Детей надо любить. Даже если вы хотите слегка попугать отпрыска, это должно быть сделано с немалой долей педагогического изящества и толикой родительской нежности. Так, как это делал незабвенный всенародный дедушка Корней Чуковский. Помните? Сначала там медведи на велосипеде, потом комарики на воздушном шарике. И вдруг шарики превращаются в кошмарики: появляется инсектообразный монстр (из «Чужих», наверное), он рычит, и кричит, и усами шевелит. Дети напугались – появляется служба по уничтожению тараканов в виде доблестного Воробья (тогдашний вариант Бэтмэна). Очень так уютненько. Без избыточного морализаторства и прочего взрослого занудства. Режиссер фильма «Страшные истории для рассказа в темноте» Андре Овредал под мудрым руководством продюсера Гильермо дель Торо последовал творческому методу Корнея Ивановича, взяв за основу страшные истории Элвина Шварца, вдохновленные городскими легендами и фольклором. В награду за это ему удался отменный детский ужастик, который с удовольствием посмотрят, как взрослые, так и слегка подрощенные отпрыски (рекомендовано к просмотру с 16 лет, планка, на мой взгляд, слегка завышена).
Надвигается Хэллоуин 1968 года. Для выпускников средней школы, что в захолустном городке Милк Вэлли, штат Огайо, он станет последним детским праздником: на будущий год они, скорее всего, станут студентами (или солдатами). Стелла Николлс (Зои Маргарет Коллетти), Огги Хильдербрандт (Гэбриел Раш) и Чак Стейнберг (Остин Зажур) отправляются на поиски конфет и приключений. Волей судеб и благодаря злобности местного хулигана Томми Милнера (Остин Абрамс) они знакомятся со смуглым красавцем мексиканских кровей Рамоном Моралесом (Майкл Гарза). Затем они попадают в дом (с привидениями), обнаруживают там книгу (магическую) и получают-таки искомые приключения (на одно место).
Традиционная завязка – и не менее стандартный набор horror-приключений: внезапные появления, жуткие звуки, ходячие мертвецы, подкожные насекомые, пространственно-временные петли, расчлененка, метания по лабиринтам. Сюжетные блоки – сплошная эклектика. Авторы картины не стесняются ни капельки: страшное пугало на кукурузном поле; утаскивание из-под кровати в никуда; нарядно украшенная зловеще-молчаливая старушка в кресле; возвращение ранних детских страхов в пубертатном возрасте. Но все это почему-то абсолютно не напрягает.
Дело в том, что создатели картины подошли творчески к процессу компиляции. Так, облик и повадки монстра, преследующего Рамона, говорит о знакомстве авторов идеи с наследием Сальвадора Дали («Предчувствие гражданской войны» в полный рост). А самый удачный, по моему мнению, эпизод картины, способный даже слегка попугать искушенного зрителя, вызывает аллюзии с блистательным «Сиянием» Стэнли Кубрика. Получился просто этюд в багровых тонах: Чак мечется по коридорам, а ему является жутковатая смайлик-ведьма (здесь, кстати, повеяло чем-то из Хаяо Миядзаки). И тут же (вспомним уроки Чуковского) ужасное компенсируется забавным: получилась пародия на детскую молитву «мама-роди-меня-обратно».
Известно, что для детей нужно все делать, как для взрослых, только лучше. Команда Овредала в полной мере следует этому правилу. Драматургия фильма просто безукоризненна: четко выстроенный сюжет с минимумом флешбэков, никаких логических неувязок, отлично сработанные трафареты характеров персонажей, отменная работа операторов и звукорежиссеров. Кульминационная сцена с одновременным действием в двух временных пластах являет собой замечательный образец параллельного монтажа. Любители легкого жанра, надеюсь, останутся довольны.
Авторы фильма, видимо, твердо рассчитывают на семейный просмотр (то есть в кинозал могут забрести взрослые зрители), поэтому они регулярно выходят за рамки жанровых стандартов. И тогда детский ужастик местами покушается на озвучивание остросоциальных тем. Создается впечатление, что сценарий начала писать Харпер Ли, а дописывать его взялся Стивен Кинг.
Напомню, что время действия картины определено абсолютно точно: все начинается 31 октября 1968 года. А, как известно, вскоре, в первый вторник ноября за первым понедельником этого месяца в США состоялись президентские выборы, на которых победил Ричард Никсон – по опросам общественного мнения в Америке практически пособник сатаны. Недаром один из персонажей фильма возмущается: как можно избрать президентом человека по кличке Хитрый Дик? Дик, как поймет любой, кто хотя бы слегка знаком с англоязычным сленгом, означает не только уменьшительное от имени Ричард.
В стране жесточайший социально-политический кризис, молодежь протестует против войны во Вьетнаме. Персонажи картины постоянно следят за новостями по телевизору. И там все время звучат эти две темы: выборы и война. Получается эффектное наложение: выдуманные детские ужасы – и реальный кошмар раскола великой страны. Эта дихотомия в финале картины завершается просто фееричным синтезом: один из персонажей, пережив инициацию детским кошмаром, отправляется во Вьетнам. Подростковые ужасы сменяются реальной взрослой мясорубкой. К сожалению, большей частью российской аудитории эти детали будут не замечены. Остается только надеяться, что нынешние подростки когда-нибудь познакомятся с творчеством Оливера Стоуна и Фрэнсиса Форда Копполы («Взвод», «Апокалипсис сегодня»). А пока пусть развлекаются – каникулы все-таки.
