В своем четвертом режиссерском проекте "Вернуть Бена", представленном впервые на фестивале в Торонто в начале сентября прошлого года, Питер Хеджес ("Странная жизнь Тимоти Грина", "Влюбиться в невесту брата") обращается к очень сложной тематике, когда вся семья испытывает коллективное чувство вины за своего старшего сына, любит и, в то же время, боится его. Хеджес показывает наркоманию как страшную социальную болезнь, поражающую максимальное количество людей, и в этом случае обреченность многих жителей маленького американского городка становится камертоном к этой, старающейся по максимуму задеть за живое, ленте. Когда одна рождественская ночь способна перевернуть для главной героини Холли Бёрнс (Джулия Робертс, "Чудо", "Финансовый монстр") все представления о том месте, где она живет, и показать ей изнанку жизни, на которую обычно стараются не обращать внимания те, у кого все хорошо и чьи дети не пытаются уйти от проблем при помощи героина. Яркость таланта Робертс, ее смешанные чувства к собственному сыну Бену (Лукас Хеджес, "Середина 90-х", "Стертая личность"), показывает то, что может переживать мать, и, в первую очередь, надежду на рождественское чудо выздоровления и ухода от зависимости. Психологический термин "аддикция" в определенном смысле является ключевым для настройки на понимание этой ленты, которая постоянно держит напряжение между характерами и ставит зрителей в положение саперов, пытающихся обезвредить шаг за шагом целое минное поле из прошлой жизни Бена в течение одной ночи. Возращение блудного сына, вышедшего из затяжного наркотического трипа и не принимающего наркотики уже целых семьдесят семь дней, к матери, которая путается в своих эмоциях, восхищается, боится и готова простить все, это так по-библейски, так понятно и универсально для всех. Попытаться в Сочельник обрести то чувство тепла и очага, которое есть только в полных семьях, где дети в досточном количестве получают заботу и ласку, и при этом сыграть в "Вернуть Бена" таких персонажей, которых крепко, практически намертво, связывает с главным героем затуманенное прошлое. Питер Хеджес показывает все в настоящем, избегая ретроспективных кадров и постоянно ускоряя повествование, открывая все новые подробности, которые способны уменьшить сочувствие к главному герою и переосмыслить роль Джулии Робертс в открытом финале. Поэтому "Вернуть Бена" старается представить все в форме драматического триллера, где страх лишен иррациональности и вполне предсказуем и осязаем, как понятны и осязаемы жизни тех, кто находится в долгом затяжном прыжке и чье сознание стремится быть максимально расширенным.
Питер Хеджес показывает героиню Робертс в прологе "Вернуть Бена" сидящей в церкви, она совсем не напоминает ту, которая привыкла общаться с Богом и испрашивать высшего совета. В канун Рождества трое из четверых детей Холли Бёрнс участвуют в театральной постановке и это единственный день в году, когда они ходят на службу. Внешне Холли напоминает счастливую мать, которая просто верна традициям и пришла поддержать своих детей. Дочь Иви (Кэтрин Ньютон, сериал "Общество", "Покемон. Детектив Пикачу") от первого брака ангельским голосом поет в хоре, младшие брат Лайам (Джакари Фрэйзер) и сестра Лейси (Миа Фаулер), рожденные от респектабельного и порядочного афроамериканца Нила Биби (Кортни Б. Вэнс, "Мумия", "Новогодний корпоратив"), получили свои небольшие роли в спектакле. Портрет счастливой американской семьи из глубинки практически закончен. Осталось только одно странное серое пятно, старший брат Бен, вырвавшийся под честное слово из клиники для наркоманов на Рождество и получивший согласие своего поручителя. Появляющийся практически из ниоткуда герой Лукаса Хеджеса подобен зверю из леса, пришедшему на запахи из теплого очага, на стекле входной двери в родной дом, тем не менее, есть большая табличка, предупреждающая, что дом защищен от внешнего вторжения сигнализацией. Вернувшиеся с репетиции в церкви члены семьи встречают Бена возле дома. Это настоящий шок, увидеть того, кого действительно не ждали и кто способен нарушить благостный покой в ожидании праздника. В нескольких следующих сценах Питер Хеджес демонстрирует хорошее знание поведения среднеамериканских семей, в составе которых есть, как минимум, один наркоман. Героиня Джулии Робертс спешно собирает все таблетки из шкафа в мешок и хорошо прячет коробку с драгоценностями, она внешне спокойна, она даже рада тому, что Бен вернулся, но кто знает, что у него на уме. Иви вспоминает, как до этого прошли визиты ее брата в родной дом, когда он возвращался. Чуть позже подъехавший Нил, который является поручителем для Бена и оплачивает его пребывание и лечение в клинике, также не уверен в необходимости присутствия пасынка в доме на главном семейном празднике. Герою Хеджеса здесь открыто не рады, и вот-вот должны запуститься спусковые механизмы, которые будут гарантировать испорченное Рождество, очередной наркотический срыв, возврат к прошлому и спешное выдворение обратно на принудительное лечение. Но всего этого не происходит.
