Немецкого режиссера Кристиана Альварта можно считать компетентным автором для такого жанра, как триллер, поэтому его обращение к роману "Отрезанный" Себастьяна Фицека и Михаэля Цокоса представляется вполне логичным. Экранизация "Отрезанного", снятая Альвартом, которая получила в отечественной локализации название "Звонок мертвецу", является тем редким примером проекта, который держит в напряжении практически до финальных титров и способен заставить забыть обо всем благодаря увлекательной, мастерски написанной истории сценария. Фицек является без всяких преувеличений автором, чьи криминальные романы в Германии уже давно имеют культовый статус и пользуются заслуженным читательским интересом, его леденящие кровь психотриллеры словно созданы для киноадаптаций, которые смогут привлечь внимание к его литературному творчеству. Выступивший соавтором Фицека Михаэль Цокос - фигура также непростая. Один из лучших экспертов Берлина в области судебной медицины, он консультировал Фицека в области деталей, которые в первом акте удивляют своим натурализмом и создают атмосферу настоящего хоррора о вскрытиях и тайнах, хранимых трупами. Кристиан Альварт умело обращается с саспенсом "Звонка мертвецу" и рассказывает эту историю о серийном убийце настолько увлекательно, что иногда позволяет себе отказывать во внутренней логике, но от этого динамика ленты и череда событий, изобилующих твистами и зловещими ретроспекциями, превращается в хорошо сконстрированный пазл для зрителей. Вдвойне приятно, что авторы ленты не скатываются в область обличительной морали, а целиком концентрируются на необходимости спасения при помощи экстремальных и необычных ходов. Литературная фантазия Фицека и Цокоса, круто замешанная на реальных событиях, прекрасно создает тягостную атмосферу ужаса, когда кажется, что зло проникает во все помещения, скрывается за каждым углом и способно вонзить нож в спину без всяких сожалений. Поэтому "Звонок мертвецу" оказывается весьма неординарно решенным проектом в плане смешения стилей, Альварт прекрасно понимает, что только стыковое решение, которое сочетает примерно в равных долях триллер с несколькими каплями надежды, детектив, где по следу идет дилетант с хорошо развитой логикой и интуицией, и хоррор, когда по сюжету крайне сложно спрятаться на крошечном острове Гельголанд в Северном море, способно увлечь и заставить пожертвовать парой часов жизни на это безостановочное зрелище.
В прологе "Звонка мертвецу" Кристиан Альварт знакомит нас с художницей Линдой (Ясна Фритци Бауэр), которая скрывается на Гельголанде от своего бывшего возлюбленного, имеющего маниакальные наклонности, и профессионально рисует мрачные комиксы. На остров надвигается шторм, который отрежет его жителей на несколько дней от внешнего мира, и именно в этот момент Линда начинает получать устрашающие сообщения от бывшего, который узнал ее новый номер. В какой-то момент девушке кажется, что этот молодой человек где-то рядом, ее нервы на пределе, и она пускается в бегство от двух случайных знакомых из бара с абсолютно темными мотивами. Рискуя собственной жизнью, Линда оказывается на берегу бушующего моря и переключает внимание преследователей, когда прячется около трупа, лежащего на пляже и выброшенного волнами на берег. На следующий день она пытается разыскать свои брошенные на берегу вещи, в том числе и свой смартфон. Неожиданно она слышит телефонный звонок, который раздается из кармана оставшегося лежать на пляже из-за плохой погоды мертвеца. С ней пытается поговорить Пауль Херцфелд (Мориц Бляйбтрой), эксперт судебной медицины, патологоанатом из берлинского комплекса Шарите. На столе перед героем Бляйбтроя лежит жертва жестокого убийства, обнаруженная в парке около реки Шпрее. Кажается, что из головы обезображенного тела, кто-то выкачал весь воздух. Благодаря томограмме Херцфелд замечает, что внутри черепа убитой находится инородное тело, которое совсем не похоже на застрявшую пулю, а напоминает футляр, внутри которого