По поводу срока отсутствия афроамериканского режиссёра Спайка Ли на Каннском кинофестивале разные критики путались в показаниях. Если учитывать участие фильмов Ли в основном конкурсе, то они там не были c 1991 года. Однако есть же другие, не менее престижные программы, например, «Особый взгляд», куда отбор осуществляется той же самой командой, что и в случае с главным состязанием. И всё-таки были у Спайка Ли хорошие работы на рубеже столетий - «Лето Сэма» и «Замороченные», хотя потом он, несомненно, выпал из обоймы тех, за кем следят с особым интересом.
Ажиотаж относительно «Чёрного клановца» (жаль, что в русском языке нельзя обыграть каламбурность оригинального названия The BlacKKKlansman, где не только использована аббревиатура Ку-Клукс-Клана, но и знаменательно соединена со словом black, то есть «чёрный»), удостоенного Большого приза жюри в Канне, второго по значению после Золотой пальмовой ветви, во многом связан, как можно предположить, с соображениями политкорректности, а также с прямыми выпадами в хроникальном эпилоге против Дональда Трампа. Зато насчёт художественных достоинств очередного творения плодовитого афроамериканского постановщика, который зачастую не отказывается от довольно навязчивого выражения своей резкой социально-политической позиции, прежде всего, по вопросам всяческого притеснения людей с иным цветом кожи, следовало бы поспорить.
Вот и среди предшествующих лент Ли, затрагивающих ту же болезненную тему, необычными по манере представляются музыкальная комедия «Чи-рак» (как бы по мотивам… «Лисистраты» Аристофана, впрочем, не без досадных уступок по части хорошего вкуса) и камерная театральная драма «Пересечь» с явными библейскими отсылками по поводу исхода угнетаемого еврейского народа из Египта. А «Чёрный клановец», созданный на основе документальной книги Рона Столлуорта, который в 1978 году, будучи первым в городе Колорадо-Спрингс афроамериканским полицейским, умудрился… записаться в Ку-Клукс-Клан, поневоле выглядит парадоксальной историей с усиленными комическими обертонами, особенно во время общения Столлуорта по телефону с Дэвидом Дьюком, лидером ку-клукс-клановцев.
Впрочем, это неудивительно, если принять во внимание, что инициатором появления данной картины был, в частности, Джордан Пил в качестве одного из продюсеров, который раньше вызвал немыслимый энтузиазм всё-таки сомнительным фильмом «Прочь», якобы высмеивающим страх белой элиты Америки перед дискриминацией со стороны чернокожих. И тут наиболее консервативные американцы тоже показаны в гиперболизированной манере, чего не избежала сцена просмотра преувеличенно радующимися ку-клукс-клановцами немого киношедевра Дэвида Уорка Гриффита - «Рождение нации». Право же, ритуалы посвящения в своеобразных рыцарей, а тем более моменты бесчинства ярых сторонников уничтожения негров были сильнее по впечатлениям в давней малобюджетной ленте с тем же названием «Чёрный клановец» Теда В. Майклса, где ещё в 1966 году афроамериканец (пусть и светлый по виду, а сыгранный вообще белым актёром) внедрялся в организацию ку-клукс-клановцев в южном штате Алабама.
Но главное, что смущает в картине Спайка Ли - пропагандистски приклеенная к поведанному сюжету из подлинной жизни, однако преподнесённому в несколько игривой форме, уже по-настоящему драматическая хроника столкновений на межрасовой почве в августе 2017 года в Шарлоттсвилле. Идея-то вроде бы здравая и даже разумная - продемонстрировать, что актуальность темы не только не сгладилась, но и по-прежнему остра и неразрешима. Хотя как-то не вяжется одно с другим именно по способу рассказа об этом глубинном конфликте в американском обществе. Куда предпочтительнее не ломать стилистику фильма через колено - и если уж делать в экстравагантной манере, то до конца, как в «Чи-раке».
А ещё честнее и убедительнее - снимать кино, подобное «Детройту» Кэтрин Бигелоу, знаменательно проигнорированное всюду: от международных фестивалей до «Оскара». Но такая правда о дискриминации чернокожих в Америке никак не вписывается в современные представления о политкорректности, нередко похожей на спекуляцию в данной тематике.
