Сегодня уже не многие помнят, что Джеффри (тогда ещё – Джеффри) Абрамс начинал как рядовой, ничем особо не выделяющийся продюсер и сценарист, у которого вряд ли могли заподозрить наличие незаурядного таланта. Неординарность его эстетического мышления обнаружилась лишь в новом столетии, когда логотип кинокомпании Bad Robot стал появляться в титрах всё более интригующих телесериалов (чего только стоит цикл «Остаться в живых» /2004-10/, заставивший изрядно поломать голову!) и фильмов. Постепенно Джей Джей превратился в того самого человека, с кем волей-неволей связывают надежды на возрождение научной фантастики, когда-то составлявшей предмет гордости «фабрики грёз», однако постепенно – капитулировавшей под напором фэнтези и кинокомиксов. Причём мэтр не только продемонстрировал редкостное умение вливать новое вино в старые мехи, но и сумел предложить массу оригинального, совсем неожиданного. Между прочим, относительно «Оверлорда» ходили упорные слухи, будто действие картины будет развёртываться в той же художественной Вселенной, что и «Монстро» /2008/ (с продолжениями), причём интерес к проекту заслуженно остался высоким, даже когда выяснилось, что это не так.
Завязка впечатляет. Мы попадаем в салон транспортно-десантного самолёта, принимающего участие в знаменитой Нормандской операции (на что, собственно, указывает и название). Противовоздушная оборона немцев работает на полную мощность, небо озаряют всполохи взрывов, бомбардировщики утюжат позиции противника. Сержант опрашивает бойцов, готовящихся к прыжку, на предмет понимания поставленной боевой задачи. Наконец, наступает момент выброски, притом что один из двигателей крылатой машины загорелся… Этим фрагментом, думаю, остался бы доволен и Стивен Спилберг (кстати, сотрудничавший с Абрамсом), захватывающе поведавший о высадке сил союзников на «Омаха-Бич». Всё динамично, красочно, пронизано драматизмом. В суете успеваешь выделить про себя Бойса, которому ещё тяжелее, чем товарищам. Напряжённость сохраняется и после приземления парашютистов, большей частью – обнаруженных нацистскими солдатами, погибших в перестрелках или расстрелянных без суда и следствия. Получится ли у немногочисленной группы уцелевших проникнуть в деревню и взорвать злополучную станцию, размещённую оккупантами-безбожниками на крыше тамошней церкви?.. Впрочем, зная пристрастия продюсера, зрители с нетерпением ждут припасённого сюрприза – сюрприза, попросту обязанного быть.
Честно говоря, немного жаль. Первые попытки радикальной (и как бы немотивированной) смены жанровых кодов прямо в середине повествования воспринимались свежо, с любопытством. Когда типичная криминальная драма превращалась в хоррор про вампиров, беснующихся «от заката до рассвета», «псам-воинам» приходилось схлестнуться со… стаей оборотней, а в приключенческой истории про пиратов внезапно обнаруживались мистические мотивы, это ошеломляло. Это сбивало с толку, зато – стимулировало воображение и быстро заставляло включаться в увлекательную игру. Ныне драматургический приём, утративший новизну, требует изрядного мастерства и чувства меры. Увы, Джулиус Эйвери (1) и сценаристы Билли Рэй и Марк Л. Смит не придумали столь же нетривиального сюжетного поворота. Не так уж сложно догадаться, что творится неладное, – да и быстро разобраться, в чём, собственно, суть происходящего в сверхсекретном бункере, расположенном аккурат под тем культовым сооружением, куда необходимо проникнуть диверсантам. К счастью, до откровенного трэша (как в какой-нибудь «Армии Франкенштейна» /2013/) создатели не опускаются, и – с другой стороны – не набирает обороты сатирическо-абсурдистское звучание, хотя Бойс реагирует, видя несчастных подопытных, почти как макдауэлловский коммивояжёр-«счастливчик» Мик Трэвис. Авторы избирают иной путь.