может находиться какое-то послание убийцы. Результат вскрытия шокирует даже такого видавшего виды врача, внутри капсулы, обнаруженной в голове трупа, главный герой фильма обнаруживает записку, где указан телефон его 17-летней дочери Ханны, которая проживает отдельно от отца и видится с ним формально и очень редко. Пауль Херцфелд прекрасно понимает, что его дочь похищена и начинает быстро выясняться, что неизвестный маньяк затеял с ним жестокую изощренную игру, в которой будет принимать непосредственное участие и Линда. Девушка станет руками и глазами врача на Гельголанде, потому что обнаруженный ей труп содержит вторую, и далеко не последнюю подсказку для получения окончательной картины ситуации, где серийный убийца большую часть фильма оказывается на шаг впереди и хитроумно манипулирует как врачом и его добровольным помощником-практикантом Ингольфом фон Аппеном (Энно Хессе), так и Линдой и ее добровольным помощником, старым знакомым Херцфелда, островным больничным сторожем Эндером Мюллером (Фахри Огюн Ярдим, "Юность без бога", "Виннету. Тайны серебряного озера"), который добавляет в ситуацию свою долю юмора и эксцентрики.
Делая основную ставку в "Звонке мертвецу" на неожиданные сюжетные повороты и щедро рассеиваемые с хорошо продуманной плотностью экранные загадки, Кристиан Альварт снимает кино по голливудским стандартам, но на гораздо более скромном бюджете. Он концентрируется на сильном и функциональном для такого проекта актерском квартете из Бляйбтроя, Бауэр, Хессе и Ярдима и благодаря в основном только этим исполнителям рассказывает острую экранную историю. Драматургия Альварта не совсем традиционна в этом случае, для поддержки темпа он максимально ужимает сюжетные детали, но в то же время не делает проект похожим на адаптацию мини-сериала, созданную для большого экрана. Важно отметить, что "Звонок мертвецу" не становится трибуной для Альварта, с которой он излагает свои радикальные взгляды на систему современного немецкого правосудия, которое иногда с серийными убийцами и маньяками обходится куда гуманнее, чем с простыми нарушителями правил дорожного движения. Очевидно, что вся исправительная система Германии в общем и целом недорабатывает и позволяет совершать новые и новые рецидивы не знающим пощады мерзавцам, об этом много говорится пунктиром и между строк в третьем акте, когда история достигает своего сюжетного апогея. Можно упрекнуть режиссера за слишком точно и холодно просчитанную адаптацию романа Фицека и Цокоса, за излишнюю законструированность экранных ходов, однако это не мешает фильму работать на общую идею и уводит действие от объективности вопросов о происходящем иногда на экране. Как зрелище "Звонок мертвецу" показывает действия людей, которые все время оказываются в нужное время и в нужном месте, отгадывают очередную загадку, спасают кого-то вскрывают очередное тело, поэтому драмы в их действиях не предусмотрено по определению, однако хорошего рассказа, где персонажи получают совсем неожиданные превращения представлено в избытке. Себастьян Фицека хорошо понимает мотивации среднеевропейских (в частности, немецких) обывателей, из-за этого и нет соскальзывания в социальную критику, что заставляет больше концентрироваться на ключевых фигурах истории и радоваться за то, как одержимая глубокой депрессией Линда в трудных обстоятельствах забывает обо всех своих душевных тараканах и становится человеком, который может помешать действиям маньяка на общей площади острова в полтора километра. Именно благодаря двум главным линиям, которые развиваются в сюжете "Звонка мертвецу" параллельно лента Альварта уходит от клише Агаты Кристи о жертвах и преступниках, запертых вместе в одном пространстве. Скорее наоборот, внушающий отвращение и наслаждающийся собственной психопатией в кадре Ларс Айдингер уведен на приличную дистанцию от реальности и больше напоминает своими действиями и видом злодея из классического комикса, чем жадного до крови и насилия общественного отморозка.