Неторопливо отмеряя каждое движение камеры Питер Хеджес выходит в ту область "Вернуть Бена" во втором акте, где начинается глубокое погружение в прошлое главного героя. Бен находит на чердаке запрятанный в старых елочных игрушках героин, встречается взглядами со своими старыми знакомыми в торговом центре, посещает встречу в центре для анонимных наркоманов. Его мать Холли, постоянно идет за ним. не спускает с него глаз и прекрасно понимает, что ее сын может сорваться в каждую минуту в любом месте, включая кабинку для примерок. Робертс еще продолжает играть характер, верящий в восстановление и реабилитацию собственного сына, которого она не привыкла считать несчастным, оступившимся. Бена она рассматривает именно как ребенка, которому когда-то не хватило ее материнского внимания и который трагически перенес ее развод с бывшим мужем. Мастерства Лукаса Хеджеса вполне достаточно, чтобы ввести зрителей в заблуждение и сыграть типаж, который показывает гордость выздоравливающего наркомана, уверенно дистанцирующегося от наркотиков и всего, что с ними было связано. Особенно правдоподобно из глаз Бена текут слезы во время рождественской мессы в церкви, и остается только поверить в успешность терапии и отказ от прошлого, которое, кажется, полностью отпустило. Похищение собаки, милого Понса, произошедшее при отключенной сигнализации (а от кого ее надо включать, когда Бен уже вернулся и исправился?), пока все семейство благочинно находилось в церкви, запускает самую темную и отчаянную часть истории, целиком переворачивающей представление о Бене, как о жертве наркотической зависимости. Холли превращается в мать фактического убийцы, дилера, из-за которого погибли несколько человек в этом городе. Провинциальный рассказ стремится удивить и шокировать зрителей и раз за разом предъявляя им новые факты из жизни того, кто вернулся и кто ради наркотиков был готов на все: подружиться с учителем-педофилом, у которого остались огромные запасы после смерти страдавшей онкологией матери, стать исполнителем на побегушках у теневого дельца Клэйтона (Майкл Эспер, сериалы "Траст" и "Безмозглые"). Очень осторожно Питер Хеджес препарирует проблему и пытается выяснить корни тяги к изменению сознания Беном. С одной стороны, Холли пытается обвинить выжившего из ума доктора Крэйна (Джек Дэвидсон), который назначил ее сыну сильнодействующий препарат во время восстановления после травмы, с другой - винит себя, что ушла от отца Бена, что негативно сказалось на его психике.
