Новая работа "Один вдох" режиссера Елены Хазановой ("Любовницы", "Синдром Петрушки"), посвященная такому экзотическому для подавляющего зрителей спорту как фридайвинг, где практикуется задержка дыхания при погружении на глубину в десятки метров, является тем самым случаем, когда художественные фрагменты биографии реального человека вполне могут конкурировать с яркостью кинокомиксов DC и Marvel. Спортивная драма Хазановой показывает, что простых побед не бывает, и, в то же самое время, показывает историю увлеченной женщины, Натальи Молчановой, чьи многие рекорды остаются до сих пор непокоренными. Безусловно, постановщица находится на уровне всех мировых феминистских кинотрендов, но при этом стремится показать зрителям массу вещей, далеких от экстремального мира спорта. Экранная история, написанная сценаристами Аленой Аловой ("Свадьба по обмену") и Андреем Ивановым (сериал "Лучше, чем люди"), в первую очередь о том, что каждый из нас является носителем множества нераскрытых, непонятых и, как правило, просмотренных в течение всей жизни талантов, но никогда не поздно начинать пробовать в жизни что-то новое, обретать счастливые случайности и напряженно идти к своей мечте даже в зрелом возрасте. Главная героиня проекта в фантастическом представлении Виктории Исаковой ("Очень женские истории", "Ученик") представляет тот самый женский типаж, в котором целеустремленность и стремление к хорошо осознанному риску сочетаются с природной скромностью и отсутствием звездности. Лента Хазановой в разумных пропорциях сочетает психологизм и мистику, оставаясь в лучшем смысле этого слова рассказом о женщине, не до конца понимающей свои феноменальные возможности, но стремящейся с огромным ускорением наверстать то упущенное в жизни, что уже казалось бы прошло мимо нее. Занимавшиеся подводными съемками корифеи открытой воды Жюли Готье и Гийом Нери смогли создать остающийся в памяти образ женщины, которая покоряет безмолвную стихию и заставляет чувствовать каждую секунду ее экранных погружений. Как режиссер Хазанова очень четко понимает, что снимает подводный мэйнстрим в лучших традициях, способный конкурировать с "Голубой бездной" Люка Бессона и не ввергающий при этом в пучины артхаусной социальной драмы, где протагонистка с каждым новым метром глубины стремится спастись от давления проблем. Поэтому "Один вдох" концентрируется на открытии себя заново, на преодолении давних психологических травм и страхов, показывая, что все проблемы мы зачастую программируем себе сами в собственной голове и отказываемся видеть новые личные горизонты в развитии.
Человеческая драма, которую разрабатывает Хазанова в "Одном вдохе", собирает в себя множество моментов среднего возраста. Когда Марина Гордеева (Виктория Исакова), живущая в провинциальном Волжске и работающая тренером в бассейне, в первой сцене ленты расстается с чувствующим себя виноватым бывшим мужем, то ни одна деталь не говорит о том, что эта женщина способна на что-то сверхъестественное. Необходимый в таких случаях сюжетный инсайт не заставляет себя долго ждать, потому что во время отдыха в Турции героиня Исаковой по воле случая использует свои профессиональные навыки и спасает мужчину, заплывшего слишком далеко в море на надувном матрасе. Очевидно, что такой подвиг не остается незамеченным спасателем Игнатом (Владимир Яглыч, "Дикая Лига", "Ночная смена"), увидевшего в женщине отличные данные для занятий фридайвингом. Марина, сумевшая позднее при погружении прочитать надпись на затонувшем корабле, только подтверждает эту догадку и получает от характера Яглыча предложение встретиться в Москве и принять участие в открытом чемпионате страны в одном из бассейнов. Уже почти взрослые дети Гордеевой абсолютно по-разному относятся к ее новому увлечению, слишком велик риск, что внимания они будут получать намного меньше, чем раньше. Сын (Филипп Ершов, сериалы "90-е. Весело и громко", "Красные браслеты"), как и его