Только ленивый зритель не позволяет себе время от времени отпускать колкие замечания про российский кинематограф, хотя по моим наблюдениям ситуация начинает меняться в лучшую сторону – меняться медленно, но верно. Меняться как в художественном плане, так и в коммерческом отношении, что тоже важно. Однако в данном случае дело не в этом. Состояние отечественной анимации вызывает, пожалуй, меньшую обеспокоенность даже у закоренелых скептиков. Наличие полноценных медиафраншиз, а не просто реализация время от времени отдельных коммерчески успешных проектов является чётким, вполне объективным критерием. Более того, совершенно не удивляет, что именно здесь нашим творцам сопутствует удача в части продвижения продукции на иностранные (и не только, скажем, азиатские) кинорынки. У руководства и сотрудников Wizart Animation тут и вправду есть чему поучиться, и не думаю, что лестные слова представителя «Союзмультфильма», поведавшего на премьере «Снежной Королевы: Зазеркалья» о том, насколько плодотворным и интересным оказалось сотрудничество, были неискренними.
Отмеченное выше обстоятельство видится вдвойне символичным по той причине, что авторы ленты, равно как и предшествовавших трёх частей, волей-неволей находились под влиянием классической (1) версии сказки Ханса Кристиана Андерсена, выпущенной в 1957-м году, конечно же, на легендарной мультипликационной студии. Находились под влиянием – пусть и с поправками на то, что к четвёртой картине цикла от событий литературного первоисточника остались лишь смутные воспоминания, а национальные традиции вступили в симбиоз с наработками суперзрелищного киноискусства XXI века. Приглашение человека c опытом работы на Walt Disney Pictures являлось, разумеется, неслучайным, и стараниями Роберта Ленса создателям действительно удалось пройти, так сказать, тест на соответствие современным (заданным «фабрикой грёз») стандартам в части насыщения сюжета неожиданными поворотами и выдерживания бешеного темпа повествования. Получилось не хуже, чем в нашумевшем (кстати, отдалённо созвучном по тематике) «Холодном сердце» /2013/! Даже ненароком закрадывается опасение в том духе, что юной части аудитории будет сложно запомнить несчётные фабульные повороты и уловить тонкости мотивировки поступков персонажей, всё-таки неоднозначных, не подразделяемых на «хороших» и «плохих».
К слову, это тоже – веяния (требования?) времени. На поверку выясняется, что Снежная Королева, воспринимавшаяся ходячим воплощением зла, олицетворением деструктивных природных сил, врагом всего живого и светлого, – не столь безнадёжная натура. Когда-то она считалась прозорливой правительницей и пользовалась заслуженным уважением троллей, однако безудержная жажда власти одержала верх. Узнице Зазеркалья предстоит пройти долгий путь к осознанию той нехитрой истины, что у людей принято помогать друг другу, в том числе безвозмездно – просто в силу понимания, что Вселенная держится на доброте и взаимовыручке. Причина, по которой Герда находит отклик чуть ли не у любого, к кому обращается с просьбами, заключается вовсе не в личном обаянии: она выказывает такую готовность к самопожертвованию ради блага других, что это не может оставить равнодушным. Ситуация осложняется тем, что девочка, растущая в семье чародеев, терзается, не обнаруживая у себя задатков никакого магического дарования. Но в реальности не бывает ничего нечаянного – и недостаток оборачивается колоссальным благом. А то, что всё равно не обходится без злоключений, в конечном итоге идёт на пользу: ведь хорошо известно, что трудности закаляют характер.
Динамичности развёртывания экранных перипетий соответствует и изобразительное решение. Художники вовсю пользуются панорамами, прибегают к необычным (не всегда доступным коллегам-игровикам) ракурсам, радуют пиршеством сочных красок. Героям словно тесно на земле – и публику не заставляют ждать захватывающих сражений в небесной выси, где воздушные шары пикируют, точно истребители, а отчаянная Альфида, дочь Атаманши, проделывает на своём дирижабле головокружительные трюки. С интересом наблюдаешь за развитием отношений кудесников, попавшихся на нехитрую уловку самодержца, со Снежной Королевой, которая уже не стремится всех заморозить, поскольку устала пребывать в тотальном одиночестве. И, конечно, сценаристы извлекают максимум из драматической ситуации, когда девочке надо спасти родных и близких, заточённых в Зазеркалье. Мало того, с успехом мероприятия прямо сопряжена судьба мира в целом – зависит, останется ли на свете волшебство.
