Получившая в этом году в июне главный приз "Кинотавра" и представленная более широкому кругу зрителей на международных фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне лента "Сердце мира" режиссера и сценариста Наталии Мещаниновой (сериал "Школа", "Аритмия") продемонстрировала авторский взгляд на то, что принято называть "магическим реализмом". Причем в российской интерпретации этого автора баланс ингредиентов все-таки склоняется больше в сторону жизни главного героя Егора (Степан Девонин, сериал "Красные браслеты", "Шапито-шоу") с большим количеством реальных и тщательно сдерживаемых в себе страхов, чем с ежедневной магией повседневности, связанной с его жизнью на специальной станции в глухом лесу, где разводят специальные породы собак, а потом натаскивают их для охоты на лис и барсуков. Неспешно, отводя на это практически целый час экранного времени, Мещанинова проводит лабораторный анализ отдельно взятой человеческой души, исследует и показывает зрителю возможное образование дальнейших связей в сюжете, в том числе и принятие в семью начальника станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов, сериал "Гурзуф", "Танки"). Причем поверхностью всех метаний героя Девонина по ходу развития сюжета является человек, который ищет свой дом, свою крепость, однако заглядывать на глубину "Сердца мира" и задумываться над многочисленными посланиями этой картины становится по-настоящему страшно. Мещанинова и уже выступивший на этом проекте как один из соавторов экранной истории Борис Хлебников второй год подряд ловят тренды коллективного бессознательного российского общества. И от этого становится жутко по-настоящему. И если прошлогодняя "Аритмия" за кажущейся слезливой и разрываемой от эмоций мелодрамой прячет рассказ о новых поколениях людей, которые привыкли, выгорая по-человечески и профессионально, жить одним днем, то глубина "Сердца мира" настолько черна, что туда и заглядывать страшно. Поэтому "Сердце мира" оказывается жанровой драмой лишь формально, фактически эта лента является рассказом о том, кто является продуктом жестокого, какого-то постчеловеческого общества, о приобретенной социопатии и животной мимикрии мыслящего верного пса в лице главного характера.
По сюжету "Сердца мира" Егору еще нет и тридцати, он работает ветеринаром (интересно, что Степан Девонин в реальной жизни имеет диплом ветеринара) и находит общий язык с животными и птицами гораздо быстрее, чем с окружающими людьми. На самом деле в обязанности героя Девонина входит еще много чего: он кормит собак и диких животных, убирается в клетках и помогает по хозяйству. Но, самое главное ценное качество Егора - это состояние "быть всегда под рукой" у патриархального главы семейства Николая Ивановича тогда, когда что-то идет не так, а такое в "Сердце мира" происходит постоянно. Главный герой ленты проживает в более чем избушке на территории станции, которая по размерам почти такая же, как и вольеры, где содержатся многочисленные собаки, переделанной из сарая, где раньше хранился всякий хлам. Николай Иванович является заводчиком среднеазиатских овчарок-алабаев и, самое главное, имеет выводок нескольких поколений лис, которых использует для натаскивания охотничьих собак клиентов в специальных "норах"-туннелях. В качестве пролога для "Сердца мира" Мещанинова выбирает хирургическую операцию Егора на одной из овчарок, Белке, которую покусали другие собаки из вольера, герой Девонина искренне переживает за ее жизнь и начинает заниматься ее выхаживанием, в прямом смысле ставя животину на ноги через специальную систему упражнений. Создается впечатление, что парень начинает отождествлять свои занятия с наконец-то обретенной семьей, где ему уготована роль большого мальчика с большим сердцем, бета-самцом, уступающим по степени матерости и знания жизни настоящему альфачу Николаю Ивановичу, но способному вызвать доверие со стороны его жены Нины (Екатерина Васильева, сериалы "Напарницы" и "Пасечник") и дочери Даши (Яна Сексте, сериалы "Операция "Сатана" и "Частица вселенной"), являющейся его ровесницей. Даша одна воспитывает сына, юного Ивана (Витя Оводков), подвижного и эмоционального мальчика 8-9 лет. Переживающий за животных Егор понимает, что он сам является лишь винтиком в большом и налаженном бизнесе Николая Ивановича, к которому едут охотники со всей страны и из-за границы. Появление у ворот станции в один из дней пестро выглядящих борцов за права животных и создает необходимую для фильма разверзающуюся трещину конфликта и показывает для Егора, что и у покорности и послушания могут быть свои пределы.
