Интересно, знали ли вообще авторы (например, сценаристка Николь Тейлор) про существование одноимённой мексиканской теленовеллы?! Эта душещипательная «мыльная опера» пользовалась внушительным (впрочем, всё же не настолько впечатляющим, как «Богатые тоже плачут» /1979-80/) успехом не только в России, Болгарии, бывшей Югославии, даже в Китае, но и в США, однако о том, чтобы Соединённое Королевство тоже подпало под обаяние Вероники Кастро, сведений найти не удалось. Внешне судьба Роуз-Линн Харлан, конечно, мало напоминает участь Розы Гарсии по прозвищу «Дикарка», из-за жестокосердия родителей своей несчастной матери лишившейся нормального детства, не подозревающей, что принадлежит к состоятельной фамилии, но находящей прекрасного принца в лице Рикардо Линареса. И тем не менее приходится признать, что в обоих случаях вынесенная в заголовок метафора исчерпывающе раскрывает характер главной героини. Впрочем, нельзя исключать и того, что Том Харпер в процессе съёмок держал в уме, скорее, замечательную голливудскую картину «Роза» /1979/ Марка Райделла, прозрачно намекая, что при определённом развитии событий мисс Харлан может ждать столь же трагический исход, как Мэри Роуз Фостер (1). Она, конечно, пока не познала славы, о которой грезит днём и ночью, но… тоже ходит по краю пропасти – ведёт рискованный образ жизни. Действие начинается не где-нибудь, а в женской тюрьме, стены которой Роуз-Линн покидает, получив условно-досрочное освобождение – и выслушивая напутствие одуматься и больше не преступать закон. Подействует ли внушение на своенравную девушку?..
Вряд ли будет преувеличением заявить, что без участия Джесси Бакли (правда, ирландки) фильм мог бы и не получиться. К тому моменту «восходящая звезда» британского экрана уже зарекомендовала себя на редкость талантливой актрисой: достаточно вспомнить криминальную драму «Зверь» /2017/, одарившую ролью ранимой Молл. В «Дикой розе» ей выпал шанс ещё и раскрыть неординарный вокальный потенциал, благо что Джесси с ранних лет регулярно выступала на сцене (в числе прочего – исполняла партию в мюзикле «Маленькая ночная серенада»). Бакли спела большинство прозвучавших в ленте песен, как сочинённых для картины (включая финальную «Glasgow (No Place Like Home)»), так и из репертуара знаменитых Эммилу Харрис, Уинонны Джадд, Криса Стейплтона и др. Её даже выдвинули на соискание ведущей национальной премии (BAFTA), однако награда ушла американке Рене Зеллвеггер, сыгравшей, по иронии судьбы, кумира шоу-бизнеса – Джуди Гарленд, дающую концерт в Лондоне. Роуз-Линн тоже выпадет шанс окунуться в ту стихию, в которой мятежная натура чувствует себя как рыба в воде: сотни, если не тысячи, зрителей будут завороженно слушать историю её жизни, поведанную языком музыки кантри (просто кантри, не кантри вестерн!).
Знаменательно, что роль Мэрион Харлан, строгой, но справедливой пожилой мамы героини досталась Джули Уолтерс (подобравшей безупречный – на слух журналиста Дэна Вуттона – шотландский акцент). Одним из вершинных достижений в карьере замечательной актрисы стала, помнится, комедия «Воспитание Риты» /1983/, в которой эту самую Риту воспитывал, точно Пигмалион – Галатею, доктор Брайант, престарелый профессор-алкоголик. Теперь же, наоборот, её персонажу предстоит привить правильные ценностные установки дочери. Женщина, разумеется, не имела права бросить на произвол судьбы маленьких внуков, пока непутёвая дочь отбывала срок за решёткой. Но потакать прихотям дальше?.. Под давлением родительницы Роуз-Линн нехотя соглашается на непрестижное место (наводить чистоту и порядок в доме темнокожей Сюзанны за двенадцать фунтов стерлингов в час) и постепенно – худо-бедно осваивается с родительскими обязанностями. Вот только чувства ответственности это ей, увы, не прибавляет. Приглашению с радиостанции BBC Radio 2 (от ди-джея Боба Харриса, считающегося крупнейшим в стране специалистом по кантри), ставшему возможным благодаря участию чуткой работодательницы, можно было б порадоваться, если бы не сопутствующие злоключения по дороге. Да и результаты поездки в столицу оказались по меньшей мере спорными. Естественно, всё это провоцирует скептическое отношение со стороны миссис Харлан, понимающей, что с расстановкой жизненных приоритетов у Роуз-Линн – большие проблемы. Моментом истины становится день рождения Сюзанны, когда певице приходится выбирать, остаться в больнице с сыном, получившим травму, или отправиться на празднование, где стараниями виновницы торжества есть возможность собрать средства, достаточные для исполнения мечты. Стоит ли оно того? Нужно ли такой ценой покупать визит в Нэшвилл, где приверженцы кантри будто бы только и получают шанс заявить о себе?..
