В голливудской (между прочим, снискавшей заметный успех в советском прокате) «чёрной комедии» «Трюкач» /1980/ кинорежиссёр Элай Кросс поведал об одном занятном казусе: «Я знаю человека, который снял антивоенный фильм. Хороший фильм. Когда ленту показали в его родном городе, количество заявлений от желающих пойти в армию добровольцами увеличилось на 600 процентов». Парадокс? Можно сказать и так, но здесь, скорее, типичный пример действия основополагающего диалектического закона – единства и борьбы противоположностей. Хороший – честный, психологически достоверный, захватывающий – военный фильм обязательно является также антивоенным, и наоборот. С такой оговоркой уже не покажется чем-то странным, допустим, сцена, когда морские пехотинцы перед отправкой в Ирак (в «Морпехах» /2005/) смотрят копполовский шедевр «Апокалипсис сегодня» /1979/, яростно бичевавший американский милитаризм. Та же самая двойственность свойственна и обеим (если считать полнометражные) игровым картинам Самуэля Маоза. Но перипетии упомянутой выше постановки Ричарда Раша всплывают в памяти ещё и по другой причине. Сэр Кросс придумывает для своего детища блестящий эпизод: персонаж, которого как раз должен изобразить каскадёр Кэмерон, на радостях зажигательно танцует на крыле летящего самолёта (!) пусть не джигу, так чарльстон… Странно, что не фокстрот!
И в самом деле странно. Когда мы впервые воочию лицезрим Йонатана Фельдманна – на отдалённом контрольно-пропускном пункте, он как раз рассказывает сослуживцу о некогда модном танце, который, в сущности, элементарен и легко заучивается. Затем юноша ударяется в пляс под воображаемую музыку, не выпуская из рук автоматическую винтовку. Кроме того, нелишне знать, что имя существительное «Foxtrot» используется в фонетическом алфавите ИКАО для обозначения буквы «f». А ещё это позывные злополучного блокпоста, расположенного где-то на севере Израиля, в малозаселённой местности, на дороге, не имеющей стратегического значения, где, как правило, обходится без происшествий (вроде атак террористов-смертников или хотя бы попыток провезти контрабанду). Наконец, под занавес, спустя примерно полгода после несчастного случая, о фокстроте внезапно вспоминает отец бойца – Михаэль, который изыскивает в нём глубокий, прямо-таки философский смысл. Энергичные движения в темпе 4/4 с 4 долями в каждом такте невольно подвигают мужчину к печальному выводу о тщете существования: куда бы человек ни перемещался, в итоге – всё равно оказывается в начальной точке…
«Ливан» /2009/ произвёл мощное впечатление не исключительно из-за необычного (особенно в рамках жанра) решения авторов ограничить действие пространством внутри танка, не считая вступительных и финальных кадров; то, что творилось снаружи, командир экипажа и стрелок-наводчик наблюдали лишь через оптику прицела. На сеансе не покидало ощущение, что такой сюжет не придумать никому, кто не прошёл через описываемые события лично. Вот и в «Фокстроте» наличествуют автобиографические мотивы. Самуэль испытал нечто подобному тому шоку, что перенесли супруги, однажды, ничем не примечательным утром, получившие сообщение о гибели сына при исполнении воинского долга. Маоз пережил худший час в своей жизни в похожей ситуации – когда не мог дозвониться до дочери, теряясь в догадках, не пострадала ли она в результате теракта в автобусе… И мы догадываемся, что, когда господин Фельдманн делится с женой воспоминаниями, как подвозил отпрыска на станцию, не сознавая в тот момент собственного счастья, слова относятся к самому режиссёру-сценаристу.
