Первая полнометражная работа "Люси в небесах" режиссера Ноа Хоули, известного по сериалам "Легион" и "Фарго", была представлена впервые в сентябре прошлого года на фестивале в Торонто. Эта остросюжетная психологическая драма с элементами триллера концентрируется вокруг событий в жизни женщины-астронавта, которая пытается адаптироваться к жизни на Земле после полета. Для Натали Портман ("Смерть и жизнь Джона Ф. Донована", "Вокс люкс") образ той, которая оказалась на грани психического разрушения после пребывания в невесомости и пребывает во власти навязчивых идей, оказался максимально естественным и незабываемым. Постановщик, работавший над экранной историей совместно со сценаристами Брайаном С. Брауном и Эллиоттом Диджузеппе, исследует внутренний кризис с ожидаемым состоянием посттравматического синдрома и отталкивается от реальных событий, которые произошли Лизой Марией Новак, астронавтом НАСА, в середине 2000-х. То, что показывает на экране Хоули, всеми силами стремится удалиться от становящихся трендом феминистских шаблонов и приблизиться к образцам о сверхъестественных озарениях, о бифуркациях, которые разделяют жизнь на до и после. Побывав в открытом космосе и посмотрев на нашу планету с позиции Бога, протагонистка хочет опять вернуться в программу и с параноидальным упорством готовится к новой миссии. Для режиссера оказывается важным образ той, которая четко разделяет свои ценности, отрывается от обычных земных основ и идет на некоторое количество рисков разного рода, доводящих ее практически до сумасшествия. Героиня Портман ради нового полета готова идти ва-банк и отказаться от любящей и поддерживающей семьи, от той простой и нормальной жизни, где есть стабильность, предсказуемость и комфорт. Готовность к чему-то большему на уровне одной большой навязчивой идеи Хоули реализует с разной степенью последовательности, манипулируя не только характерами и их отношениями, но нестандартно меняя размеры экранных форматов, стремясь тем самым посмотреть на все с позиций совершенно разных наблюдателей. Оператор Полли Морган ("Тихое место 2", "На грани безумия") максимально погружена в визуальные идеи и благодаря ее работе, основанной на частой смене пропорций, такие маневры оказываются вполне удачными и только подчеркивают, как может меняться жизнь центрального персонажа. Концепт ленты Хоули настраивается на трансформацию женщины, одержимой роковым влечением, но не к отдельно взятому мужчине, а к некой субстанции, именуемой "космос". Поэтому "Люси в небесах" на несколько ином уровне и под новым углом стремится по-новому рассказать историю о том, как можно почувствовать себя живой, открыть новые перспективы и перенести разум и тело на совершенно новый уровень, изменившись относительно окружающего мира за весьма непродолжительный промежуток времени.
В открывающей "Люси в небесах" сцене Ноа Хоули выстраивает ожидаемый контраст между Люси Колой (Натали Портман), находящейся в скафандре в открытом космосе, и кажущейся огромной и заполняющей экран Землей, которую завороженная главная героиня с плохо скрываемым восхищением созерцает с орбиты шаттла. Красота, находящаяся под героиней Портман, кажется настоящим чудом из матовой черноты и приводит Люси в состояние своеобразного священного трепета, опыта, который хочется повторять снова и снова, находясь одновременно в изолированном одиночестве над миром и осуществляя желание всей своей жизни. Это немного позднее режиссер будет представлять массу клише, которым должна соответствовать протагонистка. Все эти моменты, связанные детством в разбитой вдребезги семье, отцом-алкоголиком, воспитанием, полученным от мизантропической бабули Наны Холбрук (Эллен Бёрстин, "Реквием по мечте", "Изгоняющий дьявола"), огромным чувством ответственности и желанием стать лучшей во всем за что она берется, отходят для Люси на предсказуемый второй план, потому что сейчас она находится в состоянии эйфории. Все, кого знает главная героиня, кто ей близок и дорог, находятся