Я люблю иногда смотреть фильмы, не читая аннотации, не паля актёрский состав и режиссера. С «Реинкарнацией» так и вышло, я смотрела его без ожиданий, хоть фильм и был в некотором роде нашумевшим и о нём говорили многие. В финале я почувствовала сходство с фильмом «Солнцестояние»: сюжеты разные, а вот оттенки одинаковые. Чутьё не обмануло: «Солнцестояние» было продуктом уже получившего опыт режиссёра Ари Астера, в то время как «Реинкарнация» была его дебютной полнометражной работой.
Астер вдохнул в жанр хоррора качественное изменение: свои фильмы он строит на базе серьёзной драмы, в обязательном порядке обозначая отклонения в семье. Никаких скриммеров у этого режиссёра вы не увидите, саспенс он нагнетает через драматические повороты сюжета. Впрочем, ему это не мешает использовать приёмы сплэттера: выпуклая демонстрация жестокого и отвратительного. Элементы сплэттера Ари Астер использовал и в «Солнцестоянии»: сцена добивания прыгнувшего со скалы старика, содранная заживо кожа и так далее.
Так или иначе, прямым отказом от скриммеров, душераздирающей бомбящей к месту и не к месту музыки и слишком топорного использования приёма разрушения ожиданий, Астер записывает свои фильмы в жанр постхоррора, который начал ярко развиваться, начиная с 2015 года с выходом фильма «Ведьма». Затем в эту копилку закинул свои работы Джордан Пил, и вот прошу приветствовать: Ари Астер.
Астер в так называемом «возвышенном хорроре» или elevated horror работает в формате slow burn. Если уже классический «Звонок» с первых минут сталкивает зрителя с чем-то неимоверно жутким, то драматические сюжеты Астера тлеют действительно медленно. При этом Астер талантливо подходит и к работе со сценарием, а и к «Солнцестоянию», и к «Реинкарнации» он написал сценарии сам, и на сорок процентов его авторству обязаны таким успехом эти фильмы (оставшиеся шестьдесят – это режиссура и актерские работы). В сценариях формата slow burn Ари Астер не допускает никаких избитых шаблонов формата «мы въехали в странный дом, постепенно начинает происходить какая-то чертовщина, мы паникуем, ничего не предпринимаем, а потом наступает медный таз всему, ну пока». Нет, Астер предлагает зрителю совершенно другую историю.
Семья Грэхем живет абсолютно обычной жизнью: мать-художница, муж-психиатр и двое детей-подростков. В доме проживает также их бабушка, мать главной героини, и именно с её смертью нас вводят в сюжет. Пожилой человек умер, вполне естественно. Никаких странных событий не происходит, художница больше переживает из-за того, что она совершенно не расстраивается из-за утраты матери. Постепенно мы понимаем, что отношения матери и дочери как таковые попросту отсутствовали. Тоже вполне распространенная история.
Для меня всё меняется, когда Энни Грэхем (художница) заявляется на групповую терапию, очевидно, мучимая чувством вины за то, что совершенно не скорбит по своей матери. Сумбурно и сбивчиво сперва, она постепенно вываливает на пациентов и на зрителя кучу шокирующих фактов: её папаня откинулся, уморив себя намеренно голодом, хрен знает по каким причинам, родной брат страдал шизофренией и покончил собой, сообщив в предсмертной записке, что мать вселяла в него других людей. «С такими психотравмами – и она пришла на терапию всего лишь потому, что чувствовала вину из-за плохих отношений с матерью?», - подумала я, но дальше-больше.
Мы далее узнаем, что Энн Грэхем является… лунатиком. Ранее она ходила во сне, но однажды она проснулась в комнате детей (где разнополые подростки на тот момент почему-то жили вместе), она полностью облила во сне себя и их скипидаром и держала в руках горящую спичку.
Я уже на тот момент упекла бы художницу в психушку, но по непонятной для меня причине этого не произошло и все, в том числе муж-психиатр считают, что всё нормально. Вот конкретно тут я посчитала, что Астер борщанул с количеством событий на квадратный метр психики героини и я перестала ей верить в принципе, а slow burn превратился в борщ. Считаю это недостатком сценария. Крючочки можно было накинуть более изящно, достаточно было и одного брата шизофреника или уморившего себя отца.
