В принципе, заголовок фильма можно было б перевести и дословно («В тумане»), тем более что это наверняка вызвало бы ассоциации не столько с шедевром французского «поэтического реализма» под названием «Набережная туманов» /1938/, сколько – с небезызвестным хоррором Джона Карпентера, в котором несущие смерть призраки появлялись именно из клубящегося тумана. Не менее выразителен и международный англоязычный вариант («Just a Breath Away», то есть «Просто выдохни»), содержащий намёк на ту спасительную меру, какую необходимо предпринять человеку, если он надеется ещё хоть ненадолго остаться в живых. Однако лучше всего тематике соответствует призыв «Не дыши», и очень жаль, что эффектное словосочетание успели «присвоить» голливудские кинематографисты – создатели одноимённого триллера о, скажем так, недопустимости проникновения в чужое жилище. Матьё быстро (быстрее, чем большинство парижан, погибших, так и не успев понять причин обрушившегося на столицу бедствия) догадывается, что задержать дыхание и успеть подняться достаточно высоко – единственный способ уцелеть. Но что делать дальше, если город (а предположительно – и весь мир) обволокла непроглядная мгла?!
Мужчине удаётся узнать у спасателя только то, что катаклизм не является результатом массированного применения химического оружия. Его жена Анна в разговоре с Сарой замечает, что, как физик, не верит в сверхъестественное происхождение таинственного феномена, довольствовавшись констатацией факта: землетрясению сопутствовал выброс неизвестного науке ядовитого вещества, распылившегося в воздухе. У супругов совсем мало времени, чтобы скрупулёзно изучить обстановку и попытаться обдумать, например, то обстоятельство, что по усеянным трупами людей и животных улицам преспокойно бегает разъярённая собака, кидающаяся на залётных прохожих. Обращает на себя внимание, что никто не использует фильтрующие противогазы (по-видимому, оказавшиеся неэффективными) – исключительно изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания, рискуя не успеть добраться до безопасного места, израсходовав кислородно-азотную смесь. Причём супруги в надежде достать специальный костюм для дочери, страдающей редким заболеванием и вынужденно находящейся в стерильной (исключающей прямые контакты с окружающей средой) капсуле, проникают в здание исследовательского центра, обнаружив, что и там всё плачевно…
Неожиданная развязка свидетельствует не только об изобретательности кинодраматургов, насытивших повествование поворотами сюжета, с одной стороны представляющимися вполне правдоподобными (с поправкой на озвученный фантастический допуск, конечно), а с другой – держащими зрителей в изрядном напряжении. Сделанное под занавес Сарой (благодаря товарищу по имени Ноэ, с которым, поражённым тем же недугом, прежде доводилось общаться лишь дистанционно, через Интернет) удивительное открытие не просто приводит к парадоксальному положению: газ не причиняет девочке вреда, и теперь ей предстоит заботиться о папе. В этот момент невольно вспоминаются слова, произнесённые в разговоре Анны с умудрённым годами Люсьеном (престарелая чета предоставила соседям убежище), выразившим удивление по поводу того, что в последние годы появилось так много детей, страдающих экзотичными неизлечимыми болезнями. Тем самым авторы аккуратно (очень аккуратно!) подводят нас к смелому выводу, что прозорливая природа, «предвидя» неотвратимо надвигающуюся катастрофу, заранее позаботилась о сохранении вида Homo sapiens… То есть остаётся надежда, что мрачные прогнозы Матьё, опасающегося, что человечество не сумеет восстановиться после понесённого урона, не сбудутся.