Присуждение фильму наград на 74-м Венецианском международном кинофестивале, включая «Серебряного льва» (гран-при жюри), вызвало недовольство Мири Регев, обвинившей постановщика в антиизраильской направленности кинопроизведения. Однако с Министром культуры по преимуществу не согласились члены национальной киноакадемии (1), равно как и представители местного «оскаровского» комитета, выдвинувшие «Фокстрот» на соискание престижной премии; правда, в окончательный перечень претендентов лента не вошла. Истинный патриотизм не только не является несовместимым с критическим настроем, а, напротив, подразумевает неравнодушное отношение к тем или иным реалиям родной страны, анализ допущенных ошибок и изобличение преступлений, в том числе совершаемых под прикрытием высших политических интересов. Многие солдаты и командиры Цахаль, принявшие участие в Ливанской войне, стали свидетелями или даже виновниками вещей, о которых совесть не позволяет не говорить. Но и в условно мирное время трагические инциденты приключаются. Хуже, когда ЧП пытаются цинично замолчать, по-тихому сбросив автомобиль с телами четверых арабов, по ошибке (по досадной ошибке!) расстрелянных из крупнокалиберного пулемёта, в спешно вырытую яму. Как будто можно избежать суда Провидения, орудием которого, по грустной иронии судьбы, становится обычный верблюд, десятки раз пересекавший разграничительную линию, вынуждая скучающих парней флегматично поднимать шлагбаум…
Режиссёр-сценарист, как крупный художник, старается не концентрироваться на узкой тематике. Поведанная Йонатаном история папы, не выдержавшего и обменявшего по молодости лет свиток Торы (фамильную реликвию, передававшуюся из поколения в поколение, сохранённую даже в Освенциме) на… эротический журнал, становится не просто поводом скоротать время, просиживая в грязном, грозящем завалиться на бок бункере. Это должно навести соотечественников кинематографистов на мысль о растрате культурных и религиозных ценностей, ради которых и основывалось Государство Израиль. Вместе с тем можно смело утверждать, что перипетии «Фокстрота» не оставят индифферентными зрителей и в иных странах. Чувства Михаэля и Дафны, дважды переживших смерть отпрыска (мнимую и подлинную), что в итоге нанесло удар и по браку, слишком сильны, чтобы не найти отклик. Вдумчивая же часть публики, полагаю, погрузится в раздумья о превратностях судьбы, принявшись увлечённо разгадывать ту «философскую головоломку», какую, по словам Самуэля Маоза, представляет собой его детище.
__________
1 – Восемь наград, в том числе ключевые, в тринадцати (!) номинациях.
7
,8
2017, Драмы
112 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В голливудской (между прочим, снискавшей заметный успех в советском прокате) «чёрной комедии» «Трюкач» /1980/ кинорежиссёр Элай Кросс поведал об одном занятном казусе: «Я знаю человека, который снял антивоенный фильм. Хороший фильм. Когда ленту показали в его родном городе, количество заявлений от желающих пойти в армию добровольцами увеличилось на 600 процентов». Парадокс? Можно сказать и так, но здесь, скорее, типичный пример действия основополагающего диалектического закона – единства и борьбы противоположностей. Хороший – честный, психологически достоверный, захватывающий – военный фильм обязательно является также антивоенным, и наоборот. С такой оговоркой уже не покажется чем-то странным, допустим, сцена, когда морские пехотинцы перед отправкой в Ирак (в «Морпехах» /2005/) смотрят копполовский шедевр «Апокалипсис сегодня» /1979/, яростно бичевавший американский милитаризм. Та же самая двойственность свойственна и обеим (если считать полнометражные) игровым картинам Самуэля Маоза. Но перипетии упомянутой выше постановки Ричарда Раша всплывают в памяти ещё и по другой причине. Сэр Кросс придумывает для своего детища блестящий эпизод: персонаж, которого как раз должен изобразить каскадёр Кэмерон, на радостях зажигательно танцует на крыле летящего самолёта (!) пусть не джигу, так чарльстон… Странно, что не фокстрот! И в самом деле странно. Когда мы впервые воочию лицезрим Йонатана Фельдманна – на отдалённом контрольно-пропускном пункте, он как раз рассказывает сослуживцу о некогда модном танце, который, в сущности, элементарен и легко заучивается. Затем юноша ударяется в пляс под воображаемую музыку, не выпуская из рук автоматическую винтовку. Кроме того, нелишне знать, что имя существительное «Foxtrot» используется в фонетическом алфавите ИКАО для обозначения буквы «f». А ещё это позывные злополучного блокпоста, расположенного где-то на севере Израиля, в малозаселённой местности, на дороге, не имеющей стратегического значения, где, как правило, обходится без происшествий (вроде атак террористов-смертников или хотя бы попыток провезти контрабанду). Наконец, под занавес, спустя примерно полгода после несчастного случая, о фокстроте внезапно вспоминает отец бойца – Михаэль, который изыскивает в нём глубокий, прямо-таки философский смысл. Энергичные движения в темпе 4/4 с 4 долями в каждом такте невольно подвигают мужчину к печальному выводу о тщете существования: куда бы человек ни перемещался, в итоге – всё равно оказывается в начальной точке… «Ливан» /2009/ произвёл мощное впечатление не исключительно из-за необычного (особенно в рамках жанра) решения авторов ограничить действие пространством внутри танка, не считая вступительных и финальных кадров; то, что творилось снаружи, командир экипажа и стрелок-наводчик наблюдали лишь через оптику прицела. На сеансе не покидало ощущение, что такой сюжет не придумать никому, кто не прошёл через описываемые события лично. Вот и в «Фокстроте» наличествуют автобиографические мотивы. Самуэль испытал нечто подобному тому шоку, что перенесли супруги, однажды, ничем не примечательным утром, получившие сообщение о гибели сына при исполнении воинского долга. Маоз пережил худший час в своей жизни в похожей ситуации – когда не мог дозвониться до дочери, теряясь в догадках, не пострадала ли она в результате теракта в автобусе… И мы догадываемся, что, когда господин Фельдманн делится с женой воспоминаниями, как подвозил отпрыска на станцию, не сознавая в тот момент собственного счастья, слова относятся к самому режиссёру-сценаристу. Присуждение фильму наград на 74-м Венецианском международном кинофестивале, включая «Серебряного льва» (гран-при жюри), вызвало недовольство Мири Регев, обвинившей постановщика в антиизраильской направленности кинопроизведения. Однако с Министром культуры по преимуществу не согласились члены национальной киноакадемии (1), равно как и представители местного «оскаровского» комитета, выдвинувшие «Фокстрот» на соискание престижной премии; правда, в окончательный перечень претендентов лента не вошла. Истинный патриотизм не только не является несовместимым с критическим настроем, а, напротив, подразумевает неравнодушное отношение к тем или иным реалиям родной страны, анализ допущенных ошибок и изобличение преступлений, в том числе совершаемых под прикрытием высших политических интересов. Многие солдаты и командиры Цахаль, принявшие участие в Ливанской войне, стали свидетелями или даже виновниками вещей, о которых совесть не позволяет не говорить. Но и в условно мирное время трагические инциденты приключаются. Хуже, когда ЧП пытаются цинично замолчать, по-тихому сбросив автомобиль с телами четверых арабов, по ошибке (по досадной ошибке!) расстрелянных из крупнокалиберного пулемёта, в спешно вырытую яму. Как будто можно избежать суда Провидения, орудием которого, по грустной иронии судьбы, становится обычный верблюд, десятки раз пересекавший разграничительную линию, вынуждая скучающих парней флегматично поднимать шлагбаум… Режиссёр-сценарист, как крупный художник, старается не концентрироваться на узкой тематике. Поведанная Йонатаном история папы, не выдержавшего и обменявшего по молодости лет свиток Торы (фамильную реликвию, передававшуюся из поколения в поколение, сохранённую даже в Освенциме) на… эротический журнал, становится не просто поводом скоротать время, просиживая в грязном, грозящем завалиться на бок бункере. Это должно навести соотечественников кинематографистов на мысль о растрате культурных и религиозных ценностей, ради которых и основывалось Государство Израиль. Вместе с тем можно смело утверждать, что перипетии «Фокстрота» не оставят индифферентными зрителей и в иных странах. Чувства Михаэля и Дафны, дважды переживших смерть отпрыска (мнимую и подлинную), что в итоге нанесло удар и по браку, слишком сильны, чтобы не найти отклик. Вдумчивая же часть публики, полагаю, погрузится в раздумья о превратностях судьбы, принявшись увлечённо разгадывать ту «философскую головоломку», какую, по словам Самуэля Маоза, представляет собой его детище. __________ 1 – Восемь наград, в том числе ключевые, в тринадцати (!) номинациях.