Знаменательно, что источником вдохновения для Уолта Диснея и его соратников при создании одноимённого (полное название – «Jungle River Cruise», то есть «Речный круиз по джунглям») аттракциона, открытого для посетителей на территории Страны приключений в 1955-м году, послужил материал документального фильма «Африканский лев» /1955/ из цикла «Приключения настоящей жизни». Вместе с тем выдающийся предприниматель и кинематографист не мог не учитывать и любовь широкой публики к близким по тематике игровым кинокартинам. В данной связи обычно называют немеркнущую «Африканскую королеву» /1951/ Джона Хьюстона, но вполне можно вспомнить также «Копи царя Соломона» /1950/, благо что экранизация романа Генри Райдера Хаггарда произвела на современников впечатление благодаря размаху и красоте живописных кадров. Всё это хорошо, но… с того времени много воды утекло! А ведь ещё Роберт Земекис, вслед за своим наставником Стивеном Спилбергом взявшийся воспеть современного авантюриста Джека Колтона (личность то ли подлинную, то ли порождённую воображением писательницы Джоанн Уайлдер), не позволял себе использовать методы предшественников. По утверждению отечественного киноведа Валентина Эшпая, по прибытии в Мексику он вместо того, чтобы исследовать окрестную натуру в экспедициях, заперся в номере отеля и раз за разом пересматривал вестерн «Рио Браво» /1959/ Говарда Хоукса. Характерный штрих…
Рискну предположить, что схожий приём взял на вооружение и Жауме Кольет- Серра. Уроженец каталонского городка Сан-Искле-де-Вальяльта поразительно легко вписался в систему «фабрики грёз», зарекомендовав себя в разных жанрах: от хоррора и спортивной драмы до нескольких отличных боевиков с участием Лиама Нисона. Никто не спорит с тем, что накопленный опыт имел определённое значение, однако в данном случае руководство киностудии наверняка приняло в расчёт его принадлежность к испанской культуре, подразумевающую способность понять мятежные души конкистадоров. Вывод, как говорится, напрашивается сам собой, но… история не раз доказывала, что для истинного художника не существует никаких преград. На сеансе то и дело закрадывается ощущение, что подобно тому, как Земекис взял за образец творения мастеров золотого века Голливуда, Кольет-Серра позаимствовал массу находок и решений у… Вернера Херцога. Правда, добиться накала страстей, как у великого немецкого режиссёра (1), – задача априори сложная, и здесь не помогут ни астрономический (оцениваемый в $200 млн., на уровне топовых кинокомиксов) производственный бюджет, ни специалисты по компьютерной графике. Спасёт только эстетическое чутьё!
Разумеется, руководство Walt Disney Pictures преследовало куда более прозаические цели – не просто стяжать коммерческий триумф, а породить новую мощную, долгоиграющую медиафраншизу. Сразу было ясно, что ажиотаж, спровоцированный «Пиратами Карибского моря: Проклятием «Чёрной жемчужины» /2003/ и (в меньшей степени) «Особняком с привидениями» /2003/, вынудит рано или поздно обратить взор на ещё один аттракцион, памятный любому посетителю Диснейленда. Однако существенная задержка с реализацией проекта пошла, скорее, на пользу. По сути, Кольет-Серра тоже сделал ставку на дерзкое сочетание разных типов условностей. Возможно, сюрприз с привнесением мистических мотивов (своего рода жанровая инверсия в разгар повествования) уже не производит столь же нокаутирующего воздействия, как у Гора Вербински, но всё равно придаёт экранным событиям глубину. Одно дело когда в отчаянные авантюры пускаются простые смертные, и совсем другое – когда героям приходится сталкиваться с проклятием, наложенным несколько веков тому назад. С, так сказать, гневом Божьим, принявшим куда как конкретные очертания.
Ещё Индиана Джонс у Стивена Спилберга противостоял нацистам, жаждущим добраться до великих тайн древних цивилизаций. Вот и принц Иоахим (кстати, историческая персона) неслучайно является представителем германской нации. Для сумрачного тевтонского гения даже победа в Первой мировой войне – лишь ступень к чему-то по-настоящему грандиозному. Если Лили Хоутон надеется с помощью Слёз Луны внести персональную лепту в развитие медицины, найдя универсальное лекарство от болезней, издревле терзавших род людской, то её оппонент одержим жаждой власти. Джесси Племонс не стесняет себя в средствах, придавая своему персонажу остроумные, подчас карикатурные черты. Но это не делает принца менее опасным! Иоахим олицетворяет собой новые, разрушительные тенденции, вовсю раскрывшиеся в XX веке. Особенно изобретательно показана охота подводной лодки, пробравшейся в воды крупнейшей реки Южной Америки, за хлюпким судёнышком, пусть и получившим скоростной двигатель.