Вот мы и подобрались к стержневому аспекту. Говорить о новаторстве, пожалуй, не совсем резонно, однако проведённое кинематографистами противопоставление магии (без разграничения на белую и чёрную) достижений научно-технического прогресса избрано лейтмотивом явно неспроста. В государстве, где на престоле сидит просвещённый монарх, волхвы, шаманы и прочие чернокнижники оказываются в загоне, а моду на зелья, талисманы, обереги вытеснил спрос на продукцию учёных, инженеров, изобретателей. И сам владыка не отказывает себе в удовольствии лично конструировать полезные механизмы. Зрелищные преимущества лейтмотива со всей очевидностью раскрываются в кульминации, вызывающей в памяти кадры из немеркнущих голливудских блокбастеров – вроде кэмероновских «Бездны» /1989/ и «Аватара» /2009/, где добро и зло (механизированное, роботизированное, обездушенное зло) сходились под занавес в грандиозных схватках. Правда, для сказки развязка с физическим уничтожением соперника показалась бы чересчур жестокой – и сценаристы верно поступают, озвучив в финале непременную мораль. Без волшебства нарушится гармония, поскольку рационализм, что ни говори, нуждается в уравновешивании интуицией. Властителю, к счастью, хватило мудрости и мужества осознать собственную ограниченность – вместо того, чтобы впасть в отчаяние, проклиная судьбу за нерадивого наследника трона. Смущает другое: если внутренне переродилась – перевоспиталась – Снежная Королева, неужели киносериал на том и завершится?
__________
1 – Высоко ценимой, в частности, мэтром аниме Хаяо Миядзаки.
7
,7
2018, Россия, Фэнтези
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Только ленивый зритель не позволяет себе время от времени отпускать колкие замечания про российский кинематограф, хотя по моим наблюдениям ситуация начинает меняться в лучшую сторону – меняться медленно, но верно. Меняться как в художественном плане, так и в коммерческом отношении, что тоже важно. Однако в данном случае дело не в этом. Состояние отечественной анимации вызывает, пожалуй, меньшую обеспокоенность даже у закоренелых скептиков. Наличие полноценных медиафраншиз, а не просто реализация время от времени отдельных коммерчески успешных проектов является чётким, вполне объективным критерием. Более того, совершенно не удивляет, что именно здесь нашим творцам сопутствует удача в части продвижения продукции на иностранные (и не только, скажем, азиатские) кинорынки. У руководства и сотрудников Wizart Animation тут и вправду есть чему поучиться, и не думаю, что лестные слова представителя «Союзмультфильма», поведавшего на премьере «Снежной Королевы: Зазеркалья» о том, насколько плодотворным и интересным оказалось сотрудничество, были неискренними. Отмеченное выше обстоятельство видится вдвойне символичным по той причине, что авторы ленты, равно как и предшествовавших трёх частей, волей-неволей находились под влиянием классической (1) версии сказки Ханса Кристиана Андерсена, выпущенной в 1957-м году, конечно же, на легендарной мультипликационной студии. Находились под влиянием – пусть и с поправками на то, что к четвёртой картине цикла от событий литературного первоисточника остались лишь смутные воспоминания, а национальные традиции вступили в симбиоз с наработками суперзрелищного киноискусства XXI века. Приглашение человека c опытом работы на Walt Disney Pictures являлось, разумеется, неслучайным, и стараниями Роберта Ленса создателям действительно удалось пройти, так сказать, тест на соответствие современным (заданным «фабрикой грёз») стандартам в части насыщения сюжета неожиданными поворотами и выдерживания бешеного темпа повествования. Получилось не хуже, чем в нашумевшем (кстати, отдалённо созвучном по тематике) «Холодном сердце» /2013/! Даже ненароком закрадывается опасение в том духе, что юной части аудитории будет сложно запомнить несчётные фабульные повороты