Десять лет назад французский актер и режиссер Дэни Бун ("Возьми меня штурмом", "Жмот") буквально проснулся знаменитым, когда его комедия "Бобро поржаловать!" стала вторым по популярности хитом во Франции после "Титаника" Джеймса Кэмерона и побила все национальные рекорды. Новую работу Буна "От семьи не убежишь" можно отнести к негласному сиквелу его самой успешной ленты, потому что и в этом проекте он снова рассматривает и делает объектом смешного культурные и идиоматические различия между жителями французской столицы и, как это неприкрыто демонстрируется, провинциалами с севера Франции. Из-за этого большая часть комичности "От семьи не убежишь" лежит в плоскости, понятной франкофонным носителям языка, и остается недоступной для всего остального мира. Локализация проекта Буна в России пошла по пути замены игры фонетикой в диалектических выражениях на околомолодежный слэнг в представлениях переводчиков дублированного варианта. Это существенно затруднило восприятие очередных игр с акцентом Дэни Буна и добавило его работе очень большой фарсовый компонент, который временами работает с эффективностью формулы не самого лучшего ситкома. Идея сценария, написанного Буном как духовным отцом всего этого проекта совместно с Сарой Камински ("Дикарь"), сводится к тому как человек с северным произношением добился успехов в Париже ценой полного разрыва связей со своими корнями и своей семьей и полностью цинично похоронил свое происхождение, сделав себя сиротой при живой матери, под слоем столичного лоска и самодовольности. Ожидаемого успеха и статуса нового "чуда" у имеющей все шансы стать бестселлером новой картины не случилось, хотя во Франции фильм Буна посмотрело несколько сотен тысяч зрителей. В среднем формула "Бобро поржаловать!" не претерпела существенных изменений и продолжает остроумно работать с абсурдом произношения. Поэтому в "От семьи не убежишь" Бун предпочитает простые смысловые решения и легкую сатиру на современное искусство и его представителей-снобов.
По сюжету "От семьи не убежишь" Дэни Бун представляет роль Валентина, успешного дизайнера интерьеров и современной мебели (чего только стоят его стулья на трех ножках и столы, выполненные целиком из массива камня или дерева). У Валентина и его "музы" и жены Констанс (лучшая в этом проекте роль Лоранс Арне, "Все пары делают это", "Жмот") открывается пафосная выставка-ретроспектива в парижском музее современного искусства. Герой Буна тщательно скрывает от всех свое, далеко не аристократическое происхождение, и стыдливо рассказывает о своем воспитании, о том, что он является наполовину сиротой и ведет свое происхождение от иранского шаха. Высшее столичное общество и тесть-инвестор в прекрасное (Франсуа Берлеан, "Любовь с препятствиями", "Другая жизнь женщины") верят в практически неземное происхождение Валентина и его гениальность в качестве современного поп-авангардиста, который заслужил эту славу и находится на пике хай-тек моды для большинства ценителей и обывателей. Неожиданно на выставке сталкиваются два мира, потому что к утонченному главному герою неожиданно приезжают его неотесанные, но очень искренние и не выбирающие выражений родственники, включая родную мать (Лин Рено, "Дом со скидкой", "Любимая теща"), брата Гюстава (Ги Леклюиз, "Друзья общества", "Таможня дает добро") и золовку Лулют (Валери Боннетон, "Ни минуты покоя", "Любовь от всех болезней"). Гюстав и Лулют готовят "долгожданную" встречу матери и сына под предлогом того, что он пригласил ее отпраздновать юбилейное 80-летие в своем собственном особняке, сами при этом хотят получить несколько тысяч евро на текущие расходы от переставшего родниться Валентина. Тайное начинает грозить стать явным, имиджевый пузырь, нажитый с годами, вот-вот должен лопнуть у Валентина из-за этого неожиданного визита, все с радостью узнают о его простолюдинском происхождении. И все, конец легенде и новатору современного дизайна. А тут еще и тесть оказал герою Буна огромную услугу - сбил его на машине ночью. И Валентин заговорил с чистейшим акцентом своих предков с Севера, который он вытравливал из себя годами.
