Представленный впервые на крупнейших фестивалях в Венеции и в Торонто в сентябре прошлого года "Закат" венгерского режиссера и сценариста Ласло Немеша оказался еще одним сюрпризом после его "оскароносного" дебюта "Сын Саула". Режиссер сознательно дезориентирует зрителей и внешне погружает их в протяженную костюмную драму, действие которой разворачивается в Австро-Венгрии за год до начала Первой мировой войны. Но, по словам самого Немеша, ужасы мира скрываются в самых прекрасных вещах, и "Закат" оказывается проектом, где тайны, которые хранит второй по величине город империи Будапешт, являются очевидным камертоном к настроениям того времени, когда одна из самых могущественных стран Европы уже была близка к своему краху. В общественной атмосфере постоянно ощущаются напряженность и грядущий хаос, поэтому таинственный и причудливый фильм Немеша скорее стремится рассказать об этом, экспрессивно передать ощущения от самой ситуации при помощи главной героини, Ирис Лейтер (Юли Якаб, "Сын Саула", "Необитаемый остров"), которая прибывает в Будапешт в поисках работы в качестве модистки в магазине дамских шляп. Для режиссера становится уже фирменным знаком концентрация на ведущем характере, он показывает героиню Якаб при помощи множества крупных планов, дефокусируя очень часто окружающую действительность и направляя ленту по пути овладевания практически оккультными тайнами из жизни модного дома Лейтер (да-да, это не совпадение, родители Ирис когда-то были его владельцами) и самого города, внутри которого развивается националистическое освободительное движение. Цель Ласло Немеша в этом фильме оказывается более чем прозрачна, он пытается интуитивно понять, что должны чувствовать и чем должны жить люди, живущие в обществе, которое уже почти достигло исторического водораздела и грядущей необратимости. Европейский порядок самоубийственно шатается, однако было бы странно, если бы в "Закате" не чувствовались параллели автора с сегодняшним положением дел в том же месте и в той же стране. Напряженная и интенсивная конспирология Немеша наполнена экспрессией преследования протагонистки, которая практически мечется по Будапешту и пытается в кратчайшие сроки понять многие ключевые моменты путем совершения отчаянных и рискованных поступков. Поэтому "Закат" идет не по пути воспевания красоты, а наоборот выставляет происходящее в качестве экзистенциальной драмы, в которой разгорается пламя будущего военного пожара, где сгорят экстравагантность и бесполезность развращенной империи.
Сама экранная история "Заката" Немеша изначально старается держать тайну и показывает очень странную ситуацию, которая лежит в основе этого фильма. Девушка приезжает в Будапешт из отдаленного Триеста, она хочет получить место в магазине, который носит абсолютно не случайно ее фамилию. В возрасте двух лет Ирис Лейтер осиротела при таинственных обстоятельствах в результате пожара, в котором погибли ее родители, бывшие владельцы этого магазина. Далее она воспитывалась в приюте и позже начала зарабатывать себе на жизнь в шляпном бизнесе. Кажется, что героиней Юли Якаб движут профессиональные интересы, и она хочет получить работу в одном из самых модных мест империи, дико провинциальном, но страдающем от собственного пафоса, которое время от времени посещают особы монарших кровей во время визитов в Будапешт. Ирис пытается так или иначе прикоснуться к наследию своих родителей, не обладая правами собственности на этот магазин. Новый владелец Leiter, Оскар Брилл (Влад Иванов, "Выпускной", "Тони Эрдманн"), старается сразу же отказать девушке и чувствует в ее присутствии явную угрозу. Так, протагонистка оказывается на улицах большого города, куда попадает из утонченной атмосферы бутика для элиты. Брилл хочет отправить девушку обратно в Триест и позволяет ей переночевать вместе с другими модистками в доме, где она когда-то родилась. В этом пансионе ночью она подвергается нападению со стороны зловещего извозчика Гаспара (Левенте Молнар), который что-то бормочет о сыне Лейтера. Ирис ничего не знает о том, что у нее есть родной брат, поэтому начинает искать сама ответы на все вопросы. Информация, которая становится доступна главной героине, не отличается внятностью и системностью, однако беспокойство приезжей сироты начинает расти, когда она узнает, что ее брат Кальман обвиняется в жестоком убийстве и расчленении графа Реди. Полубезумная вдова графа (Юлия Якубовска) уже более пяти лет хранит траур по убитому мужу. Ирис начинает свои поиски, в результате которых она встречается и знакомится с очень большим числом зловещих фигур в этой истории, она получает множество намеков, но никогда не может прояснить все ускользающие детали своего расследования. Тем временем, модный дом Leiter стремится торжественно отпраздновать свое тридцатилетие.
