Легко понять американских кинообозревателей, пусть не встретивших картину в штыки, но во всяком случае – продемонстрировавших по преимуществу безразлично-негативное отношение. Джеймс МакТиг сделал себе имя в профессиональных кругах благодаря сотрудничеству – в качестве ассистента режиссёра – с Энди и Ларри (тогда ещё) Вачовски и с Джорджем Лукасом. И его первое собственное детище (сатирическая антиутопия «V – значит вендетта» /2005/) стала на редкость громким художественным и даже общественным явлением, не так уж сильно уступив трилогии «Матрица» /1999-2003/. Кинематографист, вне всякого сомнения, заслуживал похвал и в дальнейшем, стараясь высоко держать свою марку, оттачивая незаурядную (изощрённую!) стилистику и не размениваясь на проходные проекты. Однако ни боевик «Ниндзя-убийца» /2009/, ни мистический детектив «Ворон» /2012/ всё-таки не вызвали ожидаемого резонанса, и Джеймсу волей-неволей пришлось поумерить творческие амбиции, отступившись от постмодернистских изысков под напором требований зрелищности. «Вторжение» воспринимается типичным (в смысле – добротным, но свободным от особых эстетических притязаний) триллером, который, к тому же, не потребовал колоссальных затрат…
Словом, налицо все основания полагать, что в данном случае возымел действие эффект чрезмерного ожидания. Если б фильм снял другой, менее одарённый постановщик, приём мог бы быть и благоприятнее – такой вот парадокс… Обращает на себя внимание и ещё один любопытный аспект. Удовлетворившись кассовыми сборами в национальном прокате, весьма достойными ($46,38 млн.) в сравнении с величиной производственного бюджета – всего $6 млн., сотрудники дистрибьютора Universal Pictures не приложили почти никаких стараний для продвижения ленты за рубежом. И дело отнюдь не в отсутствии специфической афро-американской аудитории за пределами Соединённых Штатов, где соответствующая тематика, дескать, не столь интересна. Ведь немногим ранее та же самая кинокомпания добилась очень приличного финансового результата в разных странах отчасти созвучным (правда, более умным и язвительным) кинопроизведением – «Прочь» /2017/ Джордана Пила. О триумфе «Чёрной Пантеры» /2018/ излишне и упоминать… Габриэль Юнион, исполнявшей помимо прочего функции продюсера, было бы лестно осознать, что пользуется широкой известностью не только среди соотечественников, но, видимо, пока – не судьба.
Сценарист Райан Энгл (1) и автор сюжета Джейми Праймек Салливан явно неслучайно наделили главную героиню (и, соответственно, её дочь-подростка и сына) фамилией Рассел. Как тут не усмотреть прозрачного намёка на Курта Рассела? Актёр, будучи в зените славы, отметился в образе мистера Карра – представителя «верхнего среднего класса», в жилище которого влез темнокожий грабитель. Тогда Майклу с супругой Карен оперативно пришёл на помощь офицер Пит Трэвис, а дальнейшая интрига строилась уже на соперничестве двух мужчин (точнее, на злоупотреблении властью сотрудником правоохранительных органов). На сей раз ситуация с «незаконным проникновением» (лента Джонатана Каплана носила именно такой заголовок) кардинально иная. Не просто противоположная по расово-социальному признаку: теперь в дом, принадлежащий состоятельной негритянской семье (унаследованный Шон от отца Айзека) и оборудованный охранными системами по последнему слову техники, вторгается шайка под предводительством Эдди, белого. Преступники надеялись на отсутствие хозяев, достаточно долгое для того, чтобы спокойно обыскать особняк и установить место, где, по полученным сведениям, припрятаны четыре миллиона долларов наличными. Никто не хотел осложнений, но… подобные затеи редко остаются без последствий.