Активно говоря в "Вернуть Бена" о теме спасения, Питер Хеджес уводит свой материал в третьем акте в сторону нравственного выбора и материнской любви героини Джулии Робертс, которая оказывается практически раздавленной сыном-айсбергом во время роуд-муви по спасению милого любимца всей семьи Понса. Холли практически опускается в ад и узнает в течение одной ночи всю глубину падения старшего сына, который, тем не менее, очень привязан к родному дому. За всем, что видят зрители, чувствуется хорошо спроектированное, но отчасти абстрагирующееся от реальности, действие, постановку, в которой диалоги героев обретают смысл буквально в каждом слове, но все равно страдают определенной тяжеловесностью. В некоторых сценах проект уходит от выбранной специфики и предлагает более конкретные вещи, характерные для триллера, как это происходит в сложном по степени исходящей опасности общении Бена с его старым приятелем из прошлого по прозвищу "Паук" (Дэвид Залдивар, сериалы "ФБР" и "Государственный секретарь") и с местным поставщиком наркотиков Клэйтоном. Кажется, что вот-вот Питер Хеджес сделает важное заявление, которое полностью при помощи актеров выразит окончательную авторскую позицию по поводу происходящего, но этого так и не происходит в открытом виде. Однако, благодаря отличному представлению своих ролей Джулией Робертс и Лукасом Хеджесом, подтекст о всепрощающей материнской любви и готовности матери идти до конца даже в самых критических ситуациях становится хорошо считываемым. Поэтому "Вернуть Бена" играет все равно больше по художественным законам и правилам и отклоняется от того, что может быть в реальной жизни, в которой большинство родителей вряд ли сможет искать для себя пути прощения, когда их дети начинают принимать наркотики и слетают с катушек. Образ Холли Бёрнс в исполнении Робертс, матери, сражающейся за жизнь сына-наркомана, который в одном из эпизодов предлагает ей отказаться от него, оказывается способен оставить глубокий след в душе. Главная героиня разрывается между собственным чувством вины об упущенном когда-то ребенке и злостью на саму себя от того, что ее жизнь сложилась в итоге не так счастливо. Постоянное переключение эмоций дает фильму Хеджеса тот ровный яркий свет, который мастерски привлекает еще раз внимание к серьезнейшей для Америки общественной проблеме, но избегает при этом острых углов. Каждый спасает себя сам, и каждый стремится справиться со своим горем в одиночестве.
7
,5
2018, США, Драмы
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своем четвертом режиссерском проекте "Вернуть Бена", представленном впервые на фестивале в Торонто в начале сентября прошлого года, Питер Хеджес ("Странная жизнь Тимоти Грина", "Влюбиться в невесту брата") обращается к очень сложной тематике, когда вся семья испытывает коллективное чувство вины за своего старшего сына, любит и, в то же время, боится его. Хеджес показывает наркоманию как страшную социальную болезнь, поражающую максимальное количество людей, и в этом случае обреченность многих жителей маленького американского городка становится камертоном к этой, старающейся по максимуму задеть за живое, ленте. Когда одна рождественская ночь способна перевернуть для главной героини Холли Бёрнс (Джулия Робертс, "Чудо", "Финансовый монстр") все представления о том месте, где она живет, и показать ей изнанку жизни, на которую обычно стараются не обращать внимания те, у кого все хорошо и чьи дети не пытаются уйти от проблем при помощи героина. Яркость таланта Робертс, ее смешанные чувства к собственному сыну Бену (Лукас Хеджес, "Середина 90-х", "Стертая личность"), показывает то, что может переживать мать, и, в первую очередь, надежду на рождественское чудо выздоровления и ухода от зависимости. Психологический термин "аддикция" в определенном смысле является ключевым для настройки на понимание этой ленты, которая постоянно держит напряжение между характерами и ставит зрителей в положение саперов, пытающихся обезвредить шаг за шагом целое минное поле из прошлой жизни Бена в течение одной ночи. Возращение блудного сына, вышедшего из затяжного наркотического трипа и не принимающего наркотики уже целых семьдесят семь