Благодаря такому хорошо спроектированному сценарию "Звонок мертвецу" сложно рассматривать в качестве полноценного режиссерского высказывания Кристиана Альварта. Это, в первую очередь, зрительское кино, которое играет на ощущениях и вкусах публики, а не стремится продемонстрировать какие-то большие находки с точки зрения жанров. Иногда картина кажется излишне жесткой, но для большинства обычных зрителей темы фильма далеки от поля личных проблем и профессиональных интересов, поэтому такие шокирующие сцены как у Альварта аппетита перед едой явно не добавят, но покажут, благодаря компетентному консультированию Михаэля Цокоса как и в каких условиях трудятся люди не самых романтических профессий. В общем смысле "Звонок мертвецу" становится постмодернистским откровением жанра, где действительность конструируется через метафоры и показанные характеры, требующие и более глубокого психологического разбора. Героиня Ясны Фритци Бауэр страдает от собственной уязвимости и пытается скрыться от реальности в своем творчестве, где, очевидно, персонажи ее комиксов дают массу поводов для размышлений, однако в решающие моменты Линда отбрасывает навязчивую эмоциональность и становится хладнокровной и обладающей отвагой девушкой, для которой это расследование служит способом справиться с собственными страхами. Пауль Херцфелд - типичное воплощение мучающегося медика, совесть которого кажется нечистой, который иссушает себя самокритикой и воспоминаниями, но мысль о спасении дочери дает ему право думать о возможности вот таким болезненным и жестоким способом решить все свои старые проблемы. Кристиан Альварт в очередной уже раз доказывает свое мастерство в создании впечатляющих фильмов с напряженным настроением. Поэтому "Звонок мертвецу" оказывается той целостной работой, где доминируют мрачное настроение, неяркие тона, превосходный саунд-дизайн и попытка войти по-новому в современный нуар благодаря проверенным и основательно переосмысленным средствам финчеровских "Семь", "Молчания ягнят" Демме и франшизы "Пила".
7
,5
2018, Триллеры
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Немецкого режиссера Кристиана Альварта можно считать компетентным автором для такого жанра, как триллер, поэтому его обращение к роману "Отрезанный" Себастьяна Фицека и Михаэля Цокоса представляется вполне логичным. Экранизация "Отрезанного", снятая Альвартом, которая получила в отечественной локализации название "Звонок мертвецу", является тем редким примером проекта, который держит в напряжении практически до финальных титров и способен заставить забыть обо всем благодаря увлекательной, мастерски написанной истории сценария. Фицек является без всяких преувеличений автором, чьи криминальные романы в Германии уже давно имеют культовый статус и пользуются заслуженным читательским интересом, его леденящие кровь психотриллеры словно созданы для киноадаптаций, которые смогут привлечь внимание к его литературному творчеству. Выступивший соавтором Фицека Михаэль Цокос - фигура также непростая. Один из лучших экспертов Берлина в области судебной медицины, он консультировал Фицека в области деталей, которые в первом акте удивляют своим натурализмом и создают атмосферу настоящего хоррора о вскрытиях и тайнах, хранимых трупами. Кристиан Альварт умело обращается с саспенсом "Звонка мертвецу" и рассказывает эту историю о серийном убийце настолько увлекательно, что иногда позволяет себе отказывать во внутренней логике, но от этого динамика ленты и череда событий, изобилующих твистами и зловещими ретроспекциями, превращается в хорошо сконстрированный пазл для зрителей. Вдвойне приятно, что авторы ленты не скатываются в область обличительной морали, а целиком концентрируются на необходимости спасения при помощи экстремальных и необычных ходов. Литературная фантазия Фицека и Цокоса, круто замешанная на реальных событиях, прекрасно создает тягостную атмосферу ужаса, когда кажется, что зло проникает во все помещения, скрывается за каждым углом и способно вонзить нож в спину без всяких сожалений. Поэтому "Звонок мертвецу" оказывается весьма неординарно решенным проектом в плане смешения стилей, Альварт прекрасно понимает, что только стыковое решение, которое сочетает примерно в равных долях триллер с несколькими каплями надежды, детектив, где по следу идет дилетант с хорошо развитой логикой и интуицией, и хоррор, когда по сюжету крайне сложно спрятаться на крошечном острове Гельголанд в Северном море, способно увлечь и заставить пожертвовать парой часов жизни на это безостановочное зрелище. В прологе "Звонка мертвецу" Кристиан Альварт знакомит нас с художницей Линдой (Ясна Фритци Бауэр), которая скрывается на Гельголанде от своего бывшего возлюбленного, имеющего маниакальные наклонности, и профессионально рисует мрачные комиксы. На остров надвигается шторм, который отрежет его жителей на несколько дней от внешнего мира, и именно в этот момент Линда начинает получать устрашающие сообщения от бывшего, который узнал ее новый номер. В какой-то момент девушке кажется, что этот молодой человек где-то рядом, ее нервы на пределе, и она пускается в бегство от двух случайных знакомых из бара с абсолютно темными мотивами. Рискуя собственной жизнью, Линда оказывается на берегу бушующего моря и переключает внимание преследователей, когда прячется около трупа, лежащего на пляже и выброшенного волнами на берег. На следующий день она пытается разыскать свои брошенные на берегу вещи, в том числе и свой смартфон. Неожиданно она слышит телефонный звонок, который раздается из кармана оставшегося лежать на пляже из-за плохой погоды мертвеца. С ней пытается поговорить Пауль Херцфелд (Мориц Бляйбтрой), эксперт судебной медицины, патологоанатом из берлинского комплекса Шарите. На столе перед героем Бляйбтроя лежит жертва жестокого убийства, обнаруженная в парке около реки Шпрее. Кажается, что из головы обезображенного тела, кто-то выкачал весь воздух. Благодаря томограмме Херцфелд замечает, что внутри черепа убитой находится инородное тело, которое совсем не похоже на застрявшую пулю, а напоминает футляр, внутри которого может находиться какое-то послание убийцы. Результат вскрытия шокирует даже такого видавшего виды врача, внутри капсулы, обнаруженной в голове трупа, главный герой фильма обнаруживает записку, где указан телефон его 17-летней дочери Ханны, которая проживает отдельно от отца и видится с ним формально и очень редко. Пауль Херцфелд прекрасно понимает, что его дочь похищена и начинает быстро выясняться, что неизвестный маньяк затеял с ним жестокую изощренную игру, в которой будет принимать непосредственное участие и Линда. Девушка станет руками и глазами врача на Гельголанде, потому что обнаруженный ей труп содержит вторую, и далеко не последнюю подсказку для получения окончательной картины ситуации, где серийный убийца большую часть фильма оказывается на шаг впереди и хитроумно манипулирует как врачом и его добровольным помощником-практикантом Ингольфом фон Аппеном (Энно Хессе), так и Линдой и ее добровольным помощником, старым знакомым Херцфелда, островным больничным сторожем Эндером Мюллером (Фахри Огюн Ярдим, "Юность без бога", "Виннету. Тайны серебряного озера"), который добавляет в ситуацию свою долю юмора и эксцентрики. Делая основную ставку в "Звонке мертвецу" на неожиданные сюжетные повороты и щедро рассеиваемые с хорошо продуманной плотностью экранные загадки, Кристиан Альварт снимает кино по голливудским стандартам, но на гораздо более скромном бюджете. Он концентрируется на сильном и функциональном для такого проекта актерском квартете из Бляйбтроя, Бауэр, Хессе и Ярдима и благодаря в основном только этим исполнителям рассказывает острую экранную историю. Драматургия Альварта не совсем традиционна в этом случае, для поддержки темпа он максимально ужимает сюжетные детали, но в то же время не делает проект похожим на адаптацию мини-сериала, созданную для большого экрана. Важно отметить, что "Звонок мертвецу" не становится трибуной для Альварта, с которой он излагает свои радикальные взгляды на систему современного немецкого