Проект режиссера и сценариста Олега Агейчева "Доминика", дебютировавший на фестивале в Монреале и позднее получивший в прошлом году приз за лучший сценарий на "Амурской осени", по-хорошему удивляет своей практически голливудской историей. Режиссер берется рассказать о сложном, о возрастных психологических кризисах, которые существуют в жизни каждого человека, при помощи ссылок на существующие архетипы мужского и женского. Агейчев облекает это в форму специфического тренинга для главного героя, архитектора Кости (Андрей Чадов, "Прощаться не будем", сериал "Бесстыдники"), который откровенно застрял в своей скучной, лощеной и насквозь фальшивой жизни. Важно отдать должное автору как популяризатору психологических идей, в легкой игровой форме, без лишней драмы он в буквальном смысле заставляет героя Чадова пройти ряд испытаний и столкнуться с тем, ради чего ведут задушевные беседы с друзьями, ходят к психоаналитику и пускаются в поисках себя и вдохновения во все тяжкие. Не так часто в отечественном, да и, пожалуй, в мировом кинематографе можно увидеть такой компактно разыгранный набор не только о проблемах, приходящих к нам раз за разом по достижении определенного возраста, но и о том, как главный герой за несколько важных шагов, показанных в работе Агейчева, обретает внутреннюю целостность и понимает, что нужно на самом деле для долгой и счастливой жизни. Герой Чадова, очень рано оставшийся без матери, благодаря поворотам сюжета в "Доминике" и своеобразной интерпретации автором ленты юнгианской психологии, учится чувствовать по-настоящему, становится более эмоциональным, заботиться о близких, сопереживать другим и принимать решения, которые продиктованы не разумом, а интуицией. В широком смысле Костя за несколько дней обретает то, чего ему так не хватает, как человеку, постоянно связанному с творчеством, он обретает душу. Поэтому "Доминика", которая начинается как фантастическая комедия о быстроте физического роста, старается погрузиться в последней трети фильма в глубокую психологическую драму о прощении и примирении с прошлым.
Олегу Агейчеву в "Доминике" удобно показать опланктонившегося представителя креативной профессии, продающего свое ремесло без особого вдохновения и цинизма. Молодой архитектор хорошо знает запросы своей многочисленной клиентуры и поэтому проектирует все, за что хорошо и щедро платят, вплоть до персональных домиков для жирафов. Иногда герою Андрею Чадова, с легкостью распродающему оптом и в розницу хай-тек, ампир и рококо, кажется, что он живет не своей жизнью, живет не с той девушкой Яной (Светлана Устинова, "Блокбастер", "Купи меня") и только твердит как попугай одну святую мантру, что именно такое архитектурное решение подчеркнет индивидуальность клиента. Обычные, ничем не примечательные люди с деньгами покупают в итоге то, чего у них никогда может быть и не было, в жизни, они покупают очередной проект, рожденный в недрах этого плодовитого частного архитектурного бюро, где все работы ласково именуются человеческими именами. Но очередное детище Кости, музей современного искусства со строгим рабочим именем "Игорь", клиентка признала бездушным и дала неделю срока на доработку и поиски души архитектором в том, что он представил. Очень иронично после пролога Агейчев запускает главную линию при помощи подбрасывания главному герою шестимесячного младенца, тем более, что главный герой, оказавшийся в неожиданном профессиональном тупике, страшно боится маленьких детей, впрочем, как и подавляющее большинство бездетных мужчин. Подброшенная девочка оказывается настоящим "подарком с секретом": она стремительно растет в тех случаях, когда Костя начинает злиться по-настоящему на окружающих и выплескивает наружу накопившуюся агрессию. Очевидно, что после каждой такой трансформации перед зрителями возникает совершенно новый человек. Благодаря общению с Доминикой, и тут еще один момент тонкой иронии Агейчева, когда главный герой нарек девочку по имени главного женского персонажа романа Айн Рэнд "Источник", рассказывающего об архитекторах, Костя начинает учиться тому, чего от него так требуют его девушка и начальница - он учится любить и наконец-то находит то, что в пространном выражении называется "душа".
