Инди-хоррор — понятие, которое чаще всего ассоциируется с игровой индустрией. Когда кто-то говорит о независимых создателях фильмов в жанре «ужасы», то тут в ход вступают несколько иные эпитеты, например, низкопробный ужастик. И связано это не с тем, что на фильм собрали маленький бюджет или позвали незаинтересованных продюсеров. Чаще всего — в этом сама идея. Формула трех «эс» — секс + страх + страдание — работает при любом раскладе, а зачем ломать то, что работает? Вроде бы незачем.
Однако за последние по крайней мере пять лет ситуация кардинально изменилась. Такие фильмы, как «It Follows» (2014), «VVitch» (2015), «Hereditary» (2017), «The Ritual» (2017), демонстрировали, что для независимого малобюджетного хоррора мало соблюдать правило трех «эс».
В ряд с вышеперечисленными фильмами встает и «A Dark Song» Лайама Гэвина. Чем же привлекателен фильм?
Во-первых, сюжет. Сама история, проистекающая в ходе повествования, в целом не нова: группа людей пытается провести некий «обряд», целью которого является призыв «некоего» существа. Но это играет на руку, так как зрители хоть и попадают в знакомую среду, выводятся из зоны комфорта интересными ходами: моментальная завязка (на раскачку времени нет, сразу в бой), системное повествование (в каком-то смысле фильм походит на мануал по призыву демона), игра с реальностью (реальность или нет — решать зрителю) и некоторые другие мелочи. При всем этом фильм достаточно камерный, что придает ему эффект «подглядывания» и соучастия.
Во-вторых, атмосфера. Гнетущее ощущение безнадежности в действиях персонажей, в антураже и самой цели «обряда» в купе с тайной вокруг намерений главной героини держат зрителя в напряжении с первых минут картины и до развязки. Открытый финал заставляет поразмыслить над увиденным, возможно, даже пересмотреть фильм.
И в-третьих, обряд. Сам процесс, за которым зритель наблюдает в течение полутора часов, весьма занятен. Многочисленные отсылки к скандинавским мифам, христианским ритуалам, римским образам и т.д. убивают сразу нескольких зайцев. С одной стороны достигается «нейтралитет», с другой — расширяется охват целевых групп. Все счастливы, а для автора открываются дополнительные возможности.
«A Dark Song» (в нашей локализации «Песнь Дьявола», что, по-моему, совершенно неверно) — отличный инди-хоррор, который, безусловно, уступает богатым лентам масштабами (например, свежему «Оно» по Кингу), но при этом совершено точно не уступает богатым лентам в умении напугать и рассказать хорошую историю (тому же «Оно» по Кингу).
4
,9
2016, Ирландия, Ужасы
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Инди-хоррор — понятие, которое чаще всего ассоциируется с игровой индустрией. Когда кто-то говорит о независимых создателях фильмов в жанре «ужасы», то тут в ход вступают несколько иные эпитеты, например, низкопробный ужастик. И связано это не с тем, что на фильм собрали маленький бюджет или позвали незаинтересованных продюсеров. Чаще всего — в этом сама идея. Формула трех «эс» — секс + страх + страдание — работает при любом раскладе, а зачем ломать то, что работает? Вроде бы незачем. Однако за последние по крайней мере пять лет ситуация кардинально изменилась. Такие фильмы, как «It Follows» (2014), «VVitch» (2015), «Hereditary» (2017), «The Ritual» (2017), демонстрировали, что для независимого малобюджетного хоррора мало соблюдать правило трех «эс». В ряд с вышеперечисленными фильмами встает и «A Dark Song» Лайама Гэвина. Чем же привлекателен фильм? Во-первых, сюжет. Сама история, проистекающая в ходе повествования, в целом не нова: группа людей пытается провести некий «обряд», целью которого является призыв «некоего» существа. Но это играет на руку, так как зрители хоть и попадают в знакомую среду, выводятся из зоны комфорта интересными ходами: моментальная завязка (на раскачку времени нет, сразу в бой), системное повествование (в каком-то смысле фильм походит на мануал по призыву демона), игра с реальностью (реальность или нет — решать зрителю) и некоторые другие мелочи. При всем этом фильм достаточно камерный, что придает ему эффект «подглядывания» и соучастия. Во-вторых, атмосфера. Гнетущее ощущение безнадежности в действиях персонажей, в антураже и самой цели «обряда» в купе с тайной вокруг намерений главной героини держат зрителя в напряжении с первых минут картины и до развязки. Открытый финал заставляет поразмыслить над увиденным, возможно, даже пересмотреть фильм. И в-третьих, обряд. Сам процесс, за которым зритель наблюдает в течение полутора часов, весьма занятен. Многочисленные отсылки к скандинавским мифам, христианским ритуалам, римским образам и т.д. убивают сразу нескольких зайцев. С одной стороны достигается «нейтралитет», с другой — расширяется охват целевых групп. Все счастливы, а для автора открываются дополнительные возможности. «A Dark Song» (в нашей локализации «Песнь Дьявола», что, по-моему, совершенно неверно) — отличный инди-хоррор, который, безусловно, уступает богатым лентам масштабами (например, свежему «Оно» по Кингу), но при этом совершено точно не уступает богатым лентам в умении напугать и рассказать хорошую историю (тому же «Оно» по Кингу).