Стивену Кингу впервые пришла в голову идея для написания романа «Доктор Сон» в 1998 году. Он подписывал книги для поклонников, и один из них спросил его, что случилось с Дэнни. Этот же вопрос Кинг и сам частенько задавал себе, а также вопрос о том, что могло случиться с Джеком Торренсом. Затем автор стал думать о том, сколько лет было Дэнни и Венди была бы сейчас. В итоге все эти вопросы нашли ответы в его романе «Доктор Сон».На главную роль в фильме рассматривались Юэн Макгрегор, Дэн Стивенс, Крис Эванс, Мэтт Смит и Джереми Реннер. В итоге роль получил Макгрегор, и Стивен Кинг одобрил этот выбор.Это одно из немногих прямых продолжений, которые Стивен Кинг написал в своей карьере.Режиссер Майк Флэнеган убедил Стивена Кинга, что несмотря на то, что ему самому не очень нравится «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика, зрителям больше знакома именно эта версия, а не одноименный мини-сериал Кинга 1997 года. И поэтому фильм должен был стать продолжением именно картины Кубрика и включать в себя некоторые отсылки к ней.На момент съемок Юэн Макгрегор был приблизительно того же возраста, что и Дэнни Ллойд, когда тот играл Дэнни Торренса в фильме «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика.В романе «Доктор Сон» Стивен Кинг назвал волшебника в честь Мистерио – злодея из комиксов про человека-паука.Джон Кьюсак выражал свой интерес к роли взрослого Дэнни Торренса.Это вторая экранизация романов Стивена Кинга за 2019 год студией Warner Brothers. Первой была картина «Оно 2» (2019). В обоих фильмах шотландский актер играет взрослую версию персонажа, которого до этого играл юный американский актер.В романе, когда Энди покидает кинотеатр, там показывают фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981). В фильме вместо него показывают «Касабланку» (1942).Едва ли какой-либо другой разлад в семье так шокировал общество, как конфликт Торрансов: отца, матери и сына, главных героев третьего романа Стивена Кинга «Сияние». В первый раз он был опубликован в 1977 году, книга разошлась миллионным тиражом. Вдохновляли писателяего собственные демоны, а также зловещая ночь, проведенная им в номере 217 в отеле «Стэнли» в Колорадо. История Джека, Венди и Дэнни Торрансов – одна из самых личных работ Кинга, пугающая не из-за монстров, что живут рядом с нами, но из-за чудовищ, которые обитают внутри каждого из нас.Тридцать шесть лет спустя Кинг выпустил роман «Доктор Сон», продолжение истории Дэна Торранса. И хотя обе книги – это упражнения в хорроре и саспенсе, «Сияние» ведет читателей по темному пути болезненной зависимости, а «Доктор Сон» возвращает их к свету через выздоровление, самопожертвование и искупление.Экранизация «Сияния» Стэнли Кубрика 1980 года считается одним из величайших хорроров всех времен. А еще это один из самых известных случаев пропасти между авторским и режиссерским видением, когда Кубрик весьма творчески подошел к различным элементам повествования, включая судьбу отеля «Оверлук» и характер Джека Торранса. Однако, реалистичность обеих версий – Кинга и Кубрика – относительно того, как много потерял Джек в безумии пристрастия к пагубной привычке, однозначно утвердила гениальность обоих.Режиссер Майк Флэнеган всегда называл себя фанат(ик)ом работ Стивена Кинга, которым стал в пятом классе, когда прочитал свою первую книгу знаменитого автора. Он также вспоминает, как годы спустя пришел в книжный магазин в первый день выхода романа «Доктор Сон»: «Я читал его с точки зрения Кинга и отбрасывал то, что Кубрик изменил в истории семьи Торрансов… потрясающий читательский опыт по перетягиванию воображаемого каната. То, что сделал Кубрик с материалом, стало культовым – прочно войдя в поп-культуру и мое сознание киномана, – а читать сюжет, который настолько яростно игнорирует это и ведет тебя в совершенно другом направлении,было потрясающе». «Доктор Сон» вернулся ко многим темам из романа «Сияние», которые так и не попали в фильм, – продолжает Флэнеган, – акцентируяособое внимание на алкогольной зависимости, в той степени, в которой она показана Кингом, а также на нотках искупления. Мое первое впечатление: «Мне понравилось». Мне понравились главные герои: Дэн, Абра и Роуз-в-Шляпе. Мне понравились противопоставления в «Сиянии» и «Докторе Сне»: зависимость и выздоровление, проникающий лед и пламя. Он взял множество прекрасных элементов из первой книги и позволил им вырасти в нечто абсолютно новое».