Фильм "Подлинный Вермеер" голландского режиссера Рудольфа ван ден Берга рассматривался в качестве одного из претендентов на "Оскар" от Нидерландов в категории "лучший фильм на иностранном языке". В центре внимания ван ден Берга в этой работе - голландский художник первой половины XX века Хан ван Мегерен, прославившийся своей любовью к мастерам старой школы и ставший широко известным после Второй мировой войны, когда на суде были развенчаны его фальсификации. По сути, лента представляет романтизированный портрет талантливого мастера, работы которого не смогли оценить по достоинству ни зрители, ни критики, причем не нужно думать, что Хан ван Мегерен был упертым ортодоксом, встающим на пути таких, по его мнению, смелых профанаторов типа Пикассо. Ван Мегерен оказался тем творцом, который спустя два-три десятка лет в другой ситуации мог быть причислен к лику одного из гениев постмодерна, потому что все его "подделки" не столько обессмертили имя, сколько стали предметом яростных споров о допустимости такого обращения с искусством и основанием для обвинений в коллаборационизме с высшими чинами фашистской Германии. Поэтому "Подлинный Вермеер" - переосмысленная биографическая драма, которая больше рассказывает об увлеченности творчеством, о мести и любви, о склонности к авантюрам и тщеславии, чем об уникальном рецепте быстрого обогащения за счет недалекости надутых эстетов и ценителей "тевтонского духа" в поддельных полотнах.
Ван ден Берг весьма условно, отходя от документальных фактов, реконструирует в "Подлинном Вермеере" жизнь ван Мегерена, он показывает его одержимость не только техникой письма, но и большой любовью к искусственному "состариванию" своих полотен при помощи получения фиктивных трещинок-кракелюр. Великолепная роль Еруна Шпиценбергера ("Андроид") - это роль человека, который жаждет публичного признания и успеха, однако озарение так и не хочет идти, так и не наступает в его жизни и творчестве. Как и большинство деятелей искусства, ван Мегерен - максималист, не желающий быть просто талантливым, он хочет поддерживать традиции и рисовать как Рембрандт. Причем как режиссер ван ден Берг выбирает путь художественного произведения, представляя жизнь ван Мегерена, а не путь реконструирующего документалиста, перечисляющего факты, или искусствоведческое расследование о том, был или нет ван Мегерен действительно крупным художником. Он предпочитает несколько дистанцироваться и выстраивает драму по принципу треугольника, в вершинах которого ищущий художник, красивейшая муза-вдохновительница Йоланка (Лизе Ферин) и "паразит"-критик Бредиус (Порги Франссен), который публично жалит ван Мегерена беспощадным ядом на одной из выставок и заставляет задуматься о мести. Вполне очевидно, что в отношениях музы и художника должен возникнуть любовный роман, что разговор о настоящем искусстве будет показан через призму взгляда на мошенника и, что по-настоящему действительно для ван ден Берга, был ли одержим его главный герой обогащением или просто соврвал огромный куш в игре с арт-миром.
У "Подлинного Вермеера" есть одно качество, которое не так часто встречается в байопиках о деятелях искусства - это равноудаленность сюжета от психологической и искусствоведческой линии. В представлении режиссера ван Мегерен представляется как человек, который сумел не просто совладать со своими бедами, сомнениями и страхами, он - человек, который сумел все это эксплуатировать и обратить в свою же пользу. Он выразил то, в чем так нуждался европейский мир, выразил ту тягу к классической красоте, в которой еще оставалась потребность у ценителей живописи. Интересно, что мотивация ван Мегерена передана через взаимодействие с ограничениями, с теми красными флажками окружения, которые выставляют для его творчества. В этом плане как режиссер ван ден Берг универсален, он показывает конфликт ван Мегерена с реальностью и набирающим все большую силу потоком абстрактных работ, которые вызывали огромное разочарование у художника, истинная реальность на полотнах которого все-таки осталась где-то на триста лет раньше, а не в XX веке. В "Подлинном Вермеере" традиционный вопрос о том, что делает искусство искусством, который стал ключевым для постмодернизма, не оставляет сомнений, что главная подделка на картинах ван Мегерена - это только подписи под мастеров прошлого, а сами картины в идентичности передают настроение творца и не создают осознанную проблему для творчества, которое все больше становится высокодоходным бизнесом.
Поэтому "Подлинный Вермеер" превращается у ван ден Берга в рассуждения о болях, радостях и одиночестве художников, проецирующиеся в итоге на творчество самого режиссера, который, как и ван Мегерен, полностью посвятил себя искусству, имея в запасе всего одну человеческую жизнь. Несмотря на все извилистые повороты сюжета ван ден Берг представляет вполне традиционное по духу кино в "Подлинном Вермеере", где в авантюрном ключе представляется безумный художник, любовь к музе и месть против человека, который разрушил его творческую карьеру. Игры в постмодернизм в прямом смысле не получилось, но это и к лучшему, потому что основное заявление "Подлинного Вермеера" находится не столько в художественной плоскости вообще, сколько в области публицистики об искусстве в частности - художественное переосмысленное копирование имеет право существование. Мы живем в эпоху ремейков, когда грань между настоящей новизной и переосмысленным шедевром окончательно исчезает, тем не менее, для всего современного искусства продолжает оставаться актуальной проблема оригинальности творчества, а в какую эпоху это будет происходить - классицизма или постмодернизма это уже не так важно. Гениальная подделка не может рассматриваться как самостоятельное художественное произведение, но если сообщить о ее оригинальном авторстве, то в современных реалиях уже можно говорить о рождении нового шедевра, поэтому "Подлинный Вермеер" расставляет акценты в нужных местах и дает в очередной раз ответы на вопросы о природе творчества.
