В документально-публицистический телефильм «Биохимия предательства» /2014/ включён фрагмент интервью, взятого у Абакара Газимагомедова, начальника гончарного производства «Балхар», который, рассказывая о вкладе своего малого народа (лакцы) в историю СССР, озвучивает глубокую мысль: «Без Кавказа Россия – это уже не Россия». Наверное, житель высокогорного аула (и другой, восьмидесятилетний дагестанец – Ашико, вместе с соседями защитивший населённый пункт от ваххабитов, о котором также упоминается), знает что-то такое, что остаётся за гранью понимания отдельных соотечественников. Соотечественников большей частью образованных, живущих в крупных городах – тех, кто продолжает без зазрения совести применять заезженную технологию разрушения изнутри «империи», афористически метко охарактеризованную Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой: «… русским говорят, что их объедали узбеки и таджики, а узбекам приехавшие из Москвы демократы в наспех надетых тюбетейках шепчут, что их объедали русские» (1). В последние годы, в свете официальной отмены режима контртеррористической операции, а также под влиянием небезызвестных событий на Украине и введения санкций странами Запада подобные разговоры поутихли. Но отзвуки давних идеологических баталий по-прежнему слышны – и данный аспект трудно обойти молчанием при обращении к тому, что имело место в период существования самопровозглашённой Республики Ичкерия.
Очерченное выше в полной мере относится к «Решению о ликвидации», хотя и посвящённому сравнительно узкой теме – операции по устранению Басаева (выведен под слегка изменённой фамилией Базгаев, но актёр Аюб Цингиев добился поразительного сходства!). Прежде всего в намерения создателей входило, казалось бы, стремление вынести на суд публики зрелищный кинопродукт, в котором бы органично сочетались элементы боевика (включая эффектную атаку вертолётов, разнёсших в щепы строения, где, по оперативной информации, затаились экстремисты) и триллера. Естественно, не обошлось без влияния заметных жанровых образчиков «фабрики грёз». Например, когда Егор на свой страх и риск проникает в дом, принадлежащий предполагаемому пособнику Шамиля, в памяти всплывает кульминация «Молчания ягнят» /1991/, где курсантка академии ФБР Кларисса Старлинг в одиночку вошла в логово маньяка. А выстрел в ногу едва не вырвавшемуся из засады бандиту, вынувшему нож, приготовившись к изматывающей рукопашной схватке, – это же прямая, притом ироническая, цитата из первой части цикла об Индиане Джонсе. Даже заголовок отсылает к неплохому голливудскому боевику Стюарта Бэрда, пусть у нас и устоялся иной перевод оригинального названия («Executive Decision») – «Приказано уничтожить». Перенимать удачный чужой опыт, в принципе, полезно (при условии, что получается не скатиться в плагиат), но в данном случае речь идёт и о чём-то большем.
Собственно, ещё до сеанса закралось подозрение, что своеобразным толчком реализации замысла стал триумф «Цели номер один» /2012/. По уровню режиссуры детище Александра Аравина представляется, не стану кривить душой, послабее постановки Кэтрин Бигелоу. И от Игоря Петренко хотелось бы большей достоверности. Однако «Решение о ликвидации» интереснее другим. Лента действительно воспринимается достойным «ответом» американским творцам, косвенно вынуждая зрителя сравнивать обстоятельства двух сходственных (как минимум, по степени важности) операций спецслужб США и России. Северокавказский штаб не выглядит столь же внушительно, как база ЦРУ, не напичкан электроникой по самую крышу, но имеющееся оборудование (в частности, дистанционно управляемый БПЛА со встроенной видеокамерой) используется по максимуму. И, уж конечно, содержание секретных тюрем на территории иностранных государств, вне юрисдикции национального законодательства, – «не наш метод». Без скоротечных допросов с пристрастием, понятное дело, не обходится, но, в отличие от Центрального разведывательного управления, это не возведено в непреложную практику. Залогом успеха на поверку оказывается то, что можно (не без оговорок) подвести под понятия «вербовка» и «агентурная работа».