дней, к матери, которая путается в своих эмоциях, восхищается, боится и готова простить все, это так по-библейски, так понятно и универсально для всех. Попытаться в Сочельник обрести то чувство тепла и очага, которое есть только в полных семьях, где дети в досточном количестве получают заботу и ласку, и при этом сыграть в "Вернуть Бена" таких персонажей, которых крепко, практически намертво, связывает с главным героем затуманенное прошлое. Питер Хеджес показывает все в настоящем, избегая ретроспективных кадров и постоянно ускоряя повествование, открывая все новые подробности, которые способны уменьшить сочувствие к главному герою и переосмыслить роль Джулии Робертс в открытом финале. Поэтому "Вернуть Бена" старается представить все в форме драматического триллера, где страх лишен иррациональности и вполне предсказуем и осязаем, как понятны и осязаемы жизни тех, кто находится в долгом затяжном прыжке и чье сознание стремится быть максимально расширенным. Питер Хеджес показывает героиню Робертс в прологе "Вернуть Бена" сидящей в церкви, она совсем не напоминает ту, которая привыкла общаться с Богом и испрашивать высшего совета. В канун Рождества трое из четверых детей Холли Бёрнс участвуют в театральной постановке и это единственный день в году, когда они ходят на службу. Внешне Холли напоминает счастливую мать, которая просто верна традициям и пришла поддержать своих детей. Дочь Иви (Кэтрин Ньютон, сериал "Общество", "Покемон. Детектив Пикачу") от первого брака ангельским голосом поет в хоре, младшие брат Лайам (Джакари Фрэйзер) и сестра Лейси (Миа Фаулер), рожденные от респектабельного и порядочного афроамериканца Нила Биби (Кортни Б. Вэнс, "Мумия", "Новогодний корпоратив"), получили свои небольшие роли в спектакле. Портрет счастливой американской семьи из глубинки практически закончен. Осталось только одно странное серое пятно, старший брат Бен, вырвавшийся под честное слово из клиники для наркоманов на Рождество и получивший согласие своего поручителя. Появляющийся практически из ниоткуда герой Лукаса Хеджеса подобен зверю из леса, пришедшему на запахи из теплого очага, на стекле входной двери в родной дом, тем не менее, есть большая табличка, предупреждающая, что дом защищен от внешнего вторжения сигнализацией. Вернувшиеся с репетиции в церкви члены семьи встречают Бена возле дома. Это настоящий шок, увидеть того, кого действительно не ждали и кто способен нарушить благостный покой в ожидании праздника. В нескольких следующих сценах Питер Хеджес демонстрирует хорошее знание поведения среднеамериканских семей, в составе которых есть, как минимум, один наркоман. Героиня Джулии Робертс спешно собирает все таблетки из шкафа в мешок и хорошо прячет коробку с драгоценностями, она внешне спокойна, она даже рада тому, что Бен вернулся, но кто знает, что у него на уме. Иви вспоминает, как до этого прошли визиты ее брата в родной дом, когда он возвращался. Чуть позже подъехавший Нил, который является поручителем для Бена и оплачивает его пребывание и лечение в клинике, также не уверен в необходимости присутствия пасынка в доме на главном семейном празднике. Герою Хеджеса здесь открыто не рады, и вот-вот должны запуститься спусковые механизмы, которые будут гарантировать испорченное Рождество, очередной наркотический срыв, возврат к прошлому и спешное выдворение обратно на принудительное лечение. Но всего этого не происходит. Неторопливо отмеряя каждое движение камеры Питер Хеджес выходит в ту область "Вернуть Бена" во втором акте, где начинается глубокое погружение в прошлое главного героя. Бен находит на чердаке запрятанный в старых елочных игрушках героин, встречается взглядами со своими старыми знакомыми в торговом центре, посещает встречу в центре для анонимных наркоманов. Его мать Холли, постоянно идет за ним. не спускает с него глаз и прекрасно понимает, что ее сын может сорваться в каждую минуту в любом месте, включая кабинку для примерок. Робертс еще продолжает играть характер, верящий в восстановление и реабилитацию собственного сына, которого она не привыкла считать несчастным, оступившимся. Бена она рассматривает именно как ребенка, которому когда-то не хватило ее