Пятнадцатилетняя сирота Макия живет среди своих соплеменников-йольфов. Это последний оставшийся волшебный народ. Йольфы живут сотни лет и при этом внешне не меняются, так что даже их старейшины выглядят как юноши и девушки. Йольфы сторонятся людей и держатся обособленно, посвящая себя сохранению памяти о прошлом. Когда соседнее королевство захватывает край йольфов, Макия остается одна. Блуждая по лесу, она набредает на разграбленный кочевой табор и находит среди трупов живого младенца. У девушки не было матери, и она мало знает о материнстве, но бросить ребенка Макия не решается. Она дает малышу имя Эриал и растит его как своего сына, пользуясь помощью добрых селян. Проходят годы, Эриал вырастает, и он догадывается, что Макия не может быть его настоящей матерью. Так между ними начинается душевный раскол.
Начав работать в японской анимации в конце 1990-х, Мари Окада к настоящему времени стала, пожалуй, самой известной аниме-сценаристкой. Она исключительно плодовита, и каждый год выходит несколько проектов, преимущественно телесериалов, к которым Окада приложила руку. Правда, в основном это чужие замыслы, и сценаристка выступает как их литературный оформитель или экранизатор. Очевидно, ей поднадоело работать как передаточное звено между авторами комиксов, продюсерами и режиссерами, и в этом году Окада дебютировала как постановщик с оригинальным аниме-фильмом «Укрась прощальное утро цветами обещания». Как она сама говорит, это «первое 100-процентное аниме от Окады».
Картина выстроена как уникальное сочетание жанров – глубоко интимная семейная драма в контексте эпического фэнтези. Герои «Укрась…» живут в мире, где есть драконы, мечи, магия, замки и дворцовые интриги, но все это затрагивает их не прямо, а по касательной – как рядовых людей, а не как «избранных» спасителей мира. Никто из персонажей фильма не отправляется в грандиозный квест, а их страну не атакует Древнее Зло, которое во что бы то ни стало нужно остановить.
Даже в тех героях, кто близок к придворной жизни, нет ни капли мессианства. Скромная же Макия просто пытается выжить как мать-одиночка и вырастить приемного сына, который приносит ей много радости и много боли. Сперва она трудится ткачихой, затем устраивается разносчицей в трактире – обычные занятия рядовой женщины что в вымышленном, что в реальном мире.
Итак, идя в кино, не надейтесь на японскую «Игру престолов». Хотя, повторюсь, в фильме есть и королевский двор, и драконы, и хоть и короткие, но масштабные боевые сцены в кульминации. Однако все это в «Укрась…» – лишь эффектный антураж и «остранение» семейной истории, которая вполне могла быть воплощена как реалистичная игровая мелодрама. Но, конечно, тогда бы лента смотрелась куда банальнее и не выбивалась из жанрового ряда.
Кроме того, наличие в вымышленном мире волшебных существ позволило Окаде подчеркнуть биологическую чуждость Макии и Эриала, которую нелегко преодолеть даже материнской и сыновней любви. Трудно быть сыном, когда твоя мать выглядит как твоя младшая сестра, и трудно быть матерью, когда знаешь, что переживешь своего сына и внуков его внуков.
Создатели аниме обычно ориентируются на детей, подростков и молодых людей и потому почти не показывают мир глазами родителей. Напротив, «Укрась…» – это в первую очередь аниме о материнских волнениях и заботах. Эриал хоть и играет ключевую роль в сюжете, но все же оказывается вспомогательным персонажем. Лента Окады – гимн всем тем невоспетым и незаметным женщинам, которые в одиночку растят детей и отдают себя им без остатка. Нет, Макия не предстает совершенно безупречной, и сама она себя ни в коем случае таковой не считает. В подростковом бунте Эриала есть своя правота. Но многие люди хотели бы, чтобы у них была такая преданная и любящая мать, как Макия. И среди этих людей есть создательница ленты.
Окада не так давно опубликовала автобиографию, и ее поклонники узнали, что у сценаристки было очень тяжелое детство. У Мари не сложились отношения с ее матерью-одиночкой. Только представьте – та однажды в пылу ссоры напала на дочь-школьницу с кухонным ножом! Девочка не пострадала лишь потому, что уже была достаточно рослой и крепкой, чтобы отнять оружие у своей хрупкой мамаши. «Укрась…» сочинена под впечатлением от тех страшных событий, но не как попытка выговориться, а как попытка разобраться и отобразить в кадре, что значит быть хорошей матерью и как трудно порой нести этот крест. Впрочем, Окада также признает, что быть сыном такой матери не всегда легко. Тем более приемным сыном.
Понятно, картина на столь душевную тему получилась эмоциональной и без стеснения сентиментальной. Герои не раз плачут, и зрителям решать, как к этому относиться – чувствовать неловкость или плакать вместе с персонажами. Чем ближе вам затронутые в фильме темы, тем вероятнее, что вам понадобится платочек.
Сентиментальность для мелодрамы – это плюс. Равно как и сложная, отнюдь не «мультяшная» психология главных героев и красивая рисованная картинка, пусть и не столь живописная, как в лучших кинематографических аниме (прежде всего в лентах Хаяо Миядзаки).
К недостаткам фильма можно отнести размеренное, почти медитативное действие, сближающее «Укрась…» с «кино не для всех», где тоже часто не любят драйв. Видно, что Окада – мастер продолжительных телевизионных повествований и что сжатый спринтерский стиль для нее непривычен. Впрочем, есть своя художественная логика в том, что история, охватывающая несколько десятилетий жизни героев, не несется вскачь, а движется с обстоятельностью старомодного романа и занимает два экранных часа.