Надо сказать, воспитание Роуз-Линн принесло плоды. Ей хватило моральных сил принять трудное решение, оказавшееся, пожалуй, единственно верным. Поступок матери лишь на первый, поверхностный взгляд представляется нелогичным (в свете прежнего строгого отношения). Мэрион хватило честности признаться дочери, что по-своему завидует её смелости, поскольку сама в молодости не отважилась сделать решительный шаг навстречу собственным чаяниям, довольствовавшись работой в пекарне. И теперь, когда дочь стала более ответственной личностью (между прочим, обратим внимание на то, как тонко это подчёркнуто в игре актрисы), готовность помочь с поездкой в пресловутый Нэшвилл уже не покажется уступкой или потаканием капризам. Другое дело, что легендарный город в штате Теннесси на поверку – не имеет непосредственного отношения к реализации сокровенной мечты. Роуз-Линн, отстав от экскурсии в том самом концертном зале Райман, где Джонни Кэш познакомился с Джун Картер и где родился жанр блюграсс, втихомолку выходит на сцену, на которой выступали кумиры (от Элвиса Пресли до Пэтси Клайн), и её импровизированное пение находит отклик у местных музыкантов. Но… шотландка так и останется за океаном одной из множества энтузиасток кантри, слетающихся со всего света (из Австралии, Новой Зеландии, Германии) в надежде заявить о себе. Так ли нужно испытывать судьбу на чужбине?
Боб Харрис неслучайно удивился категоричному суждению вокалистки, добравшейся с горем пополам до столицы, которая убеждена, что в захолустном Глазго даром никому не нужна с экзотическим (выражающим дух потомков покорителей Дикого Запада, а не обитателей Старого Света) стилем. Он глубокомысленно замечает, что главным для певицы являются две вещи: сильный голос, коим Роуз-Линн не обделена от природы, и желание поведать миру о чём-то важном, глубоко личном. Совет оказывается поразительно мудрым! Но чтобы воспользоваться им, мисс Харлан придётся пройти все стадии не только сурового воспитания жизнью, но и – самовоспитания, напряжённой внутренней работы над собой. Это как раз станет залогом прорыва – того обстоятельства, что красоту «дикой розы» по достоинству оценят окружающие люди. Харпер успел поработать в разных жанрах (от хоррора до социальной драмы), однако похожего энтузиазма прежде, пожалуй, не проявлял. Он словно заразился от героини стремлением во что бы то ни стало покорить Олимп славы – и принимал её ошибки и неудачи, как собственные, с сожалением и неподдельной болью. Финал потому и не кажется искусственно приклеенным хеппи-эндом, что Том верил: Харлан заслужила признание. «Дикая роза» не осталась незамеченной зрителями, хотя, говоря по совести, могла бы снискать и более тёплый приём в кинопрокате (кассовые сборы оцениваются в $7,1 млн.).
_______
1 – Напомним, что прототипом персонажа Бетт Мидлер послужила Дженис Джоплин, одна из самых ярких представительниц рока, скончавшаяся при не до конца прояснённых обстоятельствах.