Флэнеган знал, что есть еще один ключевой шаг к тому, чтобы его проект стал реальностью, – собственно разрешение от самого Стивена Кинга. Маэстро ужасов изначально был настроен скептически. Но после того, как режиссер смог полностью представить ему свою идею, которая объединяла книгу и фильм, по сути давая автору ту развязку, которой тому недоставало в версии Кубрика, писатель с энтузиазмом включился в проект. Стивен Кинг рассказывает: «Я всегда говорил, что разница между фильмом и моей книгой в том, что фильм закончился во льду, а книга – в огне. Но взяв историю взрослого Дэна Торранса и пропустив её через своё, очевидно большое, сердце, Майк позволил фильму Кубрика сделать шаг вперед, так что это воодушевляло. Фильм Майка делает сразу две вещи: это хорошая экранизация «Доктора Сна», а также отличный сиквел к «Сиянию» Кубрика. Майк работал с вселенной, где некоторые события, которые произошли в фильме, в книге не случились… но у него каким-то образом всё сложилось».Монументальная природа первоисточников «Доктора Сна» Флэнегана – фактор их культовости–послужила значительным аргументом и для ключевых актеров. Оба имени стали достаточной мотивацией, чтобы преодолеть изначальное нежелание каждого из них участвовать в съемках фильма ужасов/триллера. Юэн МакГрегор рассуждает: «Про «Сияние» говорят, что это самый страшный фильм в мире. В итоге я посмотрел его уже почти взрослым, и он напугал меня до дрожи в коленях. Я не любитель ужастиков – ненавижу заставлять себя проходить через всё это. Но мне очень понравился роман «Доктор Сон», который я прочитал уже после сценария. Поэтому я сделал еще один шаг и осилил «Сияние», от которого также остался в восторге. И наверное, даже больше, чем первоисточник, меня заинтересовала история самого Дэнни. Это уникально для актера, когда у твоего персонажа настолько богатая предыстория». Ребекка Фергюсон отмечает: «Когда мне предложили эту роль… ну, я никогда не любила, чтобы мне было страшно. Терпеть не могу, когда меня пугают. Ненавижу клоунов. Ненавижу злобных детей в ужастиках. Эти две девочки, которые просто стоят и хором произносят всего одну фразу в этом зловещем месте… простожуть. Но мне всегда было интересно погружаться в жанры, что вызывают мое сомнение. В самом деле, это же чертов Стивен Кинг, и такой потрясающий персонаж, и всё в руках Майка. Съемки получились одними из самых невероятных в моей жизни. Мы продирались сквозь материальные и нематериальные миры, но круче всего, когда они сливались воедино. Это фантастика – быть частью такого». И именно так это видел сам Стивен Кинг: «Я счастлив, получая эмоциональную отдачу. Именно из-за этого я переживаю: я хочу, чтобы переживали вы. Хочу, оказать на вас эмоциональное воздействие. Страх – это лишь одна струна гитары. Но есть и множество других аспектов. Я хочу, чтобы читатели видели людей, на месте которых они могут представить себя. Людей, которые дружат, заботятся, защищают. И во многом, именно это делает страшные вещи еще страшнее».Несомненно, Дэнни Торранс – персонаж, за которого переживали как зрители, так и читатели. В детстве он перенес невероятную травму, которую нанес ему один человек, – его отец Джек. Он спрятал свою боль, взял дурные пристрастия отца к алкоголю и наркотикам, почти разрушил себя, лишь бы забыться и прекратить сиять. Почти разбившись о дно пропасти, куда он скатился, он бежит так далеко, как позволяет имеющаяся наличность. И лишь потом во Фрейзере в штате Нью-Хэмпшир начинается его истинный путь к себе. Флэнеган рассуждает: «Дэн страдает от тех же проблем, что и его отец: запущенный алкоголизм, наркотики и склонность к насилию. Эти черты сделали Джека легкой добычей отеля «Оверлук», Дэн унаследовал их, и теперь они определяют его жизнь». Юэн МакГрегорразмышляет: «Пережив столь ужасающие события, как Дэнни с этим справляется? Как он смиряется с тем, что он сияет и вообще другой? Напиваясь в стельку, как и его отец. Мне было очень интересно сыграть кого-то, кто оказался на самом дне. Затем Дэнни, так же, как и отец, пытается завязать. Джек продержался несколько месяцев до того, как согласился на работу в отеле «Оверлук».