Реальная история борцов с расизмом из ЮАР Тима Дженкина и Стивена Ли. В 1970-е годы они попали в огромную Центральную тюрьму Претории и вместе с другими заключёнными спланировали невероятный побег.
ЮАР, 1970-е годы. В стране установлен режим апартеида – господства белокожего меньшинства над темнокожим большинством населения. Несмотря на численное превосходство, темнокожие граждане ЮАР лишены всех основных прав: они не могут голосовать, получать достойное медицинское обслуживание и образование. Прогрессивные иностранные государства осуждают такое положение дел, но власти ЮАР продолжают вести дискриминационную политику.
Чтобы бороться с апартеидом, гражданские активисты создают Африканский Национальный Конгресс. Лучшие друзья Тим Дженкин и Стивен Ли – белые участники АНК, которые попадаются на распространении агитационных листовок. За принадлежность к запрещённой организации их отправляют в тюрьму Претории на 12 и 8 лет. Не желая отбывать наказание и считая себя политическими заключёнными, Дженкин и Ли придумывают дерзкий план выхода на свободу…
Удастся ли героям перехитрить систему и спастись? Приглашаем поклонников увлекательных триллеров посмотреть онлайн фильм «Побег из Претории», главные роли в котором сыграли талантливые Дэниэл Рэдклифф и Даниэль Уэббер.
Жанр | Триллеры, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 6 марта 2020 |
Время | 1 ч. 45 мин. |
Закадровый голос Тима Дженкина. В 1973 году ЮАР полыхала в огне, полиция отстреливала негров как кроликов. А кто-то в этом время нежился на пляже с пинаколадой. Действовал режим апартеида, царила ужасная сегрегация. Мы со Стивеном Ли тогда окончили университет и присоединились к АНК, вступили в борьбу на ее стороне. Самым радикальным, можно сказать, взрывным способом.
Тим и Стивен размещают в людных местах сумки. Они взрываются и разбрасывают пачки листовок.
Тим: мы присоединились к африканцам и азиатам в их борьбе с апартеидом. Но цена оказалась выше, чем мы только могли себе представить.
Тима и Стивена задерживают, идет судебный процесс. Тим выходит в туалет. К нему приходит его чернокожая девушка Дафна. Она говорит, что Тиму надо бежать. Тебе дадут не меньше 12 лет. Тим: я все равно не стану унижаться перед этим фашистским судьей. Дафна протягивает Тиму деньги, целует его и убегает. Тим, сидя на унитазе, засовывает в задний проход футляр из-под сигары, куда спрятаны деньги.
Кейптаун, 1978 год. Выступление судьи. Подсудимые изготовили 17 устройств для 26 подрывов. Они из хороших семей. Отец одного – известный фармаколог. Отец другого – кандидат наук. Страна их взрастила, а они ее предали. Так вот они решили ей отплатить. И вот цена вашей измены. Тим Дженкин, исполнитель и организатор – до 12 лет тюрьмы. Стивен Ли, пособник – до 8 лет тюрьмы. Место отбывания наказания – тюрьма для белых мужчин, политических преступников в Претории.
Осужденные в ожидании конвоя. Стивен выпрыгивает из окна, к нему подбегает охранник, избивает ногами.
Тима и Стивена везут в автозаке. Они закованы в кандалы.
Тима и Стивена привозят в тюрьму. С ними разговаривает капитан, начальник тюрьмы: что, белый Мандела к нам прибыл? Зачитайте им правила поведения.
Посещения раз в год. В камерах – идеальная чистота, все сексуальные отношения запрещена. По камерам!
Тима и Стивена разводят по камерам. Подъем в пять, отбой в 11, завтрак в 7-30. И полная тишина!
День 1.
Тим и Стивен приходят в столовую. Они подсаживаются за столик к Дэнису Голдбергу. Он объясняет новичкам, что заключенные в синих рубашках – уголовники. Охранник избивает дубинкой негра, который развозит на тележке кастрюли, за то, что тот пролил суп. Охранник веселится, говорит, что негра теперь зовут Кастрюль.
