В начале 1990-х Вайнона Райдер и Киану Ривз ещё находились в статусе «восходящих звёзд», хотя и ей, и ему прочили отличное будущее в кинобизнесе. Время показало, что прочили – не напрасно. И всё равно остаётся поражаться проницательности Фрэнсиса Форда Копполы, сведшего Вайнону c Киану (а не, допустим, с Джонни Деппом, с которым девушка была некоторое время помолвлена) в своей роскошной экранизации романа Брэма Стокера. Ривз тогда предстал в облачении Джонатана Харкера, прибывшего по поручению начальства в Трансильванию, к состоятельному клиенту Владу Дракуле. Не слишком искушённый солиситор превратился в безвольного пленника фамильного замка. Райдер же проникновенно воплотила образ любящей невесты Джонатана Мины, боровшейся с колоссальной силой внушения и обаянием омолодившегося внешне аристократа-вампира… Строго говоря, впоследствии – уже в новом столетии – кинематографические пути Райдер и Ривза пересекались ещё дважды (1). Однако именно четвёртая совместная постановка вызывает устойчивые ассоциации с тем незабываемым художественным опытом, и это, разумеется, неслучайно.
Замысел, не скрою, любопытен. Виктору Левину определённо набили оскомину бесчисленные голливудские мелодрамы и даже комедии, посвящённые торжественному обряду бракосочетания, а прежде всего – побочным неурядицам и внутрисемейным склокам. Он словно задался вопросом: что, если осветить событие, где «всё так чинно, благородно», по касательной? Если сосредоточить внимание на тех, кому откровенно скучно и противно находиться среди приглашённых персон?.. Фрэнка и Линдсей, правда, не назовёшь «незваными гостями» подобно небезызвестным приятелям Джону и Джереми в фарсе Дэвида Добкина, поскольку первый приходится жениху братом, а последняя – сама едва не пошла с ним под венец. Тонкость заключается в том, что мужчина и женщина, познакомившиеся в аэропорту, затем оказавшиеся соседями в небольшом самолёте (отсюда оригинальное название ленты, в дословном переводе звучащее так: «Место назначения – свадьба»), решительно не питают иллюзий. Знают цену всем участникам празднества – и предпочитают наблюдать за пышным действом со стороны, перемывая косточки присутствующим и отпуская ехидные комментарии. Режиссёр-кинодраматург максимально усиливает эффект, стараясь, чтобы все прочие оставались на дальнем плане, бессловесными статистами.
Впрочем, это ещё что. Курьёзность ситуации заключается в том, что и общение самих Фрэнка и Линдсей протекает не совсем гладко. После обмена дежурными любезностями в зале ожидания происходит нечто странное: новые знакомые начинают испытывать друг к другу неприязнь, о чём не считают нужным молчать. Более того, только и делают, что пикируются, не умолкая ни на секунду… Это вам не какая-нибудь романтическая зарисовка о кратком единении двух душ (вроде картины «Перед рассветом» /1995/, получившей два не менее трогательных продолжения), лучащаяся красивыми сантиментами! Всё грубовато, язвительно, пусть и не выливается в явную эксцентрику. Правда, актёру и актрисе хватает таланта, чтобы едва уловимыми намёками выразить истинное, тщательно скрываемое (в том числе от самих себя) желание сблизиться. Переломным моментом становится внезапная встреча с горным львом (ну, или с иным агрессивным представителем семейства кошачьих, что становится предметом бурной дискуссии). «Белый воротничок» прибегает к отчаянному жесту (издаёт некое подобие рыка, больше напоминающее громкий храп), заставив удивлённого хищника ретироваться… Именно чудесное избавление от смертельной опасности высвобождает основной инстинкт.
Виктор, работая над сценарием, дал волю остроумию, вложив в уста персонажей массу по-настоящему забавных реплик. Однако в ироничных, зачастую саркастичных диалогах нет-нет да и проскальзывают серьёзные нотки. Так, Фрэнк глубокомысленно замечает, что они с Линдсей не принадлежат к числу хозяев экономики (хотя избранные профессии заставляют косвенно служить интересам сильных мира сего), но всё равно – не испытывают материальных затруднений, не поглощены заботами о хлебе насущном и крове над головой. Вот только из данного обстоятельства не следует, что – избавлены от любых проблем. Наоборот, готовы часами напролёт плакаться в жилетку и заниматься импровизированным психоанализом, вспоминая о безрадостном детстве, о допущенных в прошлом ошибках и т.д. Левин вывел на экране, если угодно, типично «вудиалленовские» типажи, которые напоминают безнадёжных зануд, претендующих на статус интеллектуалов, ни на секунду не умолкают, подвергают обстановку скрупулёзному разбору, прежде чем совершить ничтожный поступок. Хуже того, начав что-то делать, норовят остановиться и вообще отказаться от затеи: так проще и спокойнее.
