Появление третьего проекта с названием "Шафт" от режиссера Тима Стори ("Миссия в Майами", "Совместная поездка") в форме комедийного боевика показывает как могут мутировать некогда культовые голливудские концепты и двигаться в сторону развлекательности, стараясь также вместить в себя высказывание на тему пропасти, которая лежит между поколениями отцов и детей. Благодаря участию в одной из главных ролей Сэмюэла Л. Джексона ("Человек-паук: Вдали от дома", "Стекло") условно можно считать эту ленту сиквелом фильма 2000 года "Детектив Шафт" Джона Синглтона, попытавшегося перезагрузить популярную франшизу начала 70-х. В ленте Стори практически не осталось следов от того направления "блэксплотейшн", ярким представителем которого является первый "Шафт" Гордона Паркса, кроме появления в эпизодической роли Ричарда Раундтри ("Чего хотят мужчины", сериал "Смертельное оружие"). Вполне сознательно блэксплотейшн-фильмы обходили белокожую аудиторию стороной и раскрывали афроамериканскую поп-культуру для жителей гетто. Может показаться странным, но "Шафт" Стори продолжает следовать традиции и показывает "белых" персонажей либо наркоманами, либо отморозками, либо просто обычными типами с пониженной степенью интеллекта. Отчасти благодаря герою Джексона фильм воскрешает атмосферу 70-х и показывает, что в этом мире он не является уж совсем таким уж ходячим ископаемым, а способен действовать быстро, сильно и моментально принимать решения. В то же самое время Стори изящно иллюстрирует особенности социальных отношений в современной Америке, саркастично и без всякой жалости прокатывается по миллениалам, а также не стесняется говорить о том, что подход к правосудию в нью-йоркском Гарлеме по-прежнему остается делом сугубо индивидуальным. Если говорить о ленте как о перезагрузке, то она определенно выигрывает благодаря присутствию именно Джексона, который по праву становится носителем духа 80-х и выглядит привлекательно для тех, кому нравятся мужской шовинизм, наглое поведение и острые высказывания на грани. Актер иронично и без переигрывания поддерживает как может миф о секс-машине, как будто нарочно забывая о том, что радикально изменился гендерный климат. Поэтому новая версия "Шафта" благодаря сбалансированной экранной истории сценаристов Кеньи Берриса (сериал "Повзрослевшие", "Улетные девочки") и Алека Барноу (сериал "Голдберги") выглядит достаточно продуманным миксом, где смешиваются старые и новые социальные взгляды. Это делает ленту Стори безопасной и политкорректной, такой подход позволяет пересекаться культурам с достаточной долей неприличного юмора, но не провоцирует серьезного конфликта.
Поскольку вступление "Шафта" Стори начинается еще в 1989 году в Гарлеме, то это очень многое сразу же объясняет и позволяет дать фильму хороший старт, который будет проливать свет на последующие события. Истерично визжащая Майя (Реджина Холл, "Мелкая", "Чужая ненависть") устраивает в автомобиле очередной вынос мозга своему мужу, детективу Джону Шафту (Сэмюэл Л. Джексон) и обвиняет его в отчаянном и полном постоянных рисков жизненном выборе, а также в мелких, куда более обидных вещах типа вонючих кожаных курток. Спокойный и практически равнодушный герой Джексона с видом уличного философа выслушивает весь словесный поток и замечает, что они попали в засаду и скоро начнется стрельба. Машину Шафта расстреливают, а Майя и их общий ребенок, малыш Джей Джей, который все это время находился на заднем сиденье оказываются в нескольких миллиметрах от гибели. Это становится последней каплей, персонаж Холл решается на развод, она переезжает с ребенком в более спокойный пригород и тем самым отстраняет от него не только все опасности уличного воспитания, но и лишает общения с отцом. Шафт остается в жизни Джей Джея только в виде эпизодических подарков на Рождество, которые для