Найдя безопасную и тихую гавань в местном сообществе, Дэнни устраивается на работу, для которой он невероятно подходит. МакГрегор продолжает: «Дэнни всегда находил места в больницах или домах престарелых. С его переменчивой, проходящей в алкогольном забытье жизни, это его ни к чему не обязывало. К тому же он неплохо справлялся с обязанностями. Завязав, он начинает работать в хосписе, где понимает, что может помочь умирающим пациентам. Он помогает им принять происходящее: говоря, что сейчас они просто уснут и увидят прекрасный сон, он проводит их через «порог». И это максимум сияния, которое он позволяет себе использовать. Именно так он и получает прозвище «Доктор Сон». Флэнеган говорит: «Сияние Дэна всегда было пыткой для него, являя ему кровавые видения и смерти. Оно сделало его уязвимым, мишенью для страшных вещей. И теперь он может смотреть на умирающих людей, точно зная, как именно их успокоить. Это совершенно иной подход к способностям, который дает ему и его сиянию цель в жизни. По мне, именно в этот момент в романе Дэн Торранс становится героем событий».Такого «теплого», пусть и не безупречного, центрального персонажа Кинг столкнул, как говорит Флэнеган, с «Роуз-в-Шляпе, одной из лучших злодеек Стивена Кинга за многие-многие годы»: «В отличие от Дэна с ней очень сложно себя ассоциировать. За всю её длинную жизнь она сотворила столько ужасных вещей, что тут и ухватиться-то не за что. Она невероятная во всех смыслах».Роуз возглавляет почти бессмертную секту, известную под названием «Истинный узел», члены которой продлевают свои жизни, принося в жертву сияющих детей, – «пар», который выходит из их тел, питает Роуз и её последователей. Незамеченные никем бывшие люди продолжают свое существование; лишь притворяясь людьми, эти хищники выслеживают добычу. Но современный мир с его различиями, сложностями и стремлением к взрослению приглушил детское сияние, и у Истинного узла стало меньше источников для пополнения «припасов». Впервые зацелую вечность они голодны и их будущее под вопросом.Найти актрису для такого сложного и противоречивого персонажа стало непростой задачей. Флэнеган рассказывает: «Роуз-в-Шляпе настолько чудовищна, что большинству злодеев Стивена Кинга до неё очень далеко. Но в ней есть что-то магнетическое, вызывающее доверие. Она может быть очень обаятельной. Есть какое-то злое удовольствие в том, чтобы жить столько, сколько она, не расплачиваясь за это. Каково это?» Сыгравшая её Ребекка Фергюсон создавала своего персонажа на основе одного из самых понятных сценариев человеческой психики: «Вся суть линии Роуз и Истинного узла, да и вообщевсех, – это любовь. Быть частью чего-то. Таковы первичные эмоции. Разница лишь в том, что жить им позволяют дети. Поэтому для Роуз всё это лишь забота о её детях, еёпрайде, из чувства глубочайшей любви».Именно дети являются центральным элементом сюжета «Доктора Сна»… одаренные дети, дети в опасности, дети, которые пытаются найти свое место в мире. Девочка Абра подходит под все три категории. Флэнеган утверждает: «Круче всего то, что с точки зрения автора здесь не одна линия, а целых три, которые сходятся в одной точке. Абра понятия не имеет, что в её магии – так она называет сияние – есть что-то необычное. При этом оба героя разделяют одно общее убеждение – они считают, что должны прятать эту весьма значительную часть их сущности из любви к родным». МакГрегор соглашается: «Дэнни рано научился прятаться и прятать свой дар. Призраки «Оверлука» преследовали его. А подавление способностей привело к алкоголизму. Поэтомуименно его знакомство с Аброй выдвигает на первый план всё то, что он так старался похоронить». Флэнеган продолжает: «Если яростный эгоцентризм Роуз контрастирует с человечностью Дэна, то сердце истории – и самая сложная часть всего актерского состава – это Абра. Именно этому персонажу Кинг передает эстафету «Сияния». Она сильнее Дэна и, возможно, так же могущественна, как и Роуз, но она безрассудна, её сила не сформирована, и она сама не до конца еёпонимает». На эту роль пробовалось около 1000 молодых актрис, а досталась она Кайли Каррен, самым крупным проектом которой был бродвейский «Король Лев». Кайли считает Абру «сильной, но наивной девочкой»: «Мне кажется, она и правда хорошая. Абра очень прямолинейная и не хочет прятать свое сияние – она не такая, как Дэнни, а открыта всему. Не считает, что сияние – это власть или ноша. Воспринимает его как фокус. А себя считает фокусником с крутыми трюками, секрет которых знает только она. Абра готова использовать его во имя спасения людей, даже жизнь отдать за того, кого ине знает».