Остается только удивляться профессиональному бесстрашию режиссера Джеймса МакТига ("Уцелевшая", сериал "Восьмое чувство"), который берется за проекты, подобные "Вторжению", и обрекает заранее себя и практически всю съемочную группу на обвинения во вторичности и недоработанности материала. Попробуем отбросить все это в сторону и представить, что МакТиг начал практически с чистого листа, что не было до него ни "Комнаты страха" Дэвида Финчера, "Один дома" Криса Коламбуса и целой плеяды других подобных работ разной степени таланта, где гангстеры пытались завладеть честно (или почти совсем нечестно, как во "Вторжении") нажитой собственностью добропорядочных американских (да и не только американских) обывателей и терпели жесткое фиаско от владельцев собственности или их отпрысков. Все знают, как нужно снимать настоящие триллеры, и все знают, что приятно быть намного умнее авторов в субжанре о незаконных вламываниях в чужие дома и квартиры. При этом тянет на так и напрашивающиеся сравнения с ретро-фильмами a-la "Крепкий орешек" с их теплой винтажной душевностью и милыми сердцу остротами главных героев. Но жизнь и развитие кинематографа не стоят на месте, и поэтому лента Джеймса МакТига снята совершенно по другим канонам. Экранная история "Вторжения", написанная Райаном Инглом ("Рэмпейдж", "Пассажир"), идет больше от ума, от ratio и законов жанра, чем от сердца. Надувшая в прошлом году полным ветром паруса феминизма "Чудо-женщина" и популярное и набирающее реальную силу движение #MeToo требуют совершенно иных героев. Для Америки, да и для всего остального мира, сейчас куда важнее экранный образ мифической матери, которая готова на все ради своих детей, готова раздвигать стены, поднимать автомобили, ломать челюсти непрошеным незнакомцам, и оставаться при этом обычной земной женщиной. "Вторжение" по жанру относится к тем хирургически точно снятым триллерам, где такой режиссер, как МакТиг оказывается способен стать чудотворцем и не перегружать функциональный сюжет фильма ненужными флэшбэками и излишним психологизмом экранных характеров.
По сюжету "Вторжения" Айзек, отец молодой афроамериканки Шон (Гэбриэл Юнион, "Рождение нации", "Думай, как мужчина"), живет в Чикаго и занимается финансовыми махинациями. У него в столе есть полный ящик дорогих наручных часов и против него уже начаты судебные преследования. В один прекрасный день Айзека сбивает на улице пикап на перекрестке во время пробежки и человек, вышедший из машины немедленно добивает еще живого мужчину. Шон, с виду не впадающая в особый траур по отцу, вынуждена заниматься наследственными делами и очень хочет продать огромный загородный дом, в котором она когда-то выросла. На выходные она вместе с двумя детьми, девушкой-подростком Жасмин (Аджиона Алексус, "Раздражительность", сериал "13 причин почему") и младшим сыном Гловером (Сет Карр, "Чёрная Пантера", сериал "Реанимация"), отправляется в штат Висконсин, туда, где она выросла и где прошло ее детство. Шон и ее отец уже давно не были близки, и поэтому ей хочется побыстрее избавиться от всей собственности, которой обладал Айзек и тем самым отпустить от себя все негативные воспоминания о своем родителе. Шон прекрасно помнит о том, как ее отец избавился от лошадей, которых она очень любила сразу же после ее отъезда. После приезда Гловер обнаруживает, что дом его дедушки Айзека представляет собой хорошо укрепленную крепость и обладает несколькими уровнями систем наблюдения и безопасности. При помощи беспилотника он начинает обследовать огромные площади, комнаты, коридоры и лестницы недвижимости, которая досталась в наследство его матери. Само собой, забава заканчивается достаточно быстро, когда Шон и ее дети узнают, что они не одни в этом замкнутом пространстве. Группа из четырех преступников берет в заложники Жасмин и Гловера и требует рассказать, где доме покойного спрятан сейф, настоящая американская мечта, с несколькими миллионами долларов наличными. Шон вынуждена принять настоящий бой на своей территории и проявить не только чудеса физической подготовки, но и показать себя хладнокровным психологом, умеющим всегда оказаться на шаг впереди относительно гангстеров.