Казалось бы, у Фрэнка и Линдсей – никаких шансов на продолжение отношений. Грубо выражаясь, женить убеждённого холостяка, равно как и выдать замуж девушку, чья свадьба однажды расстроилась, – не получится. Расставаясь утром, соглашаются, что нет смысла даже обмениваться телефонами и адресами. А поди ж ты… Парень не выдерживает – и вскоре появляется на пороге квартиры девушки. Что-то это до боли напоминает. Ну, конечно же, развязку «Джона и Мэри» /1969/ Питера Йетса! Дастин Хоффман и Миа Фэрроу тогда, в разгар «сексуальной революции», изобразили ньюйоркцев, тоже не обременённых семейными узами, которые, познакомившись накануне в баре, провели вместе ночь, а вскоре – пришли к выводу, что не имеют ничего общего. К выводу поспешному и ошибочному… Вот и на сей раз происходит нечто схожее, позволяя зрителю завершить сеанс в убеждении, что у героя и героини впереди – масса важного. Что им ещё предстоит расти над собой, избавляясь от нелепых (по существу, детских) страхов, обид, комплексов. Такой финал был, надо полагать, принципиален для режиссёра. Судя по тому, что съёмки фильма держали (вопреки устоявшейся маркетинговой тактике) в секрете очень долго – пока не преступили к этапу постпроизводства, авторы стремились вовсе не к шумному коммерческому успеху. Ключевой целью было добиться искренности проявления чувств у исполнителей, ощущения интимности, которое так трудно получить при повышенном внимании посторонних людей. Что ж, в целом – результат не разочаровал.
__________
1 – Правда, научно-фантастическое «Помутнение» /2006/ Ричарда Линклейтера было полнометражным мультфильмом.
6
,4
2018, США, Мелодрамы
83 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале 1990-х Вайнона Райдер и Киану Ривз ещё находились в статусе «восходящих звёзд», хотя и ей, и ему прочили отличное будущее в кинобизнесе. Время показало, что прочили – не напрасно. И всё равно остаётся поражаться проницательности Фрэнсиса Форда Копполы, сведшего Вайнону c Киану (а не, допустим, с Джонни Деппом, с которым девушка была некоторое время помолвлена) в своей роскошной экранизации романа Брэма Стокера. Ривз тогда предстал в облачении Джонатана Харкера, прибывшего по поручению начальства в Трансильванию, к состоятельному клиенту Владу Дракуле. Не слишком искушённый солиситор превратился в безвольного пленника фамильного замка. Райдер же проникновенно воплотила образ любящей невесты Джонатана Мины, боровшейся с колоссальной силой внушения и обаянием омолодившегося внешне аристократа-вампира… Строго говоря, впоследствии – уже в новом столетии – кинематографические пути Райдер и Ривза пересекались ещё дважды (1). Однако именно четвёртая совместная постановка вызывает устойчивые ассоциации с тем незабываемым художественным опытом, и это, разумеется, неслучайно. Замысел, не скрою, любопытен. Виктору Левину определённо набили оскомину бесчисленные голливудские мелодрамы и даже комедии, посвящённые торжественному обряду бракосочетания, а прежде всего – побочным неурядицам и внутрисемейным склокам. Он словно задался вопросом: что, если осветить событие, где «всё так чинно, благородно», по касательной? Если сосредоточить внимание на тех, кому откровенно скучно и противно находиться среди приглашённых персон?.. Фрэнка и Линдсей, правда, не назовёшь «незваными гостями» подобно небезызвестным приятелям Джону и Джереми в фарсе Дэвида Добкина, поскольку первый приходится жениху братом, а последняя – сама едва не пошла с ним под венец. Тонкость заключается в том, что мужчина и женщина, познакомившиеся в аэропорту, затем оказавшиеся соседями в небольшом самолёте (отсюда оригинальное название ленты, в дословном переводе звучащее так: «Место назначения – свадьба»), решительно не питают иллюзий. Знают цену всем участникам празднества – и предпочитают наблюдать за пышным действом со стороны, перемывая косточки присутствующим и отпуская ехидные комментарии. Режиссёр-кинодраматург максимально усиливает эффект, стараясь, чтобы все прочие оставались на дальнем