Дебютный полнометражный проект "Дитя робота" австралийского режиссера и сценариста Гранта Спьютора стал одним из открытий фестиваля "Сандэнс" в конце января этого года. В фантастическом триллере, снятом на небольшом бюджете и с отличным производственным дизайном, четко показаны новые возможности роботов в качестве селекционеров рода человеческого. Дроиды в экранной истории Спьютора, написанной им совместно с Майклом Ллойдом Грином, решают достоин ли тот или индивид права на жизнь или должен быть немедленно уничтожен, как представляющий угрозу ненужный биоматериал. Режиссерские амбиции в этой ленте в не очень быстром темпе трансформируют постапокалиптические идеи о человечестве, загоняющем самого себя на грань катастрофы, к тому, что миром скоро будет править общий, распределенный по тысячам роботов. Этот разум принимает решения о пригодности и перспективах человеческих песчинок для построения новой идеальной цивилизации, стирающей грани между биологическим и машинным бытием. В то же время Спьютор стремится высказаться и на тему эмоциональных всплесков, присущих в теории только человеку, а на практике умело проэмулированных Матерью-Машиной. Интеллектуальность, которой традиционно наделяют роботов большинство фантастов, в этом проекте имеет адаптивные черты, роботы, по-видимому, обучаются в этой ленте благодаря переработке обширных баз человеческих знаний, что ведет к формированию особой, машинной философии, основанной на прагматизме и рассматривающей человека в качестве набора функциональных частей. Работа Гранта Спьютора стремится задавать вопросы, существующие в научной фантастике уже десятилетиями, и если с мыслительной деятельностью у дроидов все достаточно просто, то их основной уязвимостью становится эмоциональность, которую Мать-Машина старается более или менее правдоподобно имитировать для зрителя. Если дроид запрограммирован испытывать материнские чувства, то он должен испытывать настоящий прилив материнских эмоций и полностью сливаться с тем ребенком, которого он воспитывает. Очевидно, Спьютор далек от технократии и изо всех сил стремится показать в своей тревожной медитации (а иначе просмотр ленты назвать сложно), что машина выдает, маскируясь под родительницу - не более чем фейки чувств первого уровня, программа материнства, в которой важны как никогда хорошо замаскированные манипуляции для получения селекционного результата. Поэтому "Дитя робота" сознательно делает акценты на женских персонажах и феномене материнства, стараясь показать, как может взаимодействовать высокотехнологичное существо с характерами из плоти крови, и рассказывает об антиутопической потере контроля в период подросткового кризиса и бунта.
Когда в экспозиции "Дитя робота" Грант Спьютор показывает огромный бункер, каждый метр которого буквально прогибается от последних научных достижений, то становится ясно, что перед нами - гигантский инкубатор по выращиванию людей дроидами. За создание людей из эмбрионов отвечает Мать, пластикой и очеловечиванием которой занимался актер Люк Хокер ("Крампус", "Лекарство"), а озвучивала в оригинале Роуз Бирн ("Семья по-быстрому", "Голая Джульетта"). Авторы ясно заявляют, что в этом помещении будут происходить работы, по созданию нового типа людей. В распоряжении материнского дроида - 63 000 капсул с эмбрионами, каждую из которых можно в течение 24 часов превратить в младенца и начать процесс его развития до полноценной взрослой особи с заранее заданными физическими и интеллектуальными параметрами. Реальный процесс рождения завораживает и имитирует то, что происходит в реальном времени с фатализмом хорошо отработанной технологии по производству сморщенных и кричащих младенцев. Вместо колыбельных и прижатий к самому сердцу во время непрекращающихся криков - песня "Baby Mine" из диснеевской классики "Дамбо" и попытка найти наиболее оптимальное положение манипуляторов для того, чтобы крохотному тельцу это напоминало материнские руки. Сложно представить, с какой скоростью развивается ребенок, которого можно назвать Дочь (Клара Ругор, "За мечтой", "Благодать"), но вряд ли на следующий день он превращается во взрослую привлекательную девушку. Для героини Ругор, лишенной в процессе развития всякой социализации и общения с себе подобными, Мать является без всяких преувеличений и иронии настоящим центром Вселенной и главной подругой для своего ребенка. Спьютор со скоростью вращающегося калейдоскопа показывает насколько скрупулезным и продуманным был процесс развития Дочери. Все эти занятия балетом, изготовление копий живых существ в пластике оригами, рукоделие и даже наклеивание забавных стикеров на корпус мамаши показывают один большой машинный эксперимент, задуманный дроидами и прикрываемый благими целями о спасении человечества. Дочь находится в полной изоляции из-за того, что Земля заражена и непригодна для жизни людей, такой подход к воспитанию предсказуемо деформирует психику подростка и делает Мать настоящим абсолютом. Первый сигнал в процессе решения этических и философских дилемм Дочь получила тогда, когда милая мышь перегрызла силовой кабель и полностью обесточила станцию. Тревога, которая возникла у персонажа Ругор, относительно жизни, которая может существовать за пределами бункера была немедленно пресечена при помощи сжигания животного в специальной утилизационной печи и полной дезинфекции Дочери. Однако стерильность существования Дочери прерывается и превращается в настоящую катастрофу благодаря появлению у ворот шлюза некой Женщины среднего возраста (Хилари Суэнк, "Что у них было", "55 шагов"), истекающей кровью и рассказывающей о том, как дроиды истребляют младенцев и как люди вынуждены прятаться в шахтах.
