Трудно переоценить усилия руководства британской телерадиовещательной организации Би-Би-Си, которое ещё в 2007-м поразило мир (не побоюсь громких слов!), вложив в создание мини-сериала «Планета Земля» колоссальную сумму – порядка $25 млн. (1). Пример оказался заразительным. В том же году вышел на киноэкраны полнометражный фильм «Земля», а спустя два года – увидели свет «Океаны», причём обе картины (к слову, официально объединяемые в дилогию) установили рекорды по величине производственных бюджетов: соответственно $47 млн. и $80 млн. – немыслимые для документалистики величины! Но дело, конечно, не только в размере понесённых затрат. Несмотря на обилие профильных телепередач, снимаемых в разных странах (таких, как «В мире животных» в СССР и позже – в России), изумлённая публика словно заново открыла для себя неописуемое богатство флоры и фауны нашей планеты, поразившись их красоте, гармоничности, многообразию форм… Тема кажется неисчерпаемой – и появление ещё одного (третьего по счёту в складывающемся киноцикле) произведения остаётся горячо приветствовать.
Любопытно, что в англоязычной версии закадровый авторский текст читает Роберт Редфорд, в предназначенной для китайских зрителей – Джеки Чан. Однако кинозвёздам всё-таки не сравниться в данном качестве с Николаем Николаевичем Дроздовым, учёным-зоологом и выдающимся популяризатором науки, чей интеллигентный голос многим запомнился, подозреваю, с детства. Вот и одарённые режиссёры, объединив усилия в работе над условной третьей частью, продолжили линию предшественников. Речь вовсе не идёт о том, чтобы представлять растительное и особенно животное царства воплощённой идиллией – чем-то вроде ветхозаветного райского сада Эдема до грехопадения Адама и Евы. Наоборот, в ленте вновь удалось высветить ключевые аспекты существования божьих тварей, занятых неустанной борьбой за выживание и сохранение вида. Так, кормящей панде приходится поглощать низкокалорийный, хотя и быстрорастущий, бамбук по четырнадцать (!) часов в сутки, ускоренный метаболизм заставляет колибри собирать нектар с более чем тысячи цветков в день, а антарктические пингвины – рутинно совершают подвиг, добывая пищу для детёнышей… Поразительное, завораживающее зрелище.
Наивысшим драматизмом проникнуты, разумеется, фрагменты, когда тем или иным особям приходится вступить в непосредственное противостояние. Скажем, галапагосские змеи коварно прячутся в тени под камнями, терпеливо выжидая вылупляющихся морских игуан, первый же выход которых грозит стать последним. Вот это охота! Вот это гонка не на жизнь, а на смерть!.. Пример иного рода – когда молодой жираф бросает вызов старому самцу, желая оспорить главенство на территории, и два благородных, величавых парнокопытных колошматят друг друга что есть мочи, до полного изнеможения. Но в том-то и дело, что подобные моменты воспринимаются частью естественного процесса, играют важную роль в том равновесии, в каком пребывает экологическая система – экологическая система как локальных, ограниченных территорий, так и планеты в целом. В том крайне неустойчивом равновесии…
Повествование начинается и завершается живописными панорамами космоса, где небесное тело вращается вокруг Солнца вместе со спутником. Однако сложно не согласиться с утверждением кинематографистов, что по-настоящему потрясающим событием является день на Земле – практически любой день. Особенно – в свете того, что пока учёные мужи не располагают твёрдыми доказательствами наличия жизненных форм, хотя бы самых примитивных, в других уголках Вселенной… Взгляд на братьев наших меньших, лишённый идеалистичности, но отмеченный неподдельным интересом натуралиста-энтузиаста, невольно пробуждает религиозное чувство даже у зрителей-атеистов! Ричард Дейл, Питер Уэббер и Лисинь Фань объективно не имели возможности углубиться в тот или иной аспект – подобно создателям упомянутого выше мини-сериала, где каждый сегмент был посвящён разным средам обитания (горам, пещерам, пустыням, равнинам, джунглям и т.д.). Они стремились добиться нового, неожиданного эффекта – подчеркнуть неразрывную (не всегда очевидную и осознаваемую) связь живых организмов всех регионов планеты, подчинённых общему ритму смены тёмного и светлого времени суток. И добились! Но не только.
Заключительные кадры фильма проникнуты ощущением тревоги. Отвлёкшись от девственной природы, авторы обращают взор на сферу, сотворённую и стремительно расширяемую людьми. Их внимание занимают не частные проблемы вроде адаптации некоторых животных (например, енотов, копошащихся в пищевых отходах, способствуя тем самым распространению антисанитарии) к урбанистической обстановке. Главное – тот разительный, неприятный контраст естественного и искусственного миров, который никто не замечает лишь в силу привычки. Безрассудные, зачастую не оправданные никакими рациональными соображениями траты энергии (залитые электрическим светом ночные мегаполисы видны даже с околоземного пространства) и невосполнимых ресурсов не делают нам, обладателям интеллекта, чести. И ещё хуже – когда представители вида Homo sapiens допускают вопиющую неразумность, прямо или косвенно способствуя созданию условий, несовместимых с существованием многих зверей, птиц, рыб, насекомых, растений… Впрочем, безумие человечества остаётся всё-таки за рамками основного предмета фильма – за подробностями отсылаю неравнодушных к блистательным постановкам Годфри Реджио, произведшим фурор в документальном кинематографе.
__________
1 – Разумеется, на паях с партнёрами (в частности, с Discovery Channel), но это ни в коей мере не умаляет заслуг.