7
,4
2018, США, Криминал
135 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
По поводу срока отсутствия афроамериканского режиссёра Спайка Ли на Каннском кинофестивале разные критики путались в показаниях. Если учитывать участие фильмов Ли в основном конкурсе, то они там не были c 1991 года. Однако есть же другие, не менее престижные программы, например, «Особый взгляд», куда отбор осуществляется той же самой командой, что и в случае с главным состязанием. И всё-таки были у Спайка Ли хорошие работы на рубеже столетий - «Лето Сэма» и «Замороченные», хотя потом он, несомненно, выпал из обоймы тех, за кем следят с особым интересом. Ажиотаж относительно «Чёрного клановца» (жаль, что в русском языке нельзя обыграть каламбурность оригинального названия The BlacKKKlansman, где не только использована аббревиатура Ку-Клукс-Клана, но и знаменательно соединена со словом black, то есть «чёрный»), удостоенного Большого приза жюри в Канне, второго по значению после Золотой пальмовой ветви, во многом связан, как можно предположить, с соображениями политкорректности, а также с прямыми выпадами в хроникальном эпилоге против Дональда Трампа. Зато насчёт художественных достоинств очередного творения плодовитого афроамериканского постановщика, который зачастую не отказывается от довольно навязчивого выражения своей резкой социально-политической позиции, прежде всего, по вопросам всяческого притеснения людей с иным цветом кожи, следовало бы поспорить. Вот и среди предшествующих лент Ли, затрагивающих ту же болезненную тему, необычными по манере представляются музыкальная комедия «Чи-рак» (как бы по мотивам… «Лисистраты» Аристофана, впрочем, не без досадных уступок по части хорошего вкуса) и камерная театральная драма «Пересечь» с явными библейскими отсылками по поводу исхода угнетаемого еврейского народа из Египта. А «Чёрный клановец», созданный на основе документальной книги Рона Столлуорта, который в 1978 году, будучи первым в городе Колорадо-Спрингс афроамериканским полицейским, умудрился… записаться в Ку-Клукс-Клан, поневоле выглядит парадоксальной историей с усиленными комическими обертонами, особенно во время общения Столлуорта по телефону с Дэвидом Дьюком, лидером ку-клукс-клановцев. Впрочем, это неудивительно, если принять во внимание, что инициатором появления данной картины был, в частности, Джордан Пил в качестве одного из продюсеров, который раньше вызвал немыслимый энтузиазм всё-таки сомнительным фильмом «Прочь», якобы высмеивающим страх белой элиты Америки перед дискриминацией со стороны чернокожих. И тут наиболее консервативные американцы тоже показаны в гиперболизированной манере, чего не избежала сцена просмотра преувеличенно радующимися ку-клукс-клановцами немого киношедевра Дэвида Уорка Гриффита - «Рождение нации». Право же, ритуалы посвящения в своеобразных рыцарей, а тем более моменты бесчинства ярых сторонников уничтожения негров были сильнее по впечатлениям в давней малобюджетной ленте с тем же названием «Чёрный клановец» Теда В. Майклса, где ещё в 1966 году афроамериканец (пусть и светлый по виду, а сыгранный вообще белым актёром) внедрялся в организацию ку-клукс-клановцев в южном штате Алабама. Но главное, что смущает в картине Спайка Ли - пропагандистски приклеенная к поведанному сюжету из подлинной жизни, однако преподнесённому в несколько игривой форме, уже по-настоящему драматическая хроника столкновений на межрасовой почве в августе 2017 года в Шарлоттсвилле. Идея-то вроде бы здравая и даже разумная - продемонстрировать, что актуальность темы не только не сгладилась, но и по-прежнему остра и неразрешима. Хотя как-то не вяжется одно с другим именно по способу рассказа об этом глубинном конфликте в американском обществе. Куда предпочтительнее не ломать стилистику фильма через колено - и если уж делать в экстравагантной манере, то до конца, как в «Чи-раке». А ещё честнее и убедительнее - снимать кино, подобное «Детройту» Кэтрин Бигелоу, знаменательно проигнорированное всюду: от международных фестивалей до «Оскара». Но такая правда о дискриминации чернокожих в Америке никак не вписывается в современные представления о политкорректности, нередко похожей на спекуляцию в данной тематике.