там, внизу, на обозримом своими размерами шаре, который несется через пустоту Вселенной. Такой опыт Ноули представляет сродни ослеплению, увиденное для Люси продолжает оставаться непостижимым, она увидела слишком много даже по сравнению с тем, о чем так много мечтала за все время. С первым же прикосновением к поверхности Земли мир главной героини начинает сужаться, и это становится настоящей катастрофой. Как ходить на двух ногах, если ты увидела такое чудо, ослепившее мозг и постоянно приглашающее к возможному возвращению? Вполне консервативный, даже мещанский муж Люси Дрю (Дэн Стивенс, "Зов предков", "Апостол") работает в PR-отделе НАСА и не так увлечен небом как его жена. Герой Стивенса больше похож на заботливую мамочку-домохозяйку с усами, постоянно ждущего с работы свою супругу, которая ради карьеры астронавта не готова рожать детей, делать ремонт в доме и участвовать в семейных ужинах. Такое гендерное инвертирование со стороны Хоули вполне очевидно, чтобы показать и сделать понятным поведение характера Портман, старающейся при помощи всех возможных средств и способов закрепиться и стать навсегда своей в не испытывающем проблем с женоненавистничеством "мужском клубе" НАСА. Мерцание разума Люси усиливается всякий раз, как только она видит Луну на ночном небе, она чувствует себя посторонней всякий раз, когда смотрит вверх, на небо, и от этого еще сильнее с настоящей маниакальной одержимостью начинает погружаться в подготовку к своей следующей миссии.
Сложно даже ставить под малейшее сомнение, насколько "Люси в небесах" получилась амбициозной для самого Ноа Хоули, у него действительно получается во многом благодаря типажу Натали Портман экзистенциальный рассказ о падении мечты в мир обычных земных страстей, в мир мести, где имеют место быть профессиональная деформация, желание быть только первой и лучшей, сексуальная ревность в качестве базовых компонентов безумия главной героини. Одаренность режиссера и его умение без существенных видимых усилий уносить смыслы ленты намного выше, чем просто драма об отношениях вне космического корабля во время подготовки к полету, во многом напоминает яркое кабинетное исследование, где закручивающаяся спираль трансформаций героини Портман является одним из самых важных условий эксперимента. Одиночество, о котором Люси так много думает и в котором она не боится оставаться, во многом можно рассматривать как один из профессиональных аспектов, активно обсуждаемых во время консультаций с доктором Уиллом Плимптоном (Ник Офферман), прикованным к инвалидной коляске мозгоправом. То, что испытал Майкл Коллинз во время миссии "Аполлона-11" при полете на Луну, во многом подталкивает персонажа Портман к пересмотру взглядов на саму себя, когда становится уже не важными пол или раса, а человек превращается в нечто субстанциональное и автономное. Поскольку режиссера интересует полет в космос в качестве расширяющейся точки невозврата для главной героини, то появляется необходимость в двух важных с земной точки зрения типах. Во-первых, это ментор и коллега по отряду астронавтов Марк Гудвин (Джон Хэмм, "Дело Ричарда Джуэлла", "Дальше некуда"), который в прямом и переносном смысле разыгрывает близость с Люси и вполне прагматично использует ее в качестве самосгорающей ступени в своей карьере. Во-вторых, все больше набирающая актерские обороты Зази Битц ("Джокер", "Опасная роль Джин Сиберг"), которая получила в ленте Хоули роль Эрин Экклс, соперницы по отбору на новую миссию и еще одной пассии героя Хэмма. И если Марк получился в ленте настоящим монстром, готовым ради своих желаний на любые грязные поступки и заполняющий вакуумом космоса свои душевные раны и уязвимости, то персонаж Битц оказался в фильме гораздо более ценным для сюжета. Эрин еще далека от той степени экзальтации, в которой пребывает Люси, она летит на орбиту только в первый раз и благодаря этому можно отчасти увидеть отражение характера Портман до того, как она познала настоящую невесомость.