Майи кажутся абсолютно никчемными. Папаша отрывает, как ему кажется, от себя только самое лучшее: перстень с финала супербоула, презервативы и порножурналы. Характер Джексона в это же самое время покидает службу в полиции и открывает частное детективное агентство. Майя настойчиво воспитывает в ребенке то, что принято называть толерантностью и уважением к окружающим, позволяя получить повзрослевшему Джей Джею (Джесси Ашер, "Опасный пассажир", "День независимости: Возрождение") престижное образование в области компьютерных технологий. Молодой айтишник работает как аналитик на федералов в штаб-квартире ФБР и внешне не производит впечатления крутого парня, когда появляется в кадре в узких облегающих джинсах и рубашке застегнутой на все пуговицы. Ветеран боевых действий Карим (Эван Джогиа, сериал "А теперь – апокалипсис"), лучший друг Джей Джея еще со школьных времен, созванивается с персонажем Ашера и договаривается о встрече. Герой Джогиа преодолел наркотическую зависимость, он чист и возвращается в обычную жизнь при помощи ветеранской организации "Братские объятия". На следующее утро мать сообщает Джей Джею, что Карима нашли мертвым с введенной внутрь огромной дозой героина. Герой Ашера пытается начать собственное расследование загадочной смерти друга, получает первые удары от торговцев наркотиками в Гарлеме, и от неспособности раскрыть дело оказывается в офисе отца, который впервые за долгие годы видит сына.
Решение Тима Стори превратить новый вариант "Шафта" в бадди-муви, где сталкиваются архетипный отец, без больших усилий создающий вариант альфа-самца, и сын, который обладает массой полезных для ведения дела навыков, но абсолютно не нюхавший настоящей уличной жизни и не сталкивавшийся лицом к лицу с гангстерами разных сортов. Постоянное столкновение характеров Джексона и Ашера происходит абсолютно во всем, они по-разному думают, по-разному относятся к женщинам и по-разному воспринимают власть закона. Пластичный, с повадками гарлемского Джеймса Бонда Шафт-отец не привык к отказам, его манеры грубы и шероховаты, он во многом подчиняется законам улицы и слишком хорошо знает жизнь, которая его окружает. Отец и сын постоянно оказываются по разные стороны полос, как в личном, так и в профессиональном плане, это позволяет Стори максимально эффективно задействовать этот аспект сценария и максимально оживить действие острыми диалогами, эксплуатируя пошлость, обнаженку и постановочное насилие. Расследование превращается в целую серию житейских уроков от Шафта-старшего, причем это не означает, что умнику и ботану Джей Джею абсолютно нечего противопоставить. Молодящийся и все время стремящийся доказать что у него есть яйца во всех смыслах герой Джексона больше всего похож на сложно устроенный аналоговый прибор из прошлого века, точный, не дающий сбоев и способный удивлять своими харизмой и интуицией. Концепт фильма предсказуемо и без сбоев показывает темнокожего мачо, который не желает признавать свой возраст и свое отставание от мира технологий. Столкновения между предпочитающим "цивилизованные" методы Джей Джеем и живущим до сих пор по законам Дикого Запада Шафтом способны генерировать множественные комические сцены для боевика, чтобы позже в персонаже Джексона начали просыпаться расширенные отцовские чувства. Представление роли Джесси Ашером далеко от того, чтобы быть абсолютной неудачей для комнатного новичка, не нюхавшего пороха и не умеющего работать кулаками. Темперамент противоположностей выстраивается таким образом, что Джей Джею всегда приятно находиться в тени и под прикрытием своего знаменитого отца, демонстрирующего всем мускулы и несгибаемую сексуальность. Но именно персонаж Джексона оказывается своеобразной реликвией ушедшей эпохи, тем самым парнем, который играет всегда играет по своим правилам с окружающим его криминалом.