Несмотря на то, что существуют десятки и сотни проектов, подобных "Вторжению", работа Джеймса МакТига существенно выходит за рамки обычного b-movie с небольшим бюджетом и способна продемонстрировать прекрасно снятый нервный срыв в стандартном полуторачасовом формате. Еще со времен своей первой работы "V" значит Вендетта" этот режиссер прекрасно знает как сосздать тревожную атмосферу и застать зрителя врасплох. Параноидальная атмосфера во "Вторжении" создается за счет ускоренного, практически клипового монтажа, намеренно подгоняющего ход событий в этой ленте, потому что по сюжету преступники как раз должны уложиться в 90 минут в операции с сейфом и заветными миллионами. Зритель ничего не знает о главной героине ленты МакТига, он не знает, чем она занимается в обычной жизни, может только догадываться о причинах ее нестабильных отношений с покойным отцом, но Шон во "Вторжении" в первую очередь мать двоих детей на пределе, готовая к любым самым отчаянным и изворотливым поступкам, и этого уже достаточно. Гэбриэл Юнион в этой роли не позволяет себе ни на секунду впадать в сентиментальность и давать волю эмоциям, она играет так, как будто защищает от мерзких негодяев своих собственных, а не экранных детей. Сценарий Райана Ингла движется как будто от противного, обычно в проектах с подобным концептом герои стремятся побыстрее вырваться на свободу из замкнутых пространств, но Шон стремится обратно в свою фамильную цитадель, чтобы освободить самых дорогих в своей жизни людей. Она оказывается в полном одиночестве против четырех хорошо вооруженных незнакомцев, которые по экранной истории представлены как абсолютно разнокалиберные по значимости для сюжета характеры, которые отмотали свои сроки в окружной тюрьме, с одной стороны, производящие впечатление персонажей, случайно набранных в актерском агентстве, с другой - злодеи у МакТига получились действительно выдающиеся. Как автор истории Ингл набросал четыре абсолютно разных психотипа, которых очень трудно спутать в процессе просмотра.
Наибольшее впечатление во "Вторжении" производит такой отмороженный негодяй, как татуированный Дункан (Ричард Кебрал, "Багровая мята", "Последний контракт Халли"), который, вне всяких сомнений, был в детстве милым и очаровательным ребенком, однако в триллере у Джеймса МакТига он убивает без всякого разбора все, что движется и пока еще дышит. Сверлящий взгляд настоящего маньяка можно в исполнении такого разнопланового Кебрала останется с вами навсегда и будет приходить в самых ужасных ночных кошмарах. Псих-латиноамериканец, нападающий на женщину-афроамериканку, выглядит как нарушение всех основ политкорректности. Снявший очень большое число картин в экшн-жанре МакТиг во "Вторжении" практически не прибегает к таким характерным для триллеров приемам как смена экранного темпа повествования и отсутствие сгущающегося террора к началу третьего акта, не выделяя особых модуляций в развитии сюжета режиссер предлагает хорошо отредактированную историю, где главная героиня Шон становится то Джейсоном Борном, то Человеком-пауком. Такой немного отстраненный подход без больших эмоций заставляет улыбнуться иногда даже в тех моментах, когда дети находятся под прямой угрозой преступников. Хотя, безусловно, съемочная стратегия МакТига-режиссера вызывает постоянно интерес у зрителей. Кажется, что на съемках "Вторжения" было использовано огромное количество заранее хорошо продуманных до мельчайших деталей эпизодов, которые должны были создать эффект присутствия у зрителей. Когда персонажей триллера показывают сбоку, следующими через комнату, то камера очень часто останавливается именно в том положении, откуда может появиться еще кто-нибудь, далее на мгновение все останавливается, чтобы потом продолжиться как ни в чем не бывало. "Вторжение" Джеймса МакТига в итоге напоминает ту самую головоломку, в которой не всегда обязательно присутствие логики истории на экране при разгадывании, обладающая таким ярким характером, как Шон, лента мечется по темным дорожкам женской интуиции, способной, как орех расколоть планы преступников.
