Экспозиции не откажешь в броскости. Ударный отряд Центрального разведывательного управления с кодовым наименованием «Дозор» (Overwatch) окружает конспиративный дом, где находятся секретные агенты другой державы – как вскоре выясняется, Российской Федерации. Операция по задержанию шпионов поначалу протекает гладко, но в таких мероприятиях даже сложнейшие технические средства (вроде реющего в воздухе беспилотного летательного аппарата с инфракрасной камерой) не позволяют взять ситуацию под тотальный контроль. Сюрпризом становится спрятавшийся за дверью, замаскированной под стену, человек с автоматом… В завязавшейся перестрелке нападающим, понёсшим потери, «приходится» ликвидировать нелегалов, а здание, изъяв жёсткие диски с информацией, – спалить дотла. Исход сам по себе удивляет не слишком: бывает всякое. Вызывает недоумение другой аспект. Для чего чиновники постарались представить бойню внутренними разборками ФСБ (как поясняют телевизионные дикторы, «бывшего КГБ»)? Ведь не для введения же в заблуждение противника? Может, ради идеологического эффекта? Если так, то не чересчур ли дорогой ценой – ценой фактического развязывания войны разведок?..
Последний из вопросов – вовсе не риторический. Накануне премьеры фильма, 15-го августа 2018-го, на страницах влиятельного заокеанского журнала Foreign Policy появилась статья Зака Дорфмана, поведавшего, как за пару лет (с 2010-го по 2012-й) в КНР казнили несколько десятков вероятных информаторов ЦРУ. Да, казнили, а не убили без суда и следствия, но тем не менее… Со стороны цэрэушников наивно надеяться, что подобные акции сойдут с рук, и преспокойно переключаться на новые объекты. Питер Берг ещё в «Королевстве» /2007/ осторожно подводил к выводу о том, что официальное объяснение причин участившихся терактов не выдерживает никакой критики – что политика США в лучшем случае попустительствует развитию экстремизма (если не прямо порождает оный). Не воспринималась однозначной и трактовка подоплёки печально известных взрывов на Бостонском марафоне в «Дне патриота» /2016/, где, к слову, также играл Марк Уолберг. Свежая картина, ознаменовавшая, между прочим, четвёртое по счёту сотрудничество кинозвезды с режиссёром, в общем и целом продолжает намеченную линию. Правда, жанровую специфику тоже не следует сбрасывать со счетов.
В первую очередь предполагалось снять захватывающий, динамичный боевик, который позволил бы компании STX Entertainment (1) запустить прибыльную медиафраншизу. В данном отношении ключевым стало, бесспорно, присутствие Ико Ювайса, давно зарекомендовавшего себя в глазах почитателей экранных искусств рукопашного боя. Вместо «рейда» (без отсылок к отличной ленте Гарета Эванса, конечно, не обойтись!) в небоскрёб, где безраздельно владычествует джакартская ОПГ, команде предстоит преодолеть расстояние в 22 мили. И не так уж существенно, что натуру на самом деле нашли не в Индонезии и вообще не в Азии, а в Боготе, причём съёмочную площадку посетил сам Хуан Мануэль Сантос – президент Колумбии. Специфический колорит передан замечательно: Джеймсу Бишопу (как ни забавно, фамилия означает ‘епископ’), известному как «Мать», приходится дистанционно управлять чуть ли не военными действиями! Ли Нур поддаётся порыву благородства – и предлагает Джеймсу Сильве помощь в спасении коллеги, Элис Керр, которой иначе просто не выжить… Постановщик, пожалуй, несколько перебарщивает с обилием пальбы и отчаянных схваток с использованием холодного оружия и окружающих предметов. Он прилагает колоссальные усилия, чтобы выдержать бешеный ритм, хотя монтажные ухищрения подчас мешают в должной мере оценить мастерство каскадёров.