Вообще-то Дуэйн Джонсон (тогда – Скала, «звезда» рестлинга) ворвался в кинематограф действия в образе Царя скорпионов и совсем скоро получил благословение не от кого-нибудь, а от Арнольда Шварценеггера. Конечно, карьерные соображения требовали периодического появления и в традиционных боевиках (например, из серии «Форсаж»), и в комедиях, и фильмах катастроф. Однако озорная душа Дуэйна давненько тяготеет к развесёлым авантюрам на краю света, в том числе – именно в дебрях джунглей. Помимо упомянутого «Сокровища Амазонки» /2003/ (дословно название переводится как «Настижение»), где здоровяка сопровождал разбитной Шонн Уильям Скотт, в памяти моментально всплывают каверзы, подбрасываемые игрой «Джуманджи». Вот и на сей раз Фрэнку поначалу кажется, что он всё контролирует – что события развиваются по давным-давно отработанному сценарию, пленившему воображение доверчивых, пусть и избалованных, туристов. Карты путает вмешательство инфернальных сил, хотя… в основе основ всё равно лежит человеческая, слишком человеческая тяга к абсолютной власти.
Авторам удаётся с первых же кадров захватить внимание широкой аудитории: от ловкого проникновения Лили в хранилище Королевского общества, куда накануне прислали бесценный раритет, логично перейти к погоням на улицах латиноамериканских городков, а затем – и к потасовкам на реке. Естественно, визуальные эффекты наличествуют в таком запредельном количестве, что сразу бесполезно гадать, какие (редкие) кадры были сняты на натуре. Это полностью отвечает текущим жанровым канонам, особенно в свете того, что действующими лицами в какой-то момент становится нежить. На сеансе, уж скорее, вызывает недоумение «сатирическая» (с позволения сказать!) линия. Выпады в адрес научного сообщества Великобритании, проникнутого духом женоненавистничества и интеллектуального снобизма, ещё представляются мало-мальски оправданными, но задушевная беседа Макгрегора с Фрэнком за костром, завершающаяся деликатным признанием (в будущем это будут именовать «каминг-аутом»), кажется совершенно неуместной. Фильм, что ни говори, про другое. Кстати, Джек Уайтхолл из всего трио ведущих персонажей выглядит наименее убедительным, а вот Эмили Блант составила достойный дуэт с несокрушимым человеком-скалой. Хотя лично я отдаю предпочтение её игре в блестящей научно-фантастической дилогии «Тихое место» /2018-20/.
_______
1 – В первую очередь имеются в виду по-своему гениальные «Агирре, гнев Божий» /1972/ и «Фицкарральдо» /1982/, посвящённые путешествиям в джунгли Амазонки и её притоков.
8
,1
2021, США, Приключения
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Знаменательно, что источником вдохновения для Уолта Диснея и его соратников при создании одноимённого (полное название – «Jungle River Cruise», то есть «Речный круиз по джунглям») аттракциона, открытого для посетителей на территории Страны приключений в 1955-м году, послужил материал документального фильма «Африканский лев» /1955/ из цикла «Приключения настоящей жизни». Вместе с тем выдающийся предприниматель и кинематографист не мог не учитывать и любовь широкой публики к близким по тематике игровым кинокартинам. В данной связи обычно называют немеркнущую «Африканскую королеву» /1951/ Джона Хьюстона, но вполне можно вспомнить также «Копи царя Соломона» /1950/, благо что экранизация романа Генри Райдера Хаггарда произвела на современников впечатление благодаря размаху и красоте живописных кадров. Всё это хорошо, но… с того времени много воды утекло! А ведь ещё Роберт Земекис, вслед за своим наставником Стивеном Спилбергом взявшийся воспеть современного авантюриста Джека Колтона (личность то ли подлинную, то ли порождённую воображением писательницы Джоанн Уайлдер), не позволял себе использовать методы предшественников. По утверждению отечественного киноведа Валентина Эшпая, по прибытии в Мексику он вместо того, чтобы исследовать окрестную натуру в экспедициях, заперся в номере отеля и раз за разом пересматривал вестерн «Рио Браво» /1959/ Говарда Хоукса. Характерный штрих… Рискну предположить, что схожий приём взял на вооружение и Жауме Кольет- Серра. Уроженец каталонского городка Сан-Искле-де-Вальяльта поразительно легко вписался в систему «фабрики грёз», зарекомендовав себя в разных жанрах: от хоррора и спортивной драмы до нескольких отличных боевиков с участием Лиама Нисона. Никто не спорит с тем, что накопленный опыт имел определённое значение, однако в данном случае руководство киностудии наверняка приняло в расчёт его принадлежность к испанской культуре, подразумевающую способность понять мятежные души конкистадоров. Вывод, как говорится, напрашивается сам собой, но… история не раз доказывала, что для истинного художника не существует никаких преград. На сеансе то и дело закрадывается ощущение, что подобно тому, как Земекис взял за образец творения мастеров золотого века Голливуда, Кольет-Серра позаимствовал массу находок и решений