реальный прототип Алексей Молчанов, принимает сторону матери и начинает вместе с ней тренироваться после переезда в Москву, с дочерью (Стася Милославская, "Бык", "Близкие"), которая занимается игрой на скрипке и не мыслит себя без музыки, возникает открытый конфликт. Во время прохождения медицинского контроля на чемпионате опытный спортивный врач (Владислав Ветров, "Союз Спасения", сериал "Отель Элеон") шокирован возрастом участницы, решившейся заняться экстремальным по своей сути видом спорта. Само собой, во многом успех Гордеевой определяется ее прошлыми юношескими достижениями, когда она стала мастером спорта по плаванию под руководством отца (Сергей Сосновский, "Аванпост", "Завод"), закручивавшего романы со своими подопечными. Вполне очевидная психотравма Марины, случайно увидевшей отца в душевой бассейна во время очередной измены, заставила ее уйти из большого спорта и оставить все свои надежды далеко позади. Бывший секретный ученый Вадим Батьяров (Максим Суханов, "Волшебник", "Три сестры"), занимавшийся разработкой и апробацией психологических методик поведения человека в условиях, где есть риск для жизни, рассмотрел во время рекордного заплыва персонажа Исаковой новый объект для своих экспериментов на грани разума. При помощи характера Суханова Марина начинает понимать, что для открытия новых глубин и мировых рекордов ей требуется в первую очередь уйти от глубинных болей и навязанных отцом стереотипов.
Благодаря хорошо проработанному концепту, стремящемуся показать весь мир фридайвинга не только с парадной стороны, "Один вдох" Хазановой становится фильмом, где вдохновение авторов перестает быть скованным реальными фактами, а история движется внутри свободного и хорошо считываемого нарратива. Слово "байопик" в этом случае меньше всего подходит для характеристики такой многогранной работы, режиссер буквально захватывает дух времени и снимает о том, что происходит в настоящем, о том, что между возможностями женщин и мужчин очень скоро можно будет твердо поставить знак равенства и том, что достижение цели перестает быть фантастическим, когда мы учимся отводить от себя все ненужное. Зачем Марина постоянно стремится сделать то, что до нее не делала ни одна женщина, зачем эти риски, которые могут показаться обывателю абсолютно напрасными, зачем проплывать опаснейший маршрут в Блю Хоул, через это кладбище для дайверов? Явно не тщеславие, жажда призовых денег или еще одной медали движут характером Исаковой. Актриса выбирает для представления своей роли совершенно другие интонации, она искренне доверяет своей интуиции и когда ее настигают обыгранные в традициях фильмов ужасов видения из ранящего прошлого, то она видит в каждом движении под водой повод для освобождения от преследующих страхов и знаки о том, что вот-вот может произойти в ее жизни. Примечательно, что мужские роли Яглыча и Суханова в этом случае оказываются задвинутыми немного вглубь рассказа, что их сюжетные арки оказываются примерно одинаковыми по уровню развития, не выдавая права экранной истории на излишнюю лирику и романтику. В обтягивающем гидрокостюме Исакова подчеркнута асексуальна, на первом месте для нее остается всегда уход на глубину, а не семья или отношения с мужчинами. Ей всегда чуть-чуть не хватает условного воздуха в обычной жизни, ей всегда нужно открытое окно при любой погоде, ей всегда нужен следующий метр там, где давит десяток атмосфер, где легкие сжимаются до размеров апельсина и куда уже не проникает солнечный свет. Появление в жизни Марины такого во всех смыслах странного ученого как Батьяров дает ленте еще одну точку опоры и выправляет гендерный баланс. Герой Максима Суханова, пожалуй, слишком хорошо знает все о результатах, к которым может прийти протагонистка и выводит проект на дополнительные эмоциональные рубежи, где в первую очередь убираются лишние перегородки в голове главной героини и подтверждается ее талант владения телом и разумом.
