То, что именно Дайан Китон значится в титрах первой, говорит вовсе не о том, что её героиня (кстати, тёзка исполнительницы, что само по себе видится знаменательным) является главной – что Дайан уделено повышенное внимание в ущерб лучшим подругам. Отнюдь! Билл Холдерман, писавший сценарий в соавторстве, разумеется, с женщиной – Эрин Симмс (1), в данном отношении стремился выдержать баланс, постаравшись никого не обидеть. Но дело, пожалуй, и не в том, что Кэндис Берген, Мэри Стинбёрген, а особенно – легендарная Джейн Фонда уступают талантливой партнёрше по съёмочной площадке в популярности. Думается, здесь – другое. Китон, некогда прославившаяся в образе Кэй Адамс (избранницы будущего «крёстного отца» Майкла Корлеоне), долго слывшая музой Вуди Аллена, запомнилась и по ещё одному яркому экранному феномену – своего рода кинематографическим девичникам. Такие комедии с участием «звезды», как «Преступления сердца» /1986/, «Сёстры Лемон» /1989/, «Клуб первых жён» /1996/, «Отбой» /2000/, «Шальные деньги» /2008/ покорили на редкость слаженной (ни намёка на ревность, зависть или соперничество!) игрой замечательных американских актрис, доставлявшей столько радости, что публика подчас забывала о запутанных сюжетных перипетиях. Талант, бесспорный талант!..
Конечно, годы постепенно берут своё – и хочешь не хочешь приходится переходить на роли возрастные, степенные. «Книжный клуб» воспринимается типичным для Голливуда проектом, рассчитанным (по крайней мере – рассчитанным в первую очередь) на зрителей старшего поколения, которые тоже время от времени посещают кинотеатры, формируя достаточно устойчивый спрос. Чем-то вроде вариации на тему криминально-юмористической ленты «Уйти красиво» /2016/ – разумеется, с оговоркой, что Дайан, Вивиан, Шэрон и Кэрол вовсе не планирует грабить банк или совершать ещё какое-нибудь преступление. Приятельницы ограничиваются тем, что мирно собираются раз в месяц, чтобы обсудить текущие события и поделиться впечатлениями от прочитанных литературных произведений. Между прочим, достойно удивления, что Холдерман, на протяжении нескольких лет успешно сотрудничавший с Робертом Редфордом, не ангажировал его в свою первую самостоятельную постановку. Кумир органично смотрелся бы, допустим, в облачении Митчелла – импозантного пилота, разбогатевшего благодаря сделанному изобретению, который галантно даёт понять новой знакомой, что ищет долгих, глубоких романтических отношений. Да и с партией Артура, свалившегося как снег на голову после даже не лет, а десятилетий отсутствия, он справился бы превосходно. Впрочем, как раз приглашение Дона Джонсона было принципиальным: ведь с некоторых пор его дочь Дакота неразрывно связана в представлении многих с образом Анастейши Стил, познавшей наслаждение через боль и любовь – после тщательной вычитки и подписания контракта, детально регламентирующего плотские утехи.
Отправной точкой повествования становится очередное заседание постоянных членов любительского книжного клуба, которым, как несложно догадаться, предлагается прочесть «Пятьдесят оттенков серого» /2011/ – сугубо для общего эстетического развития и из нежелания отставать от стремительно меняющихся (развивающихся? деградирующих?) читательских предпочтений. Поначалу Шэрон, занимающая пост федерального судьи и, давно находясь в разводе, предпочитающая жить в одиночестве, относится к идее скептически, озвучив сомнения в том духе, а уместно ли солидным дамам интересоваться подобными глупостями? Да и остальные выказывают смущение, задавшись вопросом, не перегнула ли Вивиан палку?.. Но бестселлер окажет, что ни говори, даже более мощное воздействие, чем они могли предположить: возбудит любопытство, растравит воображение, разбередит душу. Режиссёру, думается, не составило особого труда убедить Э.Л. (Эрику Леонард) Джеймс отметиться в почётном камео. Писательница и её благоверный уморительно изобразили супругов, которые, выгуливая собаку, стали невольными свидетелями ссоры Кэрол и Брюса, на повышенных тонах – прилюдно, во дворе дома – обсуждающих интимные проблемы. Вот на что способна волшебная сила искусства, пусть скандальный опус (равно как и нашумевшую экранизацию) к искусству как таковому рискнёт отнести далеко не каждый.