Движение "Шафта" в сторону поп-культуры у Тима Стори происходит без заметных колебаний. Постановщик понимает, что пришло время разыграть множество клише с тем, что когда-то было иконой блэксплотейшн, лента приобретает актуальность, но жертвует моментом культурного вызова. Просвещенный и грамотный сын оказывается способен стоять ближе к финалу почти вровень со своим неандертальским отцом и седобородым дедулей (Ричард Раундтри), также неравнодушным разобраться со всем при помощи огнестрела. Токсичная мужественность героя Джексона с его любовью к стриптизершам и выпивке по утрам подвергается со стороны Стори исследованию на соответствие времени, однако порочный гений Шафта остается по-прежнему тем самым человеком, на которого можно положиться в решении своих проблем. В этом есть повод определенной ностальгии по миру, где деление на своих и чужих происходило намного проще и выводило на путь гораздо более быстрого и не столь щепетильного достижения справедливости. Любопытно, что женские образы фильма также разделяются в соответствии с тенденциями времени. После встречи с бывшим в очередной перестрелке под пулями у Майи начинается что-то очень похожее на ренессанс отношений, сцена Реджины Холл в туалете и ее монолог страстей, прочитанный перед зеркалом показывают ее возможности как комедийной актрисы, способной очень тонко подать чувства на основе яркого фарса. Условная подруга Джей Джея, врач Саша (Александра Шипп, "Окей, Лекси!"), оказывается умеренно феминистской фигурой, которая до определенного момента парней рассматривает только как приятелей. Но даже героиня Шипп оказывается неспособна устоять перед старыми проверенными кинематографическими способами вызвать чувства на экране, которые разжигают в ней пламя страсти, о чем так много слышал от своего отца Шафт-младший. Поэтому снятый Стори "Шафт" максимально ответственно подходит к собственным зрителям и доставляет удовольствие тем, кто любит криминальные сюжеты, поданные с яркой искрой и азартом. Постановщик ни в одной из сцен ленты не дает усомниться в том, что все происходящее нужно воспринимать всерьез и постоянно находится в поиске следующей шутки, каламбура или непристойности. Испытывая недостаток в адреналине и поставляя триллер забавы ради, лента Стори зашкаливает по плотности тестостерона на единицу экранного времени и тем самым дает понять, что порох в пороховницах у старика-Шафта еще не отсырел.
8
,0
2019, США, Боевики
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Появление третьего проекта с названием "Шафт" от режиссера Тима Стори ("Миссия в Майами", "Совместная поездка") в форме комедийного боевика показывает как могут мутировать некогда культовые голливудские концепты и двигаться в сторону развлекательности, стараясь также вместить в себя высказывание на тему пропасти, которая лежит между поколениями отцов и детей. Благодаря участию в одной из главных ролей Сэмюэла Л. Джексона ("Человек-паук: Вдали от дома", "Стекло") условно можно считать эту ленту сиквелом фильма 2000 года "Детектив Шафт" Джона Синглтона, попытавшегося перезагрузить популярную франшизу начала 70-х. В ленте Стори практически не осталось следов от того направления "блэксплотейшн", ярким представителем которого является первый "Шафт" Гордона Паркса, кроме появления в эпизодической роли Ричарда Раундтри ("Чего хотят мужчины", сериал "Смертельное оружие"). Вполне сознательно блэксплотейшн-фильмы обходили белокожую аудиторию стороной и раскрывали афроамериканскую поп-культуру для жителей гетто. Может показаться странным, но "Шафт" Стори продолжает следовать традиции и показывает "белых" персонажей либо наркоманами, либо отморозками, либо просто обычными типами с пониженной степенью интеллекта. Отчасти благодаря герою Джексона фильм воскрешает атмосферу 70-х и показывает, что в этом мире он не является уж совсем таким уж ходячим ископаемым, а способен действовать быстро, сильно и моментально принимать решения. В то же самое время Стори изящно иллюстрирует особенности социальных отношений в современной Америке, саркастично и без всякой жалости прокатывается по миллениалам, а также не стесняется говорить о том, что подход к правосудию в нью-йоркском