Конфликт, возникающий в "Дитя робота" перед второым актом, Грант Спьютор представляет с разных точек зрения и показывает в первую очередь столкновение того, что говорила Мать в условиях полной информационной изоляции, со словами персонажа Суэнк, которая только и твердит о том, что происходит в почти безжизненном мире, где дроиды отстреливают последних оставшихся в живых людей. Вопросом времени становится жестокая и кровавая схватка между Матерью и Женщиной за право влияния на мысли и поступки героини Клары Ругор. Дроид дает только запрограммированные ответы и твердит, что его главная задача - заботиться о будущем человечества. Нет больших авторских открытий от Спьютора в том, что истина традиционно находится где-то посередине, и никто не говорит полностью всей правды в собственных интересах. Побег Дочери в ветреную пустошь со скелетами деревьев и черным песком заставляет ее на собственном опыте убедиться, что на планете осталось не так уж много мест, где мог бы выживать человек. Интересно, что образ Женщины можно идентифицировать в этом случае в качестве обобщения бунта и бегства от самой себя. Живущая в транспортном контейнере на берегу океана героиня Хилари Суэнк стремится обобщить то тотальное одиночество, когда она вынуждена обманывать себе подобную физически из искусственного рая. Дочь, воспитанная роботом, отчасти и ведет себя подобно дроиду и избегает острых решений. То, что в рассказе проекта может показаться психологически сложным с точки зрения авторов, больше вызывает умиление от того, как много людей тянет в идеальный санаторий, где дроид с интонациями медсестры из "Полета над гнездом кукушки" Формана мягко убедит свою очередную полностью контролируемую дочь в том, насколько важно для дроидов обеспечить выживание человечества как вида. В отличие от парадоксально разработанного образа Матери, который обеспечивает в большей степени мифологичность античного творца с Олимпа и делает это очень обобщенно, характер Женщины Хилари Суэнк стремится предствить максимально живым и гиперэмоциональным. Актриса преподносит свою роль с мрачным упорством, но держит дистанцию от притворяющейся гуманной Матери и занимает настоящую круговоую оборону, показывая враждебное неприятие и плохо скрываемую жестокость по отношению к дроидам. За разъедающей мозг Женщины паранойей скрывается уязвимость, которая не получила достаточной проработки в сценарии. В отличие от нее героиня Клары Ругор демонстрирует характер и способна стать в отдаленной перспективе лидером восстания против дроидов, которые подарили ей жизнь и воспитали на основе машинного разума.
Взгляд Гранта Спьютора в "Дитя робота" находится на стыке искусственного интеллекта и материнства и заставляет опасаться наступления технологического будущего, где человечество может получить роль забавных домашних питомцев и игрушек для роботов, которые даже будучи объединенными в одну глобальную сеть не могут научиться тому, что впитывает в себя человек в результате социализации. Выход из условной зоны комфорта за пределы бункера несет для Дочери не просто разрушительные последствия, он становится для нее своеобразной сывороткой правды, и когда характер Ругор узнает всю правду о своей Матери, то это полностью лишает ее того уважения, которое она испытывала к своей машинизированной родительнице. Вопрос о том, кем лучше быть предсказуемым роботом или бьющимся в припадках собственных эмоций человеком, режиссер уводит в сторону такой дихотомии, где ценой может стать собственная жизнь. Удалив полностью мужчин из экранной истории фильма, Спьютор и Грин используют хорошо проверенный концепт об искусственном возрождении жизни на отдельно взятой планете, где для регенерации потребуется большое количество женских особей. Но даже такая гендерная модель, по мысли авторов, не лишена от проблем и сбоев, питомцы дроидов могут оказаться от природы глупы или склонны к саморазрушению, в отличие от людей и нравственного императива философа Канта, роботы готовы безжалостно избавляться от тех, кто не проходит тест на сверхчеловека. Поэтому наделение Дочери в "Дитя робота" андрогинными чертами позволяет Спьютору преодолеть множество вопросов, которые возникают о присутствии женственности в этом фильме, ставящем гораздо более высокую планку, чем просто рассказ об особенностях восстановления в достаточном количестве вида людей, достойных жизни на обновленной Земле.