Заключенные на прогулке. Голдберг говорит Тиму: по тому, как ты бежишь, сразу понятно, что у тебя в теле контрабанда. Тим признается: сигарная труба, там 360 баксов. Голдберг рассказывает, что один заключенный не смог извлечь из прямой кишки такую торпеду, пока та не сгнила. Началось заражение. Ты лучше отдай это мне, у меня имеется тайник. Голдберг говорит: туннели тут рыть бесполезно, все равно выйдешь в тюрьме. Только вот за этой стеной город. Стены высотой в шесть метров, поверху колючка, везде прожектора и вооруженная охрана.
К Тиму и Стивену подходит заключенный (Леонард Фонтейн), он говорит про Голдберга: вы его не слушайте, он постоянно про побег говорит, но и только. Одни побег планируют, другие пробуют. Но никто еще отсюда не сбегал. Тим: все когда-нибудь делается впервые.
Закадровый голос Тима: в каждой тюрьме имеются свои авторитеты. Среди политических нашей тюрьмы таким был Голдберг. Он получил пожизненное за четыре попытки устроить революцию. Его судили вместе с Манделой. Здесь он – король.
День 23.
Закадровый голос Тима. Много ночей я смотрю на замок. Мне в голову приходит 100 идей. Потом – еще 100. И тут меня осенило. Главное – знать нужное. А потом от него идти в обратном направлении.
Тим вставляет в замочную скважину карандаш и кусок бумаги, двигает их в разных направлениях, извлекает из скважины, внимательно изучает.
Тим в душе разговаривает с Фонтейном. Что? Ключ из дерева? Он же сломается. Тим: не сломается, если резать против текстуры. А где мы возьмем дерево? В мастерской.
Фонтейн предлагает Тиму внимательно изучить форму бородки ключа, висящего на поясе охранника. Он устраивает потасовку в столовой, охранник подходит к столику, чтобы усмирить буяна. Тим внимательно рассматривает ключи на его поясе.
В камере Тим рисует на листе бумаги по памяти бородку ключа.
День 74.
Тим в мастерской трудится над изготовлением деревянного ключа. После завершения смены заключенные выливают из своих термосов в раковину остатки кофе. Тим засовывает заготовки ключей в термос, сверху кладет тряпки, потом наливает туда кофе. Он выливает кофе из термоса на глазах охранника.
Тим вытачивает ключ и отпирает ночью внутреннюю дверь своей камеры. За ней еще одна железная дверь, которая запирается только снаружи. Он говорит Фонтейну, что теперь займется ключом от наружной двери. Фонтейн: это просто безумие, но мне это нравится.
День 100.
Заключенные моют пол в коридоре. Тим пробует отпереть наружную дверь одной из камер деревянным ключом. Ключ ломается в скважине. Слышны шаги охранника, который приближается к коридору. Тим лихорадочно пробует извлечь кусок ключа из скважины. В конце концов это у него получается, но язычок замка вернуть в первоначальное положение не удается.
Охранник внимательно осматривает замок, вставляет в него ключ и запирает камеру.
Свидание с родными. Фонтейну сын говорит, что в школе его называют ублюдком из-за отца. Я подрался. А мама сказала, что, когда ты выйдешь, у меня уже будет расти борода, мне исполнится 23 года. Фонтейн: я так долго здесь сидеть не собираюсь. Мать говорит Фонтейну, что его жене снова не дали разрешение на свидание. Она уехала в Бордо. Слишком темпераментные разговоры Фонтейна привлекают внимание охранника. Он в грубой форме досрочно завершает свидание, выгоняет родственников Фонтейна. С заключенным начинается истерика. Его уводят в камеру.
День 142.
Тим спрашивает Фонтейна: как сын? Супер. Фонтейн отходит в сторону. Тим говорит Стивену: видимо, свидание у него не задалось. А как твой отец? Стивен: болен. Пора валить отсюда.
Тим, Стивен и Фонтейн в камере Тима обсуждают способы, которые позволят отпереть наружную дверь камеры. Фонтейн предлагает задействовать воздушного змея с ниткой, которую нужно протянуть сквозь скважину двери. Но как же можно дистанционно повернуть ключ. Тим внимательно смотрит на швабру, при помощи которой он имитирует уборку камеры. Есть идея.
Тим изготавливает устройство для дистанционного поворота ключа, которое он размещает на конце древка от швабры. Он высовывает устройство из камеры через решетку, отделяющую камеру от коридора. Тим вставляет ключ в скважину, пытается его там повернуть. Ничего не получается. Тим вытаскивает ключ из скважины, втаскивает его снова в камеру, подтачивает бородку, делает новую попытку. Ключ падает на пол в коридоре. Приближается время обхода. Тим приклеивает к концу древка кусочек жевательной резинки и с третьей попытки прилепляет к ней ключ, убирает его в камеру.