Гарлеме по-прежнему остается делом сугубо индивидуальным. Если говорить о ленте как о перезагрузке, то она определенно выигрывает благодаря присутствию именно Джексона, который по праву становится носителем духа 80-х и выглядит привлекательно для тех, кому нравятся мужской шовинизм, наглое поведение и острые высказывания на грани. Актер иронично и без переигрывания поддерживает как может миф о секс-машине, как будто нарочно забывая о том, что радикально изменился гендерный климат. Поэтому новая версия "Шафта" благодаря сбалансированной экранной истории сценаристов Кеньи Берриса (сериал "Повзрослевшие", "Улетные девочки") и Алека Барноу (сериал "Голдберги") выглядит достаточно продуманным миксом, где смешиваются старые и новые социальные взгляды. Это делает ленту Стори безопасной и политкорректной, такой подход позволяет пересекаться культурам с достаточной долей неприличного юмора, но не провоцирует серьезного конфликта. Поскольку вступление "Шафта" Стори начинается еще в 1989 году в Гарлеме, то это очень многое сразу же объясняет и позволяет дать фильму хороший старт, который будет проливать свет на последующие события. Истерично визжащая Майя (Реджина Холл, "Мелкая", "Чужая ненависть") устраивает в автомобиле очередной вынос мозга своему мужу, детективу Джону Шафту (Сэмюэл Л. Джексон) и обвиняет его в отчаянном и полном постоянных рисков жизненном выборе, а также в мелких, куда более обидных вещах типа вонючих кожаных курток. Спокойный и практически равнодушный герой Джексона с видом уличного философа выслушивает весь словесный поток и замечает, что они попали в засаду и скоро начнется стрельба. Машину Шафта расстреливают, а Майя и их общий ребенок, малыш Джей Джей, который все это время находился на заднем сиденье оказываются в нескольких миллиметрах от гибели. Это становится последней каплей, персонаж Холл решается на развод, она переезжает с ребенком в более спокойный пригород и тем самым отстраняет от него не только все опасности уличного воспитания, но и лишает общения с отцом. Шафт остается в жизни Джей Джея только в виде эпизодических подарков на Рождество, которые для Майи кажутся абсолютно никчемными. Папаша отрывает, как ему кажется, от себя только самое лучшее: перстень с финала супербоула, презервативы и порножурналы. Характер Джексона в это же самое время покидает службу в полиции и открывает частное детективное агентство. Майя настойчиво воспитывает в ребенке то, что принято называть толерантностью и уважением к окружающим, позволяя получить повзрослевшему Джей Джею (Джесси Ашер, "Опасный пассажир", "День независимости: Возрождение") престижное образование в области компьютерных технологий. Молодой айтишник работает как аналитик на федералов в штаб-квартире ФБР и внешне не производит впечатления крутого парня, когда появляется в кадре в узких облегающих джинсах и рубашке застегнутой на все пуговицы. Ветеран боевых действий Карим (Эван Джогиа, сериал "А теперь – апокалипсис"), лучший друг Джей Джея еще со школьных времен, созванивается с персонажем Ашера и договаривается о встрече. Герой Джогиа преодолел наркотическую зависимость, он чист и возвращается в обычную жизнь при помощи ветеранской организации "Братские объятия". На следующее утро мать сообщает Джей Джею, что Карима нашли мертвым с введенной внутрь огромной дозой героина. Герой Ашера пытается начать собственное расследование загадочной смерти друга, получает первые удары от торговцев наркотиками в Гарлеме, и от неспособности раскрыть дело оказывается в офисе отца, который впервые за долгие годы видит сына. Решение Тима Стори превратить новый вариант "Шафта" в бадди-муви, где сталкиваются архетипный отец, без больших усилий создающий вариант альфа-самца, и сын, который обладает массой полезных для ведения дела навыков, но абсолютно не нюхавший настоящей уличной жизни и не сталкивавшийся лицом к лицу с гангстерами разных сортов. Постоянное столкновение характеров Джексона и Ашера происходит абсолютно во всем, они по-разному думают, по-разному относятся к женщинам и по-разному воспринимают власть закона. Пластичный, с повадками гарлемского Джеймса Бонда Шафт-отец не привык к отказам, его манеры грубы и