Не знаю, хорошо ли поступили авторы, смонтировав рекламный ролик так бодро, что прямо-таки покатываешься с хохоту. Нет, в истории Рона Столлуорта действительно масса забавного, начиная с того, что детективу из числа афро-американцев (!) вообще удалось провернуть подобную спецоперацию. До интервью, данного Роном Столлуортом в январе 2006-го года (1) журналистам газеты Deseret News, никто, включая Спайка Ли, не мог и вообразить, что такое вообще возможно. Но с другой стороны – режиссёр слишком хорошо понимал, что историю ни в коем случае нельзя рассказывать исключительно как комедию, поскольку над рядом аспектов столь серьёзный художник не имел права позволить себе потешаться. На кон были поставлены людские жизни, но что хуже всего – говорить о полной, безоговорочной и окончательной победе над дремучими предрассудками в тех же Соединённых Штатах, мягко говоря, наивно. Тем же, кому кажется, будто талантливый кинематографист напрасно сохраняет приверженность теме расизма, что борется с призраками прошлого и безнадёжно отстал от жизни, он приводит убедительный контрдовод в виде кадров телевизионной хроники… Впрочем, начнём по порядку.
Согласие принять Рона в блюстители порядка обуславливалось вовсе не наличием прогрессивных взглядов у начальства. Радикально изменившаяся социальная (а значит, и криминогенная) обстановка вынудила руководство департамента полиции города Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, спешно искать новые подходы. Собственно, тот факт, что первым мало-мальски значительным поручением новичку стало проникновение в штатском на сходбище общества цветных студентов, с нетерпением ожидающих выступления Стокли Кармайкла (с недавних пор – Кване Туре), говорит сам за себя. Партия чёрных пантер начинала чересчур сильно влиять на умы соотечественников: неровен час, всю страну охватит пламя гражданской войны. Столлуорт неплохо зарекомендовал себя, проявив отличные профессиональные качества, даже невзирая на завязавшиеся личные отношения с активистской Патрис Дюма. Но столь неожиданный и яркий поворот судьбы оказался для него сюрпризом (приятным). Парень не мог и предположить, что так легко, сделав дежурный телефонный звонок, войдёт в доверие к местным деятелям Ку-клукс-клана, проявляющим щепетильность, прося считать, что состоят просто в Организации (подобно тому, как агенты ЦРУ предпочитают говорить, что работают на «Компанию»). Осталось преодолеть малюсенькую трудность – придумать, кто предстанет перед членами ККК во плоти. Джон Дэвид Вашингтон прямо-таки купается в роли – и будем надеяться, что актёра ждёт не менее счастливое будущее, чем отца, знаменитого Дензела
Не могу не заметить, что Спайк (естественно, не без помощи команды кинодраматургов) с готовностью даёт волю остроумию, вспоминая о раскованной стилистике ранних работ. Вот только накопленный гражданский, житейский и эстетический опыт – при всём желании не откинуть… Проходит не так много экранного времени, и мы понимаем, что парадоксальность экранных ситуаций, порождающая комический эффект, – далеко не главное. Ли прибегнул к изящному художественному решению, сквозь призму конкретных обстоятельств (уникального в своём роде расследования) постаравшись передать, если угодно, накал того общественно-политического противостояния, что развернулось на рубеже 1960-70-х да и позже. В том, что до полномасштабного кровопролития с повальным применением огнестрельного оружия дело не дошло, заключается, бесспорно, колоссальная заслуга правоохранительных органов – и персонально таких личностей, как Столлуорт и Флип Циммерман. Но «молекулярная» (та самая, описанная Антонио Грамши) борьба идей оттого не стала менее интенсивной и ожесточённой. Особенно впечатляет эпизод, когда сборище «клановцев» сопоставляется монтажными средствами с собранием их оппонентов, выслушивающих душераздирающие воспоминания старика о жестокой расправе над умственно отсталым товарищем, обвинённым в изнасиловании белой женщины – явно под влиянием печально известного фрагмента из «Рождения нации» /1915/. И не нужно упрощать: речь не идёт о разделении на безвинных жертв и палачей. Речь – о том, какая общественная тенденция одержит верх. О том, на чьей стороне правда самой Истории.