Есть некоторый момент лукавства, когда Хазанова начинает смешивать в "Одном вдохе" масштабы антагонистов, не делая из героини Исаковой мученицу, занимающуюся совсем не олимпийским, сомнительным, видом спорта, которая вызывает раздражение и недопонимание со стороны руководства институтом физкультуры (Артем Ткаченко, "Союз Спасения", "Эбигейл"). Еще смешнее выглядит американска-соперница Гордеевой по погружениям вместе со своим вовсю разыгрывающим циничную карту тренером. Вне всяких сомнений, стихия, вода - вот настоящий соперник ныряльщицы, бездонная, безграничная и всегда готовая нанести предательский смертельный удар при малейшем послаблении. Прекрасная спортивная подготовка Виктории Исаковой позволяет ей без видимого труда передавать нюансы роли в подводном состоянии и добавлять еще больше красок в образ, делая его очень часто без внешних причин почти непостижимым. Ожидаемый в таких случаях финал, где цена победы воспринимается пока еще в абсолютно радужных и радостных тонах Елена Хазанова делает последним жестом памяти в сторону вдохновительницы этой экранной истории и показывает несколько минут из жизни Натальи Молчановой. Про таких женщин вполне можно сказать, что они за очень короткий срок реализовали свою мечту и стали спортивными легендами. Да, в экранной арке центрального персонажа главное место предсказуемо отводится внутренней борьбе и преодолению трудностей, однако при этом иногда возникает впечатление, что преграды на пути в мировому признанию оказались не такими уж и высокими. Такой способ представления может вызвать массу вопросам к авторам сценария, которым, очевидно, в первую очередь был важен спорт и движение к рекордам на средней крейсерской скорости, а не проблемы семьи Гордеевых, заново притирающихся друг к другу после переезда в Москву. Активно используя экранные метафоры о постоянно открываемых окнах и о тропинке из горящих углей, которые неизвестно откуда взялись в огромном пустом павильоне, Хазанова определяет простой и понятный набор смыслов для своей новой работы. Поэтому "Один вдох" после просмотра оставляет ту самую эмоциональную приподнятость и удивление от того, как мало мы знаем о себе самих и собственных возможностях.
8
,4
2020, Россия, Спорт
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Один вдох" режиссера Елены Хазановой ("Любовницы", "Синдром Петрушки"), посвященная такому экзотическому для подавляющего зрителей спорту как фридайвинг, где практикуется задержка дыхания при погружении на глубину в десятки метров, является тем самым случаем, когда художественные фрагменты биографии реального человека вполне могут конкурировать с яркостью кинокомиксов DC и Marvel. Спортивная драма Хазановой показывает, что простых побед не бывает, и, в то же самое время, показывает историю увлеченной женщины, Натальи Молчановой, чьи многие рекорды остаются до сих пор непокоренными. Безусловно, постановщица находится на уровне всех мировых феминистских кинотрендов, но при этом стремится показать зрителям массу вещей, далеких от экстремального мира спорта. Экранная история, написанная сценаристами Аленой Аловой ("Свадьба по обмену") и Андреем Ивановым (сериал "Лучше, чем люди"), в первую очередь о том, что каждый из нас является носителем множества нераскрытых, непонятых и, как правило, просмотренных в течение всей жизни талантов, но никогда не поздно начинать пробовать в жизни что-то новое, обретать счастливые случайности и напряженно идти к своей мечте даже в зрелом возрасте. Главная героиня проекта в фантастическом представлении Виктории Исаковой ("Очень женские истории", "Ученик") представляет тот самый женский типаж, в котором целеустремленность и стремление к хорошо осознанному риску сочетаются с природной скромностью и отсутствием звездности. Лента Хазановой в разумных пропорциях сочетает психологизм и мистику, оставаясь в лучшем смысле этого слова рассказом о женщине, не до конца понимающей свои феноменальные возможности, но стремящейся с огромным ускорением наверстать то упущенное в жизни, что уже казалось бы прошло мимо нее. Занимавшиеся подводными съемками корифеи открытой