8
,7
2017, Семейные
93 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Трудно переоценить усилия руководства британской телерадиовещательной организации Би-Би-Си, которое ещё в 2007-м поразило мир (не побоюсь громких слов!), вложив в создание мини-сериала «Планета Земля» колоссальную сумму – порядка $25 млн. (1). Пример оказался заразительным. В том же году вышел на киноэкраны полнометражный фильм «Земля», а спустя два года – увидели свет «Океаны», причём обе картины (к слову, официально объединяемые в дилогию) установили рекорды по величине производственных бюджетов: соответственно $47 млн. и $80 млн. – немыслимые для документалистики величины! Но дело, конечно, не только в размере понесённых затрат. Несмотря на обилие профильных телепередач, снимаемых в разных странах (таких, как «В мире животных» в СССР и позже – в России), изумлённая публика словно заново открыла для себя неописуемое богатство флоры и фауны нашей планеты, поразившись их красоте, гармоничности, многообразию форм… Тема кажется неисчерпаемой – и появление ещё одного (третьего по счёту в складывающемся киноцикле) произведения остаётся горячо приветствовать. Любопытно, что в англоязычной версии закадровый авторский текст читает Роберт Редфорд, в предназначенной для китайских зрителей – Джеки Чан. Однако кинозвёздам всё-таки не сравниться в данном качестве с Николаем Николаевичем Дроздовым, учёным-зоологом и выдающимся популяризатором науки, чей интеллигентный голос многим запомнился, подозреваю, с детства. Вот и одарённые режиссёры, объединив усилия в работе над условной третьей частью, продолжили линию предшественников. Речь вовсе не идёт о том, чтобы представлять растительное и особенно животное царства воплощённой идиллией – чем-то вроде ветхозаветного райского сада Эдема до грехопадения Адама и Евы. Наоборот, в ленте вновь удалось высветить ключевые аспекты существования божьих тварей, занятых неустанной борьбой за выживание и сохранение вида. Так, кормящей панде приходится поглощать низкокалорийный, хотя и быстрорастущий, бамбук по четырнадцать (!) часов в сутки, ускоренный метаболизм заставляет колибри собирать нектар с более чем тысячи цветков в день, а антарктические пингвины – рутинно совершают подвиг, добывая пищу для детёнышей… Поразительное, завораживающее зрелище. Наивысшим драматизмом проникнуты, разумеется, фрагменты, когда тем или иным особям приходится вступить в непосредственное противостояние. Скажем, галапагосские змеи коварно прячутся в тени под камнями, терпеливо выжидая вылупляющихся морских игуан, первый же выход которых грозит стать последним. Вот это охота! Вот это гонка не на жизнь, а на смерть!.. Пример иного рода – когда молодой жираф бросает вызов старому самцу, желая оспорить главенство на территории, и два благородных, величавых парнокопытных колошматят друг друга что есть мочи, до полного изнеможения. Но в том-то и дело, что подобные моменты воспринимаются частью естественного процесса, играют важную роль в том равновесии, в каком пребывает экологическая система – экологическая система как локальных, ограниченных территорий, так и планеты в целом. В том крайне неустойчивом равновесии… Повествование начинается и завершается живописными панорамами космоса, где небесное тело вращается вокруг Солнца вместе со спутником. Однако сложно не согласиться с утверждением кинематографистов, что по-настоящему потрясающим событием является день на Земле – практически любой день. Особенно – в свете того, что пока учёные мужи не располагают твёрдыми доказательствами наличия жизненных форм, хотя бы самых примитивных, в других уголках Вселенной… Взгляд на братьев наших меньших, лишённый идеалистичности, но отмеченный неподдельным интересом натуралиста-энтузиаста, невольно пробуждает религиозное чувство даже у зрителей-атеистов! Ричард Дейл, Питер Уэббер и Лисинь Фань объективно не имели возможности углубиться в тот или иной аспект – подобно создателям упомянутого выше мини-сериала, где каждый сегмент был посвящён разным средам обитания (горам, пещерам, пустыням, равнинам, джунглям и т.д.). Они стремились добиться нового, неожиданного эффекта – подчеркнуть неразрывную (не всегда очевидную и осознаваемую) связь живых организмов всех регионов планеты, подчинённых общему ритму смены тёмного и светлого времени суток. И добились! Но не только. Заключительные кадры фильма проникнуты ощущением тревоги. Отвлёкшись от девственной природы, авторы обращают взор на сферу, сотворённую и стремительно расширяемую людьми. Их внимание занимают не частные проблемы вроде адаптации некоторых животных (например, енотов, копошащихся в пищевых отходах, способствуя тем самым распространению антисанитарии) к урбанистической обстановке. Главное – тот разительный, неприятный контраст естественного и искусственного миров, который никто не замечает лишь в силу привычки. Безрассудные, зачастую не оправданные никакими рациональными соображениями траты энергии (залитые электрическим светом ночные мегаполисы видны даже с околоземного пространства) и невосполнимых ресурсов не делают нам, обладателям интеллекта, чести. И ещё хуже – когда представители вида Homo sapiens допускают вопиющую неразумность, прямо или косвенно способствуя созданию условий, несовместимых с существованием многих зверей, птиц, рыб, насекомых, растений… Впрочем, безумие человечества остаётся всё-таки за рамками основного предмета фильма – за подробностями отсылаю неравнодушных к блистательным постановкам Годфри Реджио, произведшим фурор в документальном кинематографе. __________ 1 – Разумеется, на паях с партнёрами (в частности, с Discovery Channel), но это ни в коей мере не умаляет заслуг.