Парадоксально, но вместе с "Люси в небесах" Ноа Хоули старается сыграть с успехом сразу на двух полях, он стремится представить проект, разыгрывая его яркую очевидную эмоциональную карту, и в то же самое время погружается в пучину феминизма и производства сенсации, где главной мыслью становится вполне всем знакомое: секс на рабочем месте и служебные романы в реальной жизни чаще всего не доводят до добра и оставляют после себя только выжженные дотла территории. Старающаяся быть внешне малоэмоциональной и сконцентрированной на работе Люси все с большим и большим трудом справляется с внутренним пожаром на собственном борту и в третьем акте отправляется в настоящее путешествие в духе триллеров Брайана Де Пальмы. Хоули замечательно и неожиданно интерпретирует это дорожное приключение, героине Портман абсолютно наплевать, что происходит между Эрин и Марком, намного больше ее интересует абсолютно не соответствующая, по ее мнению, интрига относительно новой миссии. Космос становится для Люси чем-то сродни наркотику, а кульминация ленты выстроена как классическая ломка зависимой от ментальных ощущений главной героини. С другой стороны, и это хорошо считывается у Хоули, женщинам еще так мало позволено в этом мире, и они обязаны быть лучше мужчин в профессиональном плане, чтобы осуществлять свои мечты. Невероятно, но у постановщика получается вывести финал в совершенно иную плоскость и высказаться на тему того, что очень часто мы стремимся взлететь намного выше, чем можем себе позволить. Так или иначе реконструкция архетипа об Икаре получает свежую и неожиданную интерпретацию, рассматривая реальные события только как момент запуска для экранной истории. Поэтому "Люси в небесах" предлагает множество самых разных вариантов размышлений относительно следования по пути прогресса, рассказывая о том, что не всегда холодный расчет, отточенность навыков и умение действовать нестандартно могут стать основой для успешной карьеры карьеры. Лента Хоули во многом о том, почему, из-за какого закороченного провода, взрываются внешне совершенные аппараты перед самым стартом.
7
,2
2019, США, Драмы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Первая полнометражная работа "Люси в небесах" режиссера Ноа Хоули, известного по сериалам "Легион" и "Фарго", была представлена впервые в сентябре прошлого года на фестивале в Торонто. Эта остросюжетная психологическая драма с элементами триллера концентрируется вокруг событий в жизни женщины-астронавта, которая пытается адаптироваться к жизни на Земле после полета. Для Натали Портман ("Смерть и жизнь Джона Ф. Донована", "Вокс люкс") образ той, которая оказалась на грани психического разрушения после пребывания в невесомости и пребывает во власти навязчивых идей, оказался максимально естественным и незабываемым. Постановщик, работавший над экранной историей совместно со сценаристами Брайаном С. Брауном и Эллиоттом Диджузеппе, исследует внутренний кризис с ожидаемым состоянием посттравматического синдрома и отталкивается от реальных событий, которые произошли Лизой Марией Новак, астронавтом НАСА, в середине 2000-х. То, что показывает на экране Хоули, всеми силами стремится удалиться от становящихся трендом феминистских шаблонов и приблизиться к образцам о сверхъестественных озарениях, о бифуркациях, которые разделяют жизнь на до и после. Побывав в открытом космосе и посмотрев на нашу планету с позиции Бога, протагонистка хочет опять вернуться в программу и с параноидальным упорством готовится к новой миссии. Для режиссера оказывается важным образ той, которая четко разделяет свои ценности, отрывается от обычных земных основ и идет на некоторое количество рисков разного рода, доводящих ее практически до сумасшествия. Героиня Портман ради нового полета готова идти ва-банк и отказаться от любящей и поддерживающей семьи, от той простой и нормальной жизни, где есть стабильность, предсказуемость и комфорт. Готовность к чему-то большему на уровне одной большой навязчивой идеи Хоули реализует с разной степенью последовательности, манипулируя не только характерами и