воды Жюли Готье и Гийом Нери смогли создать остающийся в памяти образ женщины, которая покоряет безмолвную стихию и заставляет чувствовать каждую секунду ее экранных погружений. Как режиссер Хазанова очень четко понимает, что снимает подводный мэйнстрим в лучших традициях, способный конкурировать с "Голубой бездной" Люка Бессона и не ввергающий при этом в пучины артхаусной социальной драмы, где протагонистка с каждым новым метром глубины стремится спастись от давления проблем. Поэтому "Один вдох" концентрируется на открытии себя заново, на преодолении давних психологических травм и страхов, показывая, что все проблемы мы зачастую программируем себе сами в собственной голове и отказываемся видеть новые личные горизонты в развитии. Человеческая драма, которую разрабатывает Хазанова в "Одном вдохе", собирает в себя множество моментов среднего возраста. Когда Марина Гордеева (Виктория Исакова), живущая в провинциальном Волжске и работающая тренером в бассейне, в первой сцене ленты расстается с чувствующим себя виноватым бывшим мужем, то ни одна деталь не говорит о том, что эта женщина способна на что-то сверхъестественное. Необходимый в таких случаях сюжетный инсайт не заставляет себя долго ждать, потому что во время отдыха в Турции героиня Исаковой по воле случая использует свои профессиональные навыки и спасает мужчину, заплывшего слишком далеко в море на надувном матрасе. Очевидно, что такой подвиг не остается незамеченным спасателем Игнатом (Владимир Яглыч, "Дикая Лига", "Ночная смена"), увидевшего в женщине отличные данные для занятий фридайвингом. Марина, сумевшая позднее при погружении прочитать надпись на затонувшем корабле, только подтверждает эту догадку и получает от характера Яглыча предложение встретиться в Москве и принять участие в открытом чемпионате страны в одном из бассейнов. Уже почти взрослые дети Гордеевой абсолютно по-разному относятся к ее новому увлечению, слишком велик риск, что внимания они будут получать намного меньше, чем раньше. Сын (Филипп Ершов, сериалы "90-е. Весело и громко", "Красные браслеты"), как и его реальный прототип Алексей Молчанов, принимает сторону матери и начинает вместе с ней тренироваться после переезда в Москву, с дочерью (Стася Милославская, "Бык", "Близкие"), которая занимается игрой на скрипке и не мыслит себя без музыки, возникает открытый конфликт. Во время прохождения медицинского контроля на чемпионате опытный спортивный врач (Владислав Ветров, "Союз Спасения", сериал "Отель Элеон") шокирован возрастом участницы, решившейся заняться экстремальным по своей сути видом спорта. Само собой, во многом успех Гордеевой определяется ее прошлыми юношескими достижениями, когда она стала мастером спорта по плаванию под руководством отца (Сергей Сосновский, "Аванпост", "Завод"), закручивавшего романы со своими подопечными. Вполне очевидная психотравма Марины, случайно увидевшей отца в душевой бассейна во время очередной измены, заставила ее уйти из большого спорта и оставить все свои надежды далеко позади. Бывший секретный ученый Вадим Батьяров (Максим Суханов, "Волшебник", "Три сестры"), занимавшийся разработкой и апробацией психологических методик поведения человека в условиях, где есть риск для жизни, рассмотрел во время рекордного заплыва персонажа Исаковой новый объект для своих экспериментов на грани разума. При помощи характера Суханова Марина начинает понимать, что для открытия новых глубин и мировых рекордов ей требуется в первую очередь уйти от глубинных болей и навязанных отцом стереотипов. Благодаря хорошо проработанному концепту, стремящемуся показать весь мир фридайвинга не только с парадной стороны, "Один вдох" Хазановой становится фильмом, где вдохновение авторов перестает быть скованным реальными фактами, а история движется внутри свободного и хорошо считываемого нарратива. Слово "байопик" в этом случае меньше всего подходит для характеристики такой многогранной работы, режиссер буквально захватывает дух времени и снимает о том, что происходит в настоящем, о том, что между возможностями женщин и мужчин очень скоро можно будет твердо поставить знак