правосудия, которое иногда с серийными убийцами и маньяками обходится куда гуманнее, чем с простыми нарушителями правил дорожного движения. Очевидно, что вся исправительная система Германии в общем и целом недорабатывает и позволяет совершать новые и новые рецидивы не знающим пощады мерзавцам, об этом много говорится пунктиром и между строк в третьем акте, когда история достигает своего сюжетного апогея. Можно упрекнуть режиссера за слишком точно и холодно просчитанную адаптацию романа Фицека и Цокоса, за излишнюю законструированность экранных ходов, однако это не мешает фильму работать на общую идею и уводит действие от объективности вопросов о происходящем иногда на экране. Как зрелище "Звонок мертвецу" показывает действия людей, которые все время оказываются в нужное время и в нужном месте, отгадывают очередную загадку, спасают кого-то вскрывают очередное тело, поэтому драмы в их действиях не предусмотрено по определению, однако хорошего рассказа, где персонажи получают совсем неожиданные превращения представлено в избытке. Себастьян Фицека хорошо понимает мотивации среднеевропейских (в частности, немецких) обывателей, из-за этого и нет соскальзывания в социальную критику, что заставляет больше концентрироваться на ключевых фигурах истории и радоваться за то, как одержимая глубокой депрессией Линда в трудных обстоятельствах забывает обо всех своих душевных тараканах и становится человеком, который может помешать действиям маньяка на общей площади острова в полтора километра. Именно благодаря двум главным линиям, которые развиваются в сюжете "Звонка мертвецу" параллельно лента Альварта уходит от клише Агаты Кристи о жертвах и преступниках, запертых вместе в одном пространстве. Скорее наоборот, внушающий отвращение и наслаждающийся собственной психопатией в кадре Ларс Айдингер уведен на приличную дистанцию от реальности и больше напоминает своими действиями и видом злодея из классического комикса, чем жадного до крови и насилия общественного отморозка. Благодаря такому хорошо спроектированному сценарию "Звонок мертвецу" сложно рассматривать в качестве полноценного режиссерского высказывания Кристиана Альварта. Это, в первую очередь, зрительское кино, которое играет на ощущениях и вкусах публики, а не стремится продемонстрировать какие-то большие находки с точки зрения жанров. Иногда картина кажется излишне жесткой, но для большинства обычных зрителей темы фильма далеки от поля личных проблем и профессиональных интересов, поэтому такие шокирующие сцены как у Альварта аппетита перед едой явно не добавят, но покажут, благодаря компетентному консультированию Михаэля Цокоса как и в каких условиях трудятся люди не самых романтических профессий. В общем смысле "Звонок мертвецу" становится постмодернистским откровением жанра, где действительность конструируется через метафоры и показанные характеры, требующие и более глубокого психологического разбора. Героиня Ясны Фритци Бауэр страдает от собственной уязвимости и пытается скрыться от реальности в своем творчестве, где, очевидно, персонажи ее комиксов дают массу поводов для размышлений, однако в решающие моменты Линда отбрасывает навязчивую эмоциональность и становится хладнокровной и обладающей отвагой девушкой, для которой это расследование служит способом справиться с собственными страхами. Пауль Херцфелд - типичное воплощение мучающегося медика, совесть которого кажется нечистой, который иссушает себя самокритикой и воспоминаниями, но мысль о спасении дочери дает ему право думать о возможности вот таким болезненным и жестоким способом решить все свои старые проблемы. Кристиан Альварт в очередной уже раз доказывает свое мастерство в создании впечатляющих фильмов с напряженным настроением. Поэтому "Звонок мертвецу" оказывается той целостной работой, где доминируют мрачное настроение, неяркие тона, превосходный саунд-дизайн и попытка войти по-новому в современный нуар благодаря проверенным и основательно переосмысленным средствам финчеровских "Семь", "Молчания ягнят" Демме и франшизы "Пила".