Взятый американцами в плен офицер Вермахта поначалу пытается давить на совесть, уверяя, что честно исполняет воинский долг (принуждение к интимной связи привлекательной местной жительницы – не в счёт) и что понятия не имеет о проводимых экспериментах. Но не нужно обладать исключительной проницательностью, дабы догадаться: красующаяся на рекламных плакатах уродливая физиономия – вот истинное лицо верного слуги гитлеровского режима. Задолго до того, как американский империализм научился штамповать «универсальных солдат», оживляя тех, кто погиб во Вьетнаме (к слову, Жана-Клода Ван Дамма и Дольфа Лундгрена первым свёл на экране именно немецкий режиссёр Роланд Эммерих), аналогичные исследования велись учёными Третьего рейха. Жалкие лягушатники, мол, веками не догадывались, какое богатство скрывает их земля. Понадобился-де сумрачный тевтонский гений, чтобы синтезировать уникальное вещество, способное попрать самую смерть. Ещё чуть-чуть – и фюрер получит в свои руки оружие колоссального разрушительного потенциала. Станет ‘большим боссом’ или даже ‘сюзереном’ (если дословно перевести слово «overlord» с английского языка) в масштабах планеты. Тут уж и открытие в Европе второго фронта покажется малозначимым, локальным эпизодом…
Не стану утверждать, будто под занавес действие сникает или замедляется. Несмотря на предсказуемость фабульных ходов, Эйвери удаётся выдержать ритм, а некоторыми фрагментами схваток в замкнутом пространстве могли бы по праву гордиться постановщики фильмов ужасов о зомби. Мало того, при желании обнаруживаются и проблески иронии по отношению к помянутым выше кинокомиксам (в частности, к проискам руководства террористической организации «Гидра», вздумавшего потеснить бонз НСДАП). Всё это само по себе хорошо. Хуже, что по мере приближения развязки режиссёрские решения становятся всё менее продуманными и непредсказуемыми. И в этот момент невольно посещает голову простая в общем-то мысль: то, что имело место в реальности, превосходит самые жуткие фантазии голливудских творцов. Достаточно вспомнить душераздирающие хроникальные кадры (включённые сначала Михаилом Роммом в «Обыкновенный фашизм» /1965/, затем – Саввой Кулишом в «Мёртвый сезон» /1968/), запечатлевшие подлинных жертв «научных» опытов, проводившихся в концентрационных лагерях. Что тут ещё добавить?
__________
1 – Он привлёк внимание к своей персоне благодаря короткометражным работам, затем – снял боевик «Молодая кровь» /2014/.
6
,9
2018, США, Ужасы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сегодня уже не многие помнят, что Джеффри (тогда ещё – Джеффри) Абрамс начинал как рядовой, ничем особо не выделяющийся продюсер и сценарист, у которого вряд ли могли заподозрить наличие незаурядного таланта. Неординарность его эстетического мышления обнаружилась лишь в новом столетии, когда логотип кинокомпании Bad Robot стал появляться в титрах всё более интригующих телесериалов (чего только стоит цикл «Остаться в живых» /2004-10/, заставивший изрядно поломать голову!) и фильмов. Постепенно Джей Джей превратился в того самого человека, с кем волей-неволей связывают надежды на возрождение научной фантастики, когда-то составлявшей предмет гордости «фабрики грёз», однако постепенно – капитулировавшей под напором фэнтези и кинокомиксов. Причём мэтр не только продемонстрировал редкостное умение вливать новое вино в старые мехи, но и сумел предложить массу оригинального, совсем неожиданного. Между прочим, относительно «Оверлорда» ходили упорные слухи, будто действие картины будет развёртываться в той же художественной Вселенной, что и «Монстро» /2008/ (с продолжениями), причём интерес к проекту заслуженно остался высоким, даже когда выяснилось, что это не так. Завязка впечатляет. Мы попадаем в салон транспортно-десантного самолёта, принимающего участие в знаменитой Нормандской операции (на что, собственно, указывает и название). Противовоздушная оборона немцев работает на полную мощность, небо озаряют всполохи взрывов, бомбардировщики утюжат позиции противника. Сержант опрашивает бойцов, готовящихся к прыжку, на предмет понимания поставленной боевой задачи. Наконец, наступает момент выброски, притом что один из двигателей крылатой машины загорелся… Этим фрагментом, думаю, остался бы доволен и Стивен Спилберг (кстати, сотрудничавший с Абрамсом), захватывающе поведавший о высадке сил союзников на «Омаха-Бич». Всё