6
,6
2019, Фантастика
108 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютный полнометражный проект "Дитя робота" австралийского режиссера и сценариста Гранта Спьютора стал одним из открытий фестиваля "Сандэнс" в конце января этого года. В фантастическом триллере, снятом на небольшом бюджете и с отличным производственным дизайном, четко показаны новые возможности роботов в качестве селекционеров рода человеческого. Дроиды в экранной истории Спьютора, написанной им совместно с Майклом Ллойдом Грином, решают достоин ли тот или индивид права на жизнь или должен быть немедленно уничтожен, как представляющий угрозу ненужный биоматериал. Режиссерские амбиции в этой ленте в не очень быстром темпе трансформируют постапокалиптические идеи о человечестве, загоняющем самого себя на грань катастрофы, к тому, что миром скоро будет править общий, распределенный по тысячам роботов. Этот разум принимает решения о пригодности и перспективах человеческих песчинок для построения новой идеальной цивилизации, стирающей грани между биологическим и машинным бытием. В то же время Спьютор стремится высказаться и на тему эмоциональных всплесков, присущих в теории только человеку, а на практике умело проэмулированных Матерью-Машиной. Интеллектуальность, которой традиционно наделяют роботов большинство фантастов, в этом проекте имеет адаптивные черты, роботы, по-видимому, обучаются в этой ленте благодаря переработке обширных баз человеческих знаний, что ведет к формированию особой, машинной философии, основанной на прагматизме и рассматривающей человека в качестве набора функциональных частей. Работа Гранта Спьютора стремится задавать вопросы, существующие в научной фантастике уже десятилетиями, и если с мыслительной деятельностью у дроидов все достаточно просто, то их основной уязвимостью становится эмоциональность, которую Мать-Машина старается более или менее правдоподобно имитировать для зрителя. Если дроид запрограммирован испытывать материнские чувства, то он должен испытывать настоящий прилив материнских эмоций и полностью сливаться с тем ребенком, которого он воспитывает. Очевидно, Спьютор далек от технократии и изо всех сил стремится показать в своей тревожной медитации (а иначе просмотр ленты назвать сложно), что машина выдает, маскируясь под родительницу - не более чем фейки чувств первого уровня, программа материнства, в которой важны как никогда хорошо замаскированные манипуляции для получения селекционного результата. Поэтому "Дитя робота" сознательно делает акценты на женских персонажах и феномене материнства, стараясь показать, как может взаимодействовать высокотехнологичное существо с характерами из плоти крови, и рассказывает об антиутопической потере контроля в период подросткового кризиса и бунта. Когда в экспозиции "Дитя робота" Грант Спьютор показывает огромный бункер, каждый метр которого буквально прогибается от последних научных достижений, то становится ясно, что перед нами - гигантский инкубатор по выращиванию людей дроидами. За создание людей из эмбрионов отвечает Мать, пластикой и очеловечиванием которой занимался актер Люк Хокер ("Крампус", "Лекарство"), а озвучивала в оригинале Роуз Бирн ("Семья по-быстрому", "Голая Джульетта"). Авторы ясно заявляют, что в этом помещении будут происходить работы, по созданию нового типа людей. В распоряжении материнского дроида - 63 000 капсул с эмбрионами, каждую из которых можно в течение 24 часов превратить в младенца и начать процесс его развития до полноценной взрослой особи с заранее заданными физическими и интеллектуальными параметрами. Реальный процесс рождения завораживает и имитирует то, что происходит в реальном времени с фатализмом хорошо отработанной технологии по производству сморщенных и кричащих младенцев. Вместо колыбельных и прижатий к самому сердцу во время непрекращающихся криков - песня "Baby Mine" из диснеевской классики "Дамбо" и попытка найти наиболее оптимальное положение манипуляторов для того, чтобы крохотному тельцу это напоминало материнские руки. Сложно представить, с какой скоростью развивается ребенок, которого можно назвать Дочь (Клара Ругор, "За мечтой", "Благодать"), но вряд ли на следующий день он превращается во взрослую привлекательную девушку. Для героини Ругор, лишенной в процессе развития всякой социализации и общения с себе подобными, Мать является без всяких преувеличений и иронии настоящим центром Вселенной и главной подругой для своего ребенка. Спьютор со скоростью вращающегося калейдоскопа показывает насколько скрупулезным и продуманным был процесс развития Дочери. Все эти занятия балетом, изготовление копий живых существ в пластике оригами, рукоделие и даже наклеивание забавных стикеров на корпус мамаши показывают один большой машинный эксперимент, задуманный дроидами и прикрываемый благими целями о спасении человечества. Дочь находится в полной изоляции из-за того, что Земля заражена и непригодна для жизни людей, такой подход к воспитанию предсказуемо деформирует психику подростка и делает Мать настоящим абсолютом. Первый сигнал в процессе решения