Клиповость развития сюжета "Доминики" идет ей на пользу, причем вне всяких сомнений, благодаря таким моментальным перезагрузкам с возрастом главной героини появляется легкость в развитии, где показанные конфликты с возрастом, заявлены, но проработаны ровно настолько, чтобы не потерять динамику событий. Там, где другой режиссер мог снять глубокомысленный эпизод с долгими паузами и молчаниями, Олег Агейчев ограничивается несколькими фразами или парой-тройкой ретроспективных кадров. Проводя существенную часть озвучания через внутренние диалоги Кости автор ни на секунду не сомневается в том, что он поступает с тем, что происходит на экране абсолютно правильно. Дразнящий вопрос: "А была ли эта девочка, девушка, женщина?", -не выглядит неуместным, а скорее помогает сложиться в сердце Кости некоему паззлу, в котором Доминика выглядит посланной судьбой балластной жертвой, которая должна заставить дышать того, кто старается жить не своей жизнью. Из-за этого иногда сложно понять, кто более интересен автору, старающийся пробить свою социальную скорлупу и посмотреть между прописных истин герой Чадова или та галерея детских и женских образов, демонстрирующая игры с возрастом. Каким-то чудом Агейчеву удается добиться неустойчивого баланса и не превратить экранную историю, претендующую на притчу, в нудные наставления для зрительного зала. Каждая его героиня вызывает симпатию и, тем не менее, создает определенные проблемы, касающиеся уровня актерской игры и мастерства. То, что играют Елена Яковлева ("Последний богатырь", "Ёлки новые") и Екатерина Васильева ("Чародеи", "Визит дамы"), когда преподносят неуверенность среднего возраста и обретенную мудрость пожилого человека, невозможно сравнивать с работами актрис, сыгравших Доминику в более раннем возрасте. Там, где опыт при помощи пары штрихов создает образ, для более молодых требуются слова, детали и постоянная провокация.
К сожалению, снимавшаяся на низком бюджете "Доминика" оказывается фильмом с огромным кинематографическим потенциалом, который получил только первичную проработку. Отсутствие интересных локаций и спецэффектов лишают этот проект заявленной сказочности и фантастичности. Те проблемы мужчины, которые решает с изяществом в сценарии в сценарии Олег Агейчев для своего Кости, оказываются определенным выстрелом в воздух. Для семейного просмотра "Доминика" имеет идеальный хронометраж чуть более часа, но даже при таких увлекательных поворотах, которые происходят с главной героиней, маленьким зрителям может оказаться скучна и, самое главное, непонятна жизненная драма Кости. Персонажи второго плана не всегда впечатляют и смотрятся интересными и хорошо придуманными карикатурами на безумного ученого-генетика (Амет Магомедов), завистливого карьериста (Александр Шаляпин) и выжимающую все соки начальницу бюро (Ольга Дубовицкая), они далеки от реальной действительности и нужны только для функционирования экранной истории через призму современной сказки. Эмоционально история "Доминики" может вызвать отклик у среднего возраста и старше, она может служить проводником для избавления от детских страхов и фобий, но для ленты, которая могла бы стать высказыванием для Агейчева ей не хватает до обидного мало. Эта работа испытывает явные проблемы с расстановкой акцентов, подобно скоростному экспрессу фильм проскакивает все важнейшие возрасты в жизни любого из нас, но раскрывает с необходимой глубиной даже при помощи нескольких мелких деталей все их особенности. В итоге сюжетная задача-минимум "Доминики" об обретении героем Андрея Чадова собственного "я" успешно решается, он делает первые шаги к тому, чтобы его жизнь состоялась, Костя и Яна, возможно, будут жить долго и счастливо после таких серьезных потрясений. Но в максимуме у Агейчева, как у дебютанта в полном метре, есть проблемы, и главная из них - хотя бы приблизительное понимание аудитории, для которой предназначалась такая интересная и удивляющая "Доминика".