Поскольку "Закат" Ласло Немеша уходит от реальности в сумеречное помрачение сознания, то многие логические вопросы относительно происходящего в этом проекте теряют всякий смысл. Режиссеру и его соавторам сценария Кларе Ройер и Маттьё Тапонье, которые вместе с ним писали также и историю "Сына Саула", удается создать атмосферу полную мистификаций, в которой множество людей, оказывается, естественно, совсем не теми, за кого они себя выдают. К графине приезжает из Вены Отто фон Кёниг (Кристиан Хартинг, "Год, когда я сошел с ума", "Он снова здесь"), светский красавец с явно садистскими наклонностями, которому вдова демонстрирует рубцы на спине доставшиеся ей в наследство от покойного мужа и открыто намекает на связь с Лейтером, братом Ирис. И не сменил ли вообще имя Кальман, руководящий, по слухам, группировкой анархистов, готовящих погром во время торжеств дома Leiter? Родного брата по поведению героине Юли Якаб очень напоминает один тип, заросший бородой Шандор Якаб (Марцин Чарнецки), который угрожающе настаивает на том, чтобы девушка покинула город. Ирис мечется между двумя мирами, насквозь фальшивым и услужливым для богатых клиенток миром шляп Leiter, которые метафорично выведены в уходящее имперское прошлое, и той бурлящей действительностью, несущей угрозы снаружи. И как актрисе Якаб удается образ девушки, которая не знает в действительности ничего и действует из-за этого спонтанно, она ищет ответы на вопросы, которые щедро расставляет режиссер в этой истории, и не может их найти вместе с аудиторией, потому что большая часть этих вопросов невербальна по сути, а спрятана где-то на уровне эмоций и ощущений каждого зрителя. "Закат" оказывается пересыщен тайнами, которые растут как снежный ком и кромсают логику повествования, только усиливая давящую атмосферу страха и извращенности, в которой рождаются мифы о том, что приезжающие в Будапешт монархи и их потомки обязательно приглашают кого-то из модисток дома Leiter ко двору в результате тщательного отбора претенденток. Так, управляющая Leiter Зельма (Эвелин Добош) готова ублажать босоногого принца (Том Пилат) вместе с окружающими его подобострастными дворянами и радоваться своему внезапному счастью оказаться рядом с особами голубых кровей. При этом Ласло Немеш делает доступными тайны того, что происходит в Будапеште по его мнению перед Первой мировой войной, но всегда уходит от ответа на вопрос почему это вообще существует.
"Закат" рассказывает о декадансе, захлестнувшем Европу в начале XX века, тщательно, по деталям, прорисовывая ту атмосферу извращенных интриг, в которых тонут высшие сословия, пока в городе начинает накаляться атмосфера недовольства и насилия. Немеш, сам того не желая, показывает фильм о том, как может зарождаться революция и в финале очень четко выпускает пар, когда показывает военные окопы под проливным дождем и главную героиню уже как сестру милосердия с пустым и остановившимся взглядом. Только война, только глобальная бойня могут избавить от вредоносных мыслей и заставить по-другому посмотреть на окружающих. Сам характер Ирис Лейтер больше нужен режиссеру в качестве живого свидетеля происходящего, чем активного протагониста в экранной истории. Героиния Юли Якаб развивается вместе со зрителями в меру своей наивности и непосредственности, камера Матьяша Эрдея ("Джеймс Уайт", "Мисс Пуля") следует за ней практически непрерывно, но это, тем не менее, ничего не значит и лента в своем лучшем проявлении не превращается в банальное расследование, где постепенно обнаруживается вся правда. В Будапеште, который показан подобно красивой открытке, есть что-то такое, что заставляет сомневаться в истинности этой внешней стороны и демонстрации активного процветания. Даже отсутствие в фильме традиционной структуры и изменений темпа в демонстрации экранной истории стремятся продемонстрировать что-то темное и надвигающееся, жесткую тиранию и войну до победного конца. Камера, следящая за Ирис то и дело фиксирует туман, гасящий солнечные лучи, солнце прежней жизни заходит навсегда и вопрос о том, взойдет ли оно когда-нибудь с такими яркими и живительными лучами у Ламеша приобретает очевидный депрессивный оттенок, погруженный в серость окопа. Поэтому "Закат" оказывается тем проектом, где открывается множество дверей и демонстрируются кошмарные сны аристократии. Это кино, в котором режиссерское честолюбие Ласло Немеша максимально преломляется в стилистически-однородный по настроению фильм о разрушении европейской цивилизации и главная героиня Ирис Лейтер в нем вполне вписывается в роль мечущегося призрака старой и умирающей Европы, о скором закате которой так много увлеченно говорят на протяжении последних ста лет.
