Похоже, что режиссер и сценарист Святослав Подгаевский ("Невеста", "Пиковая дама: Черный обряд") в своей четвертой полнометражной работе "Русалка. Озеро мертвых" наконец-то нашел ту очевидную золотую жилу, благодаря которой отечественные фильмы ужасов могут стать экспортным вариантом и основой для американских ремейков. Славянские страшные сказки и их персонажи легко адаптировать для сюжетов десятков и сотен лент в случае их сочетания с личными историями современных персонажей. К слову, мистика новой работы Подгаевского, понятная для российского зрителя, оказалась вполне конкурентоспособной в Латинской Америке, где "Русалку" приняли очень тепло и с большим интересом, а сама лента вполне успешно конкурирует с американскими хоррорами, имеющими огромные традиции в области жанра. Когда в первом приближении у Подгаевский обращается к теме длинноволосых обитательниц рек и озер, то его акцент на псевдомифологическую составляющую в новой ленте становится понятен. Режиссер стремится показать, что тема спасения во имя любви может присутствовать и в осовремененном варианте, спасение профессионального пловца-спортсмена приходит от той, которая еле держится на воде и не обладает какими-то супергеройскими способностями. Этот сказочный акцент смягчает хорошо выстроенную иррациональность многих эпизодов и заставляет принимать "Русалку", построенную по канонам жанра, как фильм с тем, что называется "душа". Именно такой подход уводит зрителей немного в сторону от строго просчитанного каркаса экранной истории, где у Подгаевского практически всегда все герои оказываются в нужное время и в нужном месте. Желая сделать работу максимально интересной для большой аудитории, режиссер лишает свою "Русалку" кровавых сцен выдает хорошо дозированный, но облегченный саспенс. Поэтому "Русалка. Озеро мертвых" очень далека от стереотипных кровожадных хорроров и проявляет себя как мистический триллер с лирической линией и оживлением семейных тайн одного из главных героев.
В основе сюжета "Русалки" Подгаевского на первый взгляд преобладают реализации стандартных экранных клише, характерных для жанра. Марина (Виктория Агалакова, "Невеста", сериал "Великая") любит Романа (Ефим Петрунин, "Гуляй, Вася!", "Призрак"), отличного пловца и победителя соревнований. Перед свадьбой Роман с друзьями отправляется на мальчишник на дачу у озера. Этот дом парню подарил его полубезумный отец (Игорь Хрипунов, "Конверт", "Ледокол"), поцелованный русалкой 20 лет назад. История отца Романа, потерявшего свою жену на театрально освещенном единственным фонарем дощатом причале, традиционно для жанра показана в прологе и задает тон для всех дальнейших событий. На этом же причале, освещенном тем же самым фонарем, оказывается Роман, сбежавший с собственного прощания с холостой жизнью. Очевидно, что именно в этот момент с ним происходит то же самое, что и с его отцом. Для Романа поцелуй водной красавицы оказывается роковым, потому что оказалось не так просто выкинуть эту девицу из своей молодоженской головушки, из-за этого психическое и физическое здоровье крепкого и надежного парня оказываются под угрозой. Роман только благодаря быстрой реакции врачей уходит от водной смерти на очередных квалификационных соревнованиях. Марина, как любящая молодая жена, пытается разобраться в проблемах своего супруга и достаточно быстро понимает, что третьим углом в этом зловещем любовном треугольнике оказывается русалка из озера. Роман оказывается загнанным в ловушку, несчастный молодой мужчина начинает повторять путь своего отца и становится очередной жертвой утопленницы, которая бросилась в воду от несчастной любви и стала позже одержима местью ко всем любящим и влюбленным особям мужского пола. В итоге Марина, старшая сестра Романа Ольга (Сесиль Плеже, "День выборов 2", "Кино про Алексеева") и его лучший друг Илья (Никита Еленев, "Лето", сериал "Молодежка") начинают операцию в лесном домике по спасению дорогого для всех человека.
Среди достоинств "Русалки" важно отметить в первую очередь внятный и хорошо просчитанный сценарий, который, за исключением побочной сюжетной дуги отца Романа и Ольги, практически не вызывает лишних вопросов. В элементарной логике создателям ленты отказать трудно и поэтому такой прагматизм вытравливает из работы Подгаевского всю иррациональную составляющую. Проще говоря, экранная история "Русалки" совсем не пугает по канонам жанра, а имеет скрытую мистически-детективную пружину, что для фильма, который позиционируется как хоррор является определенной неожиданностью. Святослав Подгаевский и работавшие с ним над сценарием Наталья Дубовая и Иван Капитонов ("Лето", "Маршрут построен") с какой-то запредельной добросовестностью скаутов летнего лагеря постоянно предлагают зрителю все, что связано с водой и может работать в пользу экранной истории. Сломанный кухонный смеситель, стиральная машина и просто пролитая жидкость указывают на постоянное присутствие стихии, субстанции, жидкой чужеродности в повседневной жизни, на то, над чем герои "Русалки" не имеют ярко выраженной власти. Разрабатывая водный концепт режиссер знакомит зрителей с тем, что уже для него является вполне естественным - с потусторонним миром, принятие которого происходит без особых проблем для зрителя. Главные герои ленты обходятся без драматических заламываний рук по системе немого кино, их четкая игра функциональна в лучшем смысле этого слова и диктуется рамками жанра. За исключением Виктории Агалаковой, блеснувшей до этого в "Невесте", и опытного Игоря Хрипунова, остальные актеры в "Русалке", как и положено, не блещут большой узнаваемостью для массового зрителя, но очень четко понимают как драматургию Подгаевского, так и законы такого кино. Чем обычнее и будничнее они будут выглядеть, тем проще принять происходящее на экране и поверить в то, что творится, когда наружу вылезают хорошо выдержанные семейные страхи и психологические зажимы.