Дэниэл Роби, начинавший на операторском поприще, неслучайно уделяет повышенное внимание изобразительному решению. Вместе с тем он демонстрирует (не в первый раз!) и несомненное режиссёрское дарование. Дело не только, скажем, в умении чётко сформулировать актёрам сверхзадачу, что позволило «звёздам» Ромену Дюрису и Ольге Куриленко воплотить глубокие, полнокровные образы. Хотя изначально – с 2011-го года – проект разрабатывал (под патронажем продюсера Гийома Кольбока) другой постановщик, Доминик Рошер, уроженец Квебека (1) подошёл к реализации замысла предельно ответственно. Картина воспринимается не очередным коммерческим продуктом, а в первую очередь – въедливым исследованием реакции государства, столкнувшегося с исключительно серьёзным вызовом. Ещё полбеды, что с чрезвычайной ситуацией не справились профильные ведомства. Хуже, что органы правопорядка оказываются не в состоянии взять под контроль поведение испуганных граждан: приступ массовой паники приводит к лавинообразному распространению хаоса и с неизбежностью – к новой череде смертей. Так какой выход? Спасать собственную шкуру, как встреченный Матьё полицейский, готовый без колебаний пристрелить («избавить от страданий») всякого, кто покушается на драгоценные запасы?.. Человек человеку – волк?
Лента «Дыши во мгле» поразительно созвучна своим пафосом недавней американской антиутопии «Тихое место» /2018/, которой, на мой взгляд, почти не уступает ни в художественном, ни в зрелищном отношении. Важно не то, кому или чему противостоят действующие лица. Важно – благодаря чему они, стараясь не шуметь или не дышать, избегают гибели. Люди, спаянные крепкими семейными узами, естественно, имеют больше шансов уцелеть, чем эгоистичные одиночки, но не только… И Джон Красински, и Роби словно пытаются напомнить современникам древнюю, пусть и непопулярную сегодня, истину, что залогом сохранения рода, общества, цивилизации, наконец, биологического вида является готовность к самопожертвованию, проявляемая отдельными членами. Ещё Аристотель проницательно заметил, что целое больше, чем сумма его частей.
__________
1 – Чем, надо полагать, и объясняется отсылка к этой североамериканской стране, куда герой летал, проведав об экспериментальном методе лечения злополучного синдрома.
6
,3
2018, Фантастика
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В принципе, заголовок фильма можно было б перевести и дословно («В тумане»), тем более что это наверняка вызвало бы ассоциации не столько с шедевром французского «поэтического реализма» под названием «Набережная туманов» /1938/, сколько – с небезызвестным хоррором Джона Карпентера, в котором несущие смерть призраки появлялись именно из клубящегося тумана. Не менее выразителен и международный англоязычный вариант («Just a Breath Away», то есть «Просто выдохни»), содержащий намёк на ту спасительную меру, какую необходимо предпринять человеку, если он надеется ещё хоть ненадолго остаться в живых. Однако лучше всего тематике соответствует призыв «Не дыши», и очень жаль, что эффектное словосочетание успели «присвоить» голливудские кинематографисты – создатели одноимённого триллера о, скажем так, недопустимости проникновения в чужое жилище. Матьё быстро (быстрее, чем большинство парижан, погибших, так и не успев понять причин обрушившегося на столицу бедствия) догадывается, что задержать дыхание и успеть подняться достаточно высоко – единственный способ уцелеть. Но что делать дальше, если город (а предположительно – и весь мир) обволокла непроглядная мгла?! Мужчине удаётся узнать у спасателя только то, что катаклизм не является результатом массированного применения химического оружия. Его жена Анна в разговоре с Сарой замечает, что, как физик, не верит в сверхъестественное происхождение таинственного феномена, довольствовавшись констатацией факта: землетрясению сопутствовал выброс неизвестного науке ядовитого вещества, распылившегося в воздухе. У супругов совсем мало времени, чтобы скрупулёзно изучить обстановку и попытаться обдумать, например, то обстоятельство, что по усеянным трупами людей и животных улицам преспокойно бегает разъярённая