Казалось бы, симпатии Питера и сценаристки-дебютантки Леа Карпентер, ранее добившейся признания на писательском поприще, находятся исключительно на стороне смельчаков, пробивающихся сквозь препоны. Не говоря уже о том, что вывозимый за пределы страны осведомитель сообщит пароль, и ЦРУ получит доступ к сведениям о местонахождении запасов радиоактивного нуклида цезия, что позволит предотвратить гибель тысяч людей… Для таких личностей, как Сильва и Керр, превыше долга ничего не существует; режиссёр не отказал себе в удовольствии мелькнуть в обличии бывшего мужа Элис Люка, подло подлавливающего женщину на ругани (что отразится на условиях опеки детей). А вот их противники, уверяющие, что Нур является обычным коррумпированным блюстителем закона, не заслуживают ни малейшего доверия. И действительно, для заурядного «оборотня в погонах» – много чести, чтобы подсылать к нему профессиональных убийц (под видом врачей), а затем затевать шумную операцию в центре мегаполиса. Что-то здесь нечисто – и заставляет заподозрить тамошних официальных лиц в причастности (прямой или косвенной) к плану террористов устроить глобальную акцию устрашения… Сотрудникам американских спецслужб и посольств не привыкать относиться к гражданам других государств, попирая презумпцию невиновности.
Авторы очень тонко дают понять, чем чреваты подмеченные тенденции, вложив в уста уолбергского персонажа фразу, которая подозрительно напоминает довод, приведённый Джорджем Оруэллом в качестве факта, «неудобного» для пацифистов: «Те, кто «отрекаются» от насилия, могут делать это только потому, что другие творят насилие за них» (см. эссе «Заметки о национализме» /1945/, перевод: Мисюченко В.Ф., Недошивин В.М.). Выражаясь по-простому, работа грязная, но кому-то надо её делать… Проблема, по мнению кинематографистов, заключается в том, что в последние годы обозначенный принцип настойчиво возводится горячими головами в абсолют. Развязка закономерна, хотя непредвиденный поворот событий и застал «Дозор» врасплох. Причём мотивом отнюдь не обязательно может служить жажда мести. Такими темпами, как не без оснований опасается Питер Берг, на Земле скоро не останется мест, где бы его соотечественники не чувствовали себя подобно «уцелевшему» Маркусу Латтреллу (тоже сыгранному Марком). И никакого лояльного племени – вроде пуштунов – поблизости, разумеется, не окажется.
__________
1 – Судя по первым результатам (третье место в национальном прокате по итогам дебютного уикенда), надежды продюсеров вполне могут оправдаться.
7
,1
2018, Боевики
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Экспозиции не откажешь в броскости. Ударный отряд Центрального разведывательного управления с кодовым наименованием «Дозор» (Overwatch) окружает конспиративный дом, где находятся секретные агенты другой державы – как вскоре выясняется, Российской Федерации. Операция по задержанию шпионов поначалу протекает гладко, но в таких мероприятиях даже сложнейшие технические средства (вроде реющего в воздухе беспилотного летательного аппарата с инфракрасной камерой) не позволяют взять ситуацию под тотальный контроль. Сюрпризом становится спрятавшийся за дверью, замаскированной под стену, человек с автоматом… В завязавшейся перестрелке нападающим, понёсшим потери, «приходится» ликвидировать нелегалов, а здание, изъяв жёсткие диски с информацией, – спалить дотла. Исход сам по себе удивляет не слишком: бывает всякое. Вызывает недоумение другой аспект. Для чего чиновники постарались представить бойню внутренними разборками ФСБ (как поясняют телевизионные дикторы, «бывшего КГБ»)? Ведь не для введения же в заблуждение противника? Может, ради идеологического эффекта? Если так, то не чересчур ли дорогой ценой – ценой фактического развязывания войны разведок?.. Последний из вопросов – вовсе не риторический. Накануне премьеры фильма, 15-го августа 2018-го, на страницах влиятельного заокеанского журнала Foreign Policy появилась статья Зака Дорфмана, поведавшего, как за пару лет (с 2010-го по 2012-й) в КНР казнили несколько десятков вероятных информаторов ЦРУ. Да, казнили, а не убили без суда и следствия, но тем не менее… Со стороны цэрэушников наивно надеяться, что подобные акции сойдут с рук, и преспокойно переключаться на новые объекты. Питер Берг ещё в «Королевстве» /2007/ осторожно подводил к выводу о том, что официальное объяснение причин участившихся