7
,0
2016, Исторические
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм "Подлинный Вермеер" голландского режиссера Рудольфа ван ден Берга рассматривался в качестве одного из претендентов на "Оскар" от Нидерландов в категории "лучший фильм на иностранном языке". В центре внимания ван ден Берга в этой работе - голландский художник первой половины XX века Хан ван Мегерен, прославившийся своей любовью к мастерам старой школы и ставший широко известным после Второй мировой войны, когда на суде были развенчаны его фальсификации. По сути, лента представляет романтизированный портрет талантливого мастера, работы которого не смогли оценить по достоинству ни зрители, ни критики, причем не нужно думать, что Хан ван Мегерен был упертым ортодоксом, встающим на пути таких, по его мнению, смелых профанаторов типа Пикассо. Ван Мегерен оказался тем творцом, который спустя два-три десятка лет в другой ситуации мог быть причислен к лику одного из гениев постмодерна, потому что все его "подделки" не столько обессмертили имя, сколько стали предметом яростных споров о допустимости такого обращения с искусством и основанием для обвинений в коллаборационизме с высшими чинами фашистской Германии. Поэтому "Подлинный Вермеер" - переосмысленная биографическая драма, которая больше рассказывает об увлеченности творчеством, о мести и любви, о склонности к авантюрам и тщеславии, чем об уникальном рецепте быстрого обогащения за счет недалекости надутых эстетов и ценителей "тевтонского духа" в поддельных полотнах. Ван ден Берг весьма условно, отходя от документальных фактов, реконструирует в "Подлинном Вермеере" жизнь ван Мегерена, он показывает его одержимость не только техникой письма, но и большой любовью к искусственному "состариванию" своих полотен при помощи получения фиктивных трещинок-кракелюр. Великолепная роль Еруна Шпиценбергера ("Андроид") - это роль человека, который жаждет публичного признания и успеха, однако озарение так и не хочет идти, так и не наступает в его жизни и творчестве. Как и большинство деятелей искусства, ван Мегерен - максималист, не желающий быть просто талантливым, он хочет поддерживать традиции и рисовать как Рембрандт. Причем как режиссер ван ден Берг выбирает путь художественного произведения, представляя жизнь ван Мегерена, а не путь реконструирующего документалиста, перечисляющего факты, или искусствоведческое расследование о том, был или нет ван Мегерен действительно крупным художником. Он предпочитает несколько дистанцироваться и выстраивает драму по принципу треугольника, в вершинах которого ищущий художник, красивейшая муза-вдохновительница Йоланка (Лизе Ферин) и "паразит"-критик Бредиус (Порги Франссен), который публично жалит ван Мегерена беспощадным ядом на одной из выставок и заставляет задуматься о мести. Вполне очевидно, что в отношениях музы и художника должен возникнуть любовный роман, что разговор о настоящем искусстве будет показан через призму взгляда на мошенника и, что по-настоящему действительно для ван ден Берга, был ли одержим его главный герой обогащением или просто соврвал огромный куш в игре с арт-миром. У "Подлинного Вермеера" есть одно качество, которое не так часто встречается в байопиках о деятелях искусства - это равноудаленность сюжета от психологической и искусствоведческой линии. В представлении режиссера ван Мегерен представляется как человек, который сумел не просто совладать со своими бедами, сомнениями и страхами, он - человек, который сумел все это эксплуатировать и обратить в свою же пользу. Он выразил то, в чем так нуждался европейский мир, выразил ту тягу к классической красоте, в которой еще оставалась потребность у ценителей живописи. Интересно, что мотивация ван Мегерена передана через взаимодействие с ограничениями, с теми красными флажками окружения, которые выставляют для его творчества. В этом плане как режиссер ван ден Берг универсален, он показывает конфликт ван Мегерена с реальностью и набирающим все большую силу потоком абстрактных работ, которые вызывали огромное разочарование у художника, истинная реальность на полотнах которого все-таки осталась где-то на триста лет раньше, а не в XX веке. В "Подлинном Вермеере" традиционный вопрос о том, что делает искусство искусством, который стал ключевым для постмодернизма, не оставляет сомнений, что главная подделка на картинах ван Мегерена - это только подписи под мастеров прошлого, а сами картины в идентичности передают настроение творца и не создают осознанную проблему для творчества, которое все больше становится высокодоходным бизнесом. Поэтому "Подлинный Вермеер" превращается у ван ден Берга в рассуждения о болях, радостях и одиночестве художников, проецирующиеся в итоге на творчество самого режиссера, который, как и ван Мегерен, полностью посвятил себя искусству, имея в запасе всего одну человеческую жизнь. Несмотря на все извилистые повороты сюжета ван ден Берг представляет вполне традиционное по духу кино в "Подлинном Вермеере", где в авантюрном ключе представляется безумный художник, любовь к музе и месть против человека, который разрушил его творческую карьеру. Игры в постмодернизм в прямом смысле не получилось, но это и к лучшему, потому что основное заявление "Подлинного Вермеера" находится не столько в художественной плоскости вообще, сколько в области публицистики об искусстве в частности - художественное переосмысленное копирование имеет право существование. Мы живем в эпоху ремейков, когда грань между настоящей новизной и переосмысленным шедевром окончательно исчезает, тем не менее, для всего современного искусства продолжает оставаться актуальной проблема оригинальности творчества, а в какую эпоху это будет происходить - классицизма или постмодернизма это уже не так важно. Гениальная подделка не может рассматриваться как самостоятельное художественное произведение, но если сообщить о ее оригинальном авторстве, то в современных реалиях уже можно говорить о рождении нового шедевра, поэтому "Подлинный Вермеер" расставляет акценты в нужных местах и дает в очередной раз ответы на вопросы о природе творчества.