6
,9
2018, США, Триллеры
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Остается только удивляться профессиональному бесстрашию режиссера Джеймса МакТига ("Уцелевшая", сериал "Восьмое чувство"), который берется за проекты, подобные "Вторжению", и обрекает заранее себя и практически всю съемочную группу на обвинения во вторичности и недоработанности материала. Попробуем отбросить все это в сторону и представить, что МакТиг начал практически с чистого листа, что не было до него ни "Комнаты страха" Дэвида Финчера, "Один дома" Криса Коламбуса и целой плеяды других подобных работ разной степени таланта, где гангстеры пытались завладеть честно (или почти совсем нечестно, как во "Вторжении") нажитой собственностью добропорядочных американских (да и не только американских) обывателей и терпели жесткое фиаско от владельцев собственности или их отпрысков. Все знают, как нужно снимать настоящие триллеры, и все знают, что приятно быть намного умнее авторов в субжанре о незаконных вламываниях в чужие дома и квартиры. При этом тянет на так и напрашивающиеся сравнения с ретро-фильмами a-la "Крепкий орешек" с их теплой винтажной душевностью и милыми сердцу остротами главных героев. Но жизнь и развитие кинематографа не стоят на месте, и поэтому лента Джеймса МакТига снята совершенно по другим канонам. Экранная история "Вторжения", написанная Райаном Инглом ("Рэмпейдж", "Пассажир"), идет больше от ума, от ratio и законов жанра, чем от сердца. Надувшая в прошлом году полным ветром паруса феминизма "Чудо-женщина" и популярное и набирающее реальную силу движение #MeToo требуют совершенно иных героев. Для Америки, да и для всего остального мира, сейчас куда важнее экранный образ мифической матери, которая готова на все ради своих детей, готова раздвигать стены, поднимать автомобили, ломать челюсти непрошеным незнакомцам, и оставаться при этом обычной земной женщиной. "Вторжение" по жанру относится к тем хирургически точно снятым триллерам, где такой режиссер, как МакТиг оказывается способен стать чудотворцем и не перегружать функциональный сюжет фильма ненужными флэшбэками и излишним психологизмом экранных характеров. По сюжету "Вторжения" Айзек, отец молодой афроамериканки Шон (Гэбриэл Юнион, "Рождение нации", "Думай, как мужчина"), живет в Чикаго и занимается финансовыми махинациями. У него в столе есть полный ящик дорогих наручных часов и против него уже начаты судебные преследования. В один прекрасный день Айзека сбивает на улице пикап на перекрестке во время пробежки и человек, вышедший из машины немедленно добивает еще живого мужчину. Шон, с виду не впадающая в особый траур по отцу, вынуждена заниматься наследственными делами и очень хочет продать огромный загородный дом, в котором она когда-то выросла. На выходные она вместе с двумя детьми, девушкой-подростком Жасмин (Аджиона Алексус, "Раздражительность", сериал "13 причин почему") и младшим сыном Гловером (Сет Карр, "Чёрная Пантера", сериал "Реанимация"), отправляется в штат Висконсин, туда, где она выросла и где прошло ее детство. Шон и ее отец уже давно не были близки, и поэтому ей хочется побыстрее избавиться от всей собственности, которой обладал Айзек и тем самым отпустить от себя все негативные воспоминания о своем родителе. Шон прекрасно помнит о том, как ее отец избавился от лошадей, которых она очень любила сразу же после ее отъезда. После приезда Гловер обнаруживает, что дом его дедушки Айзека представляет собой хорошо укрепленную крепость и обладает несколькими уровнями систем наблюдения и безопасности. При помощи беспилотника он начинает обследовать огромные площади, комнаты, коридоры и лестницы недвижимости, которая досталась в наследство его матери. Само собой, забава заканчивается достаточно быстро, когда Шон и ее дети узнают, что они не одни в этом замкнутом пространстве. Группа из четырех преступников берет в заложники Жасмин и Гловера и требует рассказать, где доме покойного спрятан сейф, настоящая американская мечта, с несколькими миллионами долларов наличными. Шон вынуждена принять настоящий бой на своей территории и проявить не только чудеса физической подготовки, но и показать себя