их отношениями, но нестандартно меняя размеры экранных форматов, стремясь тем самым посмотреть на все с позиций совершенно разных наблюдателей. Оператор Полли Морган ("Тихое место 2", "На грани безумия") максимально погружена в визуальные идеи и благодаря ее работе, основанной на частой смене пропорций, такие маневры оказываются вполне удачными и только подчеркивают, как может меняться жизнь центрального персонажа. Концепт ленты Хоули настраивается на трансформацию женщины, одержимой роковым влечением, но не к отдельно взятому мужчине, а к некой субстанции, именуемой "космос". Поэтому "Люси в небесах" на несколько ином уровне и под новым углом стремится по-новому рассказать историю о том, как можно почувствовать себя живой, открыть новые перспективы и перенести разум и тело на совершенно новый уровень, изменившись относительно окружающего мира за весьма непродолжительный промежуток времени. В открывающей "Люси в небесах" сцене Ноа Хоули выстраивает ожидаемый контраст между Люси Колой (Натали Портман), находящейся в скафандре в открытом космосе, и кажущейся огромной и заполняющей экран Землей, которую завороженная главная героиня с плохо скрываемым восхищением созерцает с орбиты шаттла. Красота, находящаяся под героиней Портман, кажется настоящим чудом из матовой черноты и приводит Люси в состояние своеобразного священного трепета, опыта, который хочется повторять снова и снова, находясь одновременно в изолированном одиночестве над миром и осуществляя желание всей своей жизни. Это немного позднее режиссер будет представлять массу клише, которым должна соответствовать протагонистка. Все эти моменты, связанные детством в разбитой вдребезги семье, отцом-алкоголиком, воспитанием, полученным от мизантропической бабули Наны Холбрук (Эллен Бёрстин, "Реквием по мечте", "Изгоняющий дьявола"), огромным чувством ответственности и желанием стать лучшей во всем за что она берется, отходят для Люси на предсказуемый второй план, потому что сейчас она находится в состоянии эйфории. Все, кого знает главная героиня, кто ей близок и дорог, находятся там, внизу, на обозримом своими размерами шаре, который несется через пустоту Вселенной. Такой опыт Ноули представляет сродни ослеплению, увиденное для Люси продолжает оставаться непостижимым, она увидела слишком много даже по сравнению с тем, о чем так много мечтала за все время. С первым же прикосновением к поверхности Земли мир главной героини начинает сужаться, и это становится настоящей катастрофой. Как ходить на двух ногах, если ты увидела такое чудо, ослепившее мозг и постоянно приглашающее к возможному возвращению? Вполне консервативный, даже мещанский муж Люси Дрю (Дэн Стивенс, "Зов предков", "Апостол") работает в PR-отделе НАСА и не так увлечен небом как его жена. Герой Стивенса больше похож на заботливую мамочку-домохозяйку с усами, постоянно ждущего с работы свою супругу, которая ради карьеры астронавта не готова рожать детей, делать ремонт в доме и участвовать в семейных ужинах. Такое гендерное инвертирование со стороны Хоули вполне очевидно, чтобы показать и сделать понятным поведение характера Портман, старающейся при помощи всех возможных средств и способов закрепиться и стать навсегда своей в не испытывающем проблем с женоненавистничеством "мужском клубе" НАСА. Мерцание разума Люси усиливается всякий раз, как только она видит Луну на ночном небе, она чувствует себя посторонней всякий раз, когда смотрит вверх, на небо, и от этого еще сильнее с настоящей маниакальной одержимостью начинает погружаться в подготовку к своей следующей миссии. Сложно даже ставить под малейшее сомнение, насколько "Люси в небесах" получилась амбициозной для самого Ноа Хоули, у него действительно получается во многом благодаря типажу Натали Портман экзистенциальный рассказ о падении мечты в мир обычных земных страстей, в мир мести, где имеют место быть профессиональная деформация, желание быть только первой и лучшей, сексуальная ревность в качестве базовых компонентов безумия главной героини. Одаренность режиссера и его умение без существенных видимых усилий