Впору удивиться тому, что в последнее время в кинематографической среде сложилась устойчивая мода на Библию. Но это не совсем так: соответствующие пристрастия деятелей киноискусства, равно как и дельцов от киноиндустрии, раскрылись ещё на заре «великого немого» и с тех пор – если периодически и ослабевали, то, право, несильно и ненадолго. Разумеется, вряд ли ещё когда-нибудь появится фигура, сопоставимая по влиянию с Сесилом Блаунтом ДеМиллем, чьи масштабные кинополотна (о Моисее, получившем от Всевышнего десять заповедей, о Самсоне и Далиле и т.д.) собирали у экранов кинотеатров чуть ли не весь христианский мир. Однако поток произведений, реконструирующих, изредка – радикально (в духе актуальных умонастроений) переосмысливающих сюжеты Ветхого и Нового Заветов, не иссякал никогда. Отличительной чертой веяний текущего момента является с одной стороны преодоление бунтарских тенденций, подчас граничивших с ересью и богохульством (с точки зрения ортодоксов), с другой – стремление выйти за рамки банальной иллюстративности, привнести личные переживания религиозного и морального толка. Наиболее бескомпромиссным в данном отношении выглядит, пожалуй, Мел Гибсон, чьи «Страсти Христовы» /2004/ спровоцировали полемику отнюдь не схоластического свойства. Той же линии стремится придерживаться и Эндрю Хайатт, причём это представлялось бы очевидным, даже если б не удалось занять Джима Кэвизела, как раз прославившегося в роли Иисуса, на роль легендарного евангелиста.
Между прочим, режиссёра вряд ли правомочно причислять к непреклонным проповедникам веры. Он начинал на продюсерском поприще, приложив руку к выходу ряда заурядных комедий, боевиков, кинокомиксов, а две первые постановки Эндрю были ничем не примечательными (и даже малоудачными) триллерами. Лишь обращение к судьбе Девы Марии в третьей по счёту самостоятельной картине (с громким названием «Благодатный путь» /2015/), скажем так, указало творцу праведный путь. В данной связи симптоматичен интерес, проявленный следом к Павлу – к «апостолу язычников», пользующемуся непререкаемым авторитетом и в католической, и в православной традициях, хотя, к слову, подвергавшемуся яростной критике мыслителями (1), нацеливавшимися на реконструкцию истинного, неискажённого учения Сына Человеческого. Формально речь идёт о последних днях жизни урождённого Саула (или Савла) из Тарса, голословно обвинённого Нероном в поджогах домов римских граждан и в подстрекательствах к мятежу, брошенного в темницу. Старец безропотно сносит побои и издевательства стражников, изъявляя готовность вскорости предстать перед Господом, и лишь приход Луки, одарённого лекаря, верного соратника по второму миссионерскому путешествию, служит отрадой. Узник, снискавший прощение грехов молодости (особое место заняла, конечно, дорога в Дамаск, ознаменовавшаяся переломным событием), тем самым получает возможность воззвать как к единоверцам, число которых множится, невзирая на жестокие гонения, так и к грядущим поколениям.
Добросовестность авторов не вызывает никаких сомнений. Весьма ограниченный (оцениваемый в $5 млн. и легко окупившийся благодаря кассовым сборам, составившим порядка $22,5 млн.) производственный бюджет не помешал воспроизвести атмосферу канувшей в Лету эпохи. Съёмки проводились на Мальте – и актёр-ветеран Джеймс Фолкнер, блеснувший в заглавной партии, оказался далеко не единственным из причастных к знаменитому телесериалу «Игра престолов». Сценаристы Хайатт и Теренс Берден не стараются сглаживать острые углы – не замалчивают трагические явления. Чего только стоят кадры с сожжением (с использованием в качестве… факелов, освещающих столичные улицы) ранних христиан! Вместе с тем в ленте нет и признаков спекулятивности, дешёвой сенсационности. Главным становятся напряжённые нравственные искания действующих лиц, вынужденных принимать сложные решения в неблагоприятной, крайне запутанной обстановке и совершать самоотверженные поступки. На сеансе не раз закрадывается подозрение, что кинематографисты тщательнейшим образом изучили (помимо Деяний святых апостолов, исторических и богословских трудов) роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Беседы Маврикия Галласа с Павлом неслучайно заставляют вспомнить диалоги прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Легат Третьего легиона, не испытывающий восторгов по поводу назначения на должность начальника Мамертинской тюрьмы, меняет убеждения не только под влиянием бескорыстной помощи, оказанной Лукой, чьё искусство врачевания спасло от неминуемой гибели его дочь: важнее всего, когда слово – не расходится с делом.