Территория, которую обозначает Наталия Мещанинова в "Сердце мира" нова для отечественного, да и, пожалуй, для мирового кинематографа последних лет. Она не рассматривает проблему одиночества Егора из страха перед людьми, лишь пунктирно проводя в своей ленте причину всех бед этого немного странного и кажущегося на людях максимально зажатым и неуверенным в себе парня. Алкоголизм его матери Ларисы, о смерти которой герой Девонина узнает примерно в конце первой трети фильма, начинает приоткрывать клыки этого "Маугли наоборот" и показывает все отношение, когда сын категорически и в грубой форме отказывается ехать на похороны. Зритель начинает понимать, что главный герой оказывается не совсем тем, за кого себя выдает, что он несет в себе множество болезненных историй из покрытого мраком прошлого, где, можно предположить, его существование было на грани человеческого. Мастерство Мещаниновой неспешно раскрывать своих героев со всех сторон при помощи удивляющих поступков и создавать какую-то особенную окружающую полудокументальную среду в кадре заслуживает восхищения. Авторы ленты предлагают зрителям ожидаемый парадокс: главный герой, стремящийся изо всех сил к теплому очагу, оказывается человеком, который механистически хочет воспроизвести то счастье, которого у него никогда не было до этого, но о котором, как ему кажется, он имеет определенные представления. Девонину, потерявшему вес на десяток килограммов за время съемок, удается герой без реального эмоционального участия для других людей, герой, который хочет прилепиться к этой кажущейся ему образцовой семье, но у него есть тот оправданный детский или подростковый страх перед людьми, которых он считает предателями по определению и по собственному опыту. Егора, кажущегося внешне таким чистым и уязвимым, представляют каким-то промежуточным звеном, каким-то сбоем в эволюционной программе, у которого разверзается время от времени настоящий ад в сердце и душе.
Показывая "Сердце мира" непривычный для урбанизированного зрителя обособленный уклад жизни семьи Николая Ивановича, Наталия Мещанинова избегает движения по пути фальшивого драматизма и психоаналитического представления героев. Она предпочитает снимать действия и поступки главного героя, практически собственной кожей ощущающего свою неприкаянность, с которой он убежал от проблем своего прошлого, но со страхом и непониманием смотрит в будущее. Подобно Белке Егор хочет залечить все душевные раны, но чтобы это сделать нужно хотя бы быть человеком, а не обладать только его оболочкой. Отсутствие эмоционального отклика зачастую не только пугает окружающих, но и может поставить их в тупик. Сексуальные сцены Егора и Даши больше напоминают спаривание, визуальная жажда друг друга молодых людей на деле оказывается страшным обманом, потому что главный герой оказывается настолько неспособен к выражению чувств и потребностей, что больше напоминает животное, которому перепала самка. Герою Девонина подсознательно нравится неопределенность, он ее очень любит, но парадоксально Егор оказывается в ситуации, когда можно сделать только единственный выбор или не делать его вовсе и парадоксально, что именно эта станция, на которой он оказался и которую успел возненавидеть оказывается именно тем сердцем его нового мира. Удивительно, но Николай Иванович, уходящий в жесткий запой и разбивающий все надежды Егора на обретение мира и дома, в третьем акте картины оказывается выглядящим удивительно человечным и сентиментальным будучи даже в совершенно скотском опьянении, при этом Мещанинова избегает расстановки открытых акцентов, показывая, что главный герой опять оказался в той же самой ситуации, из которой он уже давно хотел вырваться. Поэтому "Сердце мира" оказывается лентой не о сотворении мира, а о его разрушении, где главный герой из щенячьей преданности за непродолжительное время рушит годами складывавшуюся систему, рушит целый мир нескольких людей, в котором, как оказывается, он сам мало чего понимает.
