Появление на свет барашка Шона оказалось случайным в том смысле, что далеко не каждый персонаж со второго плана, фигурировавший в признанных достижениях бристольской киностудии Aardman Animations, удостаивался чести выйти на авансцену. Между прочим, в кадре ненадолго появляются Уоллес с Громитом собственными персонами, и вдобавок мелькает в камео петух Рокки, запомнившийся по «Побегу из курятника» /2000/. Это не просто иронические цитаты из прежних работ или даже – прозрачный намёк на то, что все забавные герои, рождённые воображением Ника Парка, Питера Лорда и их соратников, обитают в одной художественной Вселенной. Уиллу Бечеру и Ричарду Фелану, дебютировавшим в режиссуре под чутким руководством опытных наставников, было принципиально продекларировать приверженность традициям кинокомпании, добившейся колоссальных успехов в пластилиновой анимации. В свете относительно скромных (явно не оправдавших ожиданий) коммерческих показателей «Диких предков» /2018/ данное обстоятельство представлялось особенно важным, хотя повторить триумф оригинала продолжению, по-видимому, не удастся (1).
С одной стороны кинематографистам всегда тяжело, работая над сиквелом, избежать повторов – и подчас даже не по причине бедности фантазии, а в силу консервативности мышления публики, жаждущей новых (новых, но… насколько новых?) приключений своих любимчиков. Вот и приходится изобретать неожиданные ситуации – вплоть до незапланированного визита инопланетян, наводящих шороху в тихой английской глубинке. Но с другой – перед создателями «Барашка Шона» (и телесериала, и последовавших кинокартин) стояла вдвойне сложная задача, поскольку с экрана не звучит осмысленная речь. Выстроить внятное и, мало того, увлекательное повествование на чистом действии с «подпоркой» в виде нечленораздельных звуков (элементов того, что обозначается термином глоссолалия) – чрезвычайно непросто. Тандем режиссёров, бесспорно, продемонстрировал особое кинематографическое чувство, поразительным образом совмещая эксцентрику (без проделок Шона, подбивающего сородичей на разные авантюры, – никуда!) с типично английским флегматизмом, так явственно ощущаемым в работах Парка и Лорда. Вспомним, с каким рвением Битцер, верный пёс фермера Джона, поддерживает дисциплину во вверенном хозяйстве, пресекая попытки скучающих парнокопытных млекопитающих найти себе развлечение.
Своеобразным фантастическим допуском воспринимается уже тот факт, что овцы (не один неугомонный вожак!) выведены вполне смышлёными и даже, не побоюсь громкого слова, находчивыми существами. Тем самым авторы пошли вразрез не только с «правдой жизни», но и с устоявшейся кинематографической традицией, сложившейся как в серьёзных, так и в откровенно развлекательных, легковесных кинопроизведениях: от по-своему гениальной притчи «Адонис XIV» /1977/ до умилительного «Бэйба: Четвероногого малыша» /1995/. На поверку тайная жизнь животных на ферме (если провести аналогию с американской дилогией Криса Рено со товарищи про домашних питомцев) оказывается совсем не такой, как представляется наивным двуногим. Особенно в ситуации, когда гость из далёкого уголка Вселенной вносит дополнительный сумбур… Шон, разумеется, первым верно оценивает обстановку, установив тесные контакты третьей степени (ещё один привет маститым предшественникам!) и… приложив немало усилий к тому, чтобы долгожданная космическая одиссея наконец-то состоялась, пусть 2001-й год давно миновал. Обилие иронических, постмодернистского толка цитат из классических жанровых образчиков доставит редкостное удовольствие киноману.
Впрочем, сугубо жанровый, зрелищный аспект – далеко не единственное, что волновало британских мультипликаторов. Подвергнув сомнению расхожие стереотипы, авторы не могли позволить себе упустить возможность сотворить едкую социальную сатиру. Выражение «стричь овец», давно ставшее синонимом понятия «оболванивать массы», приобретает новый смысловой оттенок. Именно люди поддаются нездоровому энтузиазму, прознав о гипотетическом приземлении НЛО и… тут же ринувшись на место происшествия, чем не преминул воспользоваться мистер Джон, открыв наспех сколоченный парк развлечений «Фермагеддон» («ферма» + «армагеддон»). Недалёкие обыватели, охочие до сенсаций, и не подозревают, что стали свидетелями уникального события, оставаясь в убеждённости, что наблюдали театрализованное шоу с блестящими спецэффектами. Но и команда скрытных охотников за пришельцами (очередных «людей в чёрном») во главе с агентом Ред ведёт себя немногим умнее. Складывается парадоксальная ситуация, когда в заведомо неравной схватке с людьми одерживает верх барашек (с помощью верных друзей).
