Всегда радует, когда дебютный фильм у постановщика выходит чем-то по-настоящему интересным. Не столько просто качественно выполненной картиной, сколько фильмом со своими особенностями и со своей мыслью в основе. «Простите за беспокойство» Бутса Райли точно можно отнести к таким. Это странная чёрная комедия, в которой авторское видение чётко выделяется, а социальный подтекст отлично считывается благодаря той вычурно-фантасмагоричной форме, которую он принимает.
Изначально, кажется, что разговор Райли будет вести конкретно о расовой теме в духе гловеровской «Атланты»: вот обычный парень с района Кассиус Грин, переживающий экзистенциальный кризис, решает устраиваться на работу продавцом по телефону. Не самая приятная участь, но иначе никак: жить с подружкой в гараже Терри Крюса уже больше без денег не выходит, да и перед самой подругой с лицом Тессы Томпсон чувствуешь себя неловко. Однако продажи по телефону по началу идут с трудом, ровно до того момента, как один опытный товарищ, что слишком стар для всего этого, не даёт Кассиусу дельный совет использовать вместо своего привычного голоса так называемый «белый голос», благодаря чему дела пойдут в гору. Сюжет ровно в духе той самой «Атланты». Белый голос действительно помогает сразу же: продажи растут, а люди доверяют с первого слова. Чем не повод разыграть расовую карту для Райли? Белые люди доверяют белым и прочее просторное поле для шуток. Однако, к удивлению, Бутс от кажущейся главной темы расизма плавно переходит к обсуждению капитализма, что здесь перекрывает первую повестку. Проблемы несправедливого труда рабочих, кажется, волнуют Райли сильнее и видятся для него куда интереснее, нежели рассказ о недоверии белых людей с телефонами.
Обыгрывая рабочую тему и обсуждая людей, которые, словно лошади за мизер, но со всей силой, трудятся ради выгоды других, Райли постепенно достигает точки высшей степени странности, когда сюр из головы персонажа Стэнфилда начинает приобретать всё более яркие краски, выливаясь в полноценное фантастическое представление о том самом мире лошадиного капитализма. В эту самую минуту Америка Райли, где даже белый голос является совершенно обыденной вещью, с одной стороны, чётко даёт понимание своей фентезийной нереальности, но тут же с другой — вполне ясно оставляет ощущение близости к реальности нашей, привычной. От того очевидно, что сатира у автора сценария удалась, поскольку сюр, вызывающий желание в голос смеяться, тут же заставляет задуматься над объектом высмеивания. Гиперболизированное желание фирм заработать на дешёвом труде; проблемы простых работяг и профсоюзов; пропаганда и телевидение, где идут удивительной степени опасные передачи, приносящие наслаждение простым работягам, мечтающим выбить всю дурь из высшего класса; плюсом политика, которой плевать на всё, кроме денег, и крайне странная вирусная интернет-популярность, за которой ничего не стоит. В этой хулиганской по духу, и абсурдной по настрою ленту, где забастовка легко может превратиться в странную битву существ, а любой чёрный по мнению Арми Хаммера априори должен уметь читать рэп, Райли удалось остановиться на разных темах и совместить их с такой стороны, что зритель не устаёт, а считывает каждую высмеиваемую деталь и, что важнее, понимает, почему это смешно и почему над этим надо смеяться.
Самое приятное в «Sorry to Bother You» — это то, как автору удаётся обернуть этот социальный подтекст в необычную форму с точки зрения постановки. Тот самый сюр нереальный, существующий лишь в голове у Кэша, будет неотъемлемой частью общего мира: дорогие ему вещи, как фотография отца, будут говорить о происходящем больше самого героя, происходящие перемены в вещах будут буквально трансформироваться на глазах, а близость разговоров по телефону будет ощущаться как никогда тесной в самом прямом смысле этого слова. Фантазия у Райли работает великолепно, потому даже самые простые сцены и образы легко запоминаются, а уж когда дело доходит до превращения сюра в реальность, то здесь уж, без сомнений, будет вспомнить ещё много чего, начиная от пластилиновых мультиков Хаммера о его опытах и заканчивая их последствиями. Да один лишь тот факт, что белый голос здесь действительно белый (вместо Стэнфилда, например, в подобные минуты говорит Дэвид Кросс) ярко демонстрирует степень необычности видения создателя, явно воплотившего каждую свою идею для постановки с нужной долей творческих усилий.
Может показаться, что Райли готов в эту необычную оболочку обернуть именно социальный подтекст, говоря об этом со всей серьёзностью, однако сравнение с «Атлантой» точно показывает, что это далеко не так. Эта лента — чертовски смешная картина, использующая свою повестку, как и актёров её разыгрывающих, правильно и со вкусом: Лейкит Стэнфилд, удачи ему и благ во всем, удивительно смешной, Томпсон необыкновенно обворожительна даже в свиной крови, да и Арми Хаммер под коксом на тусовке тоже легко вызовет улыбку. Райли умело сдабривает повествование отвязным чёрным юмором, чтобы как можно ярче обыграть задуманное. По-настоящему захватывающее и смешное действие даже в самые свои неспешные минуты. Конечно, может показаться, что Райли стоило бы сосредоточиться на чём-то конкретнее, чтобы не расплываться по всем темам и не терять заданный ритм, но под конец это чувство легко исчезает, ведь даже бойкий Райли (почти) успокаивается, чтобы всё свести к простым человеческим мыслям. Рассуждения героя Стэнфилда о месте в мире находят упокоение, человеческие, гуманные принципы, что неудивительно, возобладают над эгоизмом, а дружба и любовь опустят на землю даже с верхнего этажа и без золотого лифта. Чем не отличное завершение для подобной занимательной картины, где даже после финала можно немного оторваться?