Тем не менее, очарование Ариса в том, что вывалив на зрителя силос из фактов, он смог всё равно сделать сюжет достаточно интересным. Сложно понять в чём его магия, но она определенно есть.
Далее происходит сплэттерный и сюжетный зашквар и точка невозврата, как для персонажей, так и для зрителя. Если кто-то хотел выключить настоящее кино, то после автокатастрофы, в которой жутким образом гибнет тринадцатилетняя дочь семейства Грэхем сделать это уже невозможно – зритель вовлечён и хочет знать, что произойдет дальше. Именно так в «Солнцестоянии» Астер сработал с эпизодом геронтоцида, и признаю, что это мастерски применяется с его стороны.
А в итоге разворачивается выдержанная семейная драма, где мистика реально уходит на двадцать пятый план. Ключевой сценой становится выяснение отношений за обедом, где начинает казаться, что абсолютно у всех из этой семейки, включая погибшую дочь, имелись неслабые проблемы с психикой. Мистические элементы сюжета спойлерить не буду, да и их художественная ценность гораздо ниже ценности элементов драматических. Астер красиво подсветил основную сюжетную нить сценами школьных уроков, где учитель литературы фоново бубнит зрителю на ухо основные ассоциации, а мы начинаем понимать, что картина снята в ключе древнегреческой трагедии, а закидки учителя как про жертву Ифигении, так и про то, что у греков не было выбора – имеют прямое бесхитростное символическое раскрытие сути фильма. Важно обратить внимание и на то, как начинается фильм: нам показывают миниатюрный домик, из числа тех, что делает Энн Грэхем, а потом действие вдруг начинает происходить в самих домиках. Тоже очень красивая отсылка к тому, что персонажи просто фигурки в чьих-то руках и для них всё уже предрешено и выбора, в общем-то, нет.
Об актёрской игре. Астер на это явно ставку не делает в своих фильмах, он актёрам просто ставит задачи, с которыми они справляются на ура. Габриэл Бирн очень опытный актёр, он качественно выполняет в фильмах режиссёрские задачи, и здесь всё сделал как надо, роль человека, который предпочитает не видеть то, что происходит у него под носом отыграна на пятёрочку.
Тони Колетт – сильная актриса, номинантка на Оскар за роль в «Шестом чувстве», также в её багаже роль психически больной женщины с диссоциативным расстройством личности в сериале «Такая разная Тара». Откровенно могу сказать, что в этом фильме Колетт, решив, видимо, что она на своей территории, очень и очень мощно переиграла. Её перехлёсты в игре – это второй минус в фильме, наряду с перекосом в сценарии. И это опять-таки косяк Астера, который не предотвратил такой явный перебор в актёрской игре. Однако дебютирующий режиссёр, скорее всего не решился слишком указывать номинантке на премию Оскар. В «Солнцестоянии» такая же проблема была у Флоренс Пью.
И нельзя не отметить, что если бы Колетт так сильно не переигрывала, перед зрителем до самого финала стоял бы вопрос – действительно ли перед нами мистика, или же всё дело в том, что у Энн Грэхем кукуха поехала давно и надолго.
Об игре Милли Шапиро, исполнившей роль тринадцатилетней Чарли, мне сложно судить. Дело в том, что актриса страдает от редкого заболевания – ключично-черепного дизостоза. Болезнь приводит к тому, что лицо заболевшего выглядит очень специфически. Из-за такого гротеска очень сложно понять, где заканчивается необычная внешность и где начинается актерская игра, но тем не менее Шапиро завораживает с первой секунды, и не могу не признать, что Астер, пригласив её, сделал беспроигрышный ход.
По факту единственный, чья игра мне действительно понравилась, это ноунейм Алекс Вулф который сыграл роль Питера Грэхема. Сцена, в которой он в школе разбивает себе нос об парту может и не так офигительна, как похожая сцена в Бойцовском клубе, но очень динамична и страшна.