Оставим теологам и религиоведам судить о верности предложенных создателями ленты трактовок характеров и фактов – для нас существеннее другое. Эндрю Хайатту удалось высветить в печальном (печальном?) уделе Павла аспект, поразительно созвучный сегодняшнему положению вещей, воспринимающийся жгуче злободневным. Рим при Нероне, погружённый в насилие, бедность и мировоззренческий хаос, управляемый безотказными, простыми до примитивности приёмами («Хлеба и зрелищ!»), невольно напоминает состояние западного общества в первой половине XXI века. Но зафиксировать упадок нравов, в обозримой перспективе неотвратимо ведущий к катастрофе (политической, идеологической, экономической, социальной…), – всё-таки недостаточно. Режиссёр концентрирует внимание на том, как новые, революционные идеи постепенно завоёвывают умы и сердца, становясь материальной силой. Убеждение индивидов (агитация?), в том числе таких выдающихся, как Маврикий, пусть уверяющий, что пока не готов поверить словам оппонента, мало-помалу набирает обороты – и вырастает до масштабов полноценной борьбы за культурную гегемонию. Финальные кадры недвусмысленно свидетельствуют: казнённый усекновением головы апостол Христа – победил. Таким образом, развязка оптимистична – и явно обращена к тем зрителям, что пребывают в пессимизме, не видя выхода из тупика, в который зашла в своём развитии цивилизация.
__________
1 – В частности, Львом Толстым в статье «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении» /1907/.
8
,0
2018, США, Драмы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Впору удивиться тому, что в последнее время в кинематографической среде сложилась устойчивая мода на Библию. Но это не совсем так: соответствующие пристрастия деятелей киноискусства, равно как и дельцов от киноиндустрии, раскрылись ещё на заре «великого немого» и с тех пор – если периодически и ослабевали, то, право, несильно и ненадолго. Разумеется, вряд ли ещё когда-нибудь появится фигура, сопоставимая по влиянию с Сесилом Блаунтом ДеМиллем, чьи масштабные кинополотна (о Моисее, получившем от Всевышнего десять заповедей, о Самсоне и Далиле и т.д.) собирали у экранов кинотеатров чуть ли не весь христианский мир. Однако поток произведений, реконструирующих, изредка – радикально (в духе актуальных умонастроений) переосмысливающих сюжеты Ветхого и Нового Заветов, не иссякал никогда. Отличительной чертой веяний текущего момента является с одной стороны преодоление бунтарских тенденций, подчас граничивших с ересью и богохульством (с точки зрения ортодоксов), с другой – стремление выйти за рамки банальной иллюстративности, привнести личные переживания религиозного и морального толка. Наиболее бескомпромиссным в данном отношении выглядит, пожалуй, Мел Гибсон, чьи «Страсти Христовы» /2004/ спровоцировали полемику отнюдь не схоластического свойства. Той же линии стремится придерживаться и Эндрю Хайатт, причём это представлялось бы очевидным, даже если б не удалось занять Джима Кэвизела, как раз прославившегося в роли Иисуса, на роль легендарного евангелиста. Между прочим, режиссёра вряд ли правомочно причислять к непреклонным проповедникам веры. Он начинал на продюсерском поприще, приложив руку к выходу ряда заурядных комедий, боевиков, кинокомиксов, а две первые постановки Эндрю были ничем не примечательными (и даже малоудачными) триллерами. Лишь обращение к судьбе Девы Марии в третьей по счёту самостоятельной картине (с громким названием «Благодатный путь» /2015/), скажем так, указало творцу праведный путь. В данной связи симптоматичен интерес, проявленный следом к Павлу – к «апостолу язычников», пользующемуся непререкаемым авторитетом и в католической, и в православной традициях, хотя, к слову, подвергавшемуся яростной критике мыслителями (1), нацеливавшимися на реконструкцию истинного, неискажённого учения