4
,6
2018, США, Комедии
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Всегда радует, когда дебютный фильм у постановщика выходит чем-то по-настоящему интересным. Не столько просто качественно выполненной картиной, сколько фильмом со своими особенностями и со своей мыслью в основе. «Простите за беспокойство» Бутса Райли точно можно отнести к таким. Это странная чёрная комедия, в которой авторское видение чётко выделяется, а социальный подтекст отлично считывается благодаря той вычурно-фантасмагоричной форме, которую он принимает. Изначально, кажется, что разговор Райли будет вести конкретно о расовой теме в духе гловеровской «Атланты»: вот обычный парень с района Кассиус Грин, переживающий экзистенциальный кризис, решает устраиваться на работу продавцом по телефону. Не самая приятная участь, но иначе никак: жить с подружкой в гараже Терри Крюса уже больше без денег не выходит, да и перед самой подругой с лицом Тессы Томпсон чувствуешь себя неловко. Однако продажи по телефону по началу идут с трудом, ровно до того момента, как один опытный товарищ, что слишком стар для всего этого, не даёт Кассиусу дельный совет использовать вместо своего привычного голоса так называемый «белый голос», благодаря чему дела пойдут в гору. Сюжет ровно в духе той самой «Атланты». Белый голос действительно помогает сразу же: продажи растут, а люди доверяют с первого слова. Чем не повод разыграть расовую карту для Райли? Белые люди доверяют белым и прочее просторное поле для шуток. Однако, к удивлению, Бутс от кажущейся главной темы расизма плавно переходит к обсуждению капитализма, что здесь перекрывает первую повестку. Проблемы несправедливого труда рабочих, кажется, волнуют Райли сильнее и видятся для него куда интереснее, нежели рассказ о недоверии белых людей с телефонами. Обыгрывая рабочую тему и обсуждая людей, которые, словно лошади за мизер, но со всей силой, трудятся ради выгоды других, Райли постепенно достигает точки высшей степени странности, когда сюр из головы персонажа Стэнфилда начинает приобретать всё более яркие краски, выливаясь в полноценное фантастическое представление о том самом мире лошадиного капитализма. В эту самую минуту Америка Райли, где даже белый голос является совершенно обыденной вещью, с одной стороны, чётко даёт понимание своей фентезийной нереальности, но тут же с другой — вполне ясно оставляет ощущение близости к реальности нашей, привычной. От того очевидно, что сатира у автора сценария удалась, поскольку сюр, вызывающий желание в голос смеяться, тут же заставляет задуматься над объектом высмеивания. Гиперболизированное желание фирм заработать на дешёвом труде; проблемы простых работяг и профсоюзов; пропаганда и телевидение, где идут удивительной степени опасные передачи, приносящие наслаждение простым работягам, мечтающим выбить всю дурь из высшего класса; плюсом политика, которой плевать на всё, кроме денег, и крайне странная вирусная интернет-популярность, за которой ничего не стоит. В этой хулиганской по духу, и абсурдной по настрою ленту, где забастовка легко может превратиться в странную битву существ, а любой чёрный по мнению Арми Хаммера априори должен уметь читать рэп, Райли удалось остановиться на разных темах и совместить их с такой стороны, что зритель не устаёт, а считывает каждую высмеиваемую деталь и, что важнее, понимает, почему это смешно и почему над этим надо смеяться. Самое приятное в «Sorry to Bother You» — это то, как автору удаётся обернуть этот социальный подтекст в необычную форму с точки зрения постановки. Тот самый сюр нереальный, существующий лишь в голове у Кэша, будет неотъемлемой частью общего мира: дорогие ему вещи, как фотография отца, будут говорить о происходящем больше самого героя, происходящие перемены в вещах будут буквально трансформироваться на глазах, а близость разговоров по телефону будет ощущаться как никогда тесной в самом прямом смысле этого слова. Фантазия у Райли работает великолепно, потому даже самые простые сцены и образы легко запоминаются, а уж когда дело доходит до превращения сюра в реальность, то здесь уж, без сомнений, будет вспомнить ещё много чего, начиная от пластилиновых мультиков Хаммера о его опытах и заканчивая их последствиями. Да один лишь тот факт, что белый голос здесь действительно белый (вместо Стэнфилда, например, в подобные минуты говорит Дэвид Кросс) ярко демонстрирует степень необычности видения создателя, явно воплотившего каждую свою идею для постановки с нужной долей творческих усилий. Может показаться, что Райли готов в эту необычную оболочку обернуть именно социальный подтекст, говоря об этом со всей серьёзностью, однако сравнение с «Атлантой» точно показывает, что это далеко не так. Эта лента — чертовски смешная картина, использующая свою повестку, как и актёров её разыгрывающих, правильно и со вкусом: Лейкит Стэнфилд, удачи ему и благ во всем, удивительно смешной, Томпсон необыкновенно обворожительна даже в свиной крови, да и Арми Хаммер под коксом на тусовке тоже легко вызовет улыбку. Райли умело сдабривает повествование отвязным чёрным юмором, чтобы как можно ярче обыграть задуманное. По-настоящему захватывающее и смешное действие даже в самые свои неспешные минуты. Конечно, может показаться, что Райли стоило бы сосредоточиться на чём-то конкретнее, чтобы не расплываться по всем темам и не терять заданный ритм, но под конец это чувство легко исчезает, ведь даже бойкий Райли (почти) успокаивается, чтобы всё свести к простым человеческим мыслям. Рассуждения героя Стэнфилда о месте в мире находят упокоение, человеческие, гуманные принципы, что неудивительно, возобладают над эгоизмом, а дружба и любовь опустят на землю даже с верхнего этажа и без золотого лифта. Чем не отличное завершение для подобной занимательной картины, где даже после финала можно немного оторваться?