8
,0
2018, Россия, Драмы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Получившая в этом году в июне главный приз "Кинотавра" и представленная более широкому кругу зрителей на международных фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне лента "Сердце мира" режиссера и сценариста Наталии Мещаниновой (сериал "Школа", "Аритмия") продемонстрировала авторский взгляд на то, что принято называть "магическим реализмом". Причем в российской интерпретации этого автора баланс ингредиентов все-таки склоняется больше в сторону жизни главного героя Егора (Степан Девонин, сериал "Красные браслеты", "Шапито-шоу") с большим количеством реальных и тщательно сдерживаемых в себе страхов, чем с ежедневной магией повседневности, связанной с его жизнью на специальной станции в глухом лесу, где разводят специальные породы собак, а потом натаскивают их для охоты на лис и барсуков. Неспешно, отводя на это практически целый час экранного времени, Мещанинова проводит лабораторный анализ отдельно взятой человеческой души, исследует и показывает зрителю возможное образование дальнейших связей в сюжете, в том числе и принятие в семью начальника станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов, сериал "Гурзуф", "Танки"). Причем поверхностью всех метаний героя Девонина по ходу развития сюжета является человек, который ищет свой дом, свою крепость, однако заглядывать на глубину "Сердца мира" и задумываться над многочисленными посланиями этой картины становится по-настоящему страшно. Мещанинова и уже выступивший на этом проекте как один из соавторов экранной истории Борис Хлебников второй год подряд ловят тренды коллективного бессознательного российского общества. И от этого становится жутко по-настоящему. И если прошлогодняя "Аритмия" за кажущейся слезливой и разрываемой от эмоций мелодрамой прячет рассказ о новых поколениях людей, которые привыкли, выгорая по-человечески и профессионально, жить одним днем, то глубина "Сердца мира" настолько черна, что туда и заглядывать страшно. Поэтому "Сердце мира" оказывается жанровой драмой лишь формально, фактически эта лента является рассказом о том, кто является продуктом жестокого, какого-то постчеловеческого общества, о приобретенной социопатии и животной мимикрии мыслящего верного пса в лице главного характера. По сюжету "Сердца мира" Егору еще нет и тридцати, он работает ветеринаром (интересно, что Степан Девонин в реальной жизни имеет диплом ветеринара) и находит общий язык с животными и птицами гораздо быстрее, чем с окружающими людьми. На самом деле в обязанности героя Девонина входит еще много чего: он кормит собак и диких животных, убирается в клетках и помогает по хозяйству. Но, самое главное ценное качество Егора - это состояние "быть всегда под рукой" у патриархального главы семейства Николая Ивановича тогда, когда что-то идет не так, а такое в "Сердце мира" происходит постоянно. Главный герой ленты проживает в более чем избушке на территории станции, которая по размерам почти такая же, как и вольеры, где содержатся многочисленные собаки, переделанной из сарая, где раньше хранился всякий хлам. Николай Иванович является заводчиком среднеазиатских овчарок-алабаев и, самое главное, имеет выводок нескольких поколений лис, которых использует для натаскивания охотничьих собак клиентов в специальных "норах"-туннелях. В качестве пролога для "Сердца мира" Мещанинова выбирает хирургическую операцию Егора на одной из овчарок, Белке, которую покусали другие собаки из вольера, герой Девонина искренне переживает за ее жизнь и начинает заниматься ее выхаживанием, в прямом смысле ставя животину на ноги через специальную систему упражнений. Создается впечатление, что парень начинает отождествлять свои занятия с наконец-то обретенной семьей, где ему уготована роль большого мальчика с большим сердцем, бета-самцом, уступающим по степени матерости и знания жизни настоящему альфачу Николаю Ивановичу, но способному вызвать доверие со стороны его жены Нины (Екатерина Васильева, сериалы "Напарницы" и "Пасечник") и дочери Даши (Яна Сексте, сериалы "Операция "Сатана" и "Частица вселенной"), являющейся его ровесницей. Даша одна воспитывает сына, юного Ивана (Витя Оводков), подвижного и эмоционального мальчика 8-9 лет. Переживающий за животных Егор понимает, что он сам является лишь винтиком