В первой трети "От семьи не убежишь" Дэни Бун как постановщик выкладывает на экран практически все неожиданные козыри этой картины и напрочь убивает в ней всю непредсказуемость истории, оставляя между тем для зрителя возможность оценить гэги и интересные детали актерской игры, которых в этой ленте хватает с избытком. Манипулирование комедийными стереотипами с трудом идет фильму на пользу, потому что авторы с трудом находят верный тон и, кажущиеся приезжим родственникам абсолютными бездельниками, Валентин и Констанс занимаются с их точки зрения никчемным дизайнерским делом. Вернувшийся из-за аварии по уровню развития и по фонетике речи в свое незатейливое семнадцатилетие Валентин вынужден вспомнить большинство семейных тайн и упреков, о которых он уже давно забыл. Поэтому конфликт между высшими и низшими слоями в этой картине выглядит сюжетной зарисовкой, которая в дальнейшем не получает никакого развития и Бун без оглядки бежит от этого прочь, предпочитая сделать основную ставку на то, что хорошо себе зарекомендовало 10 лет назад - на различия в произношении, ожидаемо оживляющими эпизоды. При помощи различных сюжетных триггеров Валентину изо всех сил пытаются восстановить память и его жена, которая испытывает культурный шок от произношения своего благоверного в молодости, и его семья, для которой грозят полететь кувырком отношения между Гюставом и Лулют. Даже Пьер Ришар, играющий в этой ленте роль отца семейства, дарит ленте пару фирменных гэгов в отличных эпизодах, показывая, что сын должен заботиться не только о собственном бюджете. Чувствуется, что написание сценария проходило в напряженных поисках смешного для зрителей, которые стали старше на десять лет вместе с самим Дэни Буном, поэтому сага о примирении членов семьи друг с другом теряет комедийную хватку и превращается в ситуационную путаницу и в шоу отдельных номеров и выходов для большинства участников этого проекта.
Созданная таким образом для "От семьи не убежишь" главная линия всего фильма предельно проста: главный герой Валентин должен опять, хотя бы на время, почувствовать себя северянином, воссоединиться со своей семьей и отказаться от парижской респектабельности и меркантилизма. Нельзя сказать по первой трети картины, что герой Буна страдает от элитарности собственных культурных продуктов, но кажущаяся проблема должна быть непременно решена в драматическом ключе: необходимо придумать амнезию для Валентина и уже это усложнит историю и выведет ее на нужный уровень громкости смеха. Показателен в этом смысле пример Лоранс Арне, которая готова пойти на все ради любви и возвращения к ней ее любимого Валентина. Очевидно то, что Констанс в исполнении Арне получает большую часть лучших сцен в "От семьи не убежишь" начиная от совместного с героем Буна похода к логопеду для исправления возникших проблем с произношением и до финальной сцены, когда происходит окончательное ее воссоединение с любимым мужем. То, что эта харизматичная блондинка не стесняется продвигать северную фонетику в Париже выглядит неожиданно трогательно и абсолютно правдоподобно, на несколько минут вытягивая на свежий воздух увязший в стереотипах проект Буна, который точно не стремится изобрести новое комедийное колесо и делает ставку на романтику и семейные ценности. В итоге кинематографическая формула о том, что личное счастье главного героя ведет к понижению его позиций в плане общественной успешности работает в "От семьи не убежишь" практически безотказно. Травма головного мозга становится способом поговорить со своей семьей, члены которой на глазах трансформируются из заносчивых в лгунов в порядочных людей, а также разобраться в своих чувствах. Метафора в виде подаренной Валентину коробки цветных карандашей намекает на то, что они будут позже служить главной цели возрождения личности героя Буна и его таланта. Как комедия "От семьи не убежишь" не лишена экранного обаяния, но схематическая проработка персонажей и желание повторить успех выстрелившей когда-то формулы оказывают для Дэни Буна странную услугу - эта лента в главном и смешном стремится связать только особенности диалектического произношения, оставляя без должного внимания сюжет истории и его оригинальное развитие.