Карен Георгиевич Шахназаров, произнося на премьере (на правах главного продюсера) вступительное слово, особо подчеркнул, что в картине почти ничего не придумано – да это в общем-то и не требовалось: настолько уникальным был материал. По-видимому, так и есть, хотя для усиления драматизма кинодраматурги всё же прибегли к некоторым ухищрениям. Очевиднее всего – аккуратное «сжатие» времени, позволившее акцентировать связь между трагедией в Беслане (теракт состоялся 1-го сентября 2004-го года) и последующими, лета 2006-го, событиями. Если уж Аслан (прозрачный намёк на Масхадова, кстати, в реальности – уничтоженного даже раньше Басаева) поспешил откреститься от сподвижника, преступившего допустимую грань, то тем более логично согласие сотрудничать с властями, данное Исой – доверенным человеком Шамиля, продемонстрировавшим незаурядное мужество… После учинённой в школе бойни тезис о предательстве единоверца потерял всякую убедительность.
Именно здесь кроется принципиальное расхождение с заокеанскими коллегами. Бигелоу раскрылась достаточно честным и талантливым художником – и, соответственно, не могла не отметить моральную усталость членов команды Майи, не всегда веривших в свою правоту. У Егора с соратниками – ничего похожего! Его намерение всенепременно найти и нейтрализовать одиозную личность было бы слишком примитивно сводить к жажде личной мести, пусть поквитаться за гибель товарищей и хотелось. Стержневым оставалось обострённое чувство справедливости (как бы пафосно подобное утверждение ни прозвучало), и обращённые к Исе слова о выпавшей возможности «отплатить» за дарованное свыше счастье – двух дочек – помощью в ликвидации сущего нелюдя не воспринимаются неискренними. Убийство Усамы бен Ладена СМИ ловко превратили в грандиозную пиар-кампанию для американских и зарубежных обывателей. Кара, обрушившаяся на голову отечественного «террориста №1», не была обставлена столь же броско и навязчиво, но важность новости для России сложно переоценить. В этот момент, думаю, многие сограждане почувствовали, что деструктивная тенденция начала переламываться – и страна вновь устремилась к консолидации. Что отныне и стало целью номер один.
__________
1 – Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во Эксмо. – С. 637.
7
,4
2018, Россия, Боевики
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В документально-публицистический телефильм «Биохимия предательства» /2014/ включён фрагмент интервью, взятого у Абакара Газимагомедова, начальника гончарного производства «Балхар», который, рассказывая о вкладе своего малого народа (лакцы) в историю СССР, озвучивает глубокую мысль: «Без Кавказа Россия – это уже не Россия». Наверное, житель высокогорного аула (и другой, восьмидесятилетний дагестанец – Ашико, вместе с соседями защитивший населённый пункт от ваххабитов, о котором также упоминается), знает что-то такое, что остаётся за гранью понимания отдельных соотечественников. Соотечественников большей частью образованных, живущих в крупных городах – тех, кто продолжает без зазрения совести применять заезженную технологию разрушения изнутри «империи», афористически метко охарактеризованную Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой: «… русским говорят, что их объедали узбеки и таджики, а узбекам приехавшие из Москвы демократы в наспех надетых тюбетейках шепчут, что их объедали русские» (1). В последние годы, в свете официальной отмены режима контртеррористической операции, а также под влиянием небезызвестных событий на Украине и введения санкций странами Запада подобные разговоры поутихли. Но отзвуки давних идеологических баталий по-прежнему слышны – и данный аспект трудно обойти молчанием при обращении к тому, что имело место в период существования самопровозглашённой Республики Ичкерия. Очерченное выше в полной мере относится к «Решению о ликвидации», хотя и посвящённому сравнительно узкой теме – операции по устранению Басаева (выведен под слегка изменённой фамилией Базгаев, но актёр Аюб Цингиев добился поразительного сходства!). Прежде всего в намерения создателей входило, казалось бы, стремление вынести на суд публики зрелищный кинопродукт, в котором бы органично сочетались элементы боевика (включая эффектную атаку вертолётов, разнёсших в щепы строения, где, по оперативной информации, затаились экстремисты) и триллера. Естественно, не обошлось без