6
,8
2018, Музыкальные
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Интересно, знали ли вообще авторы (например, сценаристка Николь Тейлор) про существование одноимённой мексиканской теленовеллы?! Эта душещипательная «мыльная опера» пользовалась внушительным (впрочем, всё же не настолько впечатляющим, как «Богатые тоже плачут» /1979-80/) успехом не только в России, Болгарии, бывшей Югославии, даже в Китае, но и в США, однако о том, чтобы Соединённое Королевство тоже подпало под обаяние Вероники Кастро, сведений найти не удалось. Внешне судьба Роуз-Линн Харлан, конечно, мало напоминает участь Розы Гарсии по прозвищу «Дикарка», из-за жестокосердия родителей своей несчастной матери лишившейся нормального детства, не подозревающей, что принадлежит к состоятельной фамилии, но находящей прекрасного принца в лице Рикардо Линареса. И тем не менее приходится признать, что в обоих случаях вынесенная в заголовок метафора исчерпывающе раскрывает характер главной героини. Впрочем, нельзя исключать и того, что Том Харпер в процессе съёмок держал в уме, скорее, замечательную голливудскую картину «Роза» /1979/ Марка Райделла, прозрачно намекая, что при определённом развитии событий мисс Харлан может ждать столь же трагический исход, как Мэри Роуз Фостер (1). Она, конечно, пока не познала славы, о которой грезит днём и ночью, но… тоже ходит по краю пропасти – ведёт рискованный образ жизни. Действие начинается не где-нибудь, а в женской тюрьме, стены которой Роуз-Линн покидает, получив условно-досрочное освобождение – и выслушивая напутствие одуматься и больше не преступать закон. Подействует ли внушение на своенравную девушку?.. Вряд ли будет преувеличением заявить, что без участия Джесси Бакли (правда, ирландки) фильм мог бы и не получиться. К тому моменту «восходящая звезда» британского экрана уже зарекомендовала себя на редкость талантливой актрисой: достаточно вспомнить криминальную драму «Зверь» /2017/, одарившую ролью ранимой Молл. В «Дикой розе» ей выпал шанс ещё и раскрыть неординарный вокальный потенциал, благо что Джесси с ранних лет регулярно выступала на сцене (в числе прочего – исполняла партию в мюзикле «Маленькая ночная серенада»). Бакли спела большинство прозвучавших в ленте песен, как сочинённых для картины (включая финальную «Glasgow (No Place Like Home)»), так и из репертуара знаменитых Эммилу Харрис, Уинонны Джадд, Криса Стейплтона и др. Её даже выдвинули на соискание ведущей национальной премии (BAFTA), однако награда ушла американке Рене Зеллвеггер, сыгравшей, по иронии судьбы, кумира шоу-бизнеса – Джуди Гарленд, дающую концерт в Лондоне. Роуз-Линн тоже выпадет шанс окунуться в ту стихию, в которой мятежная натура чувствует себя как рыба в воде: сотни, если не тысячи, зрителей будут завороженно слушать историю её жизни, поведанную языком музыки кантри (просто кантри, не кантри вестерн!). Знаменательно, что роль Мэрион Харлан, строгой, но справедливой пожилой мамы героини досталась Джули Уолтерс (подобравшей безупречный – на слух журналиста Дэна Вуттона – шотландский акцент). Одним из вершинных достижений в карьере замечательной актрисы стала, помнится, комедия «Воспитание Риты» /1983/, в которой эту самую Риту воспитывал, точно Пигмалион – Галатею, доктор Брайант, престарелый профессор-алкоголик. Теперь же, наоборот, её персонажу предстоит привить правильные ценностные установки дочери. Женщина, разумеется, не имела права бросить на произвол судьбы маленьких внуков, пока непутёвая дочь отбывала срок за решёткой. Но потакать прихотям дальше?.. Под давлением родительницы Роуз-Линн нехотя соглашается на непрестижное место (наводить чистоту и порядок в доме темнокожей Сюзанны за двенадцать фунтов стерлингов в час) и постепенно – худо-бедно осваивается с родительскими обязанностями. Вот только чувства ответственности это ей, увы, не