После принятия решения вернуться к незабываемым образам из «Сияния» Кубрика Флэнегану потребовалось разрешение снова ступить в тот мир, в отель «Оверлук». Продюсер Тревор Мэйси объясняет: «Наследники Кубрика были весьма любезны и щедры, позволив нам использовать планы съемочных площадок и предоставив доступ к оригинальным пленкам. Это дало возможность вернуться к краеугольному камню жанра хоррор».Департамент художника-постановщика Мехера Ахмада тщательно просмотрел строительные чертежи и кадры из той картины. Чтобы вместить множество миров, проходящих сквозьновыйфильм, под съемочные павильоны было отданочетыре площадки на студии «Блэкхолл» в Атланте, а команда работала сверх положенного, чтобы соорудить интерьеры, занимающие более 8000 квадратных метров (полтора футбольных поля). На созданиедекораций для «Сияния» ушло более двух лет, а на «Докторе Сне» они были воссозданы всего за шесть недель.Во время съемок, чтобы не выбиться из графика, создатели фильма использовали принцип матрешки: как только заканчивались съемки на одной площадке, на её месте тут же возникала другая. Гигантский паззл «застройки и сноса» обуславливал необходимость тщательного планирования на подготовительном этапе и скоординированной работы во время самого съемочного процесса.Некоторые сцены требовали совершенно особого подхода. Флэнеган объясняет: «Конечно, один из самых ярких моментов книги – эпизод с Брэдли Тревором, которого воплотил Джейкоб Тремблей. Это переломная точка сюжета, невероятно болезненная. Его принесение в жертву Истинным узлом меняет всё, как и должно быть. Это одни из тяжелейших строк, которые я когда-либо читал, и однозначно одни из тяжелейших кадров, которые нам предстояло снять». Фергюсон комментирует: «Кто-то спросил меня: «Как ты думаешь, каково будет сниматься в такой сцене?» Я отмахнулась от вопроса – я профессионал, и мне нужно делать свою работу. Итак, «Мотор!», я вижу, как Джейкоб готовится потерять сознание. Он начинает задыхаться, кричать. Я чувствую, как у меня дрожат губы, ком в горле, а по лицу катятся слезы. Поэтому я вытираю щеки, входя в кадр. Никогда меня так не поражала актерская игра. Я вернулась к человеку, который задал тот вопрос, и сказала: «Я была не права». Этот момент превратил меня в актера, работающего по системе Станиславского».Совмещая изображение и звук, Флэнеган обратился к The Newton Brothers – Энди Грашу и Тейлору Ньютону Стюарту, –попросив написать музыкальное сопровождение. Дуэт подошел к задаче нестандартно, они ввели в саундтрек природные звуки и необычные инструменты. Граш рассказывает: «Мы нашли изобретателя-музыканта Пола Дрешера, который собрал огромную уникальную шарманку. Её низкий пробирающий звук добавляет глубины, он стал «визитной карточкой» Истинного узла, отсылая к прошлому древних путешественников». К тому же они использовали одну из крупнейших эоловых арф в мире, хранящуюся в Северной Калифорнии. Были задействованы и редкие ударные инструменты разных культур, которые привнесли яркость и колорит.Жизнь непроста, она отказывается раскладываться по полочкам. Именно это привлекло юного Майка Флэнегана в работах Стивена Кинга. Режиссер утверждает: «Кинг всегда был мастером рассказывать истории о людях, которые отличаются от большинства, и потому чувствуют себя одинокими. В конце концов, всё, чего они хотят, – это быть замеченными и понятыми. Эта наша сторона становится определяющей, неважно, прячем мы её или нет, и выставлять её напоказ страшно. Именно такой страх мы познаём в очень юном возрасте, а Кинг умеет указать на это так, чтобы «зацепить» читателей». В заключение Майк Флэнеган добавляет: «Я надеюсь, что эта темапроведет зрителя через весь фильм, потому что там есть один ключевой момент, когда Дэн дает Абре совет… такой же, как когда-то давно получил он сам. Дэн говорит: «Впервые увидев тебя, я велел тебе прятаться и не высовываться. Не сиять. Я был не прав». По сути, каким бы страшным не был мир, несправедливым и пугающим, нужно продолжать сиять. Сияй, потому что ты не одна такая, нам именно это и нужно, чтобы мир стал не таким ужасным местом. В этом главная цель истории Кинга: «Сияй!»
Отзывы