влияния заметных жанровых образчиков «фабрики грёз». Например, когда Егор на свой страх и риск проникает в дом, принадлежащий предполагаемому пособнику Шамиля, в памяти всплывает кульминация «Молчания ягнят» /1991/, где курсантка академии ФБР Кларисса Старлинг в одиночку вошла в логово маньяка. А выстрел в ногу едва не вырвавшемуся из засады бандиту, вынувшему нож, приготовившись к изматывающей рукопашной схватке, – это же прямая, притом ироническая, цитата из первой части цикла об Индиане Джонсе. Даже заголовок отсылает к неплохому голливудскому боевику Стюарта Бэрда, пусть у нас и устоялся иной перевод оригинального названия («Executive Decision») – «Приказано уничтожить». Перенимать удачный чужой опыт, в принципе, полезно (при условии, что получается не скатиться в плагиат), но в данном случае речь идёт и о чём-то большем. Собственно, ещё до сеанса закралось подозрение, что своеобразным толчком реализации замысла стал триумф «Цели номер один» /2012/. По уровню режиссуры детище Александра Аравина представляется, не стану кривить душой, послабее постановки Кэтрин Бигелоу. И от Игоря Петренко хотелось бы большей достоверности. Однако «Решение о ликвидации» интереснее другим. Лента действительно воспринимается достойным «ответом» американским творцам, косвенно вынуждая зрителя сравнивать обстоятельства двух сходственных (как минимум, по степени важности) операций спецслужб США и России. Северокавказский штаб не выглядит столь же внушительно, как база ЦРУ, не напичкан электроникой по самую крышу, но имеющееся оборудование (в частности, дистанционно управляемый БПЛА со встроенной видеокамерой) используется по максимуму. И, уж конечно, содержание секретных тюрем на территории иностранных государств, вне юрисдикции национального законодательства, – «не наш метод». Без скоротечных допросов с пристрастием, понятное дело, не обходится, но, в отличие от Центрального разведывательного управления, это не возведено в непреложную практику. Залогом успеха на поверку оказывается то, что можно (не без оговорок) подвести под понятия «вербовка» и «агентурная работа». Карен Георгиевич Шахназаров, произнося на премьере (на правах главного продюсера) вступительное слово, особо подчеркнул, что в картине почти ничего не придумано – да это в общем-то и не требовалось: настолько уникальным был материал. По-видимому, так и есть, хотя для усиления драматизма кинодраматурги всё же прибегли к некоторым ухищрениям. Очевиднее всего – аккуратное «сжатие» времени, позволившее акцентировать связь между трагедией в Беслане (теракт состоялся 1-го сентября 2004-го года) и последующими, лета 2006-го, событиями. Если уж Аслан (прозрачный намёк на Масхадова, кстати, в реальности – уничтоженного даже раньше Басаева) поспешил откреститься от сподвижника, преступившего допустимую грань, то тем более логично согласие сотрудничать с властями, данное Исой – доверенным человеком Шамиля, продемонстрировавшим незаурядное мужество… После учинённой в школе бойни тезис о предательстве единоверца потерял всякую убедительность. Именно здесь кроется принципиальное расхождение с заокеанскими коллегами. Бигелоу раскрылась достаточно честным и талантливым художником – и, соответственно, не могла не отметить моральную усталость членов команды Майи, не всегда веривших в свою правоту. У Егора с соратниками – ничего похожего! Его намерение всенепременно найти и нейтрализовать одиозную личность было бы слишком примитивно сводить к жажде личной мести, пусть поквитаться за гибель товарищей и хотелось. Стержневым оставалось обострённое чувство справедливости (как бы пафосно подобное утверждение ни прозвучало), и обращённые к Исе слова о выпавшей возможности «отплатить» за дарованное свыше счастье – двух дочек – помощью в ликвидации сущего нелюдя не воспринимаются неискренними. Убийство Усамы бен Ладена СМИ ловко превратили в грандиозную пиар-кампанию для американских и зарубежных обывателей. Кара, обрушившаяся на голову отечественного «террориста №1», не была обставлена столь же броско и навязчиво, но важность новости для России сложно переоценить. В этот момент, думаю, многие сограждане почувствовали, что деструктивная тенденция начала переламываться – и страна вновь устремилась к консолидации. Что отныне и стало целью номер один. __________ 1 – Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во Эксмо. – С. 637.