7
,1
2019, США, Ужасы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Детей надо любить. Даже если вы хотите слегка попугать отпрыска, это должно быть сделано с немалой долей педагогического изящества и толикой родительской нежности. Так, как это делал незабвенный всенародный дедушка Корней Чуковский. Помните? Сначала там медведи на велосипеде, потом комарики на воздушном шарике. И вдруг шарики превращаются в кошмарики: появляется инсектообразный монстр (из «Чужих», наверное), он рычит, и кричит, и усами шевелит. Дети напугались – появляется служба по уничтожению тараканов в виде доблестного Воробья (тогдашний вариант Бэтмэна). Очень так уютненько. Без избыточного морализаторства и прочего взрослого занудства. Режиссер фильма «Страшные истории для рассказа в темноте» Андре Овредал под мудрым руководством продюсера Гильермо дель Торо последовал творческому методу Корнея Ивановича, взяв за основу страшные истории Элвина Шварца, вдохновленные городскими легендами и фольклором. В награду за это ему удался отменный детский ужастик, который с удовольствием посмотрят, как взрослые, так и слегка подрощенные отпрыски (рекомендовано к просмотру с 16 лет, планка, на мой взгляд, слегка завышена). Надвигается Хэллоуин 1968 года. Для выпускников средней школы, что в захолустном городке Милк Вэлли, штат Огайо, он станет последним детским праздником: на будущий год они, скорее всего, станут студентами (или солдатами). Стелла Николлс (Зои Маргарет Коллетти), Огги Хильдербрандт (Гэбриел Раш) и Чак Стейнберг (Остин Зажур) отправляются на поиски конфет и приключений. Волей судеб и благодаря злобности местного хулигана Томми Милнера (Остин Абрамс) они знакомятся со смуглым красавцем мексиканских кровей Рамоном Моралесом (Майкл Гарза). Затем они попадают в дом (с привидениями), обнаруживают там книгу (магическую) и получают-таки искомые приключения (на одно место). Традиционная завязка – и не менее стандартный набор horror-приключений: внезапные появления, жуткие звуки, ходячие мертвецы, подкожные насекомые, пространственно-временные петли, расчлененка, метания по лабиринтам. Сюжетные блоки – сплошная эклектика. Авторы картины не стесняются ни капельки: страшное пугало на кукурузном поле; утаскивание из-под кровати в никуда; нарядно украшенная зловеще-молчаливая старушка в кресле; возвращение ранних детских страхов в пубертатном возрасте. Но все это почему-то абсолютно не напрягает. Дело в том, что создатели картины подошли творчески к процессу компиляции. Так, облик и повадки монстра, преследующего Рамона, говорит о знакомстве авторов идеи с наследием Сальвадора Дали («Предчувствие гражданской войны» в полный рост). А самый удачный, по моему мнению, эпизод картины, способный даже слегка попугать искушенного зрителя, вызывает аллюзии с блистательным «Сиянием» Стэнли Кубрика. Получился просто этюд в багровых тонах: Чак мечется по коридорам, а ему является жутковатая смайлик-ведьма (здесь, кстати, повеяло чем-то из Хаяо Миядзаки). И тут же (вспомним уроки Чуковского) ужасное компенсируется забавным: получилась пародия на детскую молитву «мама-роди-меня-обратно». Известно, что для детей нужно все делать, как для взрослых, только лучше. Команда Овредала в полной мере следует этому правилу. Драматургия фильма просто безукоризненна: четко выстроенный сюжет с минимумом флешбэков, никаких логических неувязок, отлично сработанные трафареты характеров персонажей, отменная работа операторов и звукорежиссеров. Кульминационная сцена с одновременным действием в двух временных пластах являет собой замечательный образец параллельного монтажа. Любители легкого жанра, надеюсь, останутся довольны. Авторы фильма, видимо, твердо рассчитывают на семейный просмотр (то есть в кинозал могут забрести взрослые зрители), поэтому они регулярно выходят за рамки жанровых стандартов. И тогда детский ужастик местами покушается на озвучивание остросоциальных тем. Создается впечатление, что сценарий начала писать Харпер Ли, а дописывать его взялся Стивен Кинг. Напомню, что время действия картины определено абсолютно точно: все начинается 31 октября 1968 года. А, как известно, вскоре, в первый вторник ноября за первым понедельником этого месяца в США состоялись президентские выборы, на которых победил Ричард Никсон – по опросам общественного мнения в Америке практически пособник сатаны. Недаром один из персонажей фильма возмущается: как можно избрать президентом человека по кличке Хитрый Дик? Дик, как поймет любой, кто хотя бы слегка знаком с англоязычным сленгом, означает не только уменьшительное от имени Ричард. В стране жесточайший социально-политический кризис, молодежь протестует против войны во Вьетнаме. Персонажи картины постоянно следят за новостями по телевизору. И там все время звучат эти две темы: выборы и война. Получается эффектное наложение: выдуманные детские ужасы – и реальный кошмар раскола великой страны. Эта дихотомия в финале картины завершается просто фееричным синтезом: один из персонажей, пережив инициацию детским кошмаром, отправляется во Вьетнам. Подростковые ужасы сменяются реальной взрослой мясорубкой. К сожалению, большей частью российской аудитории эти детали будут не замечены. Остается только надеяться, что нынешние подростки когда-нибудь познакомятся с творчеством Оливера Стоуна и Фрэнсиса Форда Копполы («Взвод», «Апокалипсис сегодня»). А пока пусть развлекаются – каникулы все-таки.