Впрочем, Бечер и Фелан всё-таки не нарушают рамки старого доброго семейного кинематографа – не уходят на территорию комедий «для взрослых» подобно хотя бы американцу Грегу Моттоле с «Полом: Секретным материальчиком» /2011/. Диснеевские, условно говоря, мотивы (вплоть до прямых перекличек с «Цыплёнком Цыпой» /2005/) позволяют «уравновесить» шутки, адресованные зрелой части аудитории. Тот факт (к слову, обнародуемый авторами достаточно быстро), что Лу-Ла очутился на Земле из-за собственной, вполне простительной для дитяти неуёмной любознательности, отправившись в путешествие, пока родители мирно дрыхнут, сообщает истории трогательность. На поверку выясняется, что и мотивация суровой женщины-агента, готовой разнести всё на своём пути, но непременно заполучить живого инопланетянина, уходит корнями в школьные годы: мир ещё поплатится за нанесённую обиду! Как ни странно, такой поворот не воспринимается банальным, особенно в свете остроумного финала, когда тайное вовсе не становится явным (как и в упомянутой выше дилогии Рено) – разве что одному не шибко умному человеку предстоит «радость» встречи с братьями по разуму. Вопреки язвительным фантазиям Джорджа Оруэлла, обитатели типичного английского скотного двора не жаждут революции: они уж лучше, от греха подальше, подождут возвращения из межзвёздных странствий своего хозяина.
_______
1 – По состоянию на начало 2020-го года кассовые сборы составили всего $32,7 млн. – против $106,2 млн., полученных первым кинофильмом в 2015-м году.
7
,9
2019, Комедия
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Появление на свет барашка Шона оказалось случайным в том смысле, что далеко не каждый персонаж со второго плана, фигурировавший в признанных достижениях бристольской киностудии Aardman Animations, удостаивался чести выйти на авансцену. Между прочим, в кадре ненадолго появляются Уоллес с Громитом собственными персонами, и вдобавок мелькает в камео петух Рокки, запомнившийся по «Побегу из курятника» /2000/. Это не просто иронические цитаты из прежних работ или даже – прозрачный намёк на то, что все забавные герои, рождённые воображением Ника Парка, Питера Лорда и их соратников, обитают в одной художественной Вселенной. Уиллу Бечеру и Ричарду Фелану, дебютировавшим в режиссуре под чутким руководством опытных наставников, было принципиально продекларировать приверженность традициям кинокомпании, добившейся колоссальных успехов в пластилиновой анимации. В свете относительно скромных (явно не оправдавших ожиданий) коммерческих показателей «Диких предков» /2018/ данное обстоятельство представлялось особенно важным, хотя повторить триумф оригинала продолжению, по-видимому, не удастся (1). С одной стороны кинематографистам всегда тяжело, работая над сиквелом, избежать повторов – и подчас даже не по причине бедности фантазии, а в силу консервативности мышления публики, жаждущей новых (новых, но… насколько новых?) приключений своих любимчиков. Вот и приходится изобретать неожиданные ситуации – вплоть до незапланированного визита инопланетян, наводящих шороху в тихой английской глубинке. Но с другой – перед создателями «Барашка Шона» (и телесериала, и последовавших кинокартин) стояла вдвойне сложная задача, поскольку с экрана не звучит осмысленная речь. Выстроить внятное и, мало того, увлекательное повествование на чистом действии с «подпоркой» в виде нечленораздельных звуков (элементов того, что обозначается термином глоссолалия) – чрезвычайно непросто. Тандем режиссёров, бесспорно, продемонстрировал особое кинематографическое чувство, поразительным образом совмещая эксцентрику (без проделок Шона, подбивающего сородичей на разные авантюры, – никуда!) с типично английским флегматизмом, так явственно ощущаемым в работах Парка и Лорда. Вспомним, с каким рвением Битцер, верный пёс фермера Джона, поддерживает дисциплину во вверенном