6
,5
2018, Россия, Фэнтези
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект режиссера и сценариста Олега Агейчева "Доминика", дебютировавший на фестивале в Монреале и позднее получивший в прошлом году приз за лучший сценарий на "Амурской осени", по-хорошему удивляет своей практически голливудской историей. Режиссер берется рассказать о сложном, о возрастных психологических кризисах, которые существуют в жизни каждого человека, при помощи ссылок на существующие архетипы мужского и женского. Агейчев облекает это в форму специфического тренинга для главного героя, архитектора Кости (Андрей Чадов, "Прощаться не будем", сериал "Бесстыдники"), который откровенно застрял в своей скучной, лощеной и насквозь фальшивой жизни. Важно отдать должное автору как популяризатору психологических идей, в легкой игровой форме, без лишней драмы он в буквальном смысле заставляет героя Чадова пройти ряд испытаний и столкнуться с тем, ради чего ведут задушевные беседы с друзьями, ходят к психоаналитику и пускаются в поисках себя и вдохновения во все тяжкие. Не так часто в отечественном, да и, пожалуй, в мировом кинематографе можно увидеть такой компактно разыгранный набор не только о проблемах, приходящих к нам раз за разом по достижении определенного возраста, но и о том, как главный герой за несколько важных шагов, показанных в работе Агейчева, обретает внутреннюю целостность и понимает, что нужно на самом деле для долгой и счастливой жизни. Герой Чадова, очень рано оставшийся без матери, благодаря поворотам сюжета в "Доминике" и своеобразной интерпретации автором ленты юнгианской психологии, учится чувствовать по-настоящему, становится более эмоциональным, заботиться о близких, сопереживать другим и принимать решения, которые продиктованы не разумом, а интуицией. В широком смысле Костя за несколько дней обретает то, чего ему так не хватает, как человеку, постоянно связанному с творчеством, он обретает душу. Поэтому "Доминика", которая начинается как фантастическая комедия о быстроте физического роста, старается погрузиться в последней трети фильма в глубокую психологическую драму о прощении и примирении с прошлым. Олегу Агейчеву в "Доминике" удобно показать опланктонившегося представителя креативной профессии, продающего свое ремесло без особого вдохновения и цинизма. Молодой архитектор хорошо знает запросы своей многочисленной клиентуры и поэтому проектирует все, за что хорошо и щедро платят, вплоть до персональных домиков для жирафов. Иногда герою Андрею Чадова, с легкостью распродающему оптом и в розницу хай-тек, ампир и рококо, кажется, что он живет не своей жизнью, живет не с той девушкой Яной (Светлана Устинова, "Блокбастер", "Купи меня") и только твердит как попугай одну святую мантру, что именно такое архитектурное решение подчеркнет индивидуальность клиента. Обычные, ничем не примечательные люди с деньгами покупают в итоге то, чего у них никогда может быть и не было, в жизни, они покупают очередной проект, рожденный в недрах этого плодовитого частного архитектурного бюро, где все работы ласково именуются человеческими именами. Но очередное детище Кости, музей современного искусства со строгим рабочим именем "Игорь", клиентка признала бездушным и дала неделю срока на доработку и поиски души архитектором в том, что он представил. Очень иронично после пролога Агейчев запускает главную линию при помощи подбрасывания главному герою шестимесячного младенца, тем более, что главный герой, оказавшийся в неожиданном профессиональном тупике, страшно боится маленьких детей, впрочем, как и подавляющее большинство бездетных мужчин. Подброшенная девочка оказывается настоящим "подарком с секретом": она стремительно растет в тех случаях, когда Костя начинает злиться по-настоящему на окружающих и выплескивает наружу накопившуюся агрессию. Очевидно, что после каждой такой трансформации перед зрителями возникает совершенно новый человек. Благодаря общению с Доминикой, и тут еще один момент тонкой иронии Агейчева, когда главный герой нарек девочку по имени главного женского персонажа романа Айн Рэнд "Источник", рассказывающего об