Сына Человеческого. Формально речь идёт о последних днях жизни урождённого Саула (или Савла) из Тарса, голословно обвинённого Нероном в поджогах домов римских граждан и в подстрекательствах к мятежу, брошенного в темницу. Старец безропотно сносит побои и издевательства стражников, изъявляя готовность вскорости предстать перед Господом, и лишь приход Луки, одарённого лекаря, верного соратника по второму миссионерскому путешествию, служит отрадой. Узник, снискавший прощение грехов молодости (особое место заняла, конечно, дорога в Дамаск, ознаменовавшаяся переломным событием), тем самым получает возможность воззвать как к единоверцам, число которых множится, невзирая на жестокие гонения, так и к грядущим поколениям. Добросовестность авторов не вызывает никаких сомнений. Весьма ограниченный (оцениваемый в $5 млн. и легко окупившийся благодаря кассовым сборам, составившим порядка $22,5 млн.) производственный бюджет не помешал воспроизвести атмосферу канувшей в Лету эпохи. Съёмки проводились на Мальте – и актёр-ветеран Джеймс Фолкнер, блеснувший в заглавной партии, оказался далеко не единственным из причастных к знаменитому телесериалу «Игра престолов». Сценаристы Хайатт и Теренс Берден не стараются сглаживать острые углы – не замалчивают трагические явления. Чего только стоят кадры с сожжением (с использованием в качестве… факелов, освещающих столичные улицы) ранних христиан! Вместе с тем в ленте нет и признаков спекулятивности, дешёвой сенсационности. Главным становятся напряжённые нравственные искания действующих лиц, вынужденных принимать сложные решения в неблагоприятной, крайне запутанной обстановке и совершать самоотверженные поступки. На сеансе не раз закрадывается подозрение, что кинематографисты тщательнейшим образом изучили (помимо Деяний святых апостолов, исторических и богословских трудов) роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Беседы Маврикия Галласа с Павлом неслучайно заставляют вспомнить диалоги прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Легат Третьего легиона, не испытывающий восторгов по поводу назначения на должность начальника Мамертинской тюрьмы, меняет убеждения не только под влиянием бескорыстной помощи, оказанной Лукой, чьё искусство врачевания спасло от неминуемой гибели его дочь: важнее всего, когда слово – не расходится с делом. Оставим теологам и религиоведам судить о верности предложенных создателями ленты трактовок характеров и фактов – для нас существеннее другое. Эндрю Хайатту удалось высветить в печальном (печальном?) уделе Павла аспект, поразительно созвучный сегодняшнему положению вещей, воспринимающийся жгуче злободневным. Рим при Нероне, погружённый в насилие, бедность и мировоззренческий хаос, управляемый безотказными, простыми до примитивности приёмами («Хлеба и зрелищ!»), невольно напоминает состояние западного общества в первой половине XXI века. Но зафиксировать упадок нравов, в обозримой перспективе неотвратимо ведущий к катастрофе (политической, идеологической, экономической, социальной…), – всё-таки недостаточно. Режиссёр концентрирует внимание на том, как новые, революционные идеи постепенно завоёвывают умы и сердца, становясь материальной силой. Убеждение индивидов (агитация?), в том числе таких выдающихся, как Маврикий, пусть уверяющий, что пока не готов поверить словам оппонента, мало-помалу набирает обороты – и вырастает до масштабов полноценной борьбы за культурную гегемонию. Финальные кадры недвусмысленно свидетельствуют: казнённый усекновением головы апостол Христа – победил. Таким образом, развязка оптимистична – и явно обращена к тем зрителям, что пребывают в пессимизме, не видя выхода из тупика, в который зашла в своём развитии цивилизация. __________ 1 – В частности, Львом Толстым в статье «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении» /1907/.