динамично, красочно, пронизано драматизмом. В суете успеваешь выделить про себя Бойса, которому ещё тяжелее, чем товарищам. Напряжённость сохраняется и после приземления парашютистов, большей частью – обнаруженных нацистскими солдатами, погибших в перестрелках или расстрелянных без суда и следствия. Получится ли у немногочисленной группы уцелевших проникнуть в деревню и взорвать злополучную станцию, размещённую оккупантами-безбожниками на крыше тамошней церкви?.. Впрочем, зная пристрастия продюсера, зрители с нетерпением ждут припасённого сюрприза – сюрприза, попросту обязанного быть. Честно говоря, немного жаль. Первые попытки радикальной (и как бы немотивированной) смены жанровых кодов прямо в середине повествования воспринимались свежо, с любопытством. Когда типичная криминальная драма превращалась в хоррор про вампиров, беснующихся «от заката до рассвета», «псам-воинам» приходилось схлестнуться со… стаей оборотней, а в приключенческой истории про пиратов внезапно обнаруживались мистические мотивы, это ошеломляло. Это сбивало с толку, зато – стимулировало воображение и быстро заставляло включаться в увлекательную игру. Ныне драматургический приём, утративший новизну, требует изрядного мастерства и чувства меры. Увы, Джулиус Эйвери (1) и сценаристы Билли Рэй и Марк Л. Смит не придумали столь же нетривиального сюжетного поворота. Не так уж сложно догадаться, что творится неладное, – да и быстро разобраться, в чём, собственно, суть происходящего в сверхсекретном бункере, расположенном аккурат под тем культовым сооружением, куда необходимо проникнуть диверсантам. К счастью, до откровенного трэша (как в какой-нибудь «Армии Франкенштейна» /2013/) создатели не опускаются, и – с другой стороны – не набирает обороты сатирическо-абсурдистское звучание, хотя Бойс реагирует, видя несчастных подопытных, почти как макдауэлловский коммивояжёр-«счастливчик» Мик Трэвис. Авторы избирают иной путь. Взятый американцами в плен офицер Вермахта поначалу пытается давить на совесть, уверяя, что честно исполняет воинский долг (принуждение к интимной связи привлекательной местной жительницы – не в счёт) и что понятия не имеет о проводимых экспериментах. Но не нужно обладать исключительной проницательностью, дабы догадаться: красующаяся на рекламных плакатах уродливая физиономия – вот истинное лицо верного слуги гитлеровского режима. Задолго до того, как американский империализм научился штамповать «универсальных солдат», оживляя тех, кто погиб во Вьетнаме (к слову, Жана-Клода Ван Дамма и Дольфа Лундгрена первым свёл на экране именно немецкий режиссёр Роланд Эммерих), аналогичные исследования велись учёными Третьего рейха. Жалкие лягушатники, мол, веками не догадывались, какое богатство скрывает их земля. Понадобился-де сумрачный тевтонский гений, чтобы синтезировать уникальное вещество, способное попрать самую смерть. Ещё чуть-чуть – и фюрер получит в свои руки оружие колоссального разрушительного потенциала. Станет ‘большим боссом’ или даже ‘сюзереном’ (если дословно перевести слово «overlord» с английского языка) в масштабах планеты. Тут уж и открытие в Европе второго фронта покажется малозначимым, локальным эпизодом… Не стану утверждать, будто под занавес действие сникает или замедляется. Несмотря на предсказуемость фабульных ходов, Эйвери удаётся выдержать ритм, а некоторыми фрагментами схваток в замкнутом пространстве могли бы по праву гордиться постановщики фильмов ужасов о зомби. Мало того, при желании обнаруживаются и проблески иронии по отношению к помянутым выше кинокомиксам (в частности, к проискам руководства террористической организации «Гидра», вздумавшего потеснить бонз НСДАП). Всё это само по себе хорошо. Хуже, что по мере приближения развязки режиссёрские решения становятся всё менее продуманными и непредсказуемыми. И в этот момент невольно посещает голову простая в общем-то мысль: то, что имело место в реальности, превосходит самые жуткие фантазии голливудских творцов. Достаточно вспомнить душераздирающие хроникальные кадры (включённые сначала Михаилом Роммом в «Обыкновенный фашизм» /1965/, затем – Саввой Кулишом в «Мёртвый сезон» /1968/), запечатлевшие подлинных жертв «научных» опытов, проводившихся в концентрационных лагерях. Что тут ещё добавить? __________ 1 – Он привлёк внимание к своей персоне благодаря короткометражным работам, затем – снял боевик «Молодая кровь» /2014/.