хозяйстве, пресекая попытки скучающих парнокопытных млекопитающих найти себе развлечение. Своеобразным фантастическим допуском воспринимается уже тот факт, что овцы (не один неугомонный вожак!) выведены вполне смышлёными и даже, не побоюсь громкого слова, находчивыми существами. Тем самым авторы пошли вразрез не только с «правдой жизни», но и с устоявшейся кинематографической традицией, сложившейся как в серьёзных, так и в откровенно развлекательных, легковесных кинопроизведениях: от по-своему гениальной притчи «Адонис XIV» /1977/ до умилительного «Бэйба: Четвероногого малыша» /1995/. На поверку тайная жизнь животных на ферме (если провести аналогию с американской дилогией Криса Рено со товарищи про домашних питомцев) оказывается совсем не такой, как представляется наивным двуногим. Особенно в ситуации, когда гость из далёкого уголка Вселенной вносит дополнительный сумбур… Шон, разумеется, первым верно оценивает обстановку, установив тесные контакты третьей степени (ещё один привет маститым предшественникам!) и… приложив немало усилий к тому, чтобы долгожданная космическая одиссея наконец-то состоялась, пусть 2001-й год давно миновал. Обилие иронических, постмодернистского толка цитат из классических жанровых образчиков доставит редкостное удовольствие киноману. Впрочем, сугубо жанровый, зрелищный аспект – далеко не единственное, что волновало британских мультипликаторов. Подвергнув сомнению расхожие стереотипы, авторы не могли позволить себе упустить возможность сотворить едкую социальную сатиру. Выражение «стричь овец», давно ставшее синонимом понятия «оболванивать массы», приобретает новый смысловой оттенок. Именно люди поддаются нездоровому энтузиазму, прознав о гипотетическом приземлении НЛО и… тут же ринувшись на место происшествия, чем не преминул воспользоваться мистер Джон, открыв наспех сколоченный парк развлечений «Фермагеддон» («ферма» + «армагеддон»). Недалёкие обыватели, охочие до сенсаций, и не подозревают, что стали свидетелями уникального события, оставаясь в убеждённости, что наблюдали театрализованное шоу с блестящими спецэффектами. Но и команда скрытных охотников за пришельцами (очередных «людей в чёрном») во главе с агентом Ред ведёт себя немногим умнее. Складывается парадоксальная ситуация, когда в заведомо неравной схватке с людьми одерживает верх барашек (с помощью верных друзей). Впрочем, Бечер и Фелан всё-таки не нарушают рамки старого доброго семейного кинематографа – не уходят на территорию комедий «для взрослых» подобно хотя бы американцу Грегу Моттоле с «Полом: Секретным материальчиком» /2011/. Диснеевские, условно говоря, мотивы (вплоть до прямых перекличек с «Цыплёнком Цыпой» /2005/) позволяют «уравновесить» шутки, адресованные зрелой части аудитории. Тот факт (к слову, обнародуемый авторами достаточно быстро), что Лу-Ла очутился на Земле из-за собственной, вполне простительной для дитяти неуёмной любознательности, отправившись в путешествие, пока родители мирно дрыхнут, сообщает истории трогательность. На поверку выясняется, что и мотивация суровой женщины-агента, готовой разнести всё на своём пути, но непременно заполучить живого инопланетянина, уходит корнями в школьные годы: мир ещё поплатится за нанесённую обиду! Как ни странно, такой поворот не воспринимается банальным, особенно в свете остроумного финала, когда тайное вовсе не становится явным (как и в упомянутой выше дилогии Рено) – разве что одному не шибко умному человеку предстоит «радость» встречи с братьями по разуму. Вопреки язвительным фантазиям Джорджа Оруэлла, обитатели типичного английского скотного двора не жаждут революции: они уж лучше, от греха подальше, подождут возвращения из межзвёздных странствий своего хозяина. _______ 1 – По состоянию на начало 2020-го года кассовые сборы составили всего $32,7 млн. – против $106,2 млн., полученных первым кинофильмом в 2015-м году.