в большом и налаженном бизнесе Николая Ивановича, к которому едут охотники со всей страны и из-за границы. Появление у ворот станции в один из дней пестро выглядящих борцов за права животных и создает необходимую для фильма разверзающуюся трещину конфликта и показывает для Егора, что и у покорности и послушания могут быть свои пределы. Территория, которую обозначает Наталия Мещанинова в "Сердце мира" нова для отечественного, да и, пожалуй, для мирового кинематографа последних лет. Она не рассматривает проблему одиночества Егора из страха перед людьми, лишь пунктирно проводя в своей ленте причину всех бед этого немного странного и кажущегося на людях максимально зажатым и неуверенным в себе парня. Алкоголизм его матери Ларисы, о смерти которой герой Девонина узнает примерно в конце первой трети фильма, начинает приоткрывать клыки этого "Маугли наоборот" и показывает все отношение, когда сын категорически и в грубой форме отказывается ехать на похороны. Зритель начинает понимать, что главный герой оказывается не совсем тем, за кого себя выдает, что он несет в себе множество болезненных историй из покрытого мраком прошлого, где, можно предположить, его существование было на грани человеческого. Мастерство Мещаниновой неспешно раскрывать своих героев со всех сторон при помощи удивляющих поступков и создавать какую-то особенную окружающую полудокументальную среду в кадре заслуживает восхищения. Авторы ленты предлагают зрителям ожидаемый парадокс: главный герой, стремящийся изо всех сил к теплому очагу, оказывается человеком, который механистически хочет воспроизвести то счастье, которого у него никогда не было до этого, но о котором, как ему кажется, он имеет определенные представления. Девонину, потерявшему вес на десяток килограммов за время съемок, удается герой без реального эмоционального участия для других людей, герой, который хочет прилепиться к этой кажущейся ему образцовой семье, но у него есть тот оправданный детский или подростковый страх перед людьми, которых он считает предателями по определению и по собственному опыту. Егора, кажущегося внешне таким чистым и уязвимым, представляют каким-то промежуточным звеном, каким-то сбоем в эволюционной программе, у которого разверзается время от времени настоящий ад в сердце и душе. Показывая "Сердце мира" непривычный для урбанизированного зрителя обособленный уклад жизни семьи Николая Ивановича, Наталия Мещанинова избегает движения по пути фальшивого драматизма и психоаналитического представления героев. Она предпочитает снимать действия и поступки главного героя, практически собственной кожей ощущающего свою неприкаянность, с которой он убежал от проблем своего прошлого, но со страхом и непониманием смотрит в будущее. Подобно Белке Егор хочет залечить все душевные раны, но чтобы это сделать нужно хотя бы быть человеком, а не обладать только его оболочкой. Отсутствие эмоционального отклика зачастую не только пугает окружающих, но и может поставить их в тупик. Сексуальные сцены Егора и Даши больше напоминают спаривание, визуальная жажда друг друга молодых людей на деле оказывается страшным обманом, потому что главный герой оказывается настолько неспособен к выражению чувств и потребностей, что больше напоминает животное, которому перепала самка. Герою Девонина подсознательно нравится неопределенность, он ее очень любит, но парадоксально Егор оказывается в ситуации, когда можно сделать только единственный выбор или не делать его вовсе и парадоксально, что именно эта станция, на которой он оказался и которую успел возненавидеть оказывается именно тем сердцем его нового мира. Удивительно, но Николай Иванович, уходящий в жесткий запой и разбивающий все надежды Егора на обретение мира и дома, в третьем акте картины оказывается выглядящим удивительно человечным и сентиментальным будучи даже в совершенно скотском опьянении, при этом Мещанинова избегает расстановки открытых акцентов, показывая, что главный герой опять оказался в той же самой ситуации, из которой он уже давно хотел вырваться. Поэтому "Сердце мира" оказывается лентой не о сотворении мира, а о его разрушении, где главный герой из щенячьей преданности за непродолжительное время рушит годами складывавшуюся систему, рушит целый мир нескольких людей, в котором, как оказывается, он сам мало чего понимает.