Поразительно, но на живописных карельских просторах, укутанных обветшалым осенним покрывалом, тоже есть жизнь. И что вдвойне поразительно, эта жизнь резко отличается от прекраснодушных представлений молодой художницы, переехавшей в забытую богом глушь, чтобы быть поближе к мужу-заключённому и преподавать черчение. На стройную, сдержанную, уверенную и энергичную Антонину просится роль нового лидера далёких от питерской утончённости жителей промышленного городка, но и не свято место пусто не бывает. В мрачном уезде имеется свой шериф – страшный, решительный и жестокий, отбывающий наказание по нескольким статьям, а его заместитель, он же младший брат Мишка Пономарев, подмял под себя школу и обирает детей. Антонина в первый рабочий день вкушает все «прелести» местных нравов и быстро понимает, что помощи ждать неоткуда. Другие ученики не могут, а педагоги не хотят свергнуть тиранов, так вместе и плывут по течению реки страха. Приходится гостье из града Петрова брать дело в свои руки, а начать с обычного карандаша.
Остросоциальная драма Натальи Назаровой прошла мимо фестивальных софитов, но внимание привлечь смогла, в общем-то, привычными, ещё с балабановско-звягинцевских времен средствами: серыми пейзажами, изредка разбавляемых лесопарковой пестротой, бесцветными лицами старых и молодых горожан, редкими бесчувственными фразами. Название населённого пункта в титрах не значится и ни в чьих словах не звучит, но подразумевается, что в масштабах страны таких городов сотни. В этой натуральной, по-лермонтовски немытой России жить невозможно, однако люди живут – деваться некуда. Безвестные сироты за тысячу километров от столицы вынужденно сбиваются в стайки и готовы разговаривать с новой учительницей только до тех пор, пока не осознают, что она сдаваться не привыкла. Злая ирония судьбы: у Антонины самой жизнь летит в тартарары, карьера не сложилась, а муж преданности не ценит. В пору действительно сесть на первый попавшийся автобус и ехать до конечной. Антонина предпочитает передвигаться пешком: когда в одиночестве волочит чемодан, или когда выводит группу небезнадёжных ребят рисовать деревья. Женщина хочет жить и преобразовывать мир, пусть это стало в понимании определённых слоёв немодным и того хуже – смертельно опасным.
Сатира на казённые порядки власти удалась на славу. Нарочитая схематичность городских ландшафтов с их обитателями зримо контрастирует с выпукло поданным неравнодушием героини и ключевым инструментом сюжета – карандашом. Назарова рифмует начало фильма с концом, подчёркивая цикличность процессов, и неважно, разрушительных или созидательных. Всё в руках самих людей. Настоящим злом выступают не братья Пономаревы, а сила инерции и привычка. Свежие идеи, подаваемые Антониной, сходятся в жёстком клинче с не такими и старыми устоями. Критика режиссёра обрушивается на самый, как принято считать, благородный класс – интеллигенцию, и она-то устами учителей высекает саму себя. Как растут и развиваются дети, во что они вырастут и кем станут – на эти вопросы старшему поколению нечего ответить, и становится даже непонятно, почему все без исключения взрослые не трудятся на фабрике по производству карандашей. Видимо, в этом случае фильм мог приобрести черты антиутопии, а Назаровой ближе реализм с умеренной дозой гиперболы и совсем уж скромным оптимизмом, излучаемым глазами Надежды Гореловой.
Проникновенная игра известной по сериалам актрисы позволила постановщице оживить суховатый сценарий. С каждой новой попыткой Антонины растормошить обречённую публику за неё начинаешь переживать как за Катерину из «Грозы» Островского, по воле автора противопоставленную монархам «тёмного царства». Предопределённая участь героини ничуть не мешает признавать за достижение детскую улыбку, задумчивое лицо грубой соседки и даже пламенный гнев уязвлённого коллеги-педагога. Эмоции придут на помощь, но задача каждого нуждающегося самостоятельно придать им положительный заряд. Призыв «лучше умереть стоя, чем жить на коленях» – так себе мантра для огромной страны, но в пределах отдельно взятого захолустья работает за неимением лучшего. Всё-таки сложно не расчувствоваться от скупой благодарности малолетнего вымогателя женщине, что спасла ему жизнь. В «Простом карандаше» не звучат высокопарные речи, и никто не рвется на трибуну, это в хорошем смысле тихое, приземлённое кино, подкупающее доступностью выбранной дидактики. Фантазия, открытое сердце, способность подмечать прекрасное и чутко на это реагировать – базовые вещи для художника, а также для любого человека, который не видит ничего оскорбительного в сравнении с карандашом. Да, грифель портится и ломается, но если перед тем успел оставить на бумаге след, то был в этом мире не напрасно.
