стива Тревора, трагически погибшего, но не забытого той, кого успел полюбить всем сердцем, поначалу не столько заинтриговывает, сколько сбивает с толку. Однако по мере того, как намерения Максвелла Лорда проясняются, интерес к зрелищу возрастает – и возрастает достаточно быстро. Педро Паскаль говорил, что источниками вдохновения (чтобы не сказать «образцами для подражания») для роли ему послужили хэкменовский Лекс Лютор и одновременно – Гордон Гекко. Возможно, это и так – и аллюзия на образ циничного заправилы с Уолл-стрит, без устали сколачивающего капитал и поющего оды людской жадности, видится уместной. Уместной – с важной оговоркой: на фоне владельца Black Gold Cooperative и хваткий магнат, блестяще сыгранный Майклом Дугласом, представляется наивным ребёнком. Жажда денег, даже баснословных денег, – ничто в сравнении с сокровенной мечтой Максвелла. Астрономические доходы от нефти – ступенька на пути к истинному могуществу. Мнимый благодетель стремится овладеть возможностями джинна – и добровольно избирает судьбу инфернального «исполнителя желаний», почти как в одноимённом хорроре Роберта Кёртцмана. Он-то понимает, что всякому, кого удаётся заманить в расставленные сети, придётся так или иначе, с неотвратимостью расплачиваться, лишившись наиболее дорогого в жизни. Вот здесь и начинается подлинное веселье! Уже эпизоды в Египте, куда Чудо-женщина со Стивом спешно прибывают в надежде помешать Максвеллу, поставлены с размахом, захватывающе, красиво. Но главной целью злодея становится, естественно, Президент США, грезящий приблизительно о таком же военном превосходстве над противником по «холодной войне» (о размещении ракет с ядерными боеголовками вдоль всей границы Советского Союза), каким бредил Рональд Рейган. Результат предсказать нетрудно. Конечно, авторы не могли не отдать дань не самой похвальной традиции кинокомиксов – откровенной мифологизации истории. Например, выясняется, что причиной исчезновения государства ацтеков стал пресловутый «Dreamstone». Вместе с тем придуманный кинематографистами конфликт позволяет не только насытить повествование трюками, погонями, перестрелками и рукопашными поединками, где Диане изрядно помогает лассо Истины. Ситуация с воцарившимся на улицах хаосом, едва не вылившимся в обмен атомными ударами, воспринимается ещё и развёрнутой метафорой. Получив доступ к средствам глобального оболванивания, которым бы позавидовал и оруэлловский Большой брат, Лорд ставит процесс на поток – и приобретает практически неограниченную власть. Кёртцман, помнится, выбрал рекламным слоганом известную с древности мудрость: «Будьте осторожны со своими желаниями». Пэтти Дженкинс развила мысль. Утверждение, справедливое и для каждого индивида в отдельности (назовём хотя бы Барбару Минерву, превращающуюся в свирепую Гепарду), при проецировании на массовое сознание – обнаруживает совершенно взрывоопасный потенциал. И ликвидировать негативные последствия не поможет даже Чудо-женщина – во всяком случае без внутренней готовности каждого, признав ошибку, отказаться от того, что загадал. Звучит, быть может, слегка наивно, но по существу – верно. _______ 1 – Отдельные «добрые» аналитики успели обнародовать прогнозы, что достичь точки безубыточности (отметки в $500 млн. кассовых сборов) вряд ли удастся, особенно в свете слабого старта в КНР, где зрители отдали предпочтение местному боевику «Спасение».