3
,6
2018, Драмы
141 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представленный впервые на крупнейших фестивалях в Венеции и в Торонто в сентябре прошлого года "Закат" венгерского режиссера и сценариста Ласло Немеша оказался еще одним сюрпризом после его "оскароносного" дебюта "Сын Саула". Режиссер сознательно дезориентирует зрителей и внешне погружает их в протяженную костюмную драму, действие которой разворачивается в Австро-Венгрии за год до начала Первой мировой войны. Но, по словам самого Немеша, ужасы мира скрываются в самых прекрасных вещах, и "Закат" оказывается проектом, где тайны, которые хранит второй по величине город империи Будапешт, являются очевидным камертоном к настроениям того времени, когда одна из самых могущественных стран Европы уже была близка к своему краху. В общественной атмосфере постоянно ощущаются напряженность и грядущий хаос, поэтому таинственный и причудливый фильм Немеша скорее стремится рассказать об этом, экспрессивно передать ощущения от самой ситуации при помощи главной героини, Ирис Лейтер (Юли Якаб, "Сын Саула", "Необитаемый остров"), которая прибывает в Будапешт в поисках работы в качестве модистки в магазине дамских шляп. Для режиссера становится уже фирменным знаком концентрация на ведущем характере, он показывает героиню Якаб при помощи множества крупных планов, дефокусируя очень часто окружающую действительность и направляя ленту по пути овладевания практически оккультными тайнами из жизни модного дома Лейтер (да-да, это не совпадение, родители Ирис когда-то были его владельцами) и самого города, внутри которого развивается националистическое освободительное движение. Цель Ласло Немеша в этом фильме оказывается более чем прозрачна, он пытается интуитивно понять, что должны чувствовать и чем должны жить люди, живущие в обществе, которое уже почти достигло исторического водораздела и грядущей необратимости. Европейский порядок самоубийственно шатается, однако было бы странно, если бы в "Закате" не чувствовались параллели автора с сегодняшним положением дел в том же месте и в той же стране. Напряженная и интенсивная конспирология Немеша наполнена экспрессией преследования протагонистки, которая практически мечется по Будапешту и пытается в кратчайшие сроки понять многие ключевые моменты путем совершения отчаянных и рискованных поступков. Поэтому "Закат" идет не по пути воспевания красоты, а наоборот выставляет происходящее в качестве экзистенциальной драмы, в которой разгорается пламя будущего военного пожара, где сгорят экстравагантность и бесполезность развращенной империи. Сама экранная история "Заката" Немеша изначально старается держать тайну и показывает очень странную ситуацию, которая лежит в основе этого фильма. Девушка приезжает в Будапешт из отдаленного Триеста, она хочет получить место в магазине, который носит абсолютно не случайно ее фамилию. В возрасте двух лет Ирис Лейтер осиротела при таинственных обстоятельствах в результате пожара, в котором погибли ее родители, бывшие владельцы этого магазина. Далее она воспитывалась в приюте и позже начала зарабатывать себе на жизнь в шляпном бизнесе. Кажется, что героиней Юли Якаб движут профессиональные интересы, и она хочет получить работу в одном из самых модных мест империи, дико провинциальном, но страдающем от собственного пафоса, которое время от времени посещают особы монарших кровей во время визитов в Будапешт. Ирис пытается так или иначе прикоснуться к наследию своих родителей, не обладая правами собственности на этот магазин. Новый владелец Leiter, Оскар Брилл (Влад Иванов, "Выпускной", "Тони Эрдманн"), старается сразу же отказать девушке и чувствует в ее присутствии явную угрозу. Так, протагонистка оказывается на улицах большого города, куда попадает из утонченной атмосферы бутика для элиты. Брилл хочет отправить девушку обратно в Триест и позволяет ей переночевать вместе с другими модистками в доме, где она когда-то родилась. В этом пансионе ночью она подвергается нападению со стороны зловещего извозчика Гаспара (Левенте Молнар), который что-то бормочет о сыне Лейтера. Ирис ничего не знает о том, что у нее есть родной брат, поэтому начинает искать сама ответы на все вопросы. Информация, которая становится доступна главной героине, не отличается внятностью и системностью, однако беспокойство приезжей сироты начинает расти, когда она узнает, что ее брат Кальман обвиняется в жестоком убийстве и расчленении графа Реди. Полубезумная вдова графа (Юлия Якубовска) уже более пяти лет хранит траур по убитому мужу. Ирис начинает свои поиски, в результате которых она встречается и знакомится с очень большим числом зловещих фигур в этой истории, она получает множество намеков, но никогда не может прояснить все ускользающие детали своего расследования. Тем