К слову, упоминание немого шедевра (увы, шедевра и в довесок блокбастера, хотя термин ввели в киноведческий оборот позже) для постановщика принципиально. Он ещё в бытность постижения азов профессии снял ехидную короткометражку «Ответ» /1980/ о темнокожем сценаристе, получающем от посланника Ку-клукс-клана заказ на проект… дорогостоящего (с бюджетом в пятьдесят миллионов долларов) римейка упомянутой картины Дэвида Уорка Гриффита. А теперь – разбирается с печальным культурным наследием непосредственно, по пунктам, показывая, с каким упоением расисты регулярно пересматривают это неоднозначное кинопроизведение. Достаётся на орехи и создателям не менее ценных для Голливуда «Унесённых ветром» /1939/, укрепивших в массовом сознании образ «желательной негритянки» – служанки Мамми. Но и здесь чувствуется диалектическое мышление автора. Патрис резонно замечает ухажёру, что поток «блэксплуататорских» боевиков и триллеров, заполонивших кинотеатры после десятилетий дискредитации и замалчивания проблемы, принёс больше вреда, чем пользы. Отвечать мифом на миф – скверный метод!
Спайк Ли, свыше десятилетия (после ленты «Не пойман – не вор» /2006/) не добивавшийся заметных успехов, по праву получил Гран-при престижного Каннского международного кинофестиваля. Он сумел сотворить захватывающее и – при всех оговорках – весёлое зрелище. Однако ещё более мощное – нокаутирующее! – впечатление производит развязка, разбивающая в пух и прах прекраснодушные иллюзии. Находчивый, раскрывшийся истинным героем Рон, конечно, не отказал себе в удовольствии поглумиться над политиком-ретроградом, и даже кое-кого из подонков-сослуживцев наказали. Но… произошёл ли тектонический сдвиг? Беспорядки не стихают и в XXI веке, есть раненые и убитые. И тот же Дэвид Дьюк, вряд ли испытавший восторг по поводу избрания Барака Обамы, открыто поддерживает политику Дональда Трампа, чьи призывы вернуть Америке былое величие подозрительно напоминают лозунги доктора Кеннебрю Борегарда, с пафосного выступления которого начинается действие.
__________
1 – Мемуары под названием «Чёрный клановец» («Black Klansman», не стилизованный вариант «BlacKkKlansman») опубликовали гораздо позже, в 2014-м.
7
,4
2018, США, Криминал
135 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не знаю, хорошо ли поступили авторы, смонтировав рекламный ролик так бодро, что прямо-таки покатываешься с хохоту. Нет, в истории Рона Столлуорта действительно масса забавного, начиная с того, что детективу из числа афро-американцев (!) вообще удалось провернуть подобную спецоперацию. До интервью, данного Роном Столлуортом в январе 2006-го года (1) журналистам газеты Deseret News, никто, включая Спайка Ли, не мог и вообразить, что такое вообще возможно. Но с другой стороны – режиссёр слишком хорошо понимал, что историю ни в коем случае нельзя рассказывать исключительно как комедию, поскольку над рядом аспектов столь серьёзный художник не имел права позволить себе потешаться. На кон были поставлены людские жизни, но что хуже всего – говорить о полной, безоговорочной и окончательной победе над дремучими предрассудками в тех же Соединённых Штатах, мягко говоря, наивно. Тем же, кому кажется, будто талантливый кинематографист напрасно сохраняет приверженность теме расизма, что борется с призраками прошлого и безнадёжно отстал от жизни, он приводит убедительный контрдовод в виде кадров телевизионной хроники… Впрочем, начнём по порядку. Согласие принять Рона в блюстители порядка обуславливалось вовсе не наличием прогрессивных взглядов у начальства. Радикально изменившаяся социальная (а значит, и криминогенная) обстановка вынудила руководство департамента полиции города Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, спешно искать новые подходы. Собственно, тот факт, что первым мало-мальски значительным поручением новичку стало проникновение в штатском на сходбище общества цветных студентов, с нетерпением ожидающих выступления Стокли Кармайкла (с недавних пор – Кване Туре), говорит сам за себя. Партия чёрных пантер начинала чересчур сильно влиять на умы соотечественников: неровен час, всю страну охватит пламя гражданской войны. Столлуорт неплохо зарекомендовал себя, проявив отличные профессиональные качества, даже невзирая на завязавшиеся личные отношения с активистской Патрис Дюма. Но столь неожиданный и яркий поворот