Утром Тим рассказывает товарищам: всю ночь не спал, но сумел отпереть обе двери в камеру.
Тим работает на огороде. Он зарывает в землю банку, в которой хранятся ключи от камеры.
Тим разговаривает с Голдбергом. Тот говорит: если вас поймают, то в лучшем случае дадут 25 лет. А в худшем вы получите пулю в голову. К нам перевели стрелка из Йоханнесбурга – говорят, он настоящий псих. Тим: так помогите нам!
Ночью Тим снова выходит из своей камеры.
Заключенные обсуждают перспективы побега: надо ведь еще одежду добыть. И куда нам идти на воле? Надо добираться до Мозамбика, а оттуда в Танзанию. Фонтейн говорит, что у него закончилось терпение: раз в год свидание, и то полчаса не дают пообщаться с родными.
День 206.
Голос Тима. В тюрьме все постоянно меняется, хотя внешне здесь царит рутина. Ты находишь трещины в броне и постепенно их расширяешь.
Охранники говорят, что сегодня очередь Голдберга убирать помещение кинозала. Ему вручают ключи, который тот отдает Тиму для снятия слепка.
День 296.
Охранник приносит Тиму новые очки и сообщает: твой друг Кастрюль, вчера был казнен. Два раза петлю пришлось затягивать. Хоть он и был бандит, государство обеспечило ему бесплатные похороны.
Тим выходит ночью из камеры, отпирает дверь коридора. Он проникает в кладовку возле кинозала и обнаруживает там коробки, в которых хранится цивильная одежда заключенных.
Утром Тим не слышит звонка и просыпает побудку, из-за чего получает выволочку от капитана. Раз не слышишь звонка на побудку – будем считать, что сегодня ты не услышишь сигнал к обеду и ужину.
Охранники устраивают шмон. Из камеры Фонтейна выбрасывают рисунки его сына. С Фонтейном истерика, его вынуждены держать двое охранников.
Капитан осматривает камеру Тима. Он видит семейные фотографии, потом замечает на полу деревянную бородку от ключа. Что это? Держалка для фотографии. Капитан: дурацкое изобретение!
Голос Тима. Я прятал эмоции так глубоко, как только мог. Но они рвались наружу. Ночные панические атаки делались все сильнее. И вся тюрьма стала для нас тайником. Все это благодаря моим ключам.
День 404.
Заключенные спорят о целесообразности побега. Тим говорит, что он изготовил уже 39 ключей от 15 дверей. Сейчас как раз ставят новую вышку для стрелков. Нужно уходить в Мозамбик. Голдберг говорит, что бегство из тюрьмы – это настоящее дезертирство. Именно здесь место борца с апартеидом. Спор перерастет в драку. Тим говорит: я мог бы вывести всех. Вы будете о своем решении жалеть до конца дней. Каждый день нашего заключения оправдывает этот режим. Голдберг: нас будут пытать из-за вас.
Ночью Тим, Фонтейн и Стивен выходят из своих камер, отпирают дверь, ведущую из коридора на лестницу, они забираются в кладовку при кинозале и переодеваются. Потом они проникают в мастерскую. Через замочную скважину виден тюремный двор и открытые ворота, за которыми видна улица. Но дверь не открывается, ни один ключ к ней не подходит. Тим: надо вернуться. Фонтейн хватает стамеску и отвертку, начинает разрушать дверной косяк. Несмотря на поднятый им шум, охрана не реагирует. Заключенные открывают взломанную дверь, выходят во двор, крадутся вдоль стены и выходят через ворота на волю.
Они садятся в такси для черных и уезжают в Йоханнесбург.
Охранники после подъема обнаруживают исчезновение троих заключенных и поднимают тревогу.
Финальные титры. Так началась самая масштабная облава в истории ЮАР. Но беглецам удалось через Мозамбик и Танзанию добраться до Лондона, где они присоединились к АНК. Их помиловали в 1991 году. Дафна была арестована сразу после побега, она провела в тюрьме девять дней. Тим больше ее так и не увидел. Международное давление привело в 1992 году к падению режима апартеида. В 1994 году лидер АНК Нельсон Мандела был избран президентом ЮАР.
Отзывы