и уловить тонкости мотивировки поступков персонажей, всё-таки неоднозначных, не подразделяемых на «хороших» и «плохих». К слову, это тоже – веяния (требования?) времени. На поверку выясняется, что Снежная Королева, воспринимавшаяся ходячим воплощением зла, олицетворением деструктивных природных сил, врагом всего живого и светлого, – не столь безнадёжная натура. Когда-то она считалась прозорливой правительницей и пользовалась заслуженным уважением троллей, однако безудержная жажда власти одержала верх. Узнице Зазеркалья предстоит пройти долгий путь к осознанию той нехитрой истины, что у людей принято помогать друг другу, в том числе безвозмездно – просто в силу понимания, что Вселенная держится на доброте и взаимовыручке. Причина, по которой Герда находит отклик чуть ли не у любого, к кому обращается с просьбами, заключается вовсе не в личном обаянии: она выказывает такую готовность к самопожертвованию ради блага других, что это не может оставить равнодушным. Ситуация осложняется тем, что девочка, растущая в семье чародеев, терзается, не обнаруживая у себя задатков никакого магического дарования. Но в реальности не бывает ничего нечаянного – и недостаток оборачивается колоссальным благом. А то, что всё равно не обходится без злоключений, в конечном итоге идёт на пользу: ведь хорошо известно, что трудности закаляют характер. Динамичности развёртывания экранных перипетий соответствует и изобразительное решение. Художники вовсю пользуются панорамами, прибегают к необычным (не всегда доступным коллегам-игровикам) ракурсам, радуют пиршеством сочных красок. Героям словно тесно на земле – и публику не заставляют ждать захватывающих сражений в небесной выси, где воздушные шары пикируют, точно истребители, а отчаянная Альфида, дочь Атаманши, проделывает на своём дирижабле головокружительные трюки. С интересом наблюдаешь за развитием отношений кудесников, попавшихся на нехитрую уловку самодержца, со Снежной Королевой, которая уже не стремится всех заморозить, поскольку устала пребывать в тотальном одиночестве. И, конечно, сценаристы извлекают максимум из драматической ситуации, когда девочке надо спасти родных и близких, заточённых в Зазеркалье. Мало того, с успехом мероприятия прямо сопряжена судьба мира в целом – зависит, останется ли на свете волшебство. Вот мы и подобрались к стержневому аспекту. Говорить о новаторстве, пожалуй, не совсем резонно, однако проведённое кинематографистами противопоставление магии (без разграничения на белую и чёрную) достижений научно-технического прогресса избрано лейтмотивом явно неспроста. В государстве, где на престоле сидит просвещённый монарх, волхвы, шаманы и прочие чернокнижники оказываются в загоне, а моду на зелья, талисманы, обереги вытеснил спрос на продукцию учёных, инженеров, изобретателей. И сам владыка не отказывает себе в удовольствии лично конструировать полезные механизмы. Зрелищные преимущества лейтмотива со всей очевидностью раскрываются в кульминации, вызывающей в памяти кадры из немеркнущих голливудских блокбастеров – вроде кэмероновских «Бездны» /1989/ и «Аватара» /2009/, где добро и зло (механизированное, роботизированное, обездушенное зло) сходились под занавес в грандиозных схватках. Правда, для сказки развязка с физическим уничтожением соперника показалась бы чересчур жестокой – и сценаристы верно поступают, озвучив в финале непременную мораль. Без волшебства нарушится гармония, поскольку рационализм, что ни говори, нуждается в уравновешивании интуицией. Властителю, к счастью, хватило мудрости и мужества осознать собственную ограниченность – вместо того, чтобы впасть в отчаяние, проклиная судьбу за нерадивого наследника трона. Смущает другое: если внутренне переродилась – перевоспиталась – Снежная Королева, неужели киносериал на том и завершится? __________ 1 – Высоко ценимой, в частности, мэтром аниме Хаяо Миядзаки.