В итоге, хотя в фильме немало элементов сплэттера, примененных со вкусом, если так можно про это вообще выразиться, меня по-настоящему напугали два момента:
- все сцены с Милли Шапиро
- сцена, где Питер прячется от матери на чердаке, а та изо всех сил колотит в чердачную дверь своей … головой. Это на самом деле жутко пугает.
Главные минусы фильма:
- сценарный перекос с количеством драматических фактов
- игра Тони Колетт
Главные плюсы фильма:
- отличный сценарий
- отличная режиссура
- классное применение в тревожных моментах фильма звуков чьего-то тяжелого дыхания вместо пафосного музла
- игра Алекса Вулфа
- фирменный стиль Астера и поддержание жанра elevated horror
Поскольку это дебют, то минусы Астеру можно простить. Но картина настолько оказалась мощной, что весь 2018 год в глазах критиков и зрителей боролась за звание лучшего хоррора 2018 с «Тихим местом», и где-то его даже превосходила. А это говорит само за себя, поскольку «Тихое место» - великолепный фильм, хоть больше и триллер, нежели хоррор.
Одно категорически неправильно по поводу этого фильма, и здесь уже большие вопросы к российскому прокату. К чему было называть фильм с названием «Hereditary» - «Реинкарнация», полностью подменяя заложенную в оригинальное название суть – я, наверное, никогда не смогу понять. Но Астер назвал свой фильм «Наследие» или, скорее, «Наследственность» - и это то единственное название, которое имеет прямое отношение к сути этого фильма. Не позорьтесь пожалуйста своими некачественными литературными переводами хотя бы в названиях, уважаемый российский прокат.
Я уже очень жду третий полнометражный фильма Ари Астера «Бульвар Разочарования», где, на минуточку, главную роль играет Хоакин Феникс. Потому что такие режиссеры как Ари Астер и Джордан Пил дали практически похороненному жанру хоррор не просто надежду – а новую жизнь.
8/10
4
,4
2018, США, Ужасы
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Я люблю иногда смотреть фильмы, не читая аннотации, не паля актёрский состав и режиссера. С «Реинкарнацией» так и вышло, я смотрела его без ожиданий, хоть фильм и был в некотором роде нашумевшим и о нём говорили многие. В финале я почувствовала сходство с фильмом «Солнцестояние»: сюжеты разные, а вот оттенки одинаковые. Чутьё не обмануло: «Солнцестояние» было продуктом уже получившего опыт режиссёра Ари Астера, в то время как «Реинкарнация» была его дебютной полнометражной работой. Астер вдохнул в жанр хоррора качественное изменение: свои фильмы он строит на базе серьёзной драмы, в обязательном порядке обозначая отклонения в семье. Никаких скриммеров у этого режиссёра вы не увидите, саспенс он нагнетает через драматические повороты сюжета. Впрочем, ему это не мешает использовать приёмы сплэттера: выпуклая демонстрация жестокого и отвратительного. Элементы сплэттера Ари Астер использовал и в «Солнцестоянии»: сцена добивания прыгнувшего со скалы старика, содранная заживо кожа и так далее. Так или иначе, прямым отказом от скриммеров, душераздирающей бомбящей к месту и не к месту музыки и слишком топорного использования приёма разрушения ожиданий, Астер записывает свои фильмы в жанр постхоррора, который начал ярко развиваться, начиная с 2015 года с выходом фильма «Ведьма». Затем в эту копилку закинул свои работы Джордан Пил, и вот прошу приветствовать: Ари Астер. Астер в так называемом «возвышенном хорроре» или elevated horror работает в формате slow burn. Если уже классический «Звонок» с первых минут сталкивает зрителя с чем-то неимоверно жутким, то драматические сюжеты Астера тлеют действительно медленно. При этом Астер талантливо подходит и к работе со сценарием, а и к «Солнцестоянию», и к «Реинкарнации» он написал сценарии сам, и на сорок процентов его авторству обязаны таким успехом эти фильмы (оставшиеся шестьдесят – это режиссура и актерские работы). В сценариях формата slow burn Ари Астер не допускает никаких