У представленного на прошлогоднем фестивале "Кинотавр" семейного детища "Заповедник" режиссера и сценариста Анны Матисон ("После тебя", "Млечный путь") и актера и продюсера Сергея Безрукова (сериал "Годунов", "Мифы") есть один большой плюс - эта лента не преподносит радикальных сюрпризов и герой Безрукова в этой ленте также не прыгает выше головы. С одноименным литературным оригиналом Сергея Довлатова экранную адаптацию Матисон мало что объединяет, за исключением основной локации - музея-заповедника самого главного русского поэта Пушкина в Михайловском и относительно удачного использования довлатовских реплик в сценарии фильма. В остальном любопытный материал "Заповедника" демонстрирует высокий уровень амбиций, где щедро смешиваются магический реализм, непрерывное курение главного героя в кадре и поп-роковые гимны на хорошо известные тексты, которые Безруков исполняет в сопровождении аккомпанирующего бэнда "Крестный папа". Во времена Довлатова алкоголизм был не столько социальной болезнью, сколько общественным явлением и способом ухода от стабильной, но неизменной в своей серой железобетонности реальности. Когда пара Матисон-Безруков стремится показать запойного и без тормозов рок-музыканта Константина, мечущегося в кризисе среднего возраста и отсутствии популярности, то возникает вопрос относительно интереса к типажу главного характера, который никак не может претендовать на героя и, тем более, на условный голос поколения. В итоге потенциальными зрителями "Заповедника" могут оказаться не только фанаты Безрукова и ценители таланта Пушкина, но и те непредсказуемые зрители, которые ждут комедийных и музыкальных неожиданностей от так сложно экранизируемого произведения Довлатова. Матисон вместе с Тимуром Эзугбая (сериалы "Белый шаман" и "Вы все меня бесите"), соавтором сценария и одним из композиторов фильма, выбирает наиболее безопасный путь развития экранного действия, где Константин просветляется, выходит из творческого тупика, дает пару разу сногсшибательное шоу и в итоге опять становится одной из надежд отечественной эстрады. Путь экранного героя Безрукова нельзя назвать тернистым, но место и незримое присутствие духа Пушкина в каждом предмете, дереве и облаке делают свое дело и приобретают черты хэппенинга на заданную тему и с заданным набором характеров. Поэтому "Заповедник" в стилистическом отношении пытается быть всем и сразу - романтической комедией, мюзиклом, сюрреалистическим алкофарсом и драмой о развитии таланта, но существование сюжета в параллельной и максимально отдаляющейся от жизни реальности не дает ему ощутимого продвижения ни по одному из путей.
В прологе "Заповедника" виртуозный гитарист и, судя по всему, автор нескольких нетленок русского рока Константин оказывается не в состоянии принять участие в стадионном концерте некой эстрадной певицы (Полина Гагарина). Мешком валится герой Безрукова к ногам дивы перед самым выходом на сцену и оказывается уволен без всякого выходного пособия. В отличие от героя Довлатова, которого нигде не печатали и которому постоянно отказывали в публикациях, главный характер ленты Анны Матисон вполне неплохо вписывается в систему шоу-бизнеса и его алкоголизм выступает скорее необходимым для запуска дальнейшего действия элементом, чем явной социальной болезнью. Герой Безрукова собирает на себя множество клише о стареющих рок-звездах, которым уже мало что светит в настоящем, а в будущем их мечтой станет неизменный greatest hits для фанатов, набирающих вес и стареющих вместе с кумиром. Встряхнуться хочется протагонисту и к себе прежнему найти дорогу, потому что жена Татьяна (Евгения Крегжде, "Папа, сдохни", сериал "Обратная сторона Луны 2") и дочь Маша (Ярослава Дегтярёва, "Жги!") собираются уехать от него. Навсегда. В Канаду, где в их жизни больше не будет никаких гитаристов и сочинителей песен. Очевидно, что последний шанс Константин находит не где-нибудь, а в Михайловском, где в кафе с говорящим названием "Лукоморье" освободилось место лабуха-шестиструнника. По пути герой Безрукова выясняет, что в "Заповеднике", напоминающем более всего своеобразный литературный Диснейленд, пристанище потоков туристов и площадки для околохипстерской публики, более хлебным является место экскурсовода, чем ресторанного музыканта. При помощи какой-то лохматой рекомендации Константин проходит собеседование у Галины Антоновны (Анна Михалкова, сериалы "Годунов" и "Обычная женщина"), клянется в верности к разным периодам творчества Пушкина, обязуется выучить методичку по творчеству поэта и в самое ближайшее время приступить к работе, потому что экскурсоводов летом все равно никогда не хватает. Для женского персонала Михайловского Костя становится сразу же объектом особого внимания, он получает персональную наставницу в лице Авроры (Софья Евстигнеева, сериалы "Дипломат" и "90-е. Весело и громко"), которая щедро делится с ним всеми секретами экскурсоводческого труда, рассказывает обо всех видах посетителей и вообще готова к любым соблазнам. Поселившись в одной из избушек в окрестной деревне герой Безрукова становится полностью готов транслировать, потреблять и производить культуру на самых разных уровнях в весьма своеобразной компании тянущихся к зеленому змию литературоведов и музыкантов.