Интересно, что в четвертой работе киноязык Подгаевского начал прирастать собственным алфавитом и приобретать черты узнаваемости для тех, кто знаком с его работами. Ритуал с рассматриванием в двойных зеркалах режиссер использовал ранее в "Пиковой даме", а укрытые дома зритель мог видеть ранее в "Невесте", этот антураж очевидно хорошо работает на прогрев страхов и усиление таинственной атмосферы, показывающей, насколько сильны древние страхи в современном цифровом мире. Не секрет, что на работы Святослава Подгаевского любят вешать расхожий ярлык "русский хоррор", чаще всего в негативном аспекте. К счастью, не все так плохо как это пытаются представить злопыхатели. При всех прочих достоинствах у "Русалки" как раз отсутствует ярко выраженная самобытность, а привязка к национальному колориту в виде крестьянской свадьбы в единственном (!) за всю ленту флэшбэке носит чисто экспортный характер для этой ленты. Говоря о колорите производственном, нельзя не отметить отличный визуал, выполненный оператором Антоном Зенковичем ("Фото на память", "Маршрут построен "), который раскрашивает историю Подгаевского в постмодернистскую страшилку и использует для этого в первую очередь максимально аллегоричные изображения воды как стихии в разнообразных проявлениях. Кажущиеся проблемы "Русалки" находятся все-таки в плоскости ожиданий, от фильма ждали слишком многого и пытались его измерить по модерновому эталону от студии Blumhouse, но крепкая и компетентная работа режиссера разочаровала больше любителей скорых результатов. Поэтому "Русалка. Озеро мертвых" может рассматриваться в фильмографии Подгаевского как своеобразное плато, на котором находится перед покорением очередной кинематографической вершины этот делающий и так большие шаги человек-ледокол отечественного хоррор-жанра.
5
,5
2018, Россия, Ужасы
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Похоже, что режиссер и сценарист Святослав Подгаевский ("Невеста", "Пиковая дама: Черный обряд") в своей четвертой полнометражной работе "Русалка. Озеро мертвых" наконец-то нашел ту очевидную золотую жилу, благодаря которой отечественные фильмы ужасов могут стать экспортным вариантом и основой для американских ремейков. Славянские страшные сказки и их персонажи легко адаптировать для сюжетов десятков и сотен лент в случае их сочетания с личными историями современных персонажей. К слову, мистика новой работы Подгаевского, понятная для российского зрителя, оказалась вполне конкурентоспособной в Латинской Америке, где "Русалку" приняли очень тепло и с большим интересом, а сама лента вполне успешно конкурирует с американскими хоррорами, имеющими огромные традиции в области жанра. Когда в первом приближении у Подгаевский обращается к теме длинноволосых обитательниц рек и озер, то его акцент на псевдомифологическую составляющую в новой ленте становится понятен. Режиссер стремится показать, что тема спасения во имя любви может присутствовать и в осовремененном варианте, спасение профессионального пловца-спортсмена приходит от той, которая еле держится на воде и не обладает какими-то супергеройскими способностями. Этот сказочный акцент смягчает хорошо выстроенную иррациональность многих эпизодов и заставляет принимать "Русалку", построенную по канонам жанра, как фильм с тем, что называется "душа". Именно такой подход уводит зрителей немного в сторону от строго просчитанного каркаса экранной истории, где у Подгаевского практически всегда все герои оказываются в нужное время и в нужном месте. Желая сделать работу максимально интересной для большой аудитории, режиссер лишает свою "Русалку" кровавых сцен выдает хорошо дозированный, но облегченный саспенс. Поэтому "Русалка. Озеро мертвых" очень далека от стереотипных кровожадных хорроров и проявляет себя как мистический триллер с лирической линией и оживлением семейных тайн одного из главных героев. В основе сюжета "Русалки" Подгаевского на первый взгляд преобладают реализации стандартных экранных клише, характерных для жанра. Марина (Виктория Агалакова, "Невеста", сериал "Великая") любит Романа (Ефим Петрунин, "Гуляй, Вася!", "Призрак"), отличного пловца и победителя соревнований. Перед свадьбой Роман с друзьями отправляется на мальчишник на дачу у озера. Этот дом парню подарил его полубезумный отец (Игорь Хрипунов, "Конверт", "Ледокол"), поцелованный русалкой 20 лет назад. История отца Романа, потерявшего свою жену на театрально освещенном единственным фонарем дощатом причале, традиционно для жанра показана в прологе и задает тон для всех дальнейших событий. На этом же причале, освещенном тем же самым фонарем, оказывается Роман, сбежавший с собственного прощания с холостой жизнью. Очевидно, что именно в этот момент с ним происходит то же самое, что и с его отцом. Для Романа поцелуй водной красавицы