избитых шаблонов формата «мы въехали в странный дом, постепенно начинает происходить какая-то чертовщина, мы паникуем, ничего не предпринимаем, а потом наступает медный таз всему, ну пока». Нет, Астер предлагает зрителю совершенно другую историю. Семья Грэхем живет абсолютно обычной жизнью: мать-художница, муж-психиатр и двое детей-подростков. В доме проживает также их бабушка, мать главной героини, и именно с её смертью нас вводят в сюжет. Пожилой человек умер, вполне естественно. Никаких странных событий не происходит, художница больше переживает из-за того, что она совершенно не расстраивается из-за утраты матери. Постепенно мы понимаем, что отношения матери и дочери как таковые попросту отсутствовали. Тоже вполне распространенная история. Для меня всё меняется, когда Энни Грэхем (художница) заявляется на групповую терапию, очевидно, мучимая чувством вины за то, что совершенно не скорбит по своей матери. Сумбурно и сбивчиво сперва, она постепенно вываливает на пациентов и на зрителя кучу шокирующих фактов: её папаня откинулся, уморив себя намеренно голодом, хрен знает по каким причинам, родной брат страдал шизофренией и покончил собой, сообщив в предсмертной записке, что мать вселяла в него других людей. «С такими психотравмами – и она пришла на терапию всего лишь потому, что чувствовала вину из-за плохих отношений с матерью?», - подумала я, но дальше-больше. Мы далее узнаем, что Энн Грэхем является… лунатиком. Ранее она ходила во сне, но однажды она проснулась в комнате детей (где разнополые подростки на тот момент почему-то жили вместе), она полностью облила во сне себя и их скипидаром и держала в руках горящую спичку. Я уже на тот момент упекла бы художницу в психушку, но по непонятной для меня причине этого не произошло и все, в том числе муж-психиатр считают, что всё нормально. Вот конкретно тут я посчитала, что Астер борщанул с количеством событий на квадратный метр психики героини и я перестала ей верить в принципе, а slow burn превратился в борщ. Считаю это недостатком сценария. Крючочки можно было накинуть более изящно, достаточно было и одного брата шизофреника или уморившего себя отца. Тем не менее, очарование Ариса в том, что вывалив на зрителя силос из фактов, он смог всё равно сделать сюжет достаточно интересным. Сложно понять в чём его магия, но она определенно есть. Далее происходит сплэттерный и сюжетный зашквар и точка невозврата, как для персонажей, так и для зрителя. Если кто-то хотел выключить настоящее кино, то после автокатастрофы, в которой жутким образом гибнет тринадцатилетняя дочь семейства Грэхем сделать это уже невозможно – зритель вовлечён и хочет знать, что произойдет дальше. Именно так в «Солнцестоянии» Астер сработал с эпизодом геронтоцида, и признаю, что это мастерски применяется с его стороны. А в итоге разворачивается выдержанная семейная драма, где мистика реально уходит на двадцать пятый план. Ключевой сценой становится выяснение отношений за обедом, где начинает казаться, что абсолютно у всех из этой семейки, включая погибшую дочь, имелись неслабые проблемы с психикой. Мистические элементы сюжета спойлерить не буду, да и их художественная ценность гораздо ниже ценности элементов драматических. Астер красиво подсветил основную сюжетную нить сценами школьных уроков, где учитель литературы фоново бубнит зрителю на ухо основные ассоциации, а мы начинаем понимать, что картина снята в ключе древнегреческой трагедии, а закидки учителя как про жертву Ифигении, так и про то, что у греков не было выбора – имеют прямое бесхитростное символическое раскрытие сути фильма. Важно обратить внимание и на то, как начинается фильм: нам показывают миниатюрный домик, из числа тех, что делает Энн Грэхем, а потом действие вдруг начинает происходить в самих домиках. Тоже очень красивая отсылка к тому, что персонажи просто фигурки в чьих-то руках и для них всё уже предрешено и выбора, в