Шутки шутками, а роман, потакающий низменным вкусам обывателей, ехидно причисленный к разряду типичного ‘mommy porn’ (‘мамочкино порно’), действительно произвёл необычный эффект. Подруги, конечно, не испытывают серьёзных материальных затруднений – подобно Вилли, Джо и Альберту из упомянутой выше картины Зака Браффа, вовсе не со скуки спланировавшим и осуществившим налёт на финансово-кредитное учреждение. Но чтиво, вышедшее из-под пера Джеймс, натолкнуло их на прямо-таки крамольную мысль: а почему они негласно решили, что пора перестать жить насыщенной, полноценной жизнью? Даже Шэрон, придерживающаяся, как и надлежит служительнице Фемиды, строгих, почти пуританских взглядов и с тоской взиравшая на «распутство» бывшего мужа, заведшего бурную интрижку с молоденькой девушкой, не выдерживает – и сама пускается, как говорится, во все тяжкие. Эпизод свидания с Джорджем (Ричарду Дрейфусу не впервой изображать мужчин, о которых кумушки судачат: седина в бороду, бес в ребро), начавшийся скромно, а завершившийся… феерически, по-настоящему забавен. Вивиан же, напротив, предстоит переосмыслить собственные воззрения – и в конечном итоге сдаться под напором Артура, предлагающего исправить ошибку бурной юности. Не сомневаешься, что всё наладится и у Кэрол, благо что Брюс находит отменный способ показать глубину своих чувств. Однако основательнее всего, пожалуй, преображение Дайан. Вдова и мать двух взрослых дочерей, проявляющих чрезмерную опеку, находит в себе силы поговорить начистоту – и настойчиво, но деликатно объяснить то, что поняла после встречи с Митчеллом. Ничего не закончилось! Всё только начинается, и нужно набраться смелости, чтобы не уйти, а остаться красиво. Словом, призыв Максима Горького («любите книгу – источник знания») по-прежнему сохраняет актуальность, пусть реалии XXI века и вносят свои курьёзные коррективы.
__________
1 – Эта дебютантка на кинодраматургическом поприще начинала как артистка (не слишком удачно) и успела попробовать себя в разных качествах.
7
,9
2018, США, Комедии
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
То, что именно Дайан Китон значится в титрах первой, говорит вовсе не о том, что её героиня (кстати, тёзка исполнительницы, что само по себе видится знаменательным) является главной – что Дайан уделено повышенное внимание в ущерб лучшим подругам. Отнюдь! Билл Холдерман, писавший сценарий в соавторстве, разумеется, с женщиной – Эрин Симмс (1), в данном отношении стремился выдержать баланс, постаравшись никого не обидеть. Но дело, пожалуй, и не в том, что Кэндис Берген, Мэри Стинбёрген, а особенно – легендарная Джейн Фонда уступают талантливой партнёрше по съёмочной площадке в популярности. Думается, здесь – другое. Китон, некогда прославившаяся в образе Кэй Адамс (избранницы будущего «крёстного отца» Майкла Корлеоне), долго слывшая музой Вуди Аллена, запомнилась и по ещё одному яркому экранному феномену – своего рода кинематографическим девичникам. Такие комедии с участием «звезды», как «Преступления сердца» /1986/, «Сёстры Лемон» /1989/, «Клуб первых жён» /1996/, «Отбой» /2000/, «Шальные деньги» /2008/ покорили на редкость слаженной (ни намёка на ревность, зависть или соперничество!) игрой замечательных американских актрис, доставлявшей столько радости, что публика подчас забывала о запутанных сюжетных перипетиях. Талант, бесспорный талант!.. Конечно, годы постепенно берут своё – и хочешь не хочешь приходится переходить на роли возрастные, степенные. «Книжный клуб» воспринимается типичным для Голливуда проектом, рассчитанным (по крайней мере – рассчитанным в первую очередь) на зрителей старшего поколения, которые тоже время от времени посещают кинотеатры, формируя достаточно устойчивый спрос. Чем-то вроде вариации на тему криминально-юмористической ленты «Уйти красиво» /2016/ – разумеется, с оговоркой, что Дайан, Вивиан, Шэрон и Кэрол вовсе не планирует грабить банк или совершать ещё какое-нибудь преступление. Приятельницы ограничиваются тем, что мирно собираются раз в месяц, чтобы обсудить текущие события и поделиться впечатлениями от прочитанных литературных произведений. Между прочим, достойно удивления, что Холдерман, на