архитекторах, Костя начинает учиться тому, чего от него так требуют его девушка и начальница - он учится любить и наконец-то находит то, что в пространном выражении называется "душа". Клиповость развития сюжета "Доминики" идет ей на пользу, причем вне всяких сомнений, благодаря таким моментальным перезагрузкам с возрастом главной героини появляется легкость в развитии, где показанные конфликты с возрастом, заявлены, но проработаны ровно настолько, чтобы не потерять динамику событий. Там, где другой режиссер мог снять глубокомысленный эпизод с долгими паузами и молчаниями, Олег Агейчев ограничивается несколькими фразами или парой-тройкой ретроспективных кадров. Проводя существенную часть озвучания через внутренние диалоги Кости автор ни на секунду не сомневается в том, что он поступает с тем, что происходит на экране абсолютно правильно. Дразнящий вопрос: "А была ли эта девочка, девушка, женщина?", -не выглядит неуместным, а скорее помогает сложиться в сердце Кости некоему паззлу, в котором Доминика выглядит посланной судьбой балластной жертвой, которая должна заставить дышать того, кто старается жить не своей жизнью. Из-за этого иногда сложно понять, кто более интересен автору, старающийся пробить свою социальную скорлупу и посмотреть между прописных истин герой Чадова или та галерея детских и женских образов, демонстрирующая игры с возрастом. Каким-то чудом Агейчеву удается добиться неустойчивого баланса и не превратить экранную историю, претендующую на притчу, в нудные наставления для зрительного зала. Каждая его героиня вызывает симпатию и, тем не менее, создает определенные проблемы, касающиеся уровня актерской игры и мастерства. То, что играют Елена Яковлева ("Последний богатырь", "Ёлки новые") и Екатерина Васильева ("Чародеи", "Визит дамы"), когда преподносят неуверенность среднего возраста и обретенную мудрость пожилого человека, невозможно сравнивать с работами актрис, сыгравших Доминику в более раннем возрасте. Там, где опыт при помощи пары штрихов создает образ, для более молодых требуются слова, детали и постоянная провокация. К сожалению, снимавшаяся на низком бюджете "Доминика" оказывается фильмом с огромным кинематографическим потенциалом, который получил только первичную проработку. Отсутствие интересных локаций и спецэффектов лишают этот проект заявленной сказочности и фантастичности. Те проблемы мужчины, которые решает с изяществом в сценарии в сценарии Олег Агейчев для своего Кости, оказываются определенным выстрелом в воздух. Для семейного просмотра "Доминика" имеет идеальный хронометраж чуть более часа, но даже при таких увлекательных поворотах, которые происходят с главной героиней, маленьким зрителям может оказаться скучна и, самое главное, непонятна жизненная драма Кости. Персонажи второго плана не всегда впечатляют и смотрятся интересными и хорошо придуманными карикатурами на безумного ученого-генетика (Амет Магомедов), завистливого карьериста (Александр Шаляпин) и выжимающую все соки начальницу бюро (Ольга Дубовицкая), они далеки от реальной действительности и нужны только для функционирования экранной истории через призму современной сказки. Эмоционально история "Доминики" может вызвать отклик у среднего возраста и старше, она может служить проводником для избавления от детских страхов и фобий, но для ленты, которая могла бы стать высказыванием для Агейчева ей не хватает до обидного мало. Эта работа испытывает явные проблемы с расстановкой акцентов, подобно скоростному экспрессу фильм проскакивает все важнейшие возрасты в жизни любого из нас, но раскрывает с необходимой глубиной даже при помощи нескольких мелких деталей все их особенности. В итоге сюжетная задача-минимум "Доминики" об обретении героем Андрея Чадова собственного "я" успешно решается, он делает первые шаги к тому, чтобы его жизнь состоялась, Костя и Яна, возможно, будут жить долго и счастливо после таких серьезных потрясений. Но в максимуме у Агейчева, как у дебютанта в полном метре, есть проблемы, и главная из них - хотя бы приблизительное понимание аудитории, для которой предназначалась такая интересная и удивляющая "Доминика".