шероховаты, он во многом подчиняется законам улицы и слишком хорошо знает жизнь, которая его окружает. Отец и сын постоянно оказываются по разные стороны полос, как в личном, так и в профессиональном плане, это позволяет Стори максимально эффективно задействовать этот аспект сценария и максимально оживить действие острыми диалогами, эксплуатируя пошлость, обнаженку и постановочное насилие. Расследование превращается в целую серию житейских уроков от Шафта-старшего, причем это не означает, что умнику и ботану Джей Джею абсолютно нечего противопоставить. Молодящийся и все время стремящийся доказать что у него есть яйца во всех смыслах герой Джексона больше всего похож на сложно устроенный аналоговый прибор из прошлого века, точный, не дающий сбоев и способный удивлять своими харизмой и интуицией. Концепт фильма предсказуемо и без сбоев показывает темнокожего мачо, который не желает признавать свой возраст и свое отставание от мира технологий. Столкновения между предпочитающим "цивилизованные" методы Джей Джеем и живущим до сих пор по законам Дикого Запада Шафтом способны генерировать множественные комические сцены для боевика, чтобы позже в персонаже Джексона начали просыпаться расширенные отцовские чувства. Представление роли Джесси Ашером далеко от того, чтобы быть абсолютной неудачей для комнатного новичка, не нюхавшего пороха и не умеющего работать кулаками. Темперамент противоположностей выстраивается таким образом, что Джей Джею всегда приятно находиться в тени и под прикрытием своего знаменитого отца, демонстрирующего всем мускулы и несгибаемую сексуальность. Но именно персонаж Джексона оказывается своеобразной реликвией ушедшей эпохи, тем самым парнем, который играет всегда играет по своим правилам с окружающим его криминалом. Движение "Шафта" в сторону поп-культуры у Тима Стори происходит без заметных колебаний. Постановщик понимает, что пришло время разыграть множество клише с тем, что когда-то было иконой блэксплотейшн, лента приобретает актуальность, но жертвует моментом культурного вызова. Просвещенный и грамотный сын оказывается способен стоять ближе к финалу почти вровень со своим неандертальским отцом и седобородым дедулей (Ричард Раундтри), также неравнодушным разобраться со всем при помощи огнестрела. Токсичная мужественность героя Джексона с его любовью к стриптизершам и выпивке по утрам подвергается со стороны Стори исследованию на соответствие времени, однако порочный гений Шафта остается по-прежнему тем самым человеком, на которого можно положиться в решении своих проблем. В этом есть повод определенной ностальгии по миру, где деление на своих и чужих происходило намного проще и выводило на путь гораздо более быстрого и не столь щепетильного достижения справедливости. Любопытно, что женские образы фильма также разделяются в соответствии с тенденциями времени. После встречи с бывшим в очередной перестрелке под пулями у Майи начинается что-то очень похожее на ренессанс отношений, сцена Реджины Холл в туалете и ее монолог страстей, прочитанный перед зеркалом показывают ее возможности как комедийной актрисы, способной очень тонко подать чувства на основе яркого фарса. Условная подруга Джей Джея, врач Саша (Александра Шипп, "Окей, Лекси!"), оказывается умеренно феминистской фигурой, которая до определенного момента парней рассматривает только как приятелей. Но даже героиня Шипп оказывается неспособна устоять перед старыми проверенными кинематографическими способами вызвать чувства на экране, которые разжигают в ней пламя страсти, о чем так много слышал от своего отца Шафт-младший. Поэтому снятый Стори "Шафт" максимально ответственно подходит к собственным зрителям и доставляет удовольствие тем, кто любит криминальные сюжеты, поданные с яркой искрой и азартом. Постановщик ни в одной из сцен ленты не дает усомниться в том, что все происходящее нужно воспринимать всерьез и постоянно находится в поиске следующей шутки, каламбура или непристойности. Испытывая недостаток в адреналине и поставляя триллер забавы ради, лента Стори зашкаливает по плотности тестостерона на единицу экранного времени и тем самым дает понять, что порох в пороховницах у старика-Шафта еще не отсырел.