Масштабная киноэпопея о переломной странице в истории Урала, куда в XV веке направилась московская рать. В центре противостояния двух цивилизаций оказывается князь Михаил Ермолаевич, полюбивший молодую ведьму-язычницу. Александр Кузнецов в экранизации бестселлера Алексея Иванова.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Исторические, Драмы, Фэнтези |
Премьера в мире | 6 октября 2022 |
Время | 2 ч. 39 мин. |
Строитель храмов Васька Калина рассказывает, что к середине XV века от Рождества Христова Пермским княжеством правил князь Ермолай (Александр Горбатов), который послал людей за «Камень» — так тогда называли Уральский хребет. Тамошние жители не принимали Христа, но поклонялись местным богам, а больше всего почитали Солнечную Деву (Сорни-най).
Отряд, посланный князем за священным идолом – Золотой Бабой, наблюдает за ритуалом камлания, проводимым местным шаманом. В ходе обряда воины намереваются принести в жертву троих православных русичей, но Ухват (Дмитрий Куличков), предводитель, не решается за них вступиться. Его цель – статуя Золотой Бабы. Улучив подходящий момент, они убивают нескольких участников ритуала, а также волчицу, оказавшуюся оборотнем, и забирают с собой идола.
В городище Чердынь князь Ермолай обходит местный рынок, по-отечески интересуясь у рыболовов, как улов, делая замечание бочкарю, проверяя, как идёт строительство. В населённый пункт приезжает юная Тичерть, заявляющая, что готова уплатить дань шкурами за своего отца – кана. Воевода Полюд (Сергей Пускепалис) с сарказмом замечает, что тот пропойца, что давно пропил всё своё добро и что теперь их кан – князь Ермолай. Князь принимает решение женить на дочери кана собственного сына Мишку.
Полюд сообщает князю, что из посланного отряда уцелел только Ухват, находящийся в невменяемом состоянии, остальные же – погибли. В мешке у Ухвата находится Золотая Баба. Это приводит в ужас няньку, а дух из идола вселяется в Тичерть.
Проходят годы. Михаил навещает татарского шибана на лодке, которую тащат бурлаки – русские рабы. Среди бурлаков оказывается Васька Калина, который даёт бесценный совет: надо пригрозить шибану жалобой, если тот не уступит часть хараджа, причитающегося Казани. Михаил выдвигает условием оплату по очереди хараджа (Казани) и ясака (Москве), пропуск русских судов и возврат на волю русских рабов. Шибан соглашается. В услужение к Михаилу идёт Исур (Ислам Зафесов), отважный воин.
Князь держит совет, нужно ли принимать епископа Иону (Евгений Миронов), и соглашается, что это хорошая идея. Иона приезжает в городище, первым делом посещает церковь, обнаружив, что культовое сооружение осквернено языческими идолами и не годится для богослужений. Он наказывает Калине приготовить проект новой церкви, для начала – в виде модели («игрушки»).
Епископ Иона проводит крещение водой. Он крестит всех, включая сына-младенца князя. Ламия отказывается пройти таинство и принять христианское имя Анастасия, уверяя, что довольна своими богами. Епископ намеревается крестить женщину силком, но та, прибегнув к колдовским чарам, убегает. Князь отправляет погоню.
Ламия воспитывает детей. Люди Михаила отправляются на войну с воинством Асыки. Дьяк Данила, оставшийся с женщинами, сгорает от страсти к ламии и пытается ею овладеть, но получает отпор.
Городище Акына, стоящее на возвышенности, кажется неприступным: дорогу к воротам они залили водой, которая заледенела. Князь решает осуществить атаку при помощи осадных нард – но только в метель. Под прикрытием пурги штурм удаётся; посредством параллельного монтажа зрителю показывают, как в этот же самый момент епископ Иона совершает духовный подвиг – водружает деревянный крест на церковный купол (взамен другого, поражённого ударом молнии). Асыку берут в плен и помещают в темницу, закованным в цепи.
В Чердынь прибывает Фёдор Пёстрый, представляющий интересы Москвы. Встреченный вполне радушно, гость высказывает претензии хозяину. Фёдор настойчиво рекомендует Михаилу присоединиться к походу на Казань, намекая, что нежелание оказаться поддержку попахивает изменой. Михаил отказывается, мотивируя решение тем, что не намерен ввязываться в ссору московитов и казанцев. Тем временем Исур наказывает кнутом Данилу, пристававшего к княгине и лепечущего в своё оправдание, что эта ведьма его приворожила.
В ответ на призыв Михаила Ермолаевича не откликается почти никто из местных князей, объясняя это нежеланием идти против огромной силы – Москвы. Епископ Иона отказывается помогать Михаилу, показывая результат того, как превратно местные понимают заповеди христианства: чтобы спасти души своих крещёных детей, они их попросту умертвили. Он полагает, что вина Михаила – в любви к ведьме. Михаил отпускает пленного Асыку со словами, что теперь сгодится любая помощь в борьбе с врагом.
Михаил Ермолаевич решается дать генеральное сражение. В самый напряжённый момент на помощь приходит войско Асыки. Тем не менее победа остаётся за Фёдором Пёстрым, который даёт согласие на просьбу Данилы привести князя, окружённого в башне, живым. После ожесточённой схватки его удаётся пленить.
Михаила везут в Москву. В темнице его соизволяет посетить сам великий князь Московский Иван III Васильевич (Фёдор Бондарчук), который признаёт за пленником одну вину – что княжит с ним в те же годы. Он делится с Михаилом великими планами: «Господь наш избрал нашу землю и наш народ, отдав продажный Рим католикам, а спесивый город Константина туркам. Цель Ивана III – сделать Русь великой державой, для чего необходимо единство: «От княжьих усобиц я горя вволю натерпелся».
Фёдор Пёстрый сообщает, что перенёс столицу Пармы в Покчу. Князь решает отправиться в опустошённую Чердынь, оставив править от своего имени выросшего сына. В Чердыни Михаил принимается восстанавливать порушенное городище, засеивать окрестные земли, найдя поддержку у местных.
Отзывы