Конечно, фильм не кажется неуязвимым для критических выпадов, особенно в области кинодраматургии. Даже если не придираться к явному совпадению (миссис Рассел, готовящаяся продать объект недвижимости, приезжает следом за непрошеными гостями), представляется вопиюще неубедительным расчёт предводителя – «мозга» и руководителя операции, отнюдь не производящего впечатление глупого и недальновидного человека, с сообщниками. Неужели они всерьёз рассчитывали тщательно обшарить все помещения с массой потайных уголков и быстро (приблизительно за полтора часа) обнаружить сейф?! Уж скорее, мерзавцам повезло, что удалось взять несовершеннолетних заложников – и тем самым вынудить родительницу сообщить то, что требовалось. К счастью, МакТигу хватает мастерства, чтобы логические натяжки во время сеанса не бросались в глаза – не отвлекали в самый неподходящий момент, когда напряжение достигло апогея. Не на шутку переживаешь за судьбу Джасмин и её младшего брата Гловера, которых головорезы обещали пустить в расход как неугодных свидетелей. Но прежде всего – поражаешься отваге и смекалке женщины, не впадающей в критической обстановке в истерику или ступор, а начинающей лихорадочно соображать, как вызволить из беды любимых чад. И решительно действующей!
Противостояние Шон грозным типам, нарушившим границы частной собственности, осложняется из-за того, что контроль над системой тотального слежения, предназначенной для обеспечения безопасности, также попадает в руки злоумышленников. Ей не удаётся переиграть Эдди, преспокойно жертвующего взломщиком Питером, а позже – приходится вступить в потасовку на крыше (!) сразу с Сэмом и Данканом. Казалось бы, силы неравны – но исход поединка вовсе не предрешён (и далеко не очевиден). «Ты – потрясающая женщина», – выражает искреннее восхищение главарь, согласившийся сложить оружие в обмен на вожделенную сумку с деньгами и преспокойно удалиться восвояси. «Нет. Я не такая. Я всего лишь мама», – слышит он в ответ. Этот краткий обмен репликами (впрочем, не ознаменовавший собой завершения затянувшейся схватки) является, пожалуй, главным посланием авторов. Думается, для Габриэль, сравнительно недавно (в августе 2014-го года) вышедшей замуж повторно, за Дуэйна Уэйда, и ставшей мачехой троих его детей, данный мотив имел огромное, едва ли не ключевое значение.
__________
1 – Между прочим, он уже зарекомендовал себя в глазах почитателей жанра совместными работами с Жауме Кольетом-Серра.
6
,9
2018, США, Триллеры
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Легко понять американских кинообозревателей, пусть не встретивших картину в штыки, но во всяком случае – продемонстрировавших по преимуществу безразлично-негативное отношение. Джеймс МакТиг сделал себе имя в профессиональных кругах благодаря сотрудничеству – в качестве ассистента режиссёра – с Энди и Ларри (тогда ещё) Вачовски и с Джорджем Лукасом. И его первое собственное детище (сатирическая антиутопия «V – значит вендетта» /2005/) стала на редкость громким художественным и даже общественным явлением, не так уж сильно уступив трилогии «Матрица» /1999-2003/. Кинематографист, вне всякого сомнения, заслуживал похвал и в дальнейшем, стараясь высоко держать свою марку, оттачивая незаурядную (изощрённую!) стилистику и не размениваясь на проходные проекты. Однако ни боевик «Ниндзя-убийца» /2009/, ни мистический детектив «Ворон» /2012/ всё-таки не вызвали ожидаемого резонанса, и Джеймсу волей-неволей пришлось поумерить творческие амбиции, отступившись от постмодернистских изысков под напором требований зрелищности. «Вторжение» воспринимается типичным (в смысле – добротным, но свободным от особых эстетических притязаний) триллером, который, к тому же, не потребовал колоссальных затрат… Словом, налицо все основания полагать, что в данном случае возымел действие эффект чрезмерного ожидания. Если б фильм снял другой, менее одарённый постановщик, приём мог бы быть и благоприятнее – такой вот парадокс… Обращает на себя внимание и ещё один любопытный аспект. Удовлетворившись кассовыми сборами в национальном прокате, весьма достойными ($46,38 млн.) в сравнении с величиной производственного бюджета – всего $6 млн., сотрудники дистрибьютора Universal Pictures не приложили почти никаких стараний для продвижения ленты за рубежом. И дело отнюдь не в отсутствии