равенства и том, что достижение цели перестает быть фантастическим, когда мы учимся отводить от себя все ненужное. Зачем Марина постоянно стремится сделать то, что до нее не делала ни одна женщина, зачем эти риски, которые могут показаться обывателю абсолютно напрасными, зачем проплывать опаснейший маршрут в Блю Хоул, через это кладбище для дайверов? Явно не тщеславие, жажда призовых денег или еще одной медали движут характером Исаковой. Актриса выбирает для представления своей роли совершенно другие интонации, она искренне доверяет своей интуиции и когда ее настигают обыгранные в традициях фильмов ужасов видения из ранящего прошлого, то она видит в каждом движении под водой повод для освобождения от преследующих страхов и знаки о том, что вот-вот может произойти в ее жизни. Примечательно, что мужские роли Яглыча и Суханова в этом случае оказываются задвинутыми немного вглубь рассказа, что их сюжетные арки оказываются примерно одинаковыми по уровню развития, не выдавая права экранной истории на излишнюю лирику и романтику. В обтягивающем гидрокостюме Исакова подчеркнута асексуальна, на первом месте для нее остается всегда уход на глубину, а не семья или отношения с мужчинами. Ей всегда чуть-чуть не хватает условного воздуха в обычной жизни, ей всегда нужно открытое окно при любой погоде, ей всегда нужен следующий метр там, где давит десяток атмосфер, где легкие сжимаются до размеров апельсина и куда уже не проникает солнечный свет. Появление в жизни Марины такого во всех смыслах странного ученого как Батьяров дает ленте еще одну точку опоры и выправляет гендерный баланс. Герой Максима Суханова, пожалуй, слишком хорошо знает все о результатах, к которым может прийти протагонистка и выводит проект на дополнительные эмоциональные рубежи, где в первую очередь убираются лишние перегородки в голове главной героини и подтверждается ее талант владения телом и разумом. Есть некоторый момент лукавства, когда Хазанова начинает смешивать в "Одном вдохе" масштабы антагонистов, не делая из героини Исаковой мученицу, занимающуюся совсем не олимпийским, сомнительным, видом спорта, которая вызывает раздражение и недопонимание со стороны руководства институтом физкультуры (Артем Ткаченко, "Союз Спасения", "Эбигейл"). Еще смешнее выглядит американска-соперница Гордеевой по погружениям вместе со своим вовсю разыгрывающим циничную карту тренером. Вне всяких сомнений, стихия, вода - вот настоящий соперник ныряльщицы, бездонная, безграничная и всегда готовая нанести предательский смертельный удар при малейшем послаблении. Прекрасная спортивная подготовка Виктории Исаковой позволяет ей без видимого труда передавать нюансы роли в подводном состоянии и добавлять еще больше красок в образ, делая его очень часто без внешних причин почти непостижимым. Ожидаемый в таких случаях финал, где цена победы воспринимается пока еще в абсолютно радужных и радостных тонах Елена Хазанова делает последним жестом памяти в сторону вдохновительницы этой экранной истории и показывает несколько минут из жизни Натальи Молчановой. Про таких женщин вполне можно сказать, что они за очень короткий срок реализовали свою мечту и стали спортивными легендами. Да, в экранной арке центрального персонажа главное место предсказуемо отводится внутренней борьбе и преодолению трудностей, однако при этом иногда возникает впечатление, что преграды на пути в мировому признанию оказались не такими уж и высокими. Такой способ представления может вызвать массу вопросам к авторам сценария, которым, очевидно, в первую очередь был важен спорт и движение к рекордам на средней крейсерской скорости, а не проблемы семьи Гордеевых, заново притирающихся друг к другу после переезда в Москву. Активно используя экранные метафоры о постоянно открываемых окнах и о тропинке из горящих углей, которые неизвестно откуда взялись в огромном пустом павильоне, Хазанова определяет простой и понятный набор смыслов для своей новой работы. Поэтому "Один вдох" после просмотра оставляет ту самую эмоциональную приподнятость и удивление от того, как мало мы знаем о себе самих и собственных возможностях.