протяжении нескольких лет успешно сотрудничавший с Робертом Редфордом, не ангажировал его в свою первую самостоятельную постановку. Кумир органично смотрелся бы, допустим, в облачении Митчелла – импозантного пилота, разбогатевшего благодаря сделанному изобретению, который галантно даёт понять новой знакомой, что ищет долгих, глубоких романтических отношений. Да и с партией Артура, свалившегося как снег на голову после даже не лет, а десятилетий отсутствия, он справился бы превосходно. Впрочем, как раз приглашение Дона Джонсона было принципиальным: ведь с некоторых пор его дочь Дакота неразрывно связана в представлении многих с образом Анастейши Стил, познавшей наслаждение через боль и любовь – после тщательной вычитки и подписания контракта, детально регламентирующего плотские утехи. Отправной точкой повествования становится очередное заседание постоянных членов любительского книжного клуба, которым, как несложно догадаться, предлагается прочесть «Пятьдесят оттенков серого» /2011/ – сугубо для общего эстетического развития и из нежелания отставать от стремительно меняющихся (развивающихся? деградирующих?) читательских предпочтений. Поначалу Шэрон, занимающая пост федерального судьи и, давно находясь в разводе, предпочитающая жить в одиночестве, относится к идее скептически, озвучив сомнения в том духе, а уместно ли солидным дамам интересоваться подобными глупостями? Да и остальные выказывают смущение, задавшись вопросом, не перегнула ли Вивиан палку?.. Но бестселлер окажет, что ни говори, даже более мощное воздействие, чем они могли предположить: возбудит любопытство, растравит воображение, разбередит душу. Режиссёру, думается, не составило особого труда убедить Э.Л. (Эрику Леонард) Джеймс отметиться в почётном камео. Писательница и её благоверный уморительно изобразили супругов, которые, выгуливая собаку, стали невольными свидетелями ссоры Кэрол и Брюса, на повышенных тонах – прилюдно, во дворе дома – обсуждающих интимные проблемы. Вот на что способна волшебная сила искусства, пусть скандальный опус (равно как и нашумевшую экранизацию) к искусству как таковому рискнёт отнести далеко не каждый. Шутки шутками, а роман, потакающий низменным вкусам обывателей, ехидно причисленный к разряду типичного ‘mommy porn’ (‘мамочкино порно’), действительно произвёл необычный эффект. Подруги, конечно, не испытывают серьёзных материальных затруднений – подобно Вилли, Джо и Альберту из упомянутой выше картины Зака Браффа, вовсе не со скуки спланировавшим и осуществившим налёт на финансово-кредитное учреждение. Но чтиво, вышедшее из-под пера Джеймс, натолкнуло их на прямо-таки крамольную мысль: а почему они негласно решили, что пора перестать жить насыщенной, полноценной жизнью? Даже Шэрон, придерживающаяся, как и надлежит служительнице Фемиды, строгих, почти пуританских взглядов и с тоской взиравшая на «распутство» бывшего мужа, заведшего бурную интрижку с молоденькой девушкой, не выдерживает – и сама пускается, как говорится, во все тяжкие. Эпизод свидания с Джорджем (Ричарду Дрейфусу не впервой изображать мужчин, о которых кумушки судачат: седина в бороду, бес в ребро), начавшийся скромно, а завершившийся… феерически, по-настоящему забавен. Вивиан же, напротив, предстоит переосмыслить собственные воззрения – и в конечном итоге сдаться под напором Артура, предлагающего исправить ошибку бурной юности. Не сомневаешься, что всё наладится и у Кэрол, благо что Брюс находит отменный способ показать глубину своих чувств. Однако основательнее всего, пожалуй, преображение Дайан. Вдова и мать двух взрослых дочерей, проявляющих чрезмерную опеку, находит в себе силы поговорить начистоту – и настойчиво, но деликатно объяснить то, что поняла после встречи с Митчеллом. Ничего не закончилось! Всё только начинается, и нужно набраться смелости, чтобы не уйти, а остаться красиво. Словом, призыв Максима Горького («любите книгу – источник знания») по-прежнему сохраняет актуальность, пусть реалии XXI века и вносят свои курьёзные коррективы. __________ 1 – Эта дебютантка на кинодраматургическом поприще начинала как артистка (не слишком удачно) и успела попробовать себя в разных качествах.