специфической афро-американской аудитории за пределами Соединённых Штатов, где соответствующая тематика, дескать, не столь интересна. Ведь немногим ранее та же самая кинокомпания добилась очень приличного финансового результата в разных странах отчасти созвучным (правда, более умным и язвительным) кинопроизведением – «Прочь» /2017/ Джордана Пила. О триумфе «Чёрной Пантеры» /2018/ излишне и упоминать… Габриэль Юнион, исполнявшей помимо прочего функции продюсера, было бы лестно осознать, что пользуется широкой известностью не только среди соотечественников, но, видимо, пока – не судьба. Сценарист Райан Энгл (1) и автор сюжета Джейми Праймек Салливан явно неслучайно наделили главную героиню (и, соответственно, её дочь-подростка и сына) фамилией Рассел. Как тут не усмотреть прозрачного намёка на Курта Рассела? Актёр, будучи в зените славы, отметился в образе мистера Карра – представителя «верхнего среднего класса», в жилище которого влез темнокожий грабитель. Тогда Майклу с супругой Карен оперативно пришёл на помощь офицер Пит Трэвис, а дальнейшая интрига строилась уже на соперничестве двух мужчин (точнее, на злоупотреблении властью сотрудником правоохранительных органов). На сей раз ситуация с «незаконным проникновением» (лента Джонатана Каплана носила именно такой заголовок) кардинально иная. Не просто противоположная по расово-социальному признаку: теперь в дом, принадлежащий состоятельной негритянской семье (унаследованный Шон от отца Айзека) и оборудованный охранными системами по последнему слову техники, вторгается шайка под предводительством Эдди, белого. Преступники надеялись на отсутствие хозяев, достаточно долгое для того, чтобы спокойно обыскать особняк и установить место, где, по полученным сведениям, припрятаны четыре миллиона долларов наличными. Никто не хотел осложнений, но… подобные затеи редко остаются без последствий. Конечно, фильм не кажется неуязвимым для критических выпадов, особенно в области кинодраматургии. Даже если не придираться к явному совпадению (миссис Рассел, готовящаяся продать объект недвижимости, приезжает следом за непрошеными гостями), представляется вопиюще неубедительным расчёт предводителя – «мозга» и руководителя операции, отнюдь не производящего впечатление глупого и недальновидного человека, с сообщниками. Неужели они всерьёз рассчитывали тщательно обшарить все помещения с массой потайных уголков и быстро (приблизительно за полтора часа) обнаружить сейф?! Уж скорее, мерзавцам повезло, что удалось взять несовершеннолетних заложников – и тем самым вынудить родительницу сообщить то, что требовалось. К счастью, МакТигу хватает мастерства, чтобы логические натяжки во время сеанса не бросались в глаза – не отвлекали в самый неподходящий момент, когда напряжение достигло апогея. Не на шутку переживаешь за судьбу Джасмин и её младшего брата Гловера, которых головорезы обещали пустить в расход как неугодных свидетелей. Но прежде всего – поражаешься отваге и смекалке женщины, не впадающей в критической обстановке в истерику или ступор, а начинающей лихорадочно соображать, как вызволить из беды любимых чад. И решительно действующей! Противостояние Шон грозным типам, нарушившим границы частной собственности, осложняется из-за того, что контроль над системой тотального слежения, предназначенной для обеспечения безопасности, также попадает в руки злоумышленников. Ей не удаётся переиграть Эдди, преспокойно жертвующего взломщиком Питером, а позже – приходится вступить в потасовку на крыше (!) сразу с Сэмом и Данканом. Казалось бы, силы неравны – но исход поединка вовсе не предрешён (и далеко не очевиден). «Ты – потрясающая женщина», – выражает искреннее восхищение главарь, согласившийся сложить оружие в обмен на вожделенную сумку с деньгами и преспокойно удалиться восвояси. «Нет. Я не такая. Я всего лишь мама», – слышит он в ответ. Этот краткий обмен репликами (впрочем, не ознаменовавший собой завершения затянувшейся схватки) является, пожалуй, главным посланием авторов. Думается, для Габриэль, сравнительно недавно (в августе 2014-го года) вышедшей замуж повторно, за Дуэйна Уэйда, и ставшей мачехой троих его детей, данный мотив имел огромное, едва ли не ключевое значение. __________ 1 – Между прочим, он уже зарекомендовал себя в глазах почитателей жанра совместными работами с Жауме Кольетом-Серра.