оказывается роковым, потому что оказалось не так просто выкинуть эту девицу из своей молодоженской головушки, из-за этого психическое и физическое здоровье крепкого и надежного парня оказываются под угрозой. Роман только благодаря быстрой реакции врачей уходит от водной смерти на очередных квалификационных соревнованиях. Марина, как любящая молодая жена, пытается разобраться в проблемах своего супруга и достаточно быстро понимает, что третьим углом в этом зловещем любовном треугольнике оказывается русалка из озера. Роман оказывается загнанным в ловушку, несчастный молодой мужчина начинает повторять путь своего отца и становится очередной жертвой утопленницы, которая бросилась в воду от несчастной любви и стала позже одержима местью ко всем любящим и влюбленным особям мужского пола. В итоге Марина, старшая сестра Романа Ольга (Сесиль Плеже, "День выборов 2", "Кино про Алексеева") и его лучший друг Илья (Никита Еленев, "Лето", сериал "Молодежка") начинают операцию в лесном домике по спасению дорогого для всех человека. Среди достоинств "Русалки" важно отметить в первую очередь внятный и хорошо просчитанный сценарий, который, за исключением побочной сюжетной дуги отца Романа и Ольги, практически не вызывает лишних вопросов. В элементарной логике создателям ленты отказать трудно и поэтому такой прагматизм вытравливает из работы Подгаевского всю иррациональную составляющую. Проще говоря, экранная история "Русалки" совсем не пугает по канонам жанра, а имеет скрытую мистически-детективную пружину, что для фильма, который позиционируется как хоррор является определенной неожиданностью. Святослав Подгаевский и работавшие с ним над сценарием Наталья Дубовая и Иван Капитонов ("Лето", "Маршрут построен") с какой-то запредельной добросовестностью скаутов летнего лагеря постоянно предлагают зрителю все, что связано с водой и может работать в пользу экранной истории. Сломанный кухонный смеситель, стиральная машина и просто пролитая жидкость указывают на постоянное присутствие стихии, субстанции, жидкой чужеродности в повседневной жизни, на то, над чем герои "Русалки" не имеют ярко выраженной власти. Разрабатывая водный концепт режиссер знакомит зрителей с тем, что уже для него является вполне естественным - с потусторонним миром, принятие которого происходит без особых проблем для зрителя. Главные герои ленты обходятся без драматических заламываний рук по системе немого кино, их четкая игра функциональна в лучшем смысле этого слова и диктуется рамками жанра. За исключением Виктории Агалаковой, блеснувшей до этого в "Невесте", и опытного Игоря Хрипунова, остальные актеры в "Русалке", как и положено, не блещут большой узнаваемостью для массового зрителя, но очень четко понимают как драматургию Подгаевского, так и законы такого кино. Чем обычнее и будничнее они будут выглядеть, тем проще принять происходящее на экране и поверить в то, что творится, когда наружу вылезают хорошо выдержанные семейные страхи и психологические зажимы. Интересно, что в четвертой работе киноязык Подгаевского начал прирастать собственным алфавитом и приобретать черты узнаваемости для тех, кто знаком с его работами. Ритуал с рассматриванием в двойных зеркалах режиссер использовал ранее в "Пиковой даме", а укрытые дома зритель мог видеть ранее в "Невесте", этот антураж очевидно хорошо работает на прогрев страхов и усиление таинственной атмосферы, показывающей, насколько сильны древние страхи в современном цифровом мире. Не секрет, что на работы Святослава Подгаевского любят вешать расхожий ярлык "русский хоррор", чаще всего в негативном аспекте. К счастью, не все так плохо как это пытаются представить злопыхатели. При всех прочих достоинствах у "Русалки" как раз отсутствует ярко выраженная самобытность, а привязка к национальному колориту в виде крестьянской свадьбы в единственном (!) за всю ленту флэшбэке носит чисто экспортный характер для этой ленты. Говоря о колорите производственном, нельзя не отметить отличный визуал, выполненный оператором Антоном Зенковичем ("Фото на память", "Маршрут построен "), который раскрашивает историю Подгаевского в постмодернистскую страшилку и использует для этого в первую очередь максимально аллегоричные изображения воды как стихии в разнообразных проявлениях. Кажущиеся проблемы "Русалки" находятся все-таки в плоскости ожиданий, от фильма ждали слишком многого и пытались его измерить по модерновому эталону от студии Blumhouse, но крепкая и компетентная работа режиссера разочаровала больше любителей скорых результатов. Поэтому "Русалка. Озеро мертвых" может рассматриваться в фильмографии Подгаевского как своеобразное плато, на котором находится перед покорением очередной кинематографической вершины этот делающий и так большие шаги человек-ледокол отечественного хоррор-жанра.