судьбы оказался для него сюрпризом (приятным). Парень не мог и предположить, что так легко, сделав дежурный телефонный звонок, войдёт в доверие к местным деятелям Ку-клукс-клана, проявляющим щепетильность, прося считать, что состоят просто в Организации (подобно тому, как агенты ЦРУ предпочитают говорить, что работают на «Компанию»). Осталось преодолеть малюсенькую трудность – придумать, кто предстанет перед членами ККК во плоти. Джон Дэвид Вашингтон прямо-таки купается в роли – и будем надеяться, что актёра ждёт не менее счастливое будущее, чем отца, знаменитого Дензела Не могу не заметить, что Спайк (естественно, не без помощи команды кинодраматургов) с готовностью даёт волю остроумию, вспоминая о раскованной стилистике ранних работ. Вот только накопленный гражданский, житейский и эстетический опыт – при всём желании не откинуть… Проходит не так много экранного времени, и мы понимаем, что парадоксальность экранных ситуаций, порождающая комический эффект, – далеко не главное. Ли прибегнул к изящному художественному решению, сквозь призму конкретных обстоятельств (уникального в своём роде расследования) постаравшись передать, если угодно, накал того общественно-политического противостояния, что развернулось на рубеже 1960-70-х да и позже. В том, что до полномасштабного кровопролития с повальным применением огнестрельного оружия дело не дошло, заключается, бесспорно, колоссальная заслуга правоохранительных органов – и персонально таких личностей, как Столлуорт и Флип Циммерман. Но «молекулярная» (та самая, описанная Антонио Грамши) борьба идей оттого не стала менее интенсивной и ожесточённой. Особенно впечатляет эпизод, когда сборище «клановцев» сопоставляется монтажными средствами с собранием их оппонентов, выслушивающих душераздирающие воспоминания старика о жестокой расправе над умственно отсталым товарищем, обвинённым в изнасиловании белой женщины – явно под влиянием печально известного фрагмента из «Рождения нации» /1915/. И не нужно упрощать: речь не идёт о разделении на безвинных жертв и палачей. Речь – о том, какая общественная тенденция одержит верх. О том, на чьей стороне правда самой Истории. К слову, упоминание немого шедевра (увы, шедевра и в довесок блокбастера, хотя термин ввели в киноведческий оборот позже) для постановщика принципиально. Он ещё в бытность постижения азов профессии снял ехидную короткометражку «Ответ» /1980/ о темнокожем сценаристе, получающем от посланника Ку-клукс-клана заказ на проект… дорогостоящего (с бюджетом в пятьдесят миллионов долларов) римейка упомянутой картины Дэвида Уорка Гриффита. А теперь – разбирается с печальным культурным наследием непосредственно, по пунктам, показывая, с каким упоением расисты регулярно пересматривают это неоднозначное кинопроизведение. Достаётся на орехи и создателям не менее ценных для Голливуда «Унесённых ветром» /1939/, укрепивших в массовом сознании образ «желательной негритянки» – служанки Мамми. Но и здесь чувствуется диалектическое мышление автора. Патрис резонно замечает ухажёру, что поток «блэксплуататорских» боевиков и триллеров, заполонивших кинотеатры после десятилетий дискредитации и замалчивания проблемы, принёс больше вреда, чем пользы. Отвечать мифом на миф – скверный метод! Спайк Ли, свыше десятилетия (после ленты «Не пойман – не вор» /2006/) не добивавшийся заметных успехов, по праву получил Гран-при престижного Каннского международного кинофестиваля. Он сумел сотворить захватывающее и – при всех оговорках – весёлое зрелище. Однако ещё более мощное – нокаутирующее! – впечатление производит развязка, разбивающая в пух и прах прекраснодушные иллюзии. Находчивый, раскрывшийся истинным героем Рон, конечно, не отказал себе в удовольствии поглумиться над политиком-ретроградом, и даже кое-кого из подонков-сослуживцев наказали. Но… произошёл ли тектонический сдвиг? Беспорядки не стихают и в XXI веке, есть раненые и убитые. И тот же Дэвид Дьюк, вряд ли испытавший восторг по поводу избрания Барака Обамы, открыто поддерживает политику Дональда Трампа, чьи призывы вернуть Америке былое величие подозрительно напоминают лозунги доктора Кеннебрю Борегарда, с пафосного выступления которого начинается действие. __________ 1 – Мемуары под названием «Чёрный клановец» («Black Klansman», не стилизованный вариант «BlacKkKlansman») опубликовали гораздо позже, в 2014-м.