плане, бессловесными статистами. Впрочем, это ещё что. Курьёзность ситуации заключается в том, что и общение самих Фрэнка и Линдсей протекает не совсем гладко. После обмена дежурными любезностями в зале ожидания происходит нечто странное: новые знакомые начинают испытывать друг к другу неприязнь, о чём не считают нужным молчать. Более того, только и делают, что пикируются, не умолкая ни на секунду… Это вам не какая-нибудь романтическая зарисовка о кратком единении двух душ (вроде картины «Перед рассветом» /1995/, получившей два не менее трогательных продолжения), лучащаяся красивыми сантиментами! Всё грубовато, язвительно, пусть и не выливается в явную эксцентрику. Правда, актёру и актрисе хватает таланта, чтобы едва уловимыми намёками выразить истинное, тщательно скрываемое (в том числе от самих себя) желание сблизиться. Переломным моментом становится внезапная встреча с горным львом (ну, или с иным агрессивным представителем семейства кошачьих, что становится предметом бурной дискуссии). «Белый воротничок» прибегает к отчаянному жесту (издаёт некое подобие рыка, больше напоминающее громкий храп), заставив удивлённого хищника ретироваться… Именно чудесное избавление от смертельной опасности высвобождает основной инстинкт. Виктор, работая над сценарием, дал волю остроумию, вложив в уста персонажей массу по-настоящему забавных реплик. Однако в ироничных, зачастую саркастичных диалогах нет-нет да и проскальзывают серьёзные нотки. Так, Фрэнк глубокомысленно замечает, что они с Линдсей не принадлежат к числу хозяев экономики (хотя избранные профессии заставляют косвенно служить интересам сильных мира сего), но всё равно – не испытывают материальных затруднений, не поглощены заботами о хлебе насущном и крове над головой. Вот только из данного обстоятельства не следует, что – избавлены от любых проблем. Наоборот, готовы часами напролёт плакаться в жилетку и заниматься импровизированным психоанализом, вспоминая о безрадостном детстве, о допущенных в прошлом ошибках и т.д. Левин вывел на экране, если угодно, типично «вудиалленовские» типажи, которые напоминают безнадёжных зануд, претендующих на статус интеллектуалов, ни на секунду не умолкают, подвергают обстановку скрупулёзному разбору, прежде чем совершить ничтожный поступок. Хуже того, начав что-то делать, норовят остановиться и вообще отказаться от затеи: так проще и спокойнее. Казалось бы, у Фрэнка и Линдсей – никаких шансов на продолжение отношений. Грубо выражаясь, женить убеждённого холостяка, равно как и выдать замуж девушку, чья свадьба однажды расстроилась, – не получится. Расставаясь утром, соглашаются, что нет смысла даже обмениваться телефонами и адресами. А поди ж ты… Парень не выдерживает – и вскоре появляется на пороге квартиры девушки. Что-то это до боли напоминает. Ну, конечно же, развязку «Джона и Мэри» /1969/ Питера Йетса! Дастин Хоффман и Миа Фэрроу тогда, в разгар «сексуальной революции», изобразили ньюйоркцев, тоже не обременённых семейными узами, которые, познакомившись накануне в баре, провели вместе ночь, а вскоре – пришли к выводу, что не имеют ничего общего. К выводу поспешному и ошибочному… Вот и на сей раз происходит нечто схожее, позволяя зрителю завершить сеанс в убеждении, что у героя и героини впереди – масса важного. Что им ещё предстоит расти над собой, избавляясь от нелепых (по существу, детских) страхов, обид, комплексов. Такой финал был, надо полагать, принципиален для режиссёра. Судя по тому, что съёмки фильма держали (вопреки устоявшейся маркетинговой тактике) в секрете очень долго – пока не преступили к этапу постпроизводства, авторы стремились вовсе не к шумному коммерческому успеху. Ключевой целью было добиться искренности проявления чувств у исполнителей, ощущения интимности, которое так трудно получить при повышенном внимании посторонних людей. Что ж, в целом – результат не разочаровал. __________ 1 – Правда, научно-фантастическое «Помутнение» /2006/ Ричарда Линклейтера было полнометражным мультфильмом.