временем, модный дом Leiter стремится торжественно отпраздновать свое тридцатилетие. Поскольку "Закат" Ласло Немеша уходит от реальности в сумеречное помрачение сознания, то многие логические вопросы относительно происходящего в этом проекте теряют всякий смысл. Режиссеру и его соавторам сценария Кларе Ройер и Маттьё Тапонье, которые вместе с ним писали также и историю "Сына Саула", удается создать атмосферу полную мистификаций, в которой множество людей, оказывается, естественно, совсем не теми, за кого они себя выдают. К графине приезжает из Вены Отто фон Кёниг (Кристиан Хартинг, "Год, когда я сошел с ума", "Он снова здесь"), светский красавец с явно садистскими наклонностями, которому вдова демонстрирует рубцы на спине доставшиеся ей в наследство от покойного мужа и открыто намекает на связь с Лейтером, братом Ирис. И не сменил ли вообще имя Кальман, руководящий, по слухам, группировкой анархистов, готовящих погром во время торжеств дома Leiter? Родного брата по поведению героине Юли Якаб очень напоминает один тип, заросший бородой Шандор Якаб (Марцин Чарнецки), который угрожающе настаивает на том, чтобы девушка покинула город. Ирис мечется между двумя мирами, насквозь фальшивым и услужливым для богатых клиенток миром шляп Leiter, которые метафорично выведены в уходящее имперское прошлое, и той бурлящей действительностью, несущей угрозы снаружи. И как актрисе Якаб удается образ девушки, которая не знает в действительности ничего и действует из-за этого спонтанно, она ищет ответы на вопросы, которые щедро расставляет режиссер в этой истории, и не может их найти вместе с аудиторией, потому что большая часть этих вопросов невербальна по сути, а спрятана где-то на уровне эмоций и ощущений каждого зрителя. "Закат" оказывается пересыщен тайнами, которые растут как снежный ком и кромсают логику повествования, только усиливая давящую атмосферу страха и извращенности, в которой рождаются мифы о том, что приезжающие в Будапешт монархи и их потомки обязательно приглашают кого-то из модисток дома Leiter ко двору в результате тщательного отбора претенденток. Так, управляющая Leiter Зельма (Эвелин Добош) готова ублажать босоногого принца (Том Пилат) вместе с окружающими его подобострастными дворянами и радоваться своему внезапному счастью оказаться рядом с особами голубых кровей. При этом Ласло Немеш делает доступными тайны того, что происходит в Будапеште по его мнению перед Первой мировой войной, но всегда уходит от ответа на вопрос почему это вообще существует. "Закат" рассказывает о декадансе, захлестнувшем Европу в начале XX века, тщательно, по деталям, прорисовывая ту атмосферу извращенных интриг, в которых тонут высшие сословия, пока в городе начинает накаляться атмосфера недовольства и насилия. Немеш, сам того не желая, показывает фильм о том, как может зарождаться революция и в финале очень четко выпускает пар, когда показывает военные окопы под проливным дождем и главную героиню уже как сестру милосердия с пустым и остановившимся взглядом. Только война, только глобальная бойня могут избавить от вредоносных мыслей и заставить по-другому посмотреть на окружающих. Сам характер Ирис Лейтер больше нужен режиссеру в качестве живого свидетеля происходящего, чем активного протагониста в экранной истории. Героиния Юли Якаб развивается вместе со зрителями в меру своей наивности и непосредственности, камера Матьяша Эрдея ("Джеймс Уайт", "Мисс Пуля") следует за ней практически непрерывно, но это, тем не менее, ничего не значит и лента в своем лучшем проявлении не превращается в банальное расследование, где постепенно обнаруживается вся правда. В Будапеште, который показан подобно красивой открытке, есть что-то такое, что заставляет сомневаться в истинности этой внешней стороны и демонстрации активного процветания. Даже отсутствие в фильме традиционной структуры и изменений темпа в демонстрации экранной истории стремятся продемонстрировать что-то темное и надвигающееся, жесткую тиранию и войну до победного конца. Камера, следящая за Ирис то и дело фиксирует туман, гасящий солнечные лучи, солнце прежней жизни заходит навсегда и вопрос о том, взойдет ли оно когда-нибудь с такими яркими и живительными лучами у Ламеша приобретает очевидный депрессивный оттенок, погруженный в серость окопа. Поэтому "Закат" оказывается тем проектом, где открывается множество дверей и демонстрируются кошмарные сны аристократии. Это кино, в котором режиссерское честолюбие Ласло Немеша максимально преломляется в стилистически-однородный по настроению фильм о разрушении европейской цивилизации и главная героиня Ирис Лейтер в нем вполне вписывается в роль мечущегося призрака старой и умирающей Европы, о скором закате которой так много увлеченно говорят на протяжении последних ста лет.