у… Вернера Херцога. Правда, добиться накала страстей, как у великого немецкого режиссёра (1), – задача априори сложная, и здесь не помогут ни астрономический (оцениваемый в $200 млн., на уровне топовых кинокомиксов) производственный бюджет, ни специалисты по компьютерной графике. Спасёт только эстетическое чутьё! Разумеется, руководство Walt Disney Pictures преследовало куда более прозаические цели – не просто стяжать коммерческий триумф, а породить новую мощную, долгоиграющую медиафраншизу. Сразу было ясно, что ажиотаж, спровоцированный «Пиратами Карибского моря: Проклятием «Чёрной жемчужины» /2003/ и (в меньшей степени) «Особняком с привидениями» /2003/, вынудит рано или поздно обратить взор на ещё один аттракцион, памятный любому посетителю Диснейленда. Однако существенная задержка с реализацией проекта пошла, скорее, на пользу. По сути, Кольет-Серра тоже сделал ставку на дерзкое сочетание разных типов условностей. Возможно, сюрприз с привнесением мистических мотивов (своего рода жанровая инверсия в разгар повествования) уже не производит столь же нокаутирующего воздействия, как у Гора Вербински, но всё равно придаёт экранным событиям глубину. Одно дело когда в отчаянные авантюры пускаются простые смертные, и совсем другое – когда героям приходится сталкиваться с проклятием, наложенным несколько веков тому назад. С, так сказать, гневом Божьим, принявшим куда как конкретные очертания. Ещё Индиана Джонс у Стивена Спилберга противостоял нацистам, жаждущим добраться до великих тайн древних цивилизаций. Вот и принц Иоахим (кстати, историческая персона) неслучайно является представителем германской нации. Для сумрачного тевтонского гения даже победа в Первой мировой войне – лишь ступень к чему-то по-настоящему грандиозному. Если Лили Хоутон надеется с помощью Слёз Луны внести персональную лепту в развитие медицины, найдя универсальное лекарство от болезней, издревле терзавших род людской, то её оппонент одержим жаждой власти. Джесси Племонс не стесняет себя в средствах, придавая своему персонажу остроумные, подчас карикатурные черты. Но это не делает принца менее опасным! Иоахим олицетворяет собой новые, разрушительные тенденции, вовсю раскрывшиеся в XX веке. Особенно изобретательно показана охота подводной лодки, пробравшейся в воды крупнейшей реки Южной Америки, за хлюпким судёнышком, пусть и получившим скоростной двигатель. Вообще-то Дуэйн Джонсон (тогда – Скала, «звезда» рестлинга) ворвался в кинематограф действия в образе Царя скорпионов и совсем скоро получил благословение не от кого-нибудь, а от Арнольда Шварценеггера. Конечно, карьерные соображения требовали периодического появления и в традиционных боевиках (например, из серии «Форсаж»), и в комедиях, и фильмах катастроф. Однако озорная душа Дуэйна давненько тяготеет к развесёлым авантюрам на краю света, в том числе – именно в дебрях джунглей. Помимо упомянутого «Сокровища Амазонки» /2003/ (дословно название переводится как «Настижение»), где здоровяка сопровождал разбитной Шонн Уильям Скотт, в памяти моментально всплывают каверзы, подбрасываемые игрой «Джуманджи». Вот и на сей раз Фрэнку поначалу кажется, что он всё контролирует – что события развиваются по давным-давно отработанному сценарию, пленившему воображение доверчивых, пусть и избалованных, туристов. Карты путает вмешательство инфернальных сил, хотя… в основе основ всё равно лежит человеческая, слишком человеческая тяга к абсолютной власти. Авторам удаётся с первых же кадров захватить внимание широкой аудитории: от ловкого проникновения Лили в хранилище Королевского общества, куда накануне прислали бесценный раритет, логично перейти к погоням на улицах латиноамериканских городков, а затем – и к потасовкам на реке. Естественно, визуальные эффекты наличествуют в таком запредельном количестве, что сразу бесполезно гадать, какие (редкие) кадры были сняты на натуре. Это полностью отвечает текущим жанровым канонам, особенно в свете того, что действующими лицами в какой-то момент становится нежить. На сеансе, уж скорее, вызывает недоумение «сатирическая» (с позволения сказать!) линия. Выпады в адрес научного сообщества Великобритании, проникнутого духом женоненавистничества и интеллектуального снобизма, ещё представляются мало-мальски оправданными, но задушевная беседа Макгрегора с Фрэнком за костром, завершающаяся деликатным признанием (в будущем это будут именовать «каминг-аутом»), кажется совершенно неуместной. Фильм, что ни говори, про другое. Кстати, Джек Уайтхолл из всего трио ведущих персонажей выглядит наименее убедительным, а вот Эмили Блант составила достойный дуэт с несокрушимым человеком-скалой. Хотя лично я отдаю предпочтение её игре в блестящей научно-фантастической дилогии «Тихое место» /2018-20/. _______ 1 – В первую очередь имеются в виду по-своему гениальные «Агирре, гнев Божий» /1972/ и «Фицкарральдо» /1982/, посвящённые путешествиям в джунгли Амазонки и её притоков.