собака, кидающаяся на залётных прохожих. Обращает на себя внимание, что никто не использует фильтрующие противогазы (по-видимому, оказавшиеся неэффективными) – исключительно изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания, рискуя не успеть добраться до безопасного места, израсходовав кислородно-азотную смесь. Причём супруги в надежде достать специальный костюм для дочери, страдающей редким заболеванием и вынужденно находящейся в стерильной (исключающей прямые контакты с окружающей средой) капсуле, проникают в здание исследовательского центра, обнаружив, что и там всё плачевно… Неожиданная развязка свидетельствует не только об изобретательности кинодраматургов, насытивших повествование поворотами сюжета, с одной стороны представляющимися вполне правдоподобными (с поправкой на озвученный фантастический допуск, конечно), а с другой – держащими зрителей в изрядном напряжении. Сделанное под занавес Сарой (благодаря товарищу по имени Ноэ, с которым, поражённым тем же недугом, прежде доводилось общаться лишь дистанционно, через Интернет) удивительное открытие не просто приводит к парадоксальному положению: газ не причиняет девочке вреда, и теперь ей предстоит заботиться о папе. В этот момент невольно вспоминаются слова, произнесённые в разговоре Анны с умудрённым годами Люсьеном (престарелая чета предоставила соседям убежище), выразившим удивление по поводу того, что в последние годы появилось так много детей, страдающих экзотичными неизлечимыми болезнями. Тем самым авторы аккуратно (очень аккуратно!) подводят нас к смелому выводу, что прозорливая природа, «предвидя» неотвратимо надвигающуюся катастрофу, заранее позаботилась о сохранении вида Homo sapiens… То есть остаётся надежда, что мрачные прогнозы Матьё, опасающегося, что человечество не сумеет восстановиться после понесённого урона, не сбудутся. Дэниэл Роби, начинавший на операторском поприще, неслучайно уделяет повышенное внимание изобразительному решению. Вместе с тем он демонстрирует (не в первый раз!) и несомненное режиссёрское дарование. Дело не только, скажем, в умении чётко сформулировать актёрам сверхзадачу, что позволило «звёздам» Ромену Дюрису и Ольге Куриленко воплотить глубокие, полнокровные образы. Хотя изначально – с 2011-го года – проект разрабатывал (под патронажем продюсера Гийома Кольбока) другой постановщик, Доминик Рошер, уроженец Квебека (1) подошёл к реализации замысла предельно ответственно. Картина воспринимается не очередным коммерческим продуктом, а в первую очередь – въедливым исследованием реакции государства, столкнувшегося с исключительно серьёзным вызовом. Ещё полбеды, что с чрезвычайной ситуацией не справились профильные ведомства. Хуже, что органы правопорядка оказываются не в состоянии взять под контроль поведение испуганных граждан: приступ массовой паники приводит к лавинообразному распространению хаоса и с неизбежностью – к новой череде смертей. Так какой выход? Спасать собственную шкуру, как встреченный Матьё полицейский, готовый без колебаний пристрелить («избавить от страданий») всякого, кто покушается на драгоценные запасы?.. Человек человеку – волк? Лента «Дыши во мгле» поразительно созвучна своим пафосом недавней американской антиутопии «Тихое место» /2018/, которой, на мой взгляд, почти не уступает ни в художественном, ни в зрелищном отношении. Важно не то, кому или чему противостоят действующие лица. Важно – благодаря чему они, стараясь не шуметь или не дышать, избегают гибели. Люди, спаянные крепкими семейными узами, естественно, имеют больше шансов уцелеть, чем эгоистичные одиночки, но не только… И Джон Красински, и Роби словно пытаются напомнить современникам древнюю, пусть и непопулярную сегодня, истину, что залогом сохранения рода, общества, цивилизации, наконец, биологического вида является готовность к самопожертвованию, проявляемая отдельными членами. Ещё Аристотель проницательно заметил, что целое больше, чем сумма его частей. __________ 1 – Чем, надо полагать, и объясняется отсылка к этой североамериканской стране, куда герой летал, проведав об экспериментальном методе лечения злополучного синдрома.