6
,8
2019, Россия, Драмы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Поразительно, но на живописных карельских просторах, укутанных обветшалым осенним покрывалом, тоже есть жизнь. И что вдвойне поразительно, эта жизнь резко отличается от прекраснодушных представлений молодой художницы, переехавшей в забытую богом глушь, чтобы быть поближе к мужу-заключённому и преподавать черчение. На стройную, сдержанную, уверенную и энергичную Антонину просится роль нового лидера далёких от питерской утончённости жителей промышленного городка, но и не свято место пусто не бывает. В мрачном уезде имеется свой шериф – страшный, решительный и жестокий, отбывающий наказание по нескольким статьям, а его заместитель, он же младший брат Мишка Пономарев, подмял под себя школу и обирает детей. Антонина в первый рабочий день вкушает все «прелести» местных нравов и быстро понимает, что помощи ждать неоткуда. Другие ученики не могут, а педагоги не хотят свергнуть тиранов, так вместе и плывут по течению реки страха. Приходится гостье из града Петрова брать дело в свои руки, а начать с обычного карандаша. Остросоциальная драма Натальи Назаровой прошла мимо фестивальных софитов, но внимание привлечь смогла, в общем-то, привычными, ещё с балабановско-звягинцевских времен средствами: серыми пейзажами, изредка разбавляемых лесопарковой пестротой, бесцветными лицами старых и молодых горожан, редкими бесчувственными фразами. Название населённого пункта в титрах не значится и ни в чьих словах не звучит, но подразумевается, что в масштабах страны таких городов сотни. В этой натуральной, по-лермонтовски немытой России жить невозможно, однако люди живут – деваться некуда. Безвестные сироты за тысячу километров от столицы вынужденно сбиваются в стайки и готовы разговаривать с новой учительницей только до тех пор, пока не осознают, что она сдаваться не привыкла. Злая ирония судьбы: у Антонины самой жизнь летит в тартарары, карьера не сложилась, а муж преданности не ценит. В пору действительно сесть на первый попавшийся автобус и ехать до конечной. Антонина предпочитает передвигаться пешком: когда в одиночестве волочит чемодан, или когда выводит группу небезнадёжных ребят рисовать деревья. Женщина хочет жить и преобразовывать мир, пусть это стало в понимании определённых слоёв немодным и того хуже – смертельно опасным. Сатира на казённые порядки власти удалась на славу. Нарочитая схематичность городских ландшафтов с их обитателями зримо контрастирует с выпукло поданным неравнодушием героини и ключевым инструментом сюжета – карандашом. Назарова рифмует начало фильма с концом, подчёркивая цикличность процессов, и неважно, разрушительных или созидательных. Всё в руках самих людей. Настоящим злом выступают не братья Пономаревы, а сила инерции и привычка. Свежие идеи, подаваемые Антониной, сходятся в жёстком клинче с не такими и старыми устоями. Критика режиссёра обрушивается на самый, как принято считать, благородный класс – интеллигенцию, и она-то устами учителей высекает саму себя. Как растут и развиваются дети, во что они вырастут и кем станут – на эти вопросы старшему поколению нечего ответить, и становится даже непонятно, почему все без исключения взрослые не трудятся на фабрике по производству карандашей. Видимо, в этом случае фильм мог приобрести черты антиутопии, а Назаровой ближе реализм с умеренной дозой гиперболы и совсем уж скромным оптимизмом, излучаемым глазами Надежды Гореловой. Проникновенная игра известной по сериалам актрисы позволила постановщице оживить суховатый сценарий. С каждой новой попыткой Антонины растормошить обречённую публику за неё начинаешь переживать как за Катерину из «Грозы» Островского, по воле автора противопоставленную монархам «тёмного царства». Предопределённая участь героини ничуть не мешает признавать за достижение детскую улыбку, задумчивое лицо грубой соседки и даже пламенный гнев уязвлённого коллеги-педагога. Эмоции придут на помощь, но задача каждого нуждающегося самостоятельно придать им положительный заряд. Призыв «лучше умереть стоя, чем жить на коленях» – так себе мантра для огромной страны, но в пределах отдельно взятого захолустья работает за неимением лучшего. Всё-таки сложно не расчувствоваться от скупой благодарности малолетнего вымогателя женщине, что спасла ему жизнь. В «Простом карандаше» не звучат высокопарные речи, и никто не рвется на трибуну, это в хорошем смысле тихое, приземлённое кино, подкупающее доступностью выбранной дидактики. Фантазия, открытое сердце, способность подмечать прекрасное и чутко на это реагировать – базовые вещи для художника, а также для любого человека, который не видит ничего оскорбительного в сравнении с карандашом. Да, грифель портится и ломается, но если перед тем успел оставить на бумаге след, то был в этом мире не напрасно.