прибавляет. Приглашению с радиостанции BBC Radio 2 (от ди-джея Боба Харриса, считающегося крупнейшим в стране специалистом по кантри), ставшему возможным благодаря участию чуткой работодательницы, можно было б порадоваться, если бы не сопутствующие злоключения по дороге. Да и результаты поездки в столицу оказались по меньшей мере спорными. Естественно, всё это провоцирует скептическое отношение со стороны миссис Харлан, понимающей, что с расстановкой жизненных приоритетов у Роуз-Линн – большие проблемы. Моментом истины становится день рождения Сюзанны, когда певице приходится выбирать, остаться в больнице с сыном, получившим травму, или отправиться на празднование, где стараниями виновницы торжества есть возможность собрать средства, достаточные для исполнения мечты. Стоит ли оно того? Нужно ли такой ценой покупать визит в Нэшвилл, где приверженцы кантри будто бы только и получают шанс заявить о себе?.. Надо сказать, воспитание Роуз-Линн принесло плоды. Ей хватило моральных сил принять трудное решение, оказавшееся, пожалуй, единственно верным. Поступок матери лишь на первый, поверхностный взгляд представляется нелогичным (в свете прежнего строгого отношения). Мэрион хватило честности признаться дочери, что по-своему завидует её смелости, поскольку сама в молодости не отважилась сделать решительный шаг навстречу собственным чаяниям, довольствовавшись работой в пекарне. И теперь, когда дочь стала более ответственной личностью (между прочим, обратим внимание на то, как тонко это подчёркнуто в игре актрисы), готовность помочь с поездкой в пресловутый Нэшвилл уже не покажется уступкой или потаканием капризам. Другое дело, что легендарный город в штате Теннесси на поверку – не имеет непосредственного отношения к реализации сокровенной мечты. Роуз-Линн, отстав от экскурсии в том самом концертном зале Райман, где Джонни Кэш познакомился с Джун Картер и где родился жанр блюграсс, втихомолку выходит на сцену, на которой выступали кумиры (от Элвиса Пресли до Пэтси Клайн), и её импровизированное пение находит отклик у местных музыкантов. Но… шотландка так и останется за океаном одной из множества энтузиасток кантри, слетающихся со всего света (из Австралии, Новой Зеландии, Германии) в надежде заявить о себе. Так ли нужно испытывать судьбу на чужбине? Боб Харрис неслучайно удивился категоричному суждению вокалистки, добравшейся с горем пополам до столицы, которая убеждена, что в захолустном Глазго даром никому не нужна с экзотическим (выражающим дух потомков покорителей Дикого Запада, а не обитателей Старого Света) стилем. Он глубокомысленно замечает, что главным для певицы являются две вещи: сильный голос, коим Роуз-Линн не обделена от природы, и желание поведать миру о чём-то важном, глубоко личном. Совет оказывается поразительно мудрым! Но чтобы воспользоваться им, мисс Харлан придётся пройти все стадии не только сурового воспитания жизнью, но и – самовоспитания, напряжённой внутренней работы над собой. Это как раз станет залогом прорыва – того обстоятельства, что красоту «дикой розы» по достоинству оценят окружающие люди. Харпер успел поработать в разных жанрах (от хоррора до социальной драмы), однако похожего энтузиазма прежде, пожалуй, не проявлял. Он словно заразился от героини стремлением во что бы то ни стало покорить Олимп славы – и принимал её ошибки и неудачи, как собственные, с сожалением и неподдельной болью. Финал потому и не кажется искусственно приклеенным хеппи-эндом, что Том верил: Харлан заслужила признание. «Дикая роза» не осталась незамеченной зрителями, хотя, говоря по совести, могла бы снискать и более тёплый приём в кинопрокате (кассовые сборы оцениваются в $7,1 млн.). _______ 1 – Напомним, что прототипом персонажа Бетт Мидлер послужила Дженис Джоплин, одна из самых ярких представительниц рока, скончавшаяся при не до конца прояснённых обстоятельствах.