хладнокровным психологом, умеющим всегда оказаться на шаг впереди относительно гангстеров. Несмотря на то, что существуют десятки и сотни проектов, подобных "Вторжению", работа Джеймса МакТига существенно выходит за рамки обычного b-movie с небольшим бюджетом и способна продемонстрировать прекрасно снятый нервный срыв в стандартном полуторачасовом формате. Еще со времен своей первой работы "V" значит Вендетта" этот режиссер прекрасно знает как сосздать тревожную атмосферу и застать зрителя врасплох. Параноидальная атмосфера во "Вторжении" создается за счет ускоренного, практически клипового монтажа, намеренно подгоняющего ход событий в этой ленте, потому что по сюжету преступники как раз должны уложиться в 90 минут в операции с сейфом и заветными миллионами. Зритель ничего не знает о главной героине ленты МакТига, он не знает, чем она занимается в обычной жизни, может только догадываться о причинах ее нестабильных отношений с покойным отцом, но Шон во "Вторжении" в первую очередь мать двоих детей на пределе, готовая к любым самым отчаянным и изворотливым поступкам, и этого уже достаточно. Гэбриэл Юнион в этой роли не позволяет себе ни на секунду впадать в сентиментальность и давать волю эмоциям, она играет так, как будто защищает от мерзких негодяев своих собственных, а не экранных детей. Сценарий Райана Ингла движется как будто от противного, обычно в проектах с подобным концептом герои стремятся побыстрее вырваться на свободу из замкнутых пространств, но Шон стремится обратно в свою фамильную цитадель, чтобы освободить самых дорогих в своей жизни людей. Она оказывается в полном одиночестве против четырех хорошо вооруженных незнакомцев, которые по экранной истории представлены как абсолютно разнокалиберные по значимости для сюжета характеры, которые отмотали свои сроки в окружной тюрьме, с одной стороны, производящие впечатление персонажей, случайно набранных в актерском агентстве, с другой - злодеи у МакТига получились действительно выдающиеся. Как автор истории Ингл набросал четыре абсолютно разных психотипа, которых очень трудно спутать в процессе просмотра. Наибольшее впечатление во "Вторжении" производит такой отмороженный негодяй, как татуированный Дункан (Ричард Кебрал, "Багровая мята", "Последний контракт Халли"), который, вне всяких сомнений, был в детстве милым и очаровательным ребенком, однако в триллере у Джеймса МакТига он убивает без всякого разбора все, что движется и пока еще дышит. Сверлящий взгляд настоящего маньяка можно в исполнении такого разнопланового Кебрала останется с вами навсегда и будет приходить в самых ужасных ночных кошмарах. Псих-латиноамериканец, нападающий на женщину-афроамериканку, выглядит как нарушение всех основ политкорректности. Снявший очень большое число картин в экшн-жанре МакТиг во "Вторжении" практически не прибегает к таким характерным для триллеров приемам как смена экранного темпа повествования и отсутствие сгущающегося террора к началу третьего акта, не выделяя особых модуляций в развитии сюжета режиссер предлагает хорошо отредактированную историю, где главная героиня Шон становится то Джейсоном Борном, то Человеком-пауком. Такой немного отстраненный подход без больших эмоций заставляет улыбнуться иногда даже в тех моментах, когда дети находятся под прямой угрозой преступников. Хотя, безусловно, съемочная стратегия МакТига-режиссера вызывает постоянно интерес у зрителей. Кажется, что на съемках "Вторжения" было использовано огромное количество заранее хорошо продуманных до мельчайших деталей эпизодов, которые должны были создать эффект присутствия у зрителей. Когда персонажей триллера показывают сбоку, следующими через комнату, то камера очень часто останавливается именно в том положении, откуда может появиться еще кто-нибудь, далее на мгновение все останавливается, чтобы потом продолжиться как ни в чем не бывало. "Вторжение" Джеймса МакТига в итоге напоминает ту самую головоломку, в которой не всегда обязательно присутствие логики истории на экране при разгадывании, обладающая таким ярким характером, как Шон, лента мечется по темным дорожкам женской интуиции, способной, как орех расколоть планы преступников.