этических и философских дилемм Дочь получила тогда, когда милая мышь перегрызла силовой кабель и полностью обесточила станцию. Тревога, которая возникла у персонажа Ругор, относительно жизни, которая может существовать за пределами бункера была немедленно пресечена при помощи сжигания животного в специальной утилизационной печи и полной дезинфекции Дочери. Однако стерильность существования Дочери прерывается и превращается в настоящую катастрофу благодаря появлению у ворот шлюза некой Женщины среднего возраста (Хилари Суэнк, "Что у них было", "55 шагов"), истекающей кровью и рассказывающей о том, как дроиды истребляют младенцев и как люди вынуждены прятаться в шахтах. Конфликт, возникающий в "Дитя робота" перед второым актом, Грант Спьютор представляет с разных точек зрения и показывает в первую очередь столкновение того, что говорила Мать в условиях полной информационной изоляции, со словами персонажа Суэнк, которая только и твердит о том, что происходит в почти безжизненном мире, где дроиды отстреливают последних оставшихся в живых людей. Вопросом времени становится жестокая и кровавая схватка между Матерью и Женщиной за право влияния на мысли и поступки героини Клары Ругор. Дроид дает только запрограммированные ответы и твердит, что его главная задача - заботиться о будущем человечества. Нет больших авторских открытий от Спьютора в том, что истина традиционно находится где-то посередине, и никто не говорит полностью всей правды в собственных интересах. Побег Дочери в ветреную пустошь со скелетами деревьев и черным песком заставляет ее на собственном опыте убедиться, что на планете осталось не так уж много мест, где мог бы выживать человек. Интересно, что образ Женщины можно идентифицировать в этом случае в качестве обобщения бунта и бегства от самой себя. Живущая в транспортном контейнере на берегу океана героиня Хилари Суэнк стремится обобщить то тотальное одиночество, когда она вынуждена обманывать себе подобную физически из искусственного рая. Дочь, воспитанная роботом, отчасти и ведет себя подобно дроиду и избегает острых решений. То, что в рассказе проекта может показаться психологически сложным с точки зрения авторов, больше вызывает умиление от того, как много людей тянет в идеальный санаторий, где дроид с интонациями медсестры из "Полета над гнездом кукушки" Формана мягко убедит свою очередную полностью контролируемую дочь в том, насколько важно для дроидов обеспечить выживание человечества как вида. В отличие от парадоксально разработанного образа Матери, который обеспечивает в большей степени мифологичность античного творца с Олимпа и делает это очень обобщенно, характер Женщины Хилари Суэнк стремится предствить максимально живым и гиперэмоциональным. Актриса преподносит свою роль с мрачным упорством, но держит дистанцию от притворяющейся гуманной Матери и занимает настоящую круговоую оборону, показывая враждебное неприятие и плохо скрываемую жестокость по отношению к дроидам. За разъедающей мозг Женщины паранойей скрывается уязвимость, которая не получила достаточной проработки в сценарии. В отличие от нее героиня Клары Ругор демонстрирует характер и способна стать в отдаленной перспективе лидером восстания против дроидов, которые подарили ей жизнь и воспитали на основе машинного разума. Взгляд Гранта Спьютора в "Дитя робота" находится на стыке искусственного интеллекта и материнства и заставляет опасаться наступления технологического будущего, где человечество может получить роль забавных домашних питомцев и игрушек для роботов, которые даже будучи объединенными в одну глобальную сеть не могут научиться тому, что впитывает в себя человек в результате социализации. Выход из условной зоны комфорта за пределы бункера несет для Дочери не просто разрушительные последствия, он становится для нее своеобразной сывороткой правды, и когда характер Ругор узнает всю правду о своей Матери, то это полностью лишает ее того уважения, которое она испытывала к своей машинизированной родительнице. Вопрос о том, кем лучше быть предсказуемым роботом или бьющимся в припадках собственных эмоций человеком, режиссер уводит в сторону такой дихотомии, где ценой может стать собственная жизнь. Удалив полностью мужчин из экранной истории фильма, Спьютор и Грин используют хорошо проверенный концепт об искусственном возрождении жизни на отдельно взятой планете, где для регенерации потребуется большое количество женских особей. Но даже такая гендерная модель, по мысли авторов, не лишена от проблем и сбоев, питомцы дроидов могут оказаться от природы глупы или склонны к саморазрушению, в отличие от людей и нравственного императива философа Канта, роботы готовы безжалостно избавляться от тех, кто не проходит тест на сверхчеловека. Поэтому наделение Дочери в "Дитя робота" андрогинными чертами позволяет Спьютору преодолеть множество вопросов, которые возникают о присутствии женственности в этом фильме, ставящем гораздо более высокую планку, чем просто рассказ об особенностях восстановления в достаточном количестве вида людей, достойных жизни на обновленной Земле.