терактов не выдерживает никакой критики – что политика США в лучшем случае попустительствует развитию экстремизма (если не прямо порождает оный). Не воспринималась однозначной и трактовка подоплёки печально известных взрывов на Бостонском марафоне в «Дне патриота» /2016/, где, к слову, также играл Марк Уолберг. Свежая картина, ознаменовавшая, между прочим, четвёртое по счёту сотрудничество кинозвезды с режиссёром, в общем и целом продолжает намеченную линию. Правда, жанровую специфику тоже не следует сбрасывать со счетов. В первую очередь предполагалось снять захватывающий, динамичный боевик, который позволил бы компании STX Entertainment (1) запустить прибыльную медиафраншизу. В данном отношении ключевым стало, бесспорно, присутствие Ико Ювайса, давно зарекомендовавшего себя в глазах почитателей экранных искусств рукопашного боя. Вместо «рейда» (без отсылок к отличной ленте Гарета Эванса, конечно, не обойтись!) в небоскрёб, где безраздельно владычествует джакартская ОПГ, команде предстоит преодолеть расстояние в 22 мили. И не так уж существенно, что натуру на самом деле нашли не в Индонезии и вообще не в Азии, а в Боготе, причём съёмочную площадку посетил сам Хуан Мануэль Сантос – президент Колумбии. Специфический колорит передан замечательно: Джеймсу Бишопу (как ни забавно, фамилия означает ‘епископ’), известному как «Мать», приходится дистанционно управлять чуть ли не военными действиями! Ли Нур поддаётся порыву благородства – и предлагает Джеймсу Сильве помощь в спасении коллеги, Элис Керр, которой иначе просто не выжить… Постановщик, пожалуй, несколько перебарщивает с обилием пальбы и отчаянных схваток с использованием холодного оружия и окружающих предметов. Он прилагает колоссальные усилия, чтобы выдержать бешеный ритм, хотя монтажные ухищрения подчас мешают в должной мере оценить мастерство каскадёров. Казалось бы, симпатии Питера и сценаристки-дебютантки Леа Карпентер, ранее добившейся признания на писательском поприще, находятся исключительно на стороне смельчаков, пробивающихся сквозь препоны. Не говоря уже о том, что вывозимый за пределы страны осведомитель сообщит пароль, и ЦРУ получит доступ к сведениям о местонахождении запасов радиоактивного нуклида цезия, что позволит предотвратить гибель тысяч людей… Для таких личностей, как Сильва и Керр, превыше долга ничего не существует; режиссёр не отказал себе в удовольствии мелькнуть в обличии бывшего мужа Элис Люка, подло подлавливающего женщину на ругани (что отразится на условиях опеки детей). А вот их противники, уверяющие, что Нур является обычным коррумпированным блюстителем закона, не заслуживают ни малейшего доверия. И действительно, для заурядного «оборотня в погонах» – много чести, чтобы подсылать к нему профессиональных убийц (под видом врачей), а затем затевать шумную операцию в центре мегаполиса. Что-то здесь нечисто – и заставляет заподозрить тамошних официальных лиц в причастности (прямой или косвенной) к плану террористов устроить глобальную акцию устрашения… Сотрудникам американских спецслужб и посольств не привыкать относиться к гражданам других государств, попирая презумпцию невиновности. Авторы очень тонко дают понять, чем чреваты подмеченные тенденции, вложив в уста уолбергского персонажа фразу, которая подозрительно напоминает довод, приведённый Джорджем Оруэллом в качестве факта, «неудобного» для пацифистов: «Те, кто «отрекаются» от насилия, могут делать это только потому, что другие творят насилие за них» (см. эссе «Заметки о национализме» /1945/, перевод: Мисюченко В.Ф., Недошивин В.М.). Выражаясь по-простому, работа грязная, но кому-то надо её делать… Проблема, по мнению кинематографистов, заключается в том, что в последние годы обозначенный принцип настойчиво возводится горячими головами в абсолют. Развязка закономерна, хотя непредвиденный поворот событий и застал «Дозор» врасплох. Причём мотивом отнюдь не обязательно может служить жажда мести. Такими темпами, как не без оснований опасается Питер Берг, на Земле скоро не останется мест, где бы его соотечественники не чувствовали себя подобно «уцелевшему» Маркусу Латтреллу (тоже сыгранному Марком). И никакого лояльного племени – вроде пуштунов – поблизости, разумеется, не окажется. __________ 1 – Судя по первым результатам (третье место в национальном прокате по итогам дебютного уикенда), надежды продюсеров вполне могут оправдаться.