Мир "Заповедника" оказывается той рукотворной Вселенной, где все подготовлено для того, что герой Безрукова начал вновь творить, насочинял песен на новый программный альбом и испытал катарсис от духовности и любви к гениальному Пушкину, которые продаются в Михайловском оптом и в розницу. Матисон вращает мир вокруг Константина то быстрее, то медленнее и отчетливо показывает, что стоять в кадре на равных на экране с Безруковым никому не будет позволено. Кроме силы воли протагонисту в этом проекте явно не достает довлатовской ироничности и постоянного передергивания фиги, спрятанной в кармане. В оригинальном "Заповеднике" писатель создает свою реальность там, где жил и работал поэт, но не делает из этого культа или культурного феномена, у Матисон главный герой становится настоящей звездой, когда на открытой площадке исполняет свою свеженаписанную песню на переделенной под гитару штыковой лопате. Сезон чудес, борщей в трехлитровках и пророческих зайцев на дороге начинает набирать еще большие обороты. В одной из сцен главный герой в бешенстве от того, что из его выстраданных сердцем песен, которые еще не стали народными и распеваемыми по поводу и без него, мутанты-продюсеры сделали какие-то "ремиксы" для радиостанций, вот так какие-то дяди и звукорежиссеры под их командованием свели творчество к жвачке, которая способна без труда заливаться в уши и прилипать там. Нечто подобное наблюдается в самом "Заповеднике" Матисон и Безрукова, которые со всей очевидностью понимали, что ткань довлатовского текста настолько пропитана метаниями прошлого века, что сие будет малопонятно массовому зрителю, привыкшему в кино к куда более доступному для пищеварения продукту. Поэтому и адаптация текста для фильма представляет собой не что иное, как культурное ремикширование, в котором не должно быть ничего такого, что может намекать на двойные смыслы в этой истории. А известный своим идеальным попаданием в биографические роли Сергей Безруков и в этот раз покажет образ такого заблудившегося рокера-бунтаря, нарциссично замкнутого на себя эгоиста, много думающего о жизни и об эмигирующих жене и дочери. Пушкин - в этом случае, как чудесный родник, как воздух места, как вид из окна, вдохновляющий и окрыляющий, он подобен чему-то такому, сплачивающему всех культурных на уровне подсознательного кода. А то, что главный герой становится вынужденным дауншифтером на одно лето, и сбегает ото всех и против всякой логики, должно в любом случае приниматься как переосмысленная данность и тяга к настоящему свету.
Радикальная смена акцентов в "Заповеднике" Анной Матисон привела проект, обладавший всеми приметами ернического артхаусного потенциала о лишнем для системы человеке, который подобно щепке прибился не в самое Богом забытое место, к поблескивающим голливудским стандартам о возрождении покинувшего большую цивилизацию музыканта, способного понять и принять традиционный набор семейных ценностей. Такой оптимизм в подаче происходящего и вечный и не никогда не лишний в кадре романтизм Безрукова делают свое дело и пробуждают интерес к оригинальному довлатовскому тексту в самую последнюю очередь. Поэтому "Заповедник" так и остается подающим большие надежды экспериментом, где интепретацией Матисон проверяются на прочность тексты Довлатова, образы Пушкина и магия места Михаловского и где правда жизни и достоверность являются не самым важным и сильным местом, уступая место клиповости подачи, энергичному монтажу, многочисленным песням и фантасмагорическим видениям героя Сергея Безрукова.