материнского внимания и который трагически перенес ее развод с бывшим мужем. Мастерства Лукаса Хеджеса вполне достаточно, чтобы ввести зрителей в заблуждение и сыграть типаж, который показывает гордость выздоравливающего наркомана, уверенно дистанцирующегося от наркотиков и всего, что с ними было связано. Особенно правдоподобно из глаз Бена текут слезы во время рождественской мессы в церкви, и остается только поверить в успешность терапии и отказ от прошлого, которое, кажется, полностью отпустило. Похищение собаки, милого Понса, произошедшее при отключенной сигнализации (а от кого ее надо включать, когда Бен уже вернулся и исправился?), пока все семейство благочинно находилось в церкви, запускает самую темную и отчаянную часть истории, целиком переворачивающей представление о Бене, как о жертве наркотической зависимости. Холли превращается в мать фактического убийцы, дилера, из-за которого погибли несколько человек в этом городе. Провинциальный рассказ стремится удивить и шокировать зрителей и раз за разом предъявляя им новые факты из жизни того, кто вернулся и кто ради наркотиков был готов на все: подружиться с учителем-педофилом, у которого остались огромные запасы после смерти страдавшей онкологией матери, стать исполнителем на побегушках у теневого дельца Клэйтона (Майкл Эспер, сериалы "Траст" и "Безмозглые"). Очень осторожно Питер Хеджес препарирует проблему и пытается выяснить корни тяги к изменению сознания Беном. С одной стороны, Холли пытается обвинить выжившего из ума доктора Крэйна (Джек Дэвидсон), который назначил ее сыну сильнодействующий препарат во время восстановления после травмы, с другой - винит себя, что ушла от отца Бена, что негативно сказалось на его психике. Активно говоря в "Вернуть Бена" о теме спасения, Питер Хеджес уводит свой материал в третьем акте в сторону нравственного выбора и материнской любви героини Джулии Робертс, которая оказывается практически раздавленной сыном-айсбергом во время роуд-муви по спасению милого любимца всей семьи Понса. Холли практически опускается в ад и узнает в течение одной ночи всю глубину падения старшего сына, который, тем не менее, очень привязан к родному дому. За всем, что видят зрители, чувствуется хорошо спроектированное, но отчасти абстрагирующееся от реальности, действие, постановку, в которой диалоги героев обретают смысл буквально в каждом слове, но все равно страдают определенной тяжеловесностью. В некоторых сценах проект уходит от выбранной специфики и предлагает более конкретные вещи, характерные для триллера, как это происходит в сложном по степени исходящей опасности общении Бена с его старым приятелем из прошлого по прозвищу "Паук" (Дэвид Залдивар, сериалы "ФБР" и "Государственный секретарь") и с местным поставщиком наркотиков Клэйтоном. Кажется, что вот-вот Питер Хеджес сделает важное заявление, которое полностью при помощи актеров выразит окончательную авторскую позицию по поводу происходящего, но этого так и не происходит в открытом виде. Однако, благодаря отличному представлению своих ролей Джулией Робертс и Лукасом Хеджесом, подтекст о всепрощающей материнской любви и готовности матери идти до конца даже в самых критических ситуациях становится хорошо считываемым. Поэтому "Вернуть Бена" играет все равно больше по художественным законам и правилам и отклоняется от того, что может быть в реальной жизни, в которой большинство родителей вряд ли сможет искать для себя пути прощения, когда их дети начинают принимать наркотики и слетают с катушек. Образ Холли Бёрнс в исполнении Робертс, матери, сражающейся за жизнь сына-наркомана, который в одном из эпизодов предлагает ей отказаться от него, оказывается способен оставить глубокий след в душе. Главная героиня разрывается между собственным чувством вины об упущенном когда-то ребенке и злостью на саму себя от того, что ее жизнь сложилась в итоге не так счастливо. Постоянное переключение эмоций дает фильму Хеджеса тот ровный яркий свет, который мастерски привлекает еще раз внимание к серьезнейшей для Америки общественной проблеме, но избегает при этом острых углов. Каждый спасает себя сам, и каждый стремится справиться со своим горем в одиночестве.