уносить смыслы ленты намного выше, чем просто драма об отношениях вне космического корабля во время подготовки к полету, во многом напоминает яркое кабинетное исследование, где закручивающаяся спираль трансформаций героини Портман является одним из самых важных условий эксперимента. Одиночество, о котором Люси так много думает и в котором она не боится оставаться, во многом можно рассматривать как один из профессиональных аспектов, активно обсуждаемых во время консультаций с доктором Уиллом Плимптоном (Ник Офферман), прикованным к инвалидной коляске мозгоправом. То, что испытал Майкл Коллинз во время миссии "Аполлона-11" при полете на Луну, во многом подталкивает персонажа Портман к пересмотру взглядов на саму себя, когда становится уже не важными пол или раса, а человек превращается в нечто субстанциональное и автономное. Поскольку режиссера интересует полет в космос в качестве расширяющейся точки невозврата для главной героини, то появляется необходимость в двух важных с земной точки зрения типах. Во-первых, это ментор и коллега по отряду астронавтов Марк Гудвин (Джон Хэмм, "Дело Ричарда Джуэлла", "Дальше некуда"), который в прямом и переносном смысле разыгрывает близость с Люси и вполне прагматично использует ее в качестве самосгорающей ступени в своей карьере. Во-вторых, все больше набирающая актерские обороты Зази Битц ("Джокер", "Опасная роль Джин Сиберг"), которая получила в ленте Хоули роль Эрин Экклс, соперницы по отбору на новую миссию и еще одной пассии героя Хэмма. И если Марк получился в ленте настоящим монстром, готовым ради своих желаний на любые грязные поступки и заполняющий вакуумом космоса свои душевные раны и уязвимости, то персонаж Битц оказался в фильме гораздо более ценным для сюжета. Эрин еще далека от той степени экзальтации, в которой пребывает Люси, она летит на орбиту только в первый раз и благодаря этому можно отчасти увидеть отражение характера Портман до того, как она познала настоящую невесомость. Парадоксально, но вместе с "Люси в небесах" Ноа Хоули старается сыграть с успехом сразу на двух полях, он стремится представить проект, разыгрывая его яркую очевидную эмоциональную карту, и в то же самое время погружается в пучину феминизма и производства сенсации, где главной мыслью становится вполне всем знакомое: секс на рабочем месте и служебные романы в реальной жизни чаще всего не доводят до добра и оставляют после себя только выжженные дотла территории. Старающаяся быть внешне малоэмоциональной и сконцентрированной на работе Люси все с большим и большим трудом справляется с внутренним пожаром на собственном борту и в третьем акте отправляется в настоящее путешествие в духе триллеров Брайана Де Пальмы. Хоули замечательно и неожиданно интерпретирует это дорожное приключение, героине Портман абсолютно наплевать, что происходит между Эрин и Марком, намного больше ее интересует абсолютно не соответствующая, по ее мнению, интрига относительно новой миссии. Космос становится для Люси чем-то сродни наркотику, а кульминация ленты выстроена как классическая ломка зависимой от ментальных ощущений главной героини. С другой стороны, и это хорошо считывается у Хоули, женщинам еще так мало позволено в этом мире, и они обязаны быть лучше мужчин в профессиональном плане, чтобы осуществлять свои мечты. Невероятно, но у постановщика получается вывести финал в совершенно иную плоскость и высказаться на тему того, что очень часто мы стремимся взлететь намного выше, чем можем себе позволить. Так или иначе реконструкция архетипа об Икаре получает свежую и неожиданную интерпретацию, рассматривая реальные события только как момент запуска для экранной истории. Поэтому "Люси в небесах" предлагает множество самых разных вариантов размышлений относительно следования по пути прогресса, рассказывая о том, что не всегда холодный расчет, отточенность навыков и умение действовать нестандартно могут стать основой для успешной карьеры карьеры. Лента Хоули во многом о том, почему, из-за какого закороченного провода, взрываются внешне совершенные аппараты перед самым стартом.