7
,6
2018, Комедии
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Десять лет назад французский актер и режиссер Дэни Бун ("Возьми меня штурмом", "Жмот") буквально проснулся знаменитым, когда его комедия "Бобро поржаловать!" стала вторым по популярности хитом во Франции после "Титаника" Джеймса Кэмерона и побила все национальные рекорды. Новую работу Буна "От семьи не убежишь" можно отнести к негласному сиквелу его самой успешной ленты, потому что и в этом проекте он снова рассматривает и делает объектом смешного культурные и идиоматические различия между жителями французской столицы и, как это неприкрыто демонстрируется, провинциалами с севера Франции. Из-за этого большая часть комичности "От семьи не убежишь" лежит в плоскости, понятной франкофонным носителям языка, и остается недоступной для всего остального мира. Локализация проекта Буна в России пошла по пути замены игры фонетикой в диалектических выражениях на околомолодежный слэнг в представлениях переводчиков дублированного варианта. Это существенно затруднило восприятие очередных игр с акцентом Дэни Буна и добавило его работе очень большой фарсовый компонент, который временами работает с эффективностью формулы не самого лучшего ситкома. Идея сценария, написанного Буном как духовным отцом всего этого проекта совместно с Сарой Камински ("Дикарь"), сводится к тому как человек с северным произношением добился успехов в Париже ценой полного разрыва связей со своими корнями и своей семьей и полностью цинично похоронил свое происхождение, сделав себя сиротой при живой матери, под слоем столичного лоска и самодовольности. Ожидаемого успеха и статуса нового "чуда" у имеющей все шансы стать бестселлером новой картины не случилось, хотя во Франции фильм Буна посмотрело несколько сотен тысяч зрителей. В среднем формула "Бобро поржаловать!" не претерпела существенных изменений и продолжает остроумно работать с абсурдом произношения. Поэтому в "От семьи не убежишь" Бун предпочитает простые смысловые решения и легкую сатиру на современное искусство и его представителей-снобов. По сюжету "От семьи не убежишь" Дэни Бун представляет роль Валентина, успешного дизайнера интерьеров и современной мебели (чего только стоят его стулья на трех ножках и столы, выполненные целиком из массива камня или дерева). У Валентина и его "музы" и жены Констанс (лучшая в этом проекте роль Лоранс Арне, "Все пары делают это", "Жмот") открывается пафосная выставка-ретроспектива в парижском музее современного искусства. Герой Буна тщательно скрывает от всех свое, далеко не аристократическое происхождение, и стыдливо рассказывает о своем воспитании, о том, что он является наполовину сиротой и ведет свое происхождение от иранского шаха. Высшее столичное общество и тесть-инвестор в прекрасное (Франсуа Берлеан, "Любовь с препятствиями", "Другая жизнь женщины") верят в практически неземное происхождение Валентина и его гениальность в качестве современного поп-авангардиста, который заслужил эту славу и находится на пике хай-тек моды для большинства ценителей и обывателей. Неожиданно на выставке сталкиваются два мира, потому что к утонченному главному герою неожиданно приезжают его неотесанные, но очень искренние и не выбирающие выражений родственники, включая родную мать (Лин Рено, "Дом со скидкой", "Любимая теща"), брата Гюстава (Ги Леклюиз, "Друзья общества", "Таможня дает добро") и золовку Лулют (Валери Боннетон, "Ни минуты покоя", "Любовь от всех болезней"). Гюстав и Лулют готовят "долгожданную" встречу матери и сына под предлогом того, что он пригласил ее отпраздновать юбилейное 80-летие в своем собственном особняке, сами при этом хотят получить несколько тысяч евро на текущие расходы от переставшего родниться Валентина. Тайное начинает грозить стать явным, имиджевый пузырь, нажитый с годами, вот-вот должен лопнуть у Валентина из-за этого неожиданного визита, все с радостью узнают о его простолюдинском происхождении. И все, конец легенде и новатору современного дизайна. А тут еще и тесть оказал герою Буна огромную услугу - сбил его на машине ночью. И Валентин заговорил с чистейшим акцентом своих предков с Севера, который он вытравливал из себя годами. В первой трети "От семьи не убежишь" Дэни Бун как постановщик выкладывает на экран практически все неожиданные козыри этой картины и напрочь убивает в ней всю непредсказуемость истории, оставляя между тем для зрителя возможность оценить гэги и интересные детали актерской игры, которых в этой ленте хватает с избытком. Манипулирование комедийными стереотипами с трудом идет фильму на пользу, потому что авторы с трудом находят верный тон и, кажущиеся приезжим родственникам абсолютными бездельниками, Валентин и Констанс занимаются с их точки зрения никчемным дизайнерским делом. Вернувшийся из-за аварии по уровню развития и по фонетике речи в свое незатейливое семнадцатилетие Валентин вынужден вспомнить большинство семейных тайн и упреков, о которых он уже давно забыл. Поэтому конфликт между высшими и низшими слоями в этой картине выглядит сюжетной зарисовкой, которая в дальнейшем не получает никакого развития и Бун без оглядки бежит от этого прочь, предпочитая сделать основную ставку на то, что хорошо себе зарекомендовало 10 лет назад - на различия в произношении, ожидаемо оживляющими эпизоды. При помощи различных сюжетных триггеров Валентину изо всех сил пытаются восстановить память и его жена, которая испытывает культурный шок от произношения своего благоверного в молодости, и его семья, для которой грозят полететь кувырком отношения между Гюставом и Лулют. Даже Пьер Ришар, играющий в этой ленте роль отца семейства, дарит ленте пару фирменных гэгов в отличных эпизодах, показывая, что сын должен заботиться не только о собственном бюджете. Чувствуется, что написание сценария проходило в напряженных поисках смешного для зрителей, которые стали старше на десять лет вместе с самим Дэни Буном, поэтому сага о примирении членов семьи друг с другом теряет комедийную хватку и превращается в ситуационную путаницу и в шоу отдельных номеров и выходов для большинства участников этого проекта. Созданная таким образом для "От семьи не убежишь" главная линия всего фильма предельно проста: главный герой Валентин должен опять, хотя бы на время, почувствовать себя северянином, воссоединиться со своей семьей и отказаться от парижской респектабельности и меркантилизма. Нельзя сказать по первой трети картины, что герой Буна страдает от элитарности собственных культурных продуктов, но кажущаяся проблема должна быть непременно решена в драматическом ключе: необходимо придумать амнезию для Валентина и уже это усложнит историю и выведет ее на нужный уровень громкости смеха. Показателен в этом смысле пример Лоранс Арне, которая готова пойти на все ради любви и возвращения к ней ее любимого Валентина. Очевидно то, что Констанс в исполнении Арне получает большую часть лучших сцен в "От семьи не убежишь" начиная от совместного с героем Буна похода к логопеду для исправления возникших проблем с произношением и до финальной сцены, когда происходит окончательное ее воссоединение с любимым мужем. То, что эта харизматичная блондинка не стесняется продвигать северную фонетику в Париже выглядит неожиданно трогательно и абсолютно правдоподобно, на несколько минут вытягивая на свежий воздух увязший в стереотипах проект Буна, который точно не стремится изобрести новое комедийное колесо и делает ставку на романтику и семейные ценности. В итоге кинематографическая формула о том, что личное счастье главного героя ведет к понижению его позиций в плане общественной успешности работает в "От семьи не убежишь" практически безотказно. Травма головного мозга становится способом поговорить со своей семьей, члены которой на глазах трансформируются из заносчивых в лгунов в порядочных людей, а также разобраться в своих чувствах. Метафора в виде подаренной Валентину коробки цветных карандашей намекает на то, что они будут позже служить главной цели возрождения личности героя Буна и его таланта. Как комедия "От семьи не убежишь" не лишена экранного обаяния, но схематическая проработка персонажей и желание повторить успех выстрелившей когда-то формулы оказывают для Дэни Буна странную услугу - эта лента в главном и смешном стремится связать только особенности диалектического произношения, оставляя без должного внимания сюжет истории и его оригинальное развитие.