9
,0
2018, Япония, Аниме
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Пятнадцатилетняя сирота Макия живет среди своих соплеменников-йольфов. Это последний оставшийся волшебный народ. Йольфы живут сотни лет и при этом внешне не меняются, так что даже их старейшины выглядят как юноши и девушки. Йольфы сторонятся людей и держатся обособленно, посвящая себя сохранению памяти о прошлом. Когда соседнее королевство захватывает край йольфов, Макия остается одна. Блуждая по лесу, она набредает на разграбленный кочевой табор и находит среди трупов живого младенца. У девушки не было матери, и она мало знает о материнстве, но бросить ребенка Макия не решается. Она дает малышу имя Эриал и растит его как своего сына, пользуясь помощью добрых селян. Проходят годы, Эриал вырастает, и он догадывается, что Макия не может быть его настоящей матерью. Так между ними начинается душевный раскол. Начав работать в японской анимации в конце 1990-х, Мари Окада к настоящему времени стала, пожалуй, самой известной аниме-сценаристкой. Она исключительно плодовита, и каждый год выходит несколько проектов, преимущественно телесериалов, к которым Окада приложила руку. Правда, в основном это чужие замыслы, и сценаристка выступает как их литературный оформитель или экранизатор. Очевидно, ей поднадоело работать как передаточное звено между авторами комиксов, продюсерами и режиссерами, и в этом году Окада дебютировала как постановщик с оригинальным аниме-фильмом «Укрась прощальное утро цветами обещания». Как она сама говорит, это «первое 100-процентное аниме от Окады». Картина выстроена как уникальное сочетание жанров – глубоко интимная семейная драма в контексте эпического фэнтези. Герои «Укрась…» живут в мире, где есть драконы, мечи, магия, замки и дворцовые интриги, но все это затрагивает их не прямо, а по касательной – как рядовых людей, а не как «избранных» спасителей мира. Никто из персонажей фильма не отправляется в грандиозный квест, а их страну не атакует Древнее Зло, которое во что бы то ни стало нужно остановить. Даже в тех героях, кто близок к придворной жизни, нет ни капли мессианства. Скромная же Макия просто пытается выжить как мать-одиночка и вырастить приемного сына, который приносит ей много радости и много боли. Сперва она трудится ткачихой, затем устраивается разносчицей в трактире – обычные занятия рядовой женщины что в вымышленном, что в реальном мире. Итак, идя в кино, не надейтесь на японскую «Игру престолов». Хотя, повторюсь, в фильме есть и королевский двор, и драконы, и хоть и короткие, но масштабные боевые сцены в кульминации. Однако все это в «Укрась…» – лишь эффектный антураж и «остранение» семейной истории, которая вполне могла быть воплощена как реалистичная игровая мелодрама. Но, конечно, тогда бы лента смотрелась куда банальнее и не выбивалась из жанрового ряда. Кроме того, наличие в вымышленном мире волшебных существ позволило Окаде подчеркнуть биологическую чуждость Макии и Эриала, которую нелегко преодолеть даже материнской и сыновней любви. Трудно быть сыном, когда твоя мать выглядит как твоя младшая сестра, и трудно быть матерью, когда знаешь, что переживешь своего сына и внуков его внуков. Создатели аниме обычно ориентируются на детей, подростков и молодых людей и потому почти не показывают мир глазами родителей. Напротив, «Укрась…» – это в первую очередь аниме о материнских волнениях и заботах. Эриал хоть и играет ключевую роль в сюжете, но все же оказывается вспомогательным персонажем. Лента Окады – гимн всем тем невоспетым и незаметным женщинам, которые в одиночку растят детей и отдают себя им без остатка. Нет, Макия не предстает совершенно безупречной, и сама она себя ни в коем случае таковой не считает. В подростковом бунте Эриала есть своя правота. Но многие люди хотели бы, чтобы у них была такая преданная и любящая мать, как Макия. И среди этих людей есть создательница ленты. Окада не так давно опубликовала автобиографию, и ее поклонники узнали, что у сценаристки было очень тяжелое детство. У Мари не сложились отношения с ее матерью-одиночкой. Только представьте – та однажды в пылу ссоры напала на дочь-школьницу с кухонным ножом! Девочка не пострадала лишь потому, что уже была достаточно рослой и крепкой, чтобы отнять оружие у своей хрупкой мамаши. «Укрась…» сочинена под впечатлением от тех страшных событий, но не как попытка выговориться, а как попытка разобраться и отобразить в кадре, что значит быть хорошей матерью и как трудно порой нести этот крест. Впрочем, Окада также признает, что быть сыном такой матери не всегда легко. Тем более приемным сыном. Понятно, картина на столь душевную тему получилась эмоциональной и без стеснения сентиментальной. Герои не раз плачут, и зрителям решать, как к этому относиться – чувствовать неловкость или плакать вместе с персонажами. Чем ближе вам затронутые в фильме темы, тем вероятнее, что вам понадобится платочек. Сентиментальность для мелодрамы – это плюс. Равно как и сложная, отнюдь не «мультяшная» психология главных героев и красивая рисованная картинка, пусть и не столь живописная, как в лучших кинематографических аниме (прежде всего в лентах Хаяо Миядзаки). К недостаткам фильма можно отнести размеренное, почти медитативное действие, сближающее «Укрась…» с «кино не для всех», где тоже часто не любят драйв. Видно, что Окада – мастер продолжительных телевизионных повествований и что сжатый спринтерский стиль для нее непривычен. Впрочем, есть своя художественная логика в том, что история, охватывающая несколько десятилетий жизни героев, не несется вскачь, а движется с обстоятельностью старомодного романа и занимает два экранных часа.