общем-то, нет. Об актёрской игре. Астер на это явно ставку не делает в своих фильмах, он актёрам просто ставит задачи, с которыми они справляются на ура. Габриэл Бирн очень опытный актёр, он качественно выполняет в фильмах режиссёрские задачи, и здесь всё сделал как надо, роль человека, который предпочитает не видеть то, что происходит у него под носом отыграна на пятёрочку. Тони Колетт – сильная актриса, номинантка на Оскар за роль в «Шестом чувстве», также в её багаже роль психически больной женщины с диссоциативным расстройством личности в сериале «Такая разная Тара». Откровенно могу сказать, что в этом фильме Колетт, решив, видимо, что она на своей территории, очень и очень мощно переиграла. Её перехлёсты в игре – это второй минус в фильме, наряду с перекосом в сценарии. И это опять-таки косяк Астера, который не предотвратил такой явный перебор в актёрской игре. Однако дебютирующий режиссёр, скорее всего не решился слишком указывать номинантке на премию Оскар. В «Солнцестоянии» такая же проблема была у Флоренс Пью. И нельзя не отметить, что если бы Колетт так сильно не переигрывала, перед зрителем до самого финала стоял бы вопрос – действительно ли перед нами мистика, или же всё дело в том, что у Энн Грэхем кукуха поехала давно и надолго. Об игре Милли Шапиро, исполнившей роль тринадцатилетней Чарли, мне сложно судить. Дело в том, что актриса страдает от редкого заболевания – ключично-черепного дизостоза. Болезнь приводит к тому, что лицо заболевшего выглядит очень специфически. Из-за такого гротеска очень сложно понять, где заканчивается необычная внешность и где начинается актерская игра, но тем не менее Шапиро завораживает с первой секунды, и не могу не признать, что Астер, пригласив её, сделал беспроигрышный ход. По факту единственный, чья игра мне действительно понравилась, это ноунейм Алекс Вулф который сыграл роль Питера Грэхема. Сцена, в которой он в школе разбивает себе нос об парту может и не так офигительна, как похожая сцена в Бойцовском клубе, но очень динамична и страшна. В итоге, хотя в фильме немало элементов сплэттера, примененных со вкусом, если так можно про это вообще выразиться, меня по-настоящему напугали два момента: - все сцены с Милли Шапиро - сцена, где Питер прячется от матери на чердаке, а та изо всех сил колотит в чердачную дверь своей … головой. Это на самом деле жутко пугает. Главные минусы фильма: - сценарный перекос с количеством драматических фактов - игра Тони Колетт Главные плюсы фильма: - отличный сценарий - отличная режиссура - классное применение в тревожных моментах фильма звуков чьего-то тяжелого дыхания вместо пафосного музла - игра Алекса Вулфа - фирменный стиль Астера и поддержание жанра elevated horror Поскольку это дебют, то минусы Астеру можно простить. Но картина настолько оказалась мощной, что весь 2018 год в глазах критиков и зрителей боролась за звание лучшего хоррора 2018 с «Тихим местом», и где-то его даже превосходила. А это говорит само за себя, поскольку «Тихое место» - великолепный фильм, хоть больше и триллер, нежели хоррор. Одно категорически неправильно по поводу этого фильма, и здесь уже большие вопросы к российскому прокату. К чему было называть фильм с названием «Hereditary» - «Реинкарнация», полностью подменяя заложенную в оригинальное название суть – я, наверное, никогда не смогу понять. Но Астер назвал свой фильм «Наследие» или, скорее, «Наследственность» - и это то единственное название, которое имеет прямое отношение к сути этого фильма. Не позорьтесь пожалуйста своими некачественными литературными переводами хотя бы в названиях, уважаемый российский прокат. Я уже очень жду третий полнометражный фильма Ари Астера «Бульвар Разочарования», где, на минуточку, главную роль играет Хоакин Феникс. Потому что такие режиссеры как Ари Астер и Джордан Пил дали практически похороненному жанру хоррор не просто надежду – а новую жизнь. 8/10