8
,2
2018, Россия, Комедии
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
У представленного на прошлогоднем фестивале "Кинотавр" семейного детища "Заповедник" режиссера и сценариста Анны Матисон ("После тебя", "Млечный путь") и актера и продюсера Сергея Безрукова (сериал "Годунов", "Мифы") есть один большой плюс - эта лента не преподносит радикальных сюрпризов и герой Безрукова в этой ленте также не прыгает выше головы. С одноименным литературным оригиналом Сергея Довлатова экранную адаптацию Матисон мало что объединяет, за исключением основной локации - музея-заповедника самого главного русского поэта Пушкина в Михайловском и относительно удачного использования довлатовских реплик в сценарии фильма. В остальном любопытный материал "Заповедника" демонстрирует высокий уровень амбиций, где щедро смешиваются магический реализм, непрерывное курение главного героя в кадре и поп-роковые гимны на хорошо известные тексты, которые Безруков исполняет в сопровождении аккомпанирующего бэнда "Крестный папа". Во времена Довлатова алкоголизм был не столько социальной болезнью, сколько общественным явлением и способом ухода от стабильной, но неизменной в своей серой железобетонности реальности. Когда пара Матисон-Безруков стремится показать запойного и без тормозов рок-музыканта Константина, мечущегося в кризисе среднего возраста и отсутствии популярности, то возникает вопрос относительно интереса к типажу главного характера, который никак не может претендовать на героя и, тем более, на условный голос поколения. В итоге потенциальными зрителями "Заповедника" могут оказаться не только фанаты Безрукова и ценители таланта Пушкина, но и те непредсказуемые зрители, которые ждут комедийных и музыкальных неожиданностей от так сложно экранизируемого произведения Довлатова. Матисон вместе с Тимуром Эзугбая (сериалы "Белый шаман" и "Вы все меня бесите"), соавтором сценария и одним из композиторов фильма, выбирает наиболее безопасный путь развития экранного действия, где Константин просветляется, выходит из творческого тупика, дает пару разу сногсшибательное шоу и в итоге опять становится одной из надежд отечественной эстрады. Путь экранного героя Безрукова нельзя назвать тернистым, но место и незримое присутствие духа Пушкина в каждом предмете, дереве и облаке делают свое дело и приобретают черты хэппенинга на заданную тему и с заданным набором характеров. Поэтому "Заповедник" в стилистическом отношении пытается быть всем и сразу - романтической комедией, мюзиклом, сюрреалистическим алкофарсом и драмой о развитии таланта, но существование сюжета в параллельной и максимально отдаляющейся от жизни реальности не дает ему ощутимого продвижения ни по одному из путей. В прологе "Заповедника" виртуозный гитарист и, судя по всему, автор нескольких нетленок русского рока Константин оказывается не в состоянии принять участие в стадионном концерте некой эстрадной певицы (Полина Гагарина). Мешком валится герой Безрукова к ногам дивы перед самым выходом на сцену и оказывается уволен без всякого выходного пособия. В отличие от героя Довлатова, которого нигде не печатали и которому постоянно отказывали в публикациях, главный характер ленты Анны Матисон вполне неплохо вписывается в систему шоу-бизнеса и его алкоголизм выступает скорее необходимым для запуска дальнейшего действия элементом, чем явной социальной болезнью. Герой Безрукова собирает на себя множество клише о стареющих рок-звездах, которым уже мало что светит в настоящем, а в будущем их мечтой станет неизменный greatest hits для фанатов, набирающих вес и стареющих вместе с кумиром. Встряхнуться хочется протагонисту и к себе прежнему найти дорогу, потому что жена Татьяна (Евгения Крегжде, "Папа, сдохни", сериал "Обратная сторона Луны 2") и дочь Маша (Ярослава Дегтярёва, "Жги!") собираются уехать от него. Навсегда. В Канаду, где в их жизни больше не будет никаких гитаристов и сочинителей песен. Очевидно, что последний шанс Константин находит не где-нибудь, а в Михайловском, где в кафе с говорящим названием "Лукоморье" освободилось место лабуха-шестиструнника. По пути герой Безрукова выясняет, что в "Заповеднике", напоминающем более всего своеобразный литературный Диснейленд, пристанище потоков туристов и площадки для околохипстерской публики, более хлебным является место экскурсовода, чем ресторанного музыканта. При помощи какой-то лохматой рекомендации Константин проходит собеседование у Галины Антоновны (Анна Михалкова, сериалы "Годунов" и "Обычная женщина"), клянется в верности к разным периодам творчества Пушкина, обязуется выучить методичку по творчеству поэта и в самое ближайшее время приступить к работе, потому что экскурсоводов летом все равно никогда не хватает. Для женского персонала Михайловского Костя становится сразу же объектом особого внимания, он получает персональную наставницу в лице Авроры (Софья Евстигнеева, сериалы "Дипломат" и "90-е. Весело и громко"), которая щедро делится с ним всеми секретами экскурсоводческого труда, рассказывает обо всех видах посетителей и вообще готова к любым соблазнам. Поселившись в одной из избушек в окрестной деревне герой Безрукова становится полностью готов транслировать, потреблять и производить культуру на самых разных уровнях в весьма своеобразной компании тянущихся к зеленому змию литературоведов и музыкантов. Мир "Заповедника" оказывается той рукотворной Вселенной, где все подготовлено для того, что герой Безрукова начал вновь творить, насочинял песен на новый программный альбом и испытал катарсис от духовности и любви к гениальному Пушкину, которые продаются в Михайловском оптом и в розницу. Матисон вращает мир вокруг Константина то быстрее, то медленнее и отчетливо показывает, что стоять в кадре на равных на экране с Безруковым никому не будет позволено. Кроме силы воли протагонисту в этом проекте явно не достает довлатовской ироничности и постоянного передергивания фиги, спрятанной в кармане. В оригинальном "Заповеднике" писатель создает свою реальность там, где жил и работал поэт, но не делает из этого культа или культурного феномена, у Матисон главный герой становится настоящей звездой, когда на открытой площадке исполняет свою свеженаписанную песню на переделенной под гитару штыковой лопате. Сезон чудес, борщей в трехлитровках и пророческих зайцев на дороге начинает набирать еще большие обороты. В одной из сцен главный герой в бешенстве от того, что из его выстраданных сердцем песен, которые еще не стали народными и распеваемыми по поводу и без него, мутанты-продюсеры сделали какие-то "ремиксы" для радиостанций, вот так какие-то дяди и звукорежиссеры под их командованием свели творчество к жвачке, которая способна без труда заливаться в уши и прилипать там. Нечто подобное наблюдается в самом "Заповеднике" Матисон и Безрукова, которые со всей очевидностью понимали, что ткань довлатовского текста настолько пропитана метаниями прошлого века, что сие будет малопонятно массовому зрителю, привыкшему в кино к куда более доступному для пищеварения продукту. Поэтому и адаптация текста для фильма представляет собой не что иное, как культурное ремикширование, в котором не должно быть ничего такого, что может намекать на двойные смыслы в этой истории. А известный своим идеальным попаданием в биографические роли Сергей Безруков и в этот раз покажет образ такого заблудившегося рокера-бунтаря, нарциссично замкнутого на себя эгоиста, много думающего о жизни и об эмигирующих жене и дочери. Пушкин - в этом случае, как чудесный родник, как воздух места, как вид из окна, вдохновляющий и окрыляющий, он подобен чему-то такому, сплачивающему всех культурных на уровне подсознательного кода. А то, что главный герой становится вынужденным дауншифтером на одно лето, и сбегает ото всех и против всякой логики, должно в любом случае приниматься как переосмысленная данность и тяга к настоящему свету. Радикальная смена акцентов в "Заповеднике" Анной Матисон привела проект, обладавший всеми приметами ернического артхаусного потенциала о лишнем для системы человеке, который подобно щепке прибился не в самое Богом забытое место, к поблескивающим голливудским стандартам о возрождении покинувшего большую цивилизацию музыканта, способного понять и принять традиционный набор семейных ценностей. Такой оптимизм в подаче происходящего и вечный и не никогда не лишний в кадре романтизм Безрукова делают свое дело и пробуждают интерес к оригинальному довлатовскому тексту в самую последнюю очередь. Поэтому "Заповедник" так и остается подающим большие надежды экспериментом, где интепретацией Матисон проверяются на прочность тексты Довлатова, образы Пушкина и магия места Михаловского и где правда жизни и достоверность являются не самым важным